Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Второй цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА “Бо”

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.

Почему глава так называется?

В первой фразе главы говорится: “Творец сказал Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.

Обсуждение главы Бо

13.01.02

В названии многих недельных разделов Торы стоит глагол в повелительном наклонении, обозначающий движение.

Например, третий раздел Торы – о человеке, который стал первым евреем, Аврааме – Лех-леха (“Иди себе, иди”). Аврааму, как оказалось, недостаточно было обрести Создателя в душе и исполнять Его повеления. С риском для жизни ему пришлось бросить вызов миру идолопоклонников, оставить родину, дом, привычное окружение и пойти навстречу Ему, выполнить свое предназначение именно в том месте, которое указал Всевышний — в Обетованной Земле.

Это движение привело к возникновению еврейской семьи — зерна будущего еврейского народа.

Книга Шемот рассказывает, как прорастало это зерно. Семья Яакова, оставив родину – на этот раз уже Кенаан (будущую Землю Израиля) – и переселилась в одну из процветающих в те времена стран — Египет, чтобы там явить всему человечеству, что у мира — Один Творец, Один Повелитель.

Недельный раздел Бо рассказывает о новом этапе движения к Творцу.

Несмотря на преследования и препятствия, евреи поднимутся и оставят Египет, “дом рабства”, чтобы вернуться на землю праотцев.

Но чтобы это добровольное переселение народа свершилось, Моше должен снова пойти во дворец и снова потребовать, чтобы фараон отпустил еврейский народ. Такова воля Всевышнего.

Но почему Создатель говорит Моше не Лех (иди), как Аврааму, а — Бо?

Необычность этого обращения подчеркнута и тем, что в Торе как повеление это слово используется впервые.

Наши мудрецы поясняют. Перед первым ударом по Египту к фараону должны были пойти не только Моше и его брат Аарон, но и семьдесят старейшин (мудрецов). Пошли все вместе, но по дороге старейшины отстали. И до фараона дошли (бау) только Моше и Аарон.

Евреи были рабами уже сотни лет. Всесильный фараон, глава огромной державы, мог убить старейшин. На этом закончилась бы их жизнь, и они не смогли бы передать грядущим поколениям великое послание о Властителе мира.

Но Моше пришел к фараону один раз и второй... Он приходил к нему до тех пор, пока, по воле Создателя, тот не отпустил еврейский народ из Египта.

У евреев принято судить о людях не по намерениям, а по результату — к чему, в конце концов, пришел (ба) человек.

Однако евреи друг с другом не соревнуются, и нет у нас деления людей на “победителей” и “проигравших”.

Кому-то суждено родиться богатым, красивым и умным, кому-то — нищим да еще, к примеру, калекой. Разве справедливо, что кто-то от рождения без заслуг “награжден”, а другой — без вины “наказан”?

Наша традиция говорит, что каждый из них получает свое испытание: богатый — богатством, бедный — бедностью. Бедный калека при этом способен, порой, достичь большего, чем богатый и здоровый. С богатого, кстати, и спрашивается строже.

Поэтому награда обделенного при рождении может оказаться намного выше. А “награжденный” богатством, нередко бывает, вообще сворачивает с правильного пути и в результате в мире Истины не получит никакой награды.

Всевышний и его народ, евреи, оценивают человека по делам, по его стараниям, а результаты — то, чего он достигнет — зависят от воли Творца.

Наши мудрецы говорят о существовании трех корон: царской, короны коэнов (служителей Храма) и короны Торы (Пиркей авот). Для того, чтобы заслужить одну из них, человек должен обладать множеством достоинств. В наибольшей степени это касается короны Торы. Она не передается по наследству, как — царство, например, или возможность стать коэном. Не всякому дано стать мудрецом Торы.

Мишна добавляет: самая высшая из корон – корона доброго имени. Ее может удостоиться любой человек — кем бы он ни был, в какой ситуации ни оказался бы.

Моше при жизни удостоился всех четырех корон.

 

 

14.01.02

Итак, Моше снова пришел к фараону и предупредил: если не отпустит еврейский народ служить Творцу, египтян ожидает седьмая казнь — град.

На этот раз реальность угрозы признали не только маги (как было после третьей казни – см. на сайте обзор предыдущей недельной главы Ваэра — первый и второй годовые циклы), но и министры фараона.

В Торе читаем: “И сказали слуги фараона: Доколе это будет для нас помехой? Отпусти этих людей, и пусть служат Творцу, Всесильному их, разве ты не знаешь, что гибнет Египет?” (гл.10, ст. 7).

И обрушился на Египет страшный град, в котором соединились, как сказано, “лед и пламень” (гл. 9, ст. 23).

И опять заупрямился фараон, опять не выполнил волю Творца.

И вот уже саранча в невиданном количестве покрывает землю Египта (казнь восьмая)...

Тогда “...поспешил фараон призвать Моше и Аарона, и сказал: согрешил я пред Творцом, Всесильным вашим, и перед вами. А теперь простите грех мой лишь на этот раз, и помолитесь Творцу, Всесильному вашему, да будет удалена от меня хоть эта смерть!” (гл. 10, ст. 16).

Как видим, фараон теперь уже раскаивается. Быть может, вполне искреннее, но ненадолго. Лишь до того момента, когда Всевышний, вняв молитве Моше, прекращает эту казнь.

И приходит наказание тьмой. Тьма здесь — не просто отсутствие света. Это — особое творение.

Египтяне погружаются во тьму, а евреям ниспослан свет, позволяющий им все видеть.

В этой тьме происходит отбор. Евреи, которые стремятся к свету Творца, который зовет их к Синаю и Земле Израиля, обретут богатство и будущее. Те, кто надумал остаться в Египте — во власти материализма и идолопоклонства, останутся в этой земле навсегда. Их хоронят, как рассказывает мидраш (Устная Тора), в этой тьме. И египтяне этих похорон не видят (подробно об этом — см. на сайте обзор недельного раздела Бешалах прошлогоднего цикла).

 

15.01.02

И, наконец, Египет постигает последний, десятый удар — гибнут первенцы. Если рождение еврейского народа подобно Творению, то здесь происходит смена земной власти на духовную.

Египет называли самой мощной, самой известной страной. О народе Израиля сказано, что Всевышний создал его последним и что он избран Им, потому что он — маленький народ.

И вот именно теперь наступает момент его избрания.

Египтяне были первой великой нацией своего времени и должны были, согласно предназначению первенцев (начиная с самого первого человека) — служить Творцу. И если первенцы первого из народов, которому была дана Создателем такая власть и богатство, отказываются повиноваться Ему, мало того — препятствуют исполнению Его воли, Он забирает у них жизнь и избранность, которые прежде им даровал, и передает другим. Такова вся предшествующая история (которую раскрывает нам Тора в книге Берешит, начиная с Адама и кончая сыновьями Яакова).

Первенцев Израиля смерть минует, потому что они, перенеся в Египте очищающие их души страдания, отныне, как народ, будут стремиться выполнять Его волю.

Именно в этот момент начинается реализация слов Всевышнего, которые Он сказал Моше, посылая его в Египет: “И скажешь фараону: Так сказал Творец: сын Мой, первенец Мой – Израиль! Я тебе говорю: отпусти Моего сына, чтобы он Мне служил. А ты отказываешься его отпустить, и вот: Я убиваю твоего сына, твоего первенца!” (гл. 4, ст. 22,23).

При этом наказанию фараона было само по себе справедливым, ибо он, его семья и подчиненные несли прямую ответственность за организацию и выполнение массовых убийств еврейских мальчиков. Их топили в реке и замуровывали в пирамиды.

Та же идея об Израиле — первенце проводится и в других местах Торы (Дварим, гл. 14, ст. 1; Авот, гл. 3, ст. 18).

Создатель избирает Израиль сыном–первенцем, и навеки становится его Отцом (на иврите – ав).

Слово ав состоит из первых букв алфавита — алеф, бет, как и слово бо.

Моше и Аарон с риском для жизни выполняют повеление Творца. Они приходят к земному властителю — фараону, чтобы еврейский народ перестал быть рабом и свободно избрал служение Всевышнему. Этот союз еврейского народа с Творцом вечен и неизменен.

 

16.01.02

Уничтожающая первенцев Египта сила проходила над домами евреев, миновала (на иврите — пасах) их. Это дало название празднику Песах — воспоминанию об Исходе.

Тора и мудрецы рассказывают нам, что разделение судеб израильского и египетского народов произошло не случайно. Израиль заслужил избрание, исполнив две заповеди Всевышнего, связанные с риском для жизни, с кровопролитием, как дважды повторяет Пасхальная Агада: бедамаих хаи — в крови твоей живи!

Первая кровь — кровь жертвенных баранов, называемых песах, или зевах песах — идолов Египта, кровью которых евреи демонстративно мазали внешние косяки (мезузы) дверей своих домов. Это стало основанием заповеди укреплять на дверном косяке маленький пергаментный свиток с фрагментами из Торы, где говорится об Исходе — мезузу.

Вторая кровь — кровь союза обрезания, брит милы, которую совершали евреи, подтверждая союз Авраама с Творцом.

Принесение пасхальной жертвы, когда существует Храм, и обрезание — две заповеди, требующие активного действия. За их сознательное неисполнение полагается карет — по решению Небес, отсечение от Источника жизни. Что грозит преждевременной смертью, бездетностью и другими бедами.

На близость двух заповедей указывают одинаковые числовые значения слов, связанных с этими видами кровопролития: сэ (жертвенное животное) и орла (крайняя плоть) – 305, а также то, что пасхальную жертву мог есть только обрезанный.

Не вдаваясь в подробности общих законов праздника Песах, отметим лишь две его

специфические заповеди: уничтожение квасного теста (хамец) во всем доме и владениях и заповедь есть мацу. На эти две заповеди указывает само название праздника. Числовое значение слова песах (состоит из букв пэй, самех, хет) — 148, как у слова кемах (мука).

То же числовое значение и у слова нецах – вечность, ибо Песах — наша дорога в вечность.

Мука не должна закваситься при изготовлении мацы, поэтому ее тонкие лепешки пекут меньше чем за 18 минут (18 — числовое значение слова хай — живой) Знания об установленных законом мерах веса, объема и времени Моше получил на горе Синай при даровании Торы. В том числе — и о 18-ти минутах.

Раби Элиэзер говорит: “эйн кемах – эйн Тора (нет муки – нет Торы)” (Пиркей авот, 3:21).

Если нет материального мира, если от евреев не требуется практическое исполнение закона – для чего нужна Тора, посредник между духовным и материальным миром, и для чего нужен сам духовный мир? Если нет Закона и нет учения, материальному миру незачем существовать.

Мы можем сказать: эйн Песах – эйн Тора. Если бы не было Песаха, добровольного Исхода из Египта с помощью Творца, мы бы не получили Тору, и миру незачем было бы существовать.

Почему так важно не есть хамец в Песах?

Закваска, от которой тесто разбухает — символ самодовольства, которое мешает человеку прийти к Творцу и добровольно взять на себя исполнение Его Воли. Самодовольный человек не может стать “сыном” Творца, Его первенцем.

Почему мы едим в Песах мацу?

Чтобы помнить об освобождении, о готовности нашего народа идти навстречу Творцу.

 

 

17.01.02

Еще до упоминания о заповедях, о которых мы только что говорили, наш недельный раздел сообщает еще об одной — о заповеди, данной на будущее еще не созданному еврейскому народу. Речь идет о повелении Творца отмечать начало месяцев (рош ходеш).

В Торе сказано: “Месяц этот (нисан) для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года” (гл. 12, ст. 2).

Казалось бы, что здесь уникального для еврейского народа? Почему нужно отмечать новолуние?

Однако греки, намечая самые болезненные для существования еврейского народа точки, чтобы несколькими запретами уничтожить его духовно, выбрали — запрет на обрезание и на Рош ходеш.

Начало месяца, которое утверждалось высшим судом еврейских мудрецов, определяло всю религиозную жизнь евреев — с постами, субботами и праздниками, которые все должны были соблюдать именно в назначенное, особое, “выделенное” для этого время.

Примеру греков последовали ненавистники еврейского образа жизни в советской России. Они, первым делом, запретили евреям печатать свои календари.

Значение этой заповеди так велико, что комментатор Торы Раши (Раби Шломо Ицхаки, 11 век) задает вопрос: почему вообще Тора не начинается с заповеди о Рош ходеш, для чего это долгое предисловие к главному — тому, что мы должны делать, исполняя Его желание.

После пасхальных заповедей Творец дает мужчинам еще одно повеление — надевать тфилин: “И да будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими, чтобы было учение Творца на устах твоих, ибо сильной рукою вывел тебя Всевышний из Египта” (гл. 13. ст. 16 ).

В чем смысл этого знака, соединяющего направление мысли, чувства и действия?

Обратимся к последней книге Торы — Дварим (гл. 21, ст. 17, 18): “И возгорится на вас гнев Всевышнего, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст своих плодов; и вы скоро пропадете с этой доброй земли... Положите эти слова Мои на сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими”.

В книге Сифри (одна из книг, составляющих мидраш, часть записи Устной Торы) разъясняется, почему вслед за предсказанием об изгнании евреев из Эрец Исраэль Тора повелевает выполнять мицву тфилин: “Даже после того, как вы отправитесь в галут (изгнание), вы обязаны выполнять заповеди (мицвот): накладывать тфилин, делать мезузы, чтобы (эти заповеди) не были для вас новыми, когда вы вернетесь”.

Мы вышли из Египта и вернулись...

 

Автор текста Гедалия Спинадель