Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Второй цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА “Микец”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И было по завершению двух лет, фараону снится сон...”.

По завершению на иврите — микец.

Обсуждение главы Микец

01.12.02

Нередко жизненная ситуация кажется человеку чернее ночи без всякой надежды на просвет. Но наши мудрецы учат, что это ощущение исходит от йецер а-ра силы, которая, толкая человека к дурным поступкам, испытывает его. И если он полагается на Творца и делает все, что от него зависит, то знает — из самой трудной ситуации обязательно найдется выход. Ибо ведомо ему: все, что делает Творец — к лучшему.

Такова история Йосефа.

Братья, возненавидев Йосефа, продали его в рабство к идолопоклонникам, он потерял возможность учиться у своего отца. Уже в неволе по ложному обвинению был брошен в темницу, и пробыл в заключении десять лет. Разве это мало для отчаяния, для обиды смертельной на Создателя?

Потом, казалось бы, подвернулся случай рассказать о своей невиновности царедворцу, чтобы тот передал информацию о навете фараону и вызволил Йосефа из тюрьмы. Но — безрезультатно. Опять потянулись годы заключения.

На этом завершается предыдущая недельная глава. А наша начинается с такой фразы: “И было по завершению двух лет (этого тюремного срока)”... Далее идет рассказ о первом сне фараона, который завершается словами: “и пробудился фараон” — ваикац паро. В корне слова “пробудился” мы видим те же буквы — куф, цадик, что и в слове микец. Слово кец в переводе на русский язык означает “конец”, “заключение”.

Тем же словом — ваикац заканчивается повествование о втором сне фараона. То есть глава начинается с троекратного повторения слова “конец”.

О чем же здесь идет речь, о “конце” чего? Сначала можно понять, что говорится как будто бы о времени: “И было в конце двух лет...”.

Но слово микец можно перевести выражением — “из заключения”. Всевышний начинает расплетать узлы, не просто вызволить, но и возвысить Йосефа — ради спасения народа Израиля.

Оно, по милосердию Творца, наступило не через 400 лет, как говорил Он Аврааму, а на 190 лет (числовое значение слова кэц) раньше...

Однако вернемся к Йосефу и зададимся вопросом: как все случилось с ним и почему пришлось ему пережить столько мучений?..


 

02.12.02

Чтобы в этом разобраться, прочтем финал предыдущей недельной главы, где сказано: “Но не вспомнил начальник виночерпиев о Йосефе, и забыл его”. Хотя с ним и другим слугой фараона, когда они рассказали Йосефу свои сны, произошло, как говорится в Торе, “все, как им истолковал Йосеф” (Берешит, гл. 40, ст. 22).

Тора подчеркивает: речь не о случайности. Жизнь виночерпия, как и предсказывал Йосеф, действительно изменилась. Однако виночерпий не только не вспомнил о необычном узнике, но и — под влиянием Свыше — вовсе забыл о нем.

Еще два года, как говорят комментаторы, отсидел Йосеф в темнице. В наказание за то, что понадеялся не на Творца, а на сильных мира сего, в данном случае — на слугу фараона, идолопоклонника.

Выражение “два года” в тексте передается словами шнатаим ямим, что в буквальном переводе означает — “два года дней”. И в этом раскрывается как бы глубина страданий Йосефа, которому только и оставалось в темнице, что дни считать, не зная даты своего освобождения.

Казалось, это — предел. Единственная возможность — передать через слугу фараона весть о своей невиновности — провалилась.

И вдруг: ми-кец – “из конца” забрезжил свет истинной надежды. Возможность освобождения чужеземного раба в темнице реализовалась через сновидения фараона.

Почему, кстати, после десяти лет заключения — до первого шанса на освобождение, Йосефу пришлось отсидеть еще два года?

Если комментаторы говорят, что два года были наказанием, тогда и десять лет, вероятно, объясняются тем же. Только причина наказания здесь должна быть иной.

Десять — число братьев, которые ополчились против Йосефа. Он рассказывал отцу об их дурных поступках, как мы уже упомянули вначале, а они возненавидели его и продали в рабство (см. на сайте обзор недельной главы Вайешев, второй годовой цикл).

В каком-то смысле, он сам виноват в том, что братья совершили этот ужасный поступок, который стал трагедией для их отца. Ведь Яакову братья сказали, что, наверное, Йосефа растерзали дикие звери. И не обманывали, если считать, что они имели в виду себя, животное начало в себе, которое в тот момент одержало победу.

Задача Йосефа была “склеить своей кровью семью” (см. на сайте обзоры недельных глав Вайешев и Микец, первый годовой цикл). К этому, видимо, он и приступает в тюрьме, отсиживая по году за каждого брата, молясь за себя и за них, исправляя себя и открывая дорогу для их исправления.

03.12.02

Но дело, оказывается, на этом не заканчивается и не исчерпывается виной Йосефа перед братьями или несовершенством его в отношениях с ними. Ему предстоит искупить также детей Рахели: исправить свое отношение к Творцу и принять страдания за брата, в уделе которого будет стоять Храм.

То, что произошло с Йосефом в этот временной период, позднее повторяется в еврейской истории. Составитель книги Зоѓар, раби Шимон бар Йохай, и его сын прожили в пещере, как в заключении, сначала свыше десяти лет, а потом — еще один срок. Потому что не были готовы к жизни в мире, среди людей.

Оказывается, пребывать среди людей и сохранять при этом ощущение близости к Творцу труднее, чем в темнице, пещере или пустыне. Об этом говорили и разведчики, посланцы народа, вышедшего Из Египта — “поколения Знания Торы”, поднявшегося на уровень пророков, когда вернулись из своей “вылазки” в Эрец Исраэль — “Это — земля, поглощающая людей” (Бамидбар, гл. 13, ст. 32).

Записанная в Вавилонском Талмуде, дискуссия о предназначении еврея — между раби Шимоном бар Йохаем и раби Ишмаэлем (трактат Берахот): следует ли еврею полностью посвятить себя изучению Торы или — он должен работать и учиться, идет, по сей день. Эта проблема столь глубока, что принять какую-то сторону невозможно...

Но откуда, собственно, нам известно, что Йосеф в тюрьме не терял времени даром, что годы его заключения стали для него периодом духовного подъема и кардинальных духовных изменений?

Об этом нам сообщает Тора, описывая эпизоды со снами.

В предыдущей недельной главе сказано: “И возненавидели они его еще больше за эти сны и за эти речи” (гл. 37, ст. 4). И выразили ему свое возмущение.

Однако Йосеф после этого снова идет к ним и рассказывает свой второй сон.

Зачем же он так поступает? Мы поняли бы его, если бы он не знал, как братья относятся к нему и к тому, что он говорит. Но Тора подчеркивает, что братья заведомо “не могли разговаривать с ним дружелюбно” (гл. 37, ст. 4).

Резонно предположить, что Йосеф считал свои сны пророческими. Поэтому, как и полагается пророку, не боясь угроз, шел, чтобы донести до них открытую Небесами весть.

Но пророк не должен говорить все, о чем ему дали знать Свыше, но — лишь то, что велено. Так что же происходило с Йосефом? Не достаточно ли было ему сообщить о своих снах отцу, как он, с самыми лучшими намерениями, сообщал ему об их поведении?..


04.12.02

Здесь важно отметить, как Йосеф обращается к братьям. Он говорит: “Выслушайте сон, который мне приснился” (Берешит, гл. 37, ст. 6). В этом просматривается, если не агрессия, то, по крайней мере, менторская интонация, которую большинство людей воспринимает негативно. Эгоизмом, пожалуй, такое человеческое проявление не назовешь. Точнее будет сказать, что в общении Йосефа с братьями сквозило некое высокомерие.

И выросло в нем такое отношение к окружающим не случайно. Йосеф жил в семье на особом положении: его одевали в царские одежды, отец приблизил его к себе, как никого из сыновей. Талантами Небеса его не обделили — все ему удавалось, все спорилось в его руках. Выделялся он и внешностью — был красавцем и следил за собой. Часто смотрел в зеркало и прихорашивался... За это и было дано ему наказание — падением, заключением в темницу, где никто не видел его красоты.

Поневоле, ему пришлось позабыть о своем внешнем виде, сосредоточиться на душе, поиске света в себе самом.

Прошло десять лет. Мидраш рассказывает: в темнице в одну и ту же ночь слуги фараона увидели каждый свой сон, а Йосеф увидел оба их сна сразу. Но теперь он уже не говорит им: “Выслушайте сон, который мне приснился”.

Об этом в Торе написано так. “Йосеф пришел к ним утром и увидел, что они пребывают в смущении... И спросил: почему сегодня на ваших лицах озабоченность?.. И сказали они ему: Сон приснился нам, и нет ему толкователя. И сказал Йосеф: Ведь от Всевышнего все толкования, расскажите мне...” (гл. 40, ст. 6-8).

Теперь он уже обращен к людям, внимателен к ним и понимает их состояние. И главное — в его словах упомянут Творец и сказано, что все — от Него. Это — коренное внутреннее изменение. Десять лет не прошли даром. Но осталось — “расскажите же мне...”.

И, наконец, в третий раз, когда речь идет о сне фараона, от него уже не исходит инициативы. Сам Всевышний направляет к нему людей. “Фараон сказал Йосефу: Сон мне приснился, и нет ему толкователя. А я слышал, что ты понимаешь, как толковать сон. Отвечал Йосеф фараону: Не я, но Творец ответит во благо фараону” (гл. 41, ст. 15-16).

За двенадцать лет Йосеф стал истинным слугой Творца. Это целиком изменило и его отношение к людям. Фараон не мог не почувствовать, что имеет дело с человеком, который полностью лишен эгоизма. И другого такого ему, конечно же, в Египте не найти.

Осознание беспредельной власти Творца и внутренний рост, нашедший выражение в предельной скромности, сделали Йосефа вторым человеком в стране и ее реальным правителем. И по большому счету — спасла от верной гибели. Если бы он, как раньше, просто растолковал фараону его сон, глава Египта, увидев в нем конкурента, скорее всего, отдал бы приказ казнить его.

Но теперь, благодаря предельной скромности, он стал единственным человеком, на которого фараон мог положиться в трудную минуту. Что же произошло с фараоном?

05.12.02

Дважды повторяется, как мы уже говорили, в конце описания снов фараона слово “пробудился” – ваикац фараон. Однако ту же фразу Торы можно перевести, исходя из корня слова, кэц, иначе — “...и пришел конец фараону”.

В Хануку после зажигания свеч, которые напоминают нам о сотворенном Творцом во тьме греческого изгнания чуде, мы поем: кец бавель зерубавель – конец Вавилону (когда поднялся) Зерубавель. Так же можно сказать: “конец фараону (когда поднялся) Йосеф”.

Это станет очевидным, когда мы будем читать книгу Шемот, где сказано: “И по мере того, как изнуряли Израиль, он все больше размножался и разрастался, и тяготились египтяне сынами Израиля” (гл. 1. ст. 12). Здесь словом “тяготились” переведено слово оригинала, с тем же корнем, что и в нашей недельной главе — ваякуцу.

Из дальнейшего рассказа мы знаем, что возвышение Йосефа было началом конца Египта. После Десяти Казней он уже не оправился.

Фараон Йосефа, согласно одному из комментариев, правил и во время выхода из Египта и утонул, преследуя уходящий на встречу с Творцом для получения Торы еврейский народ.

Но в момент, когда он увидел свои сны и признал, что не способен даже на то, чтобы истолковать их (“Сон мне приснился, и нет ему истолкователя”), фараон, по сути, продемонстрировал свое бессилие. Ведь человеку, который создал, как говорил о себе глава Египта, великую реку Нил и обеспечивал изобилие в стране, будь это так, ничего не стоило бы, согласитесь, “прочесть” весть, посланную Небесами.

В поисках спасения, он вынужден обратиться к чужеземцу, еврею, “преступнику”, заключенному без срока в темницу.

Это — конец фараона. Это — конец идеи о всемогуществе человека, о возможности спасения без помощи Творца.

В некий экзистенциальный момент такой проблеск сознания возникает у каждого человека, и, если ему хватит сил сохранить в душе эту мысль и жить в соответствии с приобретенной истиной, он выполнит волю Создателя, осуществит задачу, ради которой пришел в этот мир.

Итак, в финале нашей главы мы узнаем, что Йосеф становится фактическим правителем Египта — самой большой, самой сильной в мире того времени страны...

Автор текста Гедалия Спинадель