Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четвертый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА “КОРАХ”

Место в Торе: Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.

Почему она так называется?

По имени в первой фразе главы: “И отделился Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…”.

Обсуждение главы “Корах”

13.06.04

История Кораха, описанная в нашей сегодняшней главе, несомненно — один из, наиболее странных из всех представленных в Торе инцидентов (подробнее — см. на сайте обзоры недельной главы Корах, первый, второй и третий годовые циклы).

Никто в еврейском народе не сомневался, что Моше стал руководителем общины по воле Творца. Весь народ Израиля стоял у подножия горы Синай и был свидетелем того, что Всевышний выбрал Моше посредником между Ним и еврейским народом. Более того, люди сами одобрили и поддержали кандидатуру Моше.

Затем Моше объявил, что Аарон назначен первосвященником, а Эльцафан бен Узиэль — главой колена Леви. Люди, конечно же, не знали подробности: были ли это инициатива Всевышнего или Моше предложил свои кандидатуры, а Творец это только одобрил, ибо счел, что эти люди сумеют справиться со своими обязанностями.

Никто и никогда не утверждал, что назначенные Моше кандидатуры не соответствуют своим высоким должностям. Более того, Аарона, как сообщает наша традиция, любили и уважали в народе.

С другой стороны, если эти назначения не были сделаны Всевышним, это означает, что в среде общины Израиля могли найтись и другие, которые могли бы справиться с этими особыми обязанностями не менее успешно. И действительно, многие евреи в общине могли бы подойти на роль первосвященника. В нашей главе читаем такие слова, вложенные в уста Кораха: “...Полно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Господь!” (Бамидбар, гл. 16, ст. 3).

Кораху казалось: предложи Моше перед Всевышним другие кандидатуры на означенные высокие посты, Творец вполне мог их тоже одобрить.

Но только ли в этом все дело?

В действительности главной движущей силой бунта Кораха и его последователей было их ощущение, что самые высокие должности в общине распределены недемократическим путем. Многие из них считали, что Моше, используя свою власть и свое положение духовного лидера для того, чтобы продвинуть своих кандидатов (Аарон, к тому же, был его родным братом), превышает рамки своих полномочий.

Роль лидера, в глазах этих людей, заключалась в том, чтобы учить народ Торе и быть посредником между Всевышним и народом, проводником идей Творца. Большое количество людей в общине достойны этих постов, — рассуждали они. — И никто не поручал Моше заниматься “кадровыми вопросами”, по своему усмотрению. Своих лидеров должен выбирать весть народ. Область деятельности Моше — пророчество. Контроль над более “низменными” аспектами жизни общины могут на себя взять и другие народные представители.

Что ж, подобные рассуждения не устарели и по сей день.

В религиозной еврейской общине вопросами ѓалахи (еврейский практический закон) занимаются исключительно сведущие в этом (по общему признанию) раввины. И никому, в том числе — и так называемым “светским” людям (и они готовы в чем-то принять ѓалахические установления раввинов) в голову не приходит задаваться вопросом: откуда у них это право — выносить решения в самых разнообразных жизненных ситуациях.

Однако, как только раввины выходят за рамки “религиозных сфер” и начинают, к примеру, заниматься политикой или — используют завоеванные в правительстве позиции для того, чтобы навязать так называемой “светской” части населения свое мировоззрение, многие — возмущены и даже —негодуют. И признанная в широких кругах авторитетность раввинов, как будто бы перестает существовать.

Какую же позицию по отношению к авторитетности наших Учителей занимает Тора?..

14.06.04

Для того, чтобы выяснить позицию Торы в данном вопросе, необходимо прежде уяснить, какова суть концепции кевод а-Тора, то естьуважение к Торе.

Изучению Торы отводится в еврейском мировоззрении центральное место. Об этом мы неоднократно говорили в наших обзорах (см. на сайте, в частности, обзор недельной главы Насо, четвертый годовой цикл).

Краеугольный камень еврейского мировоззрения — верная ориентация в вопросах изучения Торы, что обусловлено определенным образом составленной шкалой еврейских моральных и этических ценностей.

Эта ориентация и лежит в основе позиции Торы по отношению к авторитету Учителей. Поэтому эта тема требует более детального обсуждения.

Всевышний — бесконечен. Он — вечен, а мы, люди — смертны.

Наивно было бы полагать, что существование Всевышнего даже в чем-то схоже с жизнью людей или, скажем — что Он мыслит теми же категориями, которые складываются в человеческом восприятии действительности.

Творец — вне времени и пространства. Нам, на своем уровне осознания реальности, ограниченном рамками физического существования, не дано постичь масштабность Его видения мира.

Мы способны приоткрывать для себя мир духовности лишь умозрительно. Современная философия не в состоянии достичь в познании Творца большего, чем в свое время достиг Аристотель, открытие которого в этой сфере состояло в том, что Всевышний — первопричина всего сущего, и Он — непознаваем. Этим знание философов о Творце и ограничивается. Они не могут объяснить, что Он собой являет и каков Он. Или — чего Он от нас ждет.

Но знания такого рода практически — бесполезны. В этой системе познания (если ее можно так назвать) нам ничего не остается, кроме попыток наделить Творца человеческими качествами. Так же, по аналогии, мы определяем тогда, какие требования он может к нам предъявлять. И получается, будто бы не Он создал нас по своему образу и подобию, но — мы, тем самым, приписываем Ему сходство с нами. Иными словами, сама концепция, согласно которой человек создан по образу и подобию Всевышнего, оказывается перевернутой.

Еврейская традиция учит нас, что единственный путь познания Всевышнего — изучение Его Мудрости, открытой нам в Торе.

Текстами Торы Творец связывается с нами и рассказывает о Себе, приоткрывает нам Свои мысли, стремления, побуждения и ожидания. Именно для этого Он дал нам Тору на горе Синай. Только в ней, в Торе, мы черпаем знание о Нем. В этом процессе познания сама концепция, что Всевышний — непознаваем, приобретает совершенно иной, неисчерпаемо глубокий смысл.

Одна из заповедей Торы предписывает нам любить Всевышнего.

Но что означает — “любить Творца мира”?

Путь любви к Нему — процесс изучения Его Торы, Его заповедей, Его Плана. На этом пути мы можем достичь такого уровня восприятия Всевышнего, на котором мы будем наслаждаться полученным знанием о Нем. Это и есть та любовь, которую Он заповедал нам испытывать к Нему…

15.06.04

Написано в Торе: “И люби Всевышнего твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими” (Дварим, гл. 6, ст. 5).

Как исполнять эту заповедь?

Ответ находим в продолжении этого фрагмента: “Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И передай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь” (Дварим, гл. 6, ст. 5-8).

Этот отрывок мы ежедневно, дважды в день — утром и вечером, произносим в молитве Шма, Исраэль.

Познавая Мудрость Творца мира, мы проявляем любовь к Нему.

Заповедь любить Всевышнего, конечно же, подразумевает не просто накопление знаний. Мы строим с Ним определенные отношения. Но здесь, в этом отрывке, Тора хочет сказать, что изучение ее текстов — единственный путь исполнения этой заповеди.

В самом деле. Можно ли строить отношения с кем-то, кого мы совершенно не знаем?

Но с Творцом — не посидишь и не поговоришь. Он — вездесущ и бесконечен. И — вечен. Не то, что мы, смертные. По определению у нас не может быть с Ним общего опыта. Поэтому любые отношения с Творцом можно строить, лишь благодаря изучению Его Мудрости, которая открывается нам в Его Торе.

Но предложим рассматривать фрагменты из Торы. Вернемся немного назад и прочтем, что говорится здесь о результатах, которых достигнут те, кому, быть может, не дано глубоко постичь Мудрость Творца: “А вы, прилепившиеся ко Всевышнему вашему, живы вы все ныне” (Дварим, гл. 4, ст. 4). И еще сказано об этом: “Чтобы любить Всевышнего твоего, слушая глас Его и прилепляясь к Нему...” (Дварим, гл. 30, ст. 20).

Что это значит — прилепиться к Творцу? Разве не написано в Торе: “Ибо Всевышний твой, Он — огонь пожирающий, Он Всевышний, ревнитель” (Дварим, гл. 4, ст. 24).

“Прилепился” к Всевышнему тот, — объясняет Талмуд, — кто поддерживает изучающего Тору и обучающего людей законам Творца. А также тот, кто выдает свою дочь замуж за знатока Торы (трактат Кетубот, лист 111).

Теперь нам понятно, что идея “прилепиться ко Всевышнему” или “любить Всевышнего” в реальном мире означает — построить свои отношения со знатоком Торы.

Но как сам ученый Торы приближается к Творцу, если Всевышний — “Огонь пожирающий”. Ведь не делается же исключение для ученого. И для него Творец — “огонь” в той же мере, как и для любого другого человека.

Истинные Учителя имеют глубокие познания в Торе. И в этих познаниях — Присутствие Всевышнего в мире (Шехина). Они достигают высокого духовного уровня и как бы составляют с Творцом некое единое целое. Поэтому им не страшен Его “огонь”.

Человек, который Тору не изучает или — изучает, но не постигает ее глубины, не может непосредственно строить свои отношения с Творцом. Он не в состоянии подняться до такого духовного уровня, на котором существование человека пронизано Шехиной. Он — вне общего с Ним духовного пространства. Поэтому для него Всевышний — “огонь пожирающий”

Когда человек не в состоянии построить отношения с Творцом, он может оказаться в “лучах” Шехины, только если тем или иным образом сблизится с кем-то, кто имеет в Торе глубокий познания и идет дорогой Творца…

16.06.04

Это рассуждение приводит нас к принципиально важному выводу.

Поскольку единственный способ связи с Творцом — знания, приобретенные в процессе изучения Торы, то и Шехина (присутствие Всевышнего) может проявляться в этом мире только в такой ситуации, когда в этом мире есть знатоки Торы, накапливающие “информацию” о Всевышнем. Эта “информация” о Всевышнем сконцентрирована в Торе. Она проникает в сердца знатоков Торы. Поэтому мы и говорим, что они, знатоки Торы, олицетворяют связь человечества с Творцом.

Знатоки Торы поддерживают этот мир, — объясняет рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.). — Они осуществляют духовную работу, которая позволяет нашему миру сохранять определенный уровень духовности. И чем выше этот уровень, тем ближе к человечеству Творец. И никто, кроме них, не в состоянии выполнять эту миссию.

Следует отметить, что знание Торы принципиально отличаются от любых других знаний. Научные достижения, например, по сути — лишь средства для достижения материальных целей. Знания законов естественной природы помогают нам оценить и активизировать тот потенциал, который содержится в различных сферах реальности. Добывая их, мы повышаем уровень своего физического существования. Но сами по себе знания такого рода ценности не имеют. Научное открытие, из которого нельзя извлечь практическую пользу — бессмысленно.

В науке незаменимых людей нет. Все люди наделены интеллектом. И если одному не удалось добиться результатов, тот или иной секрет реальности откроет другой ученый.

Но как возникает реальность, откуда она берет начало?

Еврейское мировоззрение дает этому такое объяснение. Реальность — порождение духовной энергии Всевышнего. Мир создан по Его Воле и по Его Плану. Более того, существование реальности постоянно поддерживается Творцом — по Его желанию. В утренней молитве (Шахарит) мы ежедневно произносим: “По милости Своей, и по доброте Своей каждый день, каждое мгновение возобновляющий творение мира...”.

Сам факт постоянного обновления нашего мира — еще одно доказательство наличия в нашей реальности Шехины. Присутствие Творца, энергия Творца, которой Он снабжает наш мир, Воля Творца, Его желание поддерживать наше существование — представляют собой разные грани одной реальности. И это ведет нас к выводу, что существование мироздания зависит от присутствия Всевышнего в нашей среде.

Но Шехина в нашем мире запечатлено лишь в сердцах и умах людей, изучающих Тору.

Таким образом, мы приходим к осознанию того, что постижение Торы с изучением отдельных дисциплин не имеет ничего общего. Знание Торы само по себе — живое воплощение нашей связи с Всевышним. И эту связь осуществляют знатоки Торы.

Тора описывает процесс Творения как реализацию Речений. Важно подчеркнуть, что это — не обычный набор слов. Эти речения составлены по тексту Торы.

Слова в обычной книге — сочетание “неодушевленных” знаков. Слова Торы рождены в Небесах, но “оживают” не на Небе — на земле, воплощаясь в реальные образы физического мира.

С тех пор, как Тора была дана народу Израиля у горы Синай, она живет в сердцах и умах евреев, изучающих ее. Слова Творения живут в умах ученых Торы. И это — жизненная сила, которая дает энергию Речениям, которыми была создана вселенная. Эта жизненная сила дает возможность Речениям постоянно возобновлять Творение…

17.06.04

Но вернемся к истории Кораха.

Вопросы, которые подняли “бунтовщики” (Корах и его единомышленники), высказавшие недовольство “недемократическим” распределением высоких должностей, по сути, явились выражением фундаментальных идей справедливости. И действительно, все люди были созданы по образу и подобию Всевышнего. Все люди в глазах Творца — равны и имеют одинаковую ценность. Так почему же сам Он предпочитает одних людей — другим? Почему Он не позволяет всем (ведь в каждом заложен потенциал духовного развития) достичь духовных высот? Почему первосвященником должен стать именно Аарон? Ведь многие другие, по мнению Кораха и его сподвижников, могли бы не хуже него справиться с задачами, которые стоят перед первосвященником…

Создатель больше не контролирует Речения, которыми была создана вселенная. Передав Книгу Законов народу Израиля, Он сам оказался в руках знатоков Торы. Теперь Творец может лишь активизировать мироздание, созданное Речениями. Но интерпретируют их и снабжают жизненной силой — ученые Торы. С точки зрения Кораха и его сторонников, многие люди подходят для исполнения этой роли. Возможно, в таком рассуждении и есть доля правды. Но только если рассматривать данную концепцию поверхностно.

Мы говорили, что Присутствие Творца в нашем мире живет в сердцах и умах Учителей Торы. И, чем выше духовный уровень такого человека, тем объективнее, если можно так выразиться, его восприятие реальности, которая постоянно поддерживается Всевышним. Ни один человек, кроме Моше Рабейну, не достиг такого высокого уровня духовности, уровня познания мира, обусловленного законами Торы. Поэтому только Ему мог открыть Творец истины, которыми должны были руководствоваться люди после получения Торы. То есть Моше в тот период был, в сущности, единственным “настоящим хранителем” Речений Всевышнего, формирующих действительность. Его кандидаты получили духовную работу, потому что Моше был в них уверен. В мире, где восприятие Моше необходимо для создания фундамента реальности, позицию и отношение Моше к миру игнорировать нельзя.

Талмуд (трактат Таанит, лист 25), иллюстрируя эти идеи, рассказывает такую историю.

Однажды в пятницу после обеда раби Ханина бен Доса заметил, что его дочь чем-то огорчена.

— Что случилось, дочь моя? — спросил ее раби. — Что опечалило тебя:

— Я перепутала кувшины и по ошибке налила в шаббатний подсвечник уксус вместо масла, — ответила она.

— Не надо так огорчаться, — успокоил дочь раби Ханина. — Тот, кто приказал маслу дать свет, прикажет и уксусу дать свет.

В результате свечи горели весь шаббат…

Как получилось такое? — спрашивает Талмуд.

И объясняет: раби Ханина — великий Учитель, один из крупнейших Учителей своего времени. Реальность в какой-то степени была подвластна ему. Речения, которыми был сотворен мир, концентрируясь в его уме, могли, в соответствии с его представлениями, видоизменяться. Поэтому, когда он сказал — “…прикажет уксусу дать свет”, он как бы придал данному веществу свойство, которого у него до этого не было.

Мы без труда можем обнаружить несостоятельность претензий Кораха и его приспешников и на простом примере из нашей повседневной практики.

Представьте, что вы владеете небольшим предприятием. В какой-то момент вам понадобился работник определенной квалификации. На собеседование к вам пришли двое: Элиэзер и Хаим. Оба владеют данной профессией, у обоих есть практический опыт. Поговорив с претендентами на должность, вы выбрали Элиезера. И вот, получив отказ, Хаим заявляет, что считает себе не менее компетентным, чем Элеезер, и вы, отдав предпочтение “сопернику” поступили несправедливо.

Как вы отнесетесь к словам Хаима?

Они, если не рассердят, то, по меньшей мере — удивят вас. Ведь это вы — владелец бизнеса, и ваше право взять на работу того, кто, на ваш взгляд, вам подходит. “Объективные критерии” в данной ситуации — ваше желание, ваше личное мнение о человеке, которое вы составили во время беседы. И вы сочли, что именно Элиэзеру можно доверять. Это качество для вас важнее компетенции. Ваше понимание справедливости заставляет вас выполнить свои обязательства по отношению к людям, которых вы знаете и за чье благополучие вы несете ответственность.

Ответственность за то, чтобы реальность соответствовала законам Торы, лежит на наших Учителях, духовных наставниках народа. Они прекрасно осознают, что, возможно, другие люди не разделяют их взгляды на мир. Если бы реальность существовала — вне их знаний, вне их восприятия мира, они были бы вынуждены подчиниться элементарным правилам человеческого поведения. Иными словами, они должны были бы отнестись к позициям других людей с должным уважением и терпимостью. Но в таком случае пришлось бы как данность принять, что реальность зависит от каждого из нас.

Еврейская традиция расценивает это иначе.

Наша реальность базируется на Речениях, которые концентрируются в умах ученых Торы. Их задача — расширить эту реальность, увеличив число людей, в жизни которых постоянно присутствуют Тора и Всевышний.

Но это же — не демократично! — скажут последователи Кораха во все времена.

На это Тора отвечает: тот, кто живет согласно ее законам и по ее “стандартам”, должен преодолеть свой эгоизм и относиться к человечеству с состраданием и сочувствием.

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим