Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Второй цикл обсуждения
New Page 3


Глава “Ваякель”

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 — гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “И собрал Моше всю общину Сынов Израиля” (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите — ваякель.

Обсуждение главы Ваякель

03.03.02

В Торе читаем: “И собрал Моше всю общину Сынов Израиля, и сказал им — “Вот, что повелел делать Творец: шесть дней делай работу, а седьмой день будет для вас святым, днем полного покоя, посвященным Творцу. Всякий, кто работает в этот день, умрет. Не зажигайте огня во всяком жилище вашем в шаббат... И собрал Моше всю общину (эда) сынов Израиля...” (гл. 35, ст. 1-3).

Так в еврейской истории возникает важнейшее понятие, которое способствовало их выживанию в течение веков – кеѓила или каѓал (община). Однако в оригинале приведенной цитаты (на иврите) община обозначена словом — эда.

Что означает это слово и почему оно здесь употреблено?

Слово эда состоит из букв айн, далет, ѓей. Корень этого слова – эд (айн, далет) в переводе на русский язык означает — “свидетель”. Буква айн в переводе — “глаз”. А название буквы далет образовано от слова делет – “дверь”: то, что открывается, раскрывает. И получается, что слово эд – это свидетель, открывающий другим то, что увидел своими глазами (увидел его глаз).

Кроме того, числовое значение буквы айн – 70, а ее название, слово айн, имеет и другое значение — “источник”. В мире — 70 народов, происходящих от Ноаха (они перечислены в недельной главе Ноах). Также семья Яакова приходит в Египет, чтобы стать там народом, способным служить Творцу, состоит из 70 человек. Добавим, что числовое значение буквы далет – 4; столько же (четыре) сторон света. В этом смысле, эд свидетель, который распространяет на все четыре стороны света то, что исходит от Источника.

В еврейской традиции свидетелем в суде может считаться лишь тот, кто своими глазами видел (однокоренное слово) разбираемое в суде происшествие. Но если, например, человек услышал, крик “Я тебя убью”, узнал голос, подбежал и увидел, что тот, кто кричал, стоит с ножом над убитым, давать показания по делу об убийстве этот человек не имеет права. Ибо в момент убийства на месте преступления его не было. Ведь убить мог кто-то третий, а потом скрыться. Второй, которого застали на месте преступления, мог на самом деле угрожать не жертве, а убийце, но ничего не сделав, просто подобрал с земли нож... Учитывая неоднозначность ситуаций, на основании косвенных показаний еврейский суд решений не выносит.

На горе Синай весь еврейский народ “видел голоса”, также, как видел чудеса в Египте, на море и в пустыне. Теперь еврейский народ получает возможность стать свидетелем Присутствия Творца, проявления Его чудесной, “надъестественной” силы, Его активного участия во всем, что происходит на земле и во вселенной.

Но для того, чтобы стать свидетелем, недостаточно просто увидеть. Нужно еще об этом заявить. Свидетельство в суде — одна из обязанностей еврея. Нельзя пройти мимо, промолчать. Он должен защитить невинного, помочь осудить злодея, даже если делать это ему неудобно, трудно или опасно.

Тот же закон действителен и здесь. Еврейский народ создан, чтобы свидетельствовать о роли Творца в мире. И за это свидетельство он постоянно страдает, подвергается преследованиям. За это свидетельство его пытаются уничтожить.

Но благодаря этому свидетельству у него есть возможность улучшить мир. Благодаря этому свидетельству он живет и будет жить вечно.

В этом смысл и суть эдат бней Исраэль – общины сынов Израиля.


04.03.02

Свидетельствовать о Творце — обязанность и задача общины и каждого еврея в отдельности. Дважды в день, утром и вечером, каждый еврей должен произносить Шма, Исраэль... (“Слушай, Израиль...”) свидетельство веры в Единого Творца, Справедливого и Милосердного. Те же слова он повторяет при обрезании сына, в минуты опасности и перед смертью.

Такое же свидетельство — шаббат (суббота), день, который проводят по законам, данным евреям Всевышним.

Поэтому мы читаем в начале нашего раздела: “И собрал Моше всю общину Сынов Израиля”. Законы субботы распространяются на всех евреев, как сказано в четвертой из Десяти Заповедей: “Не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который во вратах твоих” (Шемот, гл. 20, ст. 10).

Почему исполнение этой заповеди — свидетельство о роли Творца?

Об этом написано на Скрижалях: “Ибо шесть дней создавал Творец небо и землю, море и все, что в них, и прекратил в седьмой день, поэтому благословил Всевышний день субботний и сделал его святым” (Шемот, гл. 20, ст. 11).

Другой аспект свидетельства, которое несет исполнение этой заповеди, выражен в тексте Кидуша, освящения субботы, который мы читаем над бокалом вина вечером в пятницу, возвращаясь из синагоги после вечерней молитвы: “Ибо этот день – первый из святых праздников, напоминающих об исходе из Египта, ибо нас Ты избрал и освятил из всех народов, и Твою святую субботу по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Всевышний, освящающий субботу”.

Но вернемся к первой фразе нашей главы и зададимся вопросом: почему Моше, для объявления о законах субботы, должен был собрать весь народ? Разве нельзя было воспользоваться обычным для него способом передачи информации — по цепочке: сначала брату Аарону, и так далее, чтобы в результате необходимые сведения получили все?

Дело, вероятно, было именно в том, что речь шла о свидетельстве. А чтобы акт свидетельства произошел, недостаточно передачи информации из чужих уст. Надо что-то увидеть, захотеть что-то открыть, а еще — нужно, чтобы тебя услышали.

Поэтому и начинается наше свидетельство словами: Слушай, Израиль... Хотя Шма можно произносить и в одиночестве, потому что Израиль – это еще и суть души каждого еврея. Но высший уровень свидетельства все же, когда оно произносится перед группой людей. Поэтому надо стремиться читать молитву в миньяне (в обществе, как минимум, десяти взрослых евреев-мужчин). Поэтому только в миньяне читают Кадиш и произносят Кедушу (см. на сайте обзор предыдущей недельной главы — второй годовой цикл).

Понятие “еврейская община” передается на иврите и словами кеѓила, или каѓал. Но здесь уже имеется в виду община как организм, особое устройство, созданное для взаимодействия людей. Для того, чтобы каждый голос мог быть услышан, чтобы мог поддержать его весь Израиль. Чтобы каждый голос дошел до Всевышнего и до всего мира.


05.03.02

Свое повеление о субботе Творец начинает со слов “шесть дней делай работу”. Почему не сразу — с седьмого дня, с субботы?

Всевышний создал нас “по образу” Своему. Он творил мир шесть дней, и мы должны завершать работу, которую Он оставил для нас. Лень и бездеятельность осуждаются еврейской традицией. Проснувшись, человек должен немедленно подниматься с постели, чтобы служить Творцу.

В Талмуде говорится, что город отличается от деревни тем, что в нем есть, как минимум, десять батланим. В дословном переводе с иврита батлан — лентяй. Как же понимать это высказывание Талмуда?

Речь здесь идет о людях, которые не заняты трудом — в том смысле, который мы в обыденной жизни вкладываем в понятие, обозначенное словом “труд”. То есть — не создают материальных ценностей. Все силы они отдают духовной работе, духовному созиданию мира, частью которого являются. Они изучают Тору и обучают Торе других. И это – нелегкая, специфическая задача. Только благодаря такой работе и может выжить еврейский народ.

Передав повеления Творца о субботе, Моше говорит людям о труме, которую они должны принести для создания Мишкана (см. на сайте обзор недельной главы Трума — второй годовой цикл).

Такое соседство повелений говорит о том, что заповедь о субботе, запрет работать в этот день, изменять своей материальной деятельностью мир, важнее любой деятельности. Даже — постройки Мишкана (переносного Храма). Несмотря на то, что Храм – самое святое, возвышенное место, где человек максимально приближается к Творцу.

Далее в главе перечисляются виды работ, необходимых для возведения Храма. На основе этой “классификации” мудрецы выявляют тридцать девять мелахот — основных типов работ, запрещенных в шаббат. Мелахот, в свою очередь, подразделяются на виды действий, изменяющих материальный мир.

Итак, нарушение запрета работать в субботу – это отрицание свидетельства о Творце, который создал мир, вывел еврейский народ на свободу и дал ему высший Закон. Поэтому за осквернение субботы дается столь строгое наказание – “Всякий, кто работает в этот день, умрет” (Шемот, гл. 35, ст. 2).

Но, прежде всего, казнь полагалась тому, кто нарушал запрет вызывающе, намеренно и публично, бросая вызов обществу и Творцу, отрицая своими поступками сам факт Его существования и Его власть над миром.

Вообще, по традиции, приговорить к смертной казни мог только Сангедрин, собрание, по меньшей мере, из двадцати трех мудрецов, признанных раввинов, имеющих смиху – подтверждение, данное самим Моше или его преемниками. Из-за пребывания в галуте, гонений, эта преемственность прервалась, и ныне невозможно восстановить смиху такого уровня.

Кроме того, кашерные свидетели – евреи, соблюдающие Тору и традицию, которым можно было доверять – должны были заранее предупредить обвиняемого, чтобы он не совершал указанного конкретного действия, потому что оно запрещено Творцом и за него полагается смерть.

Было и третье условие: свидетельство, как минимум, двух кашерных очевидцев преступления.

Они, очевидцы и должны были привести казнь в исполнение.

Надо сказать, что и во времена Сангедрина казни совершались крайне редко. За две казни в течение 70-ти лет Сангедрин назвали кровавым...

Но если земной суд не приговаривает преступника к смертной казни, он все равно получит наказание Суда Небесного. Жизнь каждого человека — в руках Творца. И только Творец определяет длительность и качество человеческой жизни.

Если еврей своим поведением отрицает Присутствие Всевышнего, отвергает ценности своей общины, своего народа, зачем вообще он живет?

“Если я не сделаю за себя, кто — за меня? А если я только для себя, что (зачем) я?” (Мишна, Пиркей авот, 1:14), — говорил Гиллель.

Автор текста Гедалия Спинадель