Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Второй цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА “Итро”

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.

Почему глава так называется?

По имени в первой фразе: “И услышал Итро, жрец Мидьяна... ”.

Обсуждение главы Итро

27.01.02

Немногие недельные разделы Торы названы именами людей. А если и названы — нет среди них ни одного еврейского.

Это может показаться удивительным. Но таков принцип еврейской традиции, как сказано: “Вся слава царской дочери – внутри” (Теилим, 45:14).

Принцип скромности можно проследить во всех проявлениях традиционной еврейской жизни. Но о какой “царской дочери” говорит стих псалма?

Здесь имеется в виду Присутствие Творца, Его проявление в мире, то есть — Шхина.

Тора, как правило, не описывает даже внешность людей. Ибо не находит в этом смысла. О красоте Сары упоминает Авраам, когда входит в Египет. Да и то потому, что эту ценность у него хотели похитить.

Итак, почему наш недельный раздел, который рассказывает о самом выдающемся событии в мире – даровании Торы еврейскому народу – носит имя жреца Мидьяна?

Обратим внимание, что имя Итро или Йетер (как он назван в другом месте; вообще у него было семь имен, которые отражали разные качества), образовано от слова йотер, что означает — “еще” или “добавление”.

Кто же такой Итро, и что он “добавил”?

Фраза из Торы сообщает нам лишь о том, что он был тестем Моше. Достаточно обширную информацию о нем мы находим в Устной традиции.

Итро был шейхом в Мидьяне (стране, расположенной на восточном берегу Иордана). И этот титул означает — “глава рода” или “духовный руководитель”.

В те времена все были идолопоклонниками. Приносили жертвы обожествленным силам природы. Тора называет Итро коэном (так в тексте), то есть — жрецом, потому что, занимая высокое положение в иерархии своего государства, он возглавлял служение идолам. Это давало ему власть, богатство, почет. Люди побаивались его, ибо считали, что от него зависит “настроение” богов. Общаясь с ними, он может вызвать их расположение или немилость.

Но Итро просто власти над людьми было недостаточно. Он жаждал еще, то есть — большего. Он искал – Истину, хотел испытывать уверенность в том, что его дело – правое, и жизнь его не проходит напрасно — не тратится лишь на удовлетворение личных потребностей. Ему важно было убедиться, что он действительно служит Высшей силе, а не какому-то идолу — придуманному людьми и созданному руками человека из золота, серебра или дерева.

В те времена люди в поисках защиты прибегали к различным способам магии и колдовства, вызывали духов, ходили к гадателям, чтобы узнать, что их ждет в будущем. Согласно потребностям, они поклонялись множеству богов — добрым и злым, “всесильным” и тем, что были у них в “подчинении”. А, соответственно, существовало множество видов служения. Итро последовательно переходил от одного вида к другому.

Что же случилось с ним?

28.01.02

О его дальнейшей судьбе Тора говорит намеком (в эпизоде, который мы частично рассматривали в обозрении недельной главы Шемот, в том фрагменте, где дается характеристика Моше).

Прочтем этот отрывок: “А у коэна Мидьяна было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили каменные корыта, чтобы напоить скот своего отца. И пришли пастухи, и отогнали их – но Моше поднялся на их защиту, и спас их, и напоил их скот. И они пришли к Реуэлю, своему отцу... И сказал он своим дочерям: А где же он? Что же вы оставили этого человека? Позовите его, путь поест хлеба. И согласился Моше жить у этого человека, и выдал тот за Моше дочь свою Ципору. И родила она сына, и назвал его Моше именем Гершом, сказав: пришельцем (гером) я стал в чужой стране (шам – там)” (Шемот, гл. 2, ст. 16-22).

При прочтении этого эпизода возникают вопросы. Если Итро занимал высокое положение в Мидьяне (некоторые даже переводят коэн Мидьян как “правитель Мидьяна”), как же посмели пастухи так обращаться с его дочерями? И почему Итро называют здесь Реуэль?

Мидраш рассказывает, что духовные поиски Итро не остались незамеченными.

Он отказывался приносить жертвы то одному богу, то другому. А в какой-то момент вообще прекратил приносить жертвы — всем обожествленным силам. Ибо пришел к выводу, что все это — фикция.

Так он потерял финансовую поддержку в своей стране. Но главное — его поведение вызвало сначала недоумение, а затем и — озлобление людей. Хорошо, что не убили его, как пытался убить Авраама могучий правитель Нимрод, за то, что он был гером – пришельцем на пути к Всевышнему.

По сути, разница между Итро и Авраамом состояла не только в том, что Авраам был первым человеком, который самостоятельно прошел путь к Творцу (примерно за четыреста лет до Итро), и был сыном “министра религий” при дворе царя Нимрода, а Итро сам занимал высокое положение, и сам был себе хозяином.

Авраам был мыслителем и пришел к Истине интеллектуальным путем. Когда он нашел ее, то немедленно начал действовать. Он распространял Истину, приводил к ней людей. Ему открылся Творец, и он исполнял Его волю с риском для жизни, всеми доступными для него способами — во имя создания народа, который будет служить Всевышнему.

Итро можно было бы назвать “естествоиспытателем”. Он все испробовал на практике, стремился к Истине на эмоциональном уровне, совершил немало ошибок, все пережил и, в конце концов, понял: за многообразием мира стоит Единая Сила, все имеет Единый Источник, благодаря Ему все существует. Поэтому, кстати, его и назвали именем Реуэль (“друг Всесильного”) Во всяком случае, в корне его имени стоит Имя высшей Силы.

А дальше...

29.01.02

Что делать дальше Итро, видимо, не знал. В своем отечестве он перестал быть пророком.

И вдруг ему “повезло”. К нему пришел Моше — еврей, носитель великой традиции Шема, Эвера, Авраама, Ицхака и Яакова. Моше оказал на него влияние, указал ему, что надо делать.

Несомненно, произошло это не случайно. Если бы Итро прежде не прошел путь сомнений, Всевышний не привел бы к нему Моше...

Далее в Торе читаем: “И услышал Итро, коэн Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что сделал Творец для Моше и для Израиля, народа своего, что вывел Творец Израиль из Египта... И пришел Итро, тесть Моше, и сыновья его, и жена его к Моше в пустыне, где он находился в стане у горы Творца... И вышел Моше навстречу тестю своему, и поклонился, и поцеловал его, и приветствовали они друг друга, и вошли в шатер. И рассказал Моше тестю своему обо всем... И сказал Итро: Благословен Всевышний, который избавил вас от руки египтян и от руки фараона, который избавил народ этот от власти Египта. Теперь узнал я, что Творец выше всех божеств: по тому, как они злоумышляли против вас” (гл. 18, ст. 1–11).

Последняя фраза цитаты, на первый взгляд, может показаться странной. Итро говорит о своем окончательном прозрении. И было бы естественным услышать от него вывод, сделанный им на основе собственного опыта. Но он произносит: “...по тому, как они злоумышляли против вас”. Что это значит?

Дело в том, что, живя среди неевреев, Итро видел, как они притесняют евреев и пытаются их уничтожить. И тут мы видим реализацию одной из задач, которые, как мы говорили в обзоре предыдущей главы, ставил перед собой Творец, верша казни над египтянами — показать Свою Силу всему миру.

Итро оценил ситуацию так: только Всевышний мог спасти евреев от этого страшного зла.

Спрашивают мудрецы: “Как может спастись овца среди семидесяти волков (сыны Израиля среди других народов)?” — И отвечают: “Потому что есть Пастух, который отгоняет волков”.

Такова логика Итро.

Есть в словах “по тому, как они злоумышляли против вас” и еще один аспект, который раскрывает принцип высшей справедливости в мире: мида кенегед мида – мера за меру. Когда Итро увидел, что египтяне наказаны именно теми казнями, на которые обрекали евреев (например, топили младенцев, и за это утонули сами) – он понял, что это дело рук Творца мира, что Он, Всевышний, обладает в нем полной властью.

Итак, Итро, подготовленный своим прошлым опытом, сам пришел к Моше, к евреям —чтобы быть вместе с ними в час их радости и узнать подробности о деяниях Создателя. Моше оставалось только пригласить его присоединиться к Народу Израиля.

 

 

30.01.02

Главное событие недельной главы Итро – дарование Торы на Синае. Это — момент наивысшего раскрытия Творца, которого еврейский народ удостоился за заслуги предков.

Но конечная цель дарования Торы — через еврейский народ приблизить к Нему все творение. И не случайно этот важнейший раздел называется именем Итро, который не был потомком Авраама, но, олицетворяя собой мир других народов на пути к Творцу, тоже пришел получать Тору.

Талмуд (трактат Авода Зара) рассказывает, что до того, как даровать Тору евреям, Всевышний предлагал ее всем другим народам. Но они прежде спрашивали, что в ней, а когда узнавали ее законы, не хотели брать на себя бремя заповедей.

Например, Эдом узнал, что шестая заповедь, данная на Синае: “Не убивай” (Шемот, гл. 20, ст. 13). И сказал: “Но ведь я живу своим мечом. Мне это не подходит” (такую судьбу предсказал ему Ицхак).

Народ Ишмаэля обратил внимание на восьмую заповедь — “Не кради” (Шемот, гл. 20, ст. 13), и ответил: “Но я живу грабежом”, как сказано о нем его матери: “Его рука на всех, и рука всех на нем”.

И только евреи не стали узнавать, о чем говорит Учение. Они приняли на себя соблюдение всей Торы в целом, потому что это — дар их Отца, который спас их из Египта. Признание этого факта определяет содержание первой заповеди, полученной на Синае: “Я Творец, твой Владыка, который вывел тебя из Египта, где вы были рабами” (Шемот, гл. 20, ст. 2).

И только когда евреи уже приняли Тору, другие народы поняли, что они потеряли. Они потеряли близость к Творцу мира. С этого момента их путь к Торе и Творцу стал опосредованным, через евреев. И тогда они, испытав чувство зависти, возненавидели евреев. Так возник антисемитизм. Поэтому, говорится в Талмуде, что пустыня и гора называется Синай, от слова сина – ненависть.

Теперь любому нееврею нужно доказывать, что он действительно хочет соблюдать законы Торы.

Итро был первым неевреем, принявшим еврейство, то есть — гером.

 

 

31.01.02

Среди полученных на Синае 613-ти заповедей, есть и такая: “Как житель страны, пусть у вас будет пришелец, проживающий среди вас, люби его как самого себя, ибо пришельцами были вы в Египте” (Кедошим, гл. 19, ст. 34).

На протяжении всей еврейской истории всегда находились люди, которые настаивали на том, что хотят служить Творцу как евреи. И многие из них удостаивались в нашем народе самого высокого уважения.

Традиция донесла до нас рассказ о том, как великие мудрецы — Шамай и Гиллель — которые жили две тысячи лет назад и по многим вопросам придерживались разных мнений, что определяло законодательные дискуссии их последователей, обошлись с одним человеком.

Пришел этот человек к Шамаю, который был инженером–строителем и в тот момент держал в руках строительную линейку.

Он сказал Шамаю, что станет евреем, если тот расскажет ему всю Тору за то время, которое он способен простоять на одной ноге.

Шамай оскорбился за Тору и стукнул человека линейкой.

Человек побежал к Гиллелю.

Гиллель встретил его радушно и, когда тот сказал ему то же самое, он ответил: “То, что неприятно тебе, не делай другому. В этом вся Тора. Все остальное – комментарии. Иди и учись”.

Пришелец пошел учиться и через некоторое время стал праведным евреем.

Кто же поступил правильно: Шамай или Гиллель?

Наверное, все-таки Гиллель. Зачем прогонять человека, который потом может стать праведником?

Однако на самом деле оба мудрецы были правы. Оба вели человека к одному – истинному принятию еврейства, настоящему гиюру.

Если бы этот человек обиделся на Шамая или вообще на евреев, значит, побуждения его не были истинными. Не Истины он искал.

Но если, получив удар от первого мудреца, он побежал ко второму, значит, стремление его было истинным. Увидев это, Гиллель отправил его учиться.

И тогда он узнал, что для евреев существуют еще заповеди, требующие действия, суть которых указал раби Акива: “Люби ближнего как самого себя – это великий принцип Торы”.

Принцип “люби ближнего как самого себя” назван великим. Потому, что он общий: он включает в себя и запреты Торы, как частность, как первую ступень – не делай плохого, не вреди, за которой должно следовать – делай хорошее.

Здесь возникает вопрос: кто это — ближний?

Первые слова Шма, Исраэль призывают нас: “Люби Творца...”. Он — самый ближний, ибо Он — Отец наш. Все в мире проистекает из любви к Нему.

Заповеди, данные нам Всевышним на горе Синай, направлены на усовершенствование мира. В этом и заключается предназначение человека, как сказано в конце описания Творения мира: “И благословил Творец день седьмой и освятил его, ибо в него приостановил Свою работу, которую сотворил, чтобы делать” (Берешит, 2:3).

Делать ее, завершать работу, должны люди. Но Создатель требует этого только от нас, евреев, потому что у нас с Ним — вечный союз. Только с нас Он спрашивает, если мы не выполняем Его заповеди, связанные с улучшением мира.

Поэтому мы не занимаемся миссионерством. Нести дополнительную ношу – дело сугубо добровольное. Но если уже человек принял на себя бремя Закона, то и отвечать придется по всей строгости. С любимого, близкого, в первую очередь, и спрашивают.

Гер Итро удостоился великого почета – его именем назван раздел Торы, потому что он добавил к Торе себя.

Впрочем, и весь наш народ, который получил у горы Синай Тору, как описано в этой недельной главе, тоже перед этим как бы заново принял еврейство.

Перед выходом из Египта весь народ прошел обрезание (смотри обзор предыдущей недельной главы). Потом прошел через море, что мудрецы сравнивают с погружением в микву – обязательный элемент гиюра. А перед горой Синай все евреи в один голос дали клятву: “Все, что сказал Творец, мы исполним” (Шемот, гл. 19, ст. 8).

Автор текста Гедалия Спинадель