Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Третий цикл обсуждения
ГЛАВА

 

ГЛАВА “ТАЗРИА”

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

И зачнет на иврите — тазриа.

Обсуждение главы Тазриа

Наша глава посвящена одной из наиболее проблематичных для восприятия современного человека тем Торы — теме духовного, непосредственно связанного с физическим, состояния женщины в определенные периоды ее жизни. Эта тема представлена в Торе законом ниды (так называют женщину во время месячных).

В основе этого закона — установление, согласно которому женщина в этот обусловленный ее физиологией период становится таме (то есть становится источником тумы — духовной нечистоты; подробнее об этом см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл). Все, к чему прикасается женщина в дни, когда она — нида, приобретает духовную нечистоту. Тора категорически запрещает вступать в интимные отношения с нидой.

 Для людей, мыслящих себя вне еврейской традиции, такая “постановка вопроса” имеет некий “привкус дискриминации женщин и представляется им одной из форм проявления мужского шовинизма. Поэтому, прежде всего, следует подчеркнуть, что законы ниды даны еврейскому народу самим Всевышним, и основы этих законов ясно изложены в нашей недельной главе. А отсюда следует, что подобные измышления — абсурдны. В подтверждение этому выскажем и два основополагающих соображения.

Первое. Всевышний дал нам в Торе законы, которыми мы должны руководствоваться, выстраивая свой образ жизни. Законы ниды — их неотъемлемая часть.

Второе. Всевышний — надматериален. На нашем, человеческом, уровне понимания, мы должны признать, что Он — не мужчина и не женщина, и в этом смысле у Него нет и не может быть никаких предпочтений.

 Теперь попытаемся разобраться в законах ниды с рациональной точки зрения. И в первую очередь, нам надо понять концепцию Торы, заложенную в понятия “мужчина” и “женщина”.

Тора, как нам известно, начинается с таких слов: “Вначале сотворил Всевышний Небо и Землю...” (Берешит, гл. 1, ст. 1).

На иврите небо — шамаим, земля эрец.  Чтобы оценить, что это нам дает, предпримем морфологический разбор эти двух слов.

 Слово эрец происходит от корня рац, что в переводе на русский язык означает — “бежать”. То есть земля, как мы можем понять, куда-то “бежит” — к чему-то стремится. Слово шамаим состоит из двух слов: шам и маим, то есть в буквальном переводе мы получаем словосочетание “там вода”.

 Если концептуально соединить только что разобранные нами слова, можно представить первую фразу Торы в таком виде: вначале Земля “бежала”, стремилась к Небу — источнику воды и энергии. Ибо без воды и энергии Земля не может порождать жизнь.

 Пойдем дальше и скажем, что первая фраза книги Берешит заключает в себе идею о том, что Вселенная представлена двумя составляющими. Это — Небо (шамаим), которое призвано давать и — Земля (эрец), которая призвана получать. Здесь же мы находим намек на цель мироздания — Небо обеспечивает землю водой и энергией, а Земля, принимая воду и энергию, трансформирует их в различные формы жизни, зарождающиеся в ее недрах.

 Итак, мы можем убедиться, что Небо имеет свойство давать, которое ассоциируется с хеседом — стремлением творить благо. Свойство получать (роль Земли) ассоциируется с качеством гевура (внутренняя сила, питающая и поддерживающая способность проявлять терпение — “получатель” должен оставаться пассивным, терпеливо, не проявляя беспокойства или огорчения, ожидать благо, которое обеспечивается “донором”). Это терпение подразумевает самоконтроль и дисциплину, что, само по себе, невозможно, если нет внутренней силы.

Следует подчеркнуть, что реализация устремлений “донора” и “получателя” требует умения планировать. “Донор” должен найти своегополучателя” в определенном месте и в определенное время. Роль “получателя” — терпеливо ждать этого момента, ждать своего “донора” в назначенном месте и избегать “контакта” с менее идеальным источником...

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

31.03.03

Вооруженные информацией о “распределении ролей” между Небом и Землей, мы можем теперь раскрыть данную Торой концепцию понятий “мужчина” и “женщин”, а также идею связи между ними.

 Мужчина (на иврите — захар, что в переводе на русский язык означает — “донор”) несет в себе семя жизни (проявляет свойство хесед). Женщина (на иврите некева, что в буквальном переводе означает — “отверстие”) является “получателем”. Она принимает хесед и трансформирует его в новую жизнь.

 Отметим любопытную деталь: ивритское слово захар имеет и другое значение — “помнить”.Этим как бы подчеркивается роль мужчины в зарождении новой жизни. Реальное осуществление этого процесса целиком лежит на женщине. И этот процесс (период беременности) длится долго. К тому времени, когда ребенок рождается, отец — это только “память” о моменте его зачатия.

Союз между мужчиной и женщиной ассоциируется с ивритским словом даат (познание). Как сказано: “И познал Адам Хаву, жену свою” (Берешит, гл. 4, ст. 1)

Даат представляет собой комбинацию качеств хесед и гевура — в правильных пропорциях. Жизнь нуждается в планировании. Ее зарождение основано на взрыве созидательной энергии, но эта энергия должна контролироваться и организовываться.  Однако “взрыв” и “контроль” — два диаметрально противоположных понятия. Чтобы найти верную комбинацию сил, содержащихся в “доноре” и “получателе” — для реализации их союза понадобится понимание, как сбалансировать эти проявления, чтобы избежать крайностей.

Поясним эту мысль на примере из физики.

Представим водородную бомбу. Мы, как известно, можем использовать энергию, содержащуюся в атомах, в разрушительных целях. Для этого нужно сделать бомбу, поместив ее в контейнер, размером с небольшой чемодан. Но, чтобы обуздать эту энергию и использовать ее в созидательных целях, мы должны построить ядерный реактор — большое сооружение, начиненное сложнейшим оборудованием, которым будут управлять сотни квалифицированных специалистов. Иными словами, контроль атомной энергии требует больших знаний, организованности и умения планировать.

 Следует отметить, что мир в принципе не может развиваться без новых знаний. Источник прогресса и роста, как в духовном, так и в материальном смысле — в приобретаемых знаниях, в углублении и расширений представлений о мироустройстве. Возьмем, к примеру, такой факт: сегодня мир способен прокормить гораздо больше людей, чем, скажем, сто лет назад, при том, что размеры Земли не увеличились и природные источники не стали богаче. Это стало возможным лишь за счет новых знаний, новых технологий, которые, в конечном счете, являются  продуктами человеческого духа.

Важно подчеркнуть, что “средоточие” значимости возникновения новой жизни — в душе, которая приходит в мир, а не в теле, которое служит оболочкой души.

 Духовное рождение требует духовного союза. Поэтому духовный аспект в союзе между мужчиной и женщиной гораздо важнее физического. Физическое единение — лишь продолжение достигнутого духовного единства. Если пара хочет дать этому мир душу, которая могла бы привнести в него свежую энергию, она должна поставить перед собой цель — создать поистине духовный союз.

Так расценивает подлинное единение мужчины и женщины еврейская традиция...

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

01.04.03

Еще в первой книге Торы мы прочли: “И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, племянника своего, и все достояние, которое добыли, и души, которые приобрели в Харане, и вышли, чтобы идти в страну Кенаан....” (Берешит, гл. 12, ст. 5)

Ор а-Хаим (раби Хаим Атар; один из наиболее известных комментаторов Торы, Марокко, начало 18-го века) отмечает, что сам факт, что Авраам и Сара в то время были бездетны, еще не означает, что их союз не имел потомства. Всякий раз, когда они “познавали” друг друга в течение этих долгих лет их бездетности, они приводили в этот мир души. Души эти еще не имели телесной оболочки, но уже были частью духовной еврейской семьи, и последовали за ними, когда они вышли из Харана, чтобы позже обрести плоть в телах детей, рожденных ими или их потомками.

Только духовный союз мужчины и женщины может стать источником новых душ. Такой союз — основное вместилище Присутствия Всевышнего на земле. И эта идея выявляется при сравнении этих слов в оригинале текста Торы (на иврите).

На иврите мужчина — иш, женщина — иша. В написании эти слова отличаются лишь одной буквой: в слове иш есть буква йуд, в слове “иша”heй, в остальном они — идентичны. Эти две буквы — йуд и heй составляют Имя Всевышнего.

Союз между мужчиной и женщиной — проявление сути духовного существования Вселенной, поэтому духовная жизнь мужчин и женщин и сосредотачивается вокруг этого.

Мужчина, как носитель хеседа, ассоциируется (о сути этой ассоциации мы говорили в обзоре первого дня) — с Небом. Отсюда можно сделать вывод, что в мужчине изначально заложено стремление к Небесам, что имеет и свое практическое выражение — в духовной жизни он стремится изучать Тору и выполнять мицвот (заповеди). Он должен развивать в себе качества, называемые гевурой (терпение, умение сдерживать агрессивность, проявления которой в основном характерны именно для мужчин). Такое предписание дает ему Мудрость Творца. Ведь не случайно в иврите для обозначения понятия “мужчина” существует еще одно слово — гевер.

 Женщина, как “получатель”, изначально обладает качеством гевуры. Ее роль — проявлять заботу о близких, воспитывать и обучать... Поэтому ей важно развить в себе качество хесед (стремление бескорыстно делать добро). И это качество — отличительная черта еврейской женщины на протяжении всей еврейской истории.

Тора возложила на мужчину и женщину обязанность прилагать духовные усилия к тому, чтобы воспитать в себе качества хеседа и гевуры — в правильном соотношении. Чем в большей степени им это удается, тем совершеннее становится созданный ими союз.

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

02.04.03

И вновь вернемся к тексту первой книги Торы, чтобы прочесть: “И нарек Адам имя жене своей Хава, ибо она была матерью всего живущего” (Берешит, гл. 3, ст. 20)

Раши объясняет, что имя Хава (Ева), происходит от слова хая, что в переводе на русский язык означает — “дающая жизнь”. 

Теперь, наконец, мы, вероятно, готовы обсудить законы ниды.

Всевышний даровал женщине в нашем мире особую роль — порождать новую жизнь. Но она же стала “первопричиной” возникновения в нашем мире понятия смерти.

Именно она, Хава, совершила принципиальную для развития всей истории человечества ошибку — наперекор Воле Всевышнего, отведала сама и убедила отведать Адама плод Дерева познания добра и зла. И эта ошибка первых людей привела, в частности, к тому, что человечество стало смертным.

Ор а-Хаим отмечает, что уже в самом имени первой женщины — Хава — содержится намек на этот ее проступок: на иврите “змей” — не только нахаш, но еще и — хивайя. И это слово пишется почти также, как имя Хава.

Женщина дает жизнь, и ежемесячно наступающий период, когда она считается нидой — физическое проявление этого, заложенного в ней потенциала. Но в нем же заложен и другой потенциал — смерти. Ибо в эти дни предназначенные для зарождения клетки выбрасываются из ее организма. Выбрасываются, потому что они — уже мертвы и не годятся для осуществления животворящей функции.

И тут самое время задать вопрос: почему же все-таки еврейская традиция называет женщину в этот период “духовно нечистой”?

Чтобы это понять, вновь обратимся к ситуации, в которой оказалась Хава, когда ослушалась Творца и поддалась на уговоры Змея.

В аллегорическом, обобщенном значении Змей, по сути — олицетворение действующих во вселенной негативных, темных сил, которые, кстати сказать, недаром называются “темными” — они непроницаемы для Света, исходящего от Творца. И именно это свойство делает их источником тумы (духовной нечистоты).

Теперь повторим, что лишь женщине отведена роль — порождать новую жизнь. И это объясняет, почему темные силы наибольший “интерес” проявляют не к мужчине, а — к женщине. Ведь они, эти силы, тоже жаждут проявиться духовно — через духовность человека, в процессе “создания” новой человеческой жизни. А это невозможно без “помощи” женщины. Вот почему Змей склоняет к проступку не Адама, но — именно Хаву.

В каком-то смысле нида всякий раз вновь переживает ошибку первой женщины, соприкасаясь с тумой.

Тора сообщает нам, что еврейские души приходят в этот мир через своих матерей. Нееврейская мать может дать жизнь только нееврейскому ребенку, даже если его отец — еврей. Как мы говорили, отец — это лишь память. У него нет такой возможности — дать еврейскую душу через нееврейскую мать. При этом мать-еврейка в любом случае дает жизнь еврейской душе, независимо от того, к какому народу принадлежит отец ребенка. Будучи носителем гевуры, женщина обладает духовной силой поставить свою собственную “печать” на новую жизнь, каким бы ни был ее источник.

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

03.04.03

Важно отметить, что в законах ниды существует и позитивная сторона.

В Торе сказано: “И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей, и взял Ривку, и она стала ему женой. И он полюбил ее, и находил Ицхак (в ней) утешение после матери своей” (Берешит, гл. 24, ст. 67)

Раши дает уточнение: в шатре Сары при ее жизни горел светильник — от одного эрэв шаббат (субботнего вечера) до другого. Благословение Всевышнего было на тесте, которое она делала, чтобы испечь халы, и облако Шехины (Присутствия Всевышнего) всегда висело над ее шатром. Когда Сара умерла, пропали и все эти чудесные явления. И возобновились с появлением Ривки.

Маѓараль (раби Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век) объясняет описанный Раши феномен так: все эти чудесные явления были ответом Творца на выполнение женщиной мицвот (заповедей), возложенных на нее Торой.

Когда она раскатывает тесто, она должна отделить от него часть для коэнов. И если она не забывает об этом, получает благословение Свыше на испеченные ею хлеба.

Она возвещает о приходе шаббата, зажигая субботние свечи. И это на всю неделю озаряет светом духовности и счастьем еврейский дом.

Она создает и поддерживает духовную чистоту и святость еврейского дома, соблюдая законы ниды. И, благодаря этим ее усилиям, Шехина находит покой в еврейской семье.

Святость союза между мужчиной и женщиной полностью зависит от духовной чистоты сексуальных отношений супругов. Ведь сексуальность может быть простым выражением взаимного физического влечения мужчины и женщины, которое способно низвести высокие чувства — до похотливости.

Вспомним: после того как Адам и Хава отведали плод Дерева познания добра и зла, у них сразу возникло желание прикрыть свою наготу. Потому что они интуитивно ощутили свою связь с тумой (духовной нечистотой) во Вселенной.

Основа возвышенных сексуальных отношений — порожденное любовью духовное единство супругов. Любящие друг друга муж и жена всегда будут испытывать друг к другу уважение, и каждый будет ценить духовные качества другого. Брак требует больших усилий и забот, мудрости и понимания. Без этого любовь может превратиться в средство получения удовольствия от романтических фантазий или — в средство для удовлетворения физических потребностей.

Сохранение духовной чистоты в семье возложено на женщину и осуществляется ею в соблюдении законов ниды. Эти законы — постоянное напоминание о том, что в интимной жизни существует аспект духовной нечистоты, и если в ней не будет определенных ограничений, женщина из носителя даат может превратиться в “объект” сексуальных притязаний.

Тора учит: интимный аспект союза мужчины и женщины содержит в себе так много святости, что это требует духовного очищения перед каждым возобновлением интимных отношений. Для духовного очищения от тумы женщина, по завершении “нечистого” периода, окунается в микву (специальный бассейн). И только после этого она готова возобновить супружеские отношения.

Соблюдение законов ниды возвышает супругов в их совместном поиске духовного единения.

В современном обществе интимные отношения нередко разделяют мужчину и женщину, заставляют их конкурировать друг с другом. Общество как бы заведомо программирует “равенство” их целей. А потому и старается создать законы, которые обеспечивали бы благоприятные условия для соперничества.

 Тора ставит более высокие цели. Всевышний приходит в наш мир лишь через человеческую духовность. Только мужчина и женщина, соединенные узами гармоничной семьи, содержат в себе истинную человеческую духовность. Каждый из них в отдельности не в состоянии достичь духовной полноты. 

 Поэтому только гармоничная супружеская пара может открыть те ворота, через которые Шехина может спуститься в наш мир. Роль хранителя чистоты этого драгоценного источника отводится женщине. Соблюдение законов ниды помогает ей справиться с возложенной на нее миссией. И выполняя ее, женщина становится источником святости и чистоты еврейской семьи.

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим