Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Второй цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА “Ваелех”

Место в Торе: Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...”.

И пошел на иврите — ваелех.

Обсуждение главы Ваелех

Слово ваелехне раз встречается в Торе в начале некоего повествования, отмечая некое свершение, меняющее предыдущую ситуацию: “пошел и сделал”.

В данном случае написано: “пошел и сказал”. Но, как мы знаем, на иврите “слово” и “дело” предаются понятием давар. И, конечно, не от бедности языка. В этом заключен глубокий смысл. Напомним, в еврейской традиции не относятся к слову как пустому звуку, и не останавливаются на одних словах, стремясь воплотить их в деле.

Так и здесь. Слова Моше сказаны им в конце его жизни — как завершение его миссии. 40 лет он руководил народом, и теперь передавал дело своей жизни преемнику — своему ученику и помощнику, Иегошуа бин Нуну.

“Не бойтесь и не страшитесь” (гл. 31, ст. 6), — говорит Моше.

Почему он говорит это?

Моше был скромнейшим из людей. Но, пока он отсутствовал всего сорок дней, получая первые скрижали, народ в ужасе, что он больше не придет, что он умер, сделал себе другого “руководителя” – золотого тельца.

Почему же они не обратились к его брату Аарону, воплощению милосердия, выдающемуся пророку?

Потому что видели, все, что он говорит, “с голоса” брата. Он делает чудеса, но исходит все — от Моше. Его пророчество — иного уровня. А обычный уровень пророчества поколение пустыни не устраивал. Они ведь и сами были пророками.

Там, в пустыне Синай, говорят мудрецы, даже рабыня видела больше, чем пророк Йехезкель, видение которого составляет самую суть Учения.

Итак, народу было чего бояться. Их защитник, их вождь и пророк, возвестил им, что это — последний день его жизни. Что же им делать?

Впереди — завоевание страны. А ведь прежде все их победы были ниспосланы свыше за заслуги Моше. Когда одолевал Амалек, им достаточно было посмотреть на воздетые к небу руки Моше, и Сыны Израиля побеждали, А когда его руки опускались, снова побеждал Амалек.

Как же им теперь без его рук? Ведь там, в стране Кенаан их снова ждал Амалек, готовый пасть жертвой на поле боя, лишь бы их уничтожить. Были и другие народы, которых тогда испугались разведчики.

И после того случая Девятого ава, после напрасного плача, который так дорого стоил еврейскому народу, они выступили в Кенаан без благословения Моше, и тогда Амалек нанес им поражение.

Что же будет теперь?

Укрепись и будь мужественным, хазак веэмац – Моше повторяет Йегошуа. Гематрия (числовое значение) этих двух этих слов – 246. Та же гематрия у слова ром – возвышенный. Чтобы возвыситься, нужно укрепиться и быть мужественным. А возвышенный человек ничего не боится.

Если прибавить 2 к гематрии 246, по числу слов: хазак и эмац (укрепиться и быть мужественными), получим 248, что соответствует слову – ромах (копье, летящее в цель; вектор, устремленный ввысь). Его исходная точка – Авраам, первый человек, который самостоятельно пришел на пути Всевышнего. Числовое значение его имени – 248.

О нем сказано, что он соблюдал все заповеди еще до дарования Торы.

248 – говорят мудрецы – количество органов тела. Не забудем, что телу физическому соответствует духовное состояние.

И еще 248 – число слов в молитве Шма, Исраэль.

Число заповедей, требующих действия, которые совершенствуют мир, тоже 248.

Это и есть копье, пущенное Авраамом и укрепленное Торой, которое соединяет всех евреев в одно целое, устремленное к Творцу исполнением Его велений и несущее жизненную силу всем органам человека и его душе.

Автор текста Гедалия Спинадель