Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четвертый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА “НАСО”

Место в Торе: Четвертая книга Торы - Бамидбар, гл. 4, ст. 21 - гл. 7, ст. 89.

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Произведи подсчет потомков Гершона…”.

Произведи подсчет на иврите - насо.

Обсуждение главы “Насо”

23.05.04

В нашей недельной главе, которая называется Насо (значение слова - см. на сайте обзор недельной главы Насо, второй годовой цикл) завершается описание процесса отделения колена Леви от остального Израиля. О начале этого процесса упоминается в предыдущей недельной главе (см. на сайте обзор недельной главы Бамидбар, четвертый годовой цикл, а также обзор недельной главы Насо, первый и второй годовые циклы). Это отделение поднимает колено Леви по социальной лестнице, предоставляя ему более высокий статус и приписывая его членам большую духовность, чем духовность евреев из других колен. Тема более высокой духовности колена Леви неоднократно повторяется в Торе.

Моше Рабейну тоже был из колена Леви. Два важнейших события в еврейской истории произошли под его непосредственным руководством. Под его началом сыны Израиля получили Тору у горы Синай. Он вывел народ Израиля из Египта и был его бессменным лидером в течение сорока лет странствий в пустыне.

Аарон, брат Моше, первым получил высокий титул коэна гадоль (первосвященника), и все коэны (служители в Храме) были его прямыми потомками. Остальные левиты тоже выполняли в Храме определенные обязанности.

Подчеркнем, что вместе с Торой еврейский народ получил заповедь, предписывающую каждому земледельцу отделять десятую часть собранного урожая в пользу представителей колена Леви - чтобы поддерживать их экономически.

В составленном им Кодексе еврейских законов - Мишнэ Тора, Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век) пишет:

Почему колено Леви не получило своего удела в земле Израиля или своей доли в военной добыче? Потому что оно было выделено Всевышним для служения Ему, для разъяснения народу путей Всевышнего и Его заповедей, как сказано: «Ибо соблюдают они (левиты) речение Твое, и завет Твой хранят; Учат законам Твоим Яакова и учению Твоему Израиля...» (Дварим, гл. 33, ст. 10). Поэтому и были они освобождены от всех земных забот. Они не вели войны, как остальной народ Израиля; они не могли наследовать землю; они не заботились о материальных благах. Они - армия Всевышнего. Как сказано: «Благослови, Всевышний силу его (Леви) и дело рук его прими охотно...» (Там же, гл. 33, ст. 11). И Всевышний, благословен Он, заботится о них. Как сказано: «Я - доля твоя...» (Рамбам, Яд, Шмита, 13,12).

В нашем предыдущем обзоре (см. на сайте обзор недельной главы Бамидбар, четвертый годовой цикл), мы рассматривали философские и этические проблемы, связанные с наследованием социальных привилегий. Здесь мы продолжим наш анализ и попытаемся понять, какой социальный порядок подразумевал Всевышний, формируя еврейский народ.

Но вернемся к труду Рамбама.

Буквально в следующих фразах он говорит о праведниках, не принадлежащих колену Леви (Рамбам. Мишнэ Тора, Законы шмиты, гл. 13), что, казалось бы, противоречит тому, о чем написано в приведенном фрагменте. Здесь же читаем:

Всевышнему посвящен каждый человек, чья душа стремится (ввысь), а разум призывает отделиться от физического мира, чтобы стоять перед Всевышним, служить Ему, познавать Его Мудрость. Посвящен всякий, кто идет прямыми путями, которые Творец заповедал ему; кто хочет сбросить с себя ярмо практицизма и желаний, которые испытывает основная человеческая масса. Всевышний навсегда будет его уделом и его наследием. И обеспечит его всем необходимым в этом физическом мире, так же, как он это делает для коэнов и левитов

Бросается в глаза разница между представителем колена Леви и праведником, святым человеком. Праведник по собственному выбору, в самоотречении поднимается на высокий духовный уровень служения Творцу. Представитель колена Леви - один из многих. Никто не проверяет уровень его духовности, его готовность посвятить себя Творцу. Левит становится слугой Всевышнего, независимо от его духовных заслуг - по линии наследственной преемственности. Каждый еврей обязан поддерживать левитов, отделяя для этой цели десятую часть своих доходов. И никого не интересует при этом, считаем ли мы его достойным полученной должности. В такой ситуации у людей может возникать чувство обиды, ощущение, что нарушены принципы справедливости. Возможно, что кто-то и вовсе скажет, что подобные приказы ассоциируются для него с тиранией и коррупцией. Но все это, скорее, следует соотнести с системой дислокации еврейской общины вокруг Храма (см. на сайте обзор недельной главы Бамидбар, четвертый годовой цикл).

Один из поразительных феноменов в содержании этой и предыдущей недельных глав книги Бемидбар состоит в том, что расположившийся вокруг Мишкана (походный переносной Храм) еврейский стан несколько раз назван военным лагерем, а представители колен - воинами армии.

Комментаторы дают этому разные объяснения. И все же это кажется странным. Люди не на войне - не воины. Армия же создается для осуществления определенных задач: защита страны, обеспечение безопасности гражданам и т. п. Но общество, объединенное в определенную социальную структуру - не армия. Общество формируется, чтобы предоставить своим членам максимальную возможность жить без дискомфорта и неприятностей. Так почему же еврейский народ именуется «армией»?..

 

24.05.04

Наше постиндустриальное общество зиждется, по крайней мере, на двух основных принципах - капитализм и демократия. Экономически большинство стран организованы в капиталистическую систему, движущая сила которой - свободный рынок, где цены на товары и услуги формируются в условиях конкуренции. С этической точки зрения, мы - общество демократии. И это означает, что все люди, принадлежащие данному обществу, имеют равные права перед законом, и каждый гражданин общества наравне с другими участвует в принятии важнейших общественных решений. Такое сочетание капиталистической экономической системы и этических моральных норм имеет несколько неожиданных последствий, сказывающихся на характере членов общества, которые, возможно, и незаметны на первый взгляд.

Изначально одинаковые у всех членов общества шансы на то, чтобы преуспеть - с одной стороны, и конкуренция, как движущий механизм свободного рынка - с другой, стимулируют стремление отдельных индивидуумов к престижной карьере, чтобы на социальной лестнице занять место повыше. Человек смотрит вокруг и видит, что «успех» в обществе - понятие вполне конкретное. И существует довольно узкий круг профессиональных сфер, где можно добиться весьма ощутимых результатов. Это - область финансов, право, медицина, которая автоматически подразумевает высокое вознаграждение. А поскольку наше общество - демократично, то есть такого рода деятельность доступна каждому, то каждый, казалось бы, может поставить перед собой подобную цель.

Однако, чтобы стать в завоевании престижных должностей конкурентоспособным, человек должен развить в себе несколько необходимых для этого качеств. Он должен проявить терпение, целеустремленность и усидчивость, чтобы выучиться и получить степень магистра. Но и этого - мало. Человек с хорошим образованием вряд ли получит солидную должность в престижной фирме, если не приобретет определенный стиль в манере одеваться, не сможет блистать эрудицией в определенных областях литературы, искусства и кино, если не будет заниматься определенными видами спорта - умение играть в теннис и гольф может пригодиться в отдельных ситуациях

Человек, поставивший перед собой цель добиться в жизни высокого профессионального уровня, с ранних лет начнет формировать себя под существующую в обществе специфическую модель.

Этот процесс сопровождается подавлением одних черт характера и стимуляцией - других. К примеру, от природы независимый человек вырабатывает в себе умение приспосабливаться, производить хорошее впечатление на окружающих и т.п.

Процесс формирования характера, несомненно, имеет духовный аспект. В конце концов, мы становимся свидетелями формирования человеческой души. Суммируя сказанное, мы сделаем вывод, что в современном обществе духовное развитие человека обусловлено внешними, утилитарными соображениями. Идеализм и стремление к высокой духовности в этой схеме оказываются нерелевантными.

Наше наблюдение объясняет, почему средства массовой информации концентрируют внимание на мельчайших подробностях из жизни артистов и спортсменов. Такие люди рождены с определенными талантами. Им не пришлось участвовать в конкурентной борьбе в условиях свободного рынка - они добились успеха, не «обтесывая» характеры под нужную рынку модель. Они известны и занимают высокое положение в обществе, сохраняя при этом свою индивидуальность. Это притягивает, завораживает людей других профессий. Остальные люди находят это ценным, привлекательным и притягательным. Если к тому же нашим талантам удалось найти по-настоящему стоящих антрепренеров, они еще и потеснят промышленных магнатов, например, невероятным финансовым успехом. Это - особый «подкласс» современного общества, которому, поднявшись на пик удачи, удалось избежать участи быть «одним из…», не пришлось лепить себя под общепринятые стандарты.

Среди «обычных» людей можно выделить, пожалуй, две группы, которые избежали такого «причесывания под одну гребенку» и сохранили свою индивидуальность. Первая - это иммигранты. Они сохраняют этнические особенности - по крайней мере, на протяжении нескольких первых поколений. Вторая - низшие слои общества. На то, чтобы занять высокие ступени социальной лестницы они попросту не претендуют. А потому и нужды приспосабливать себя под принятый стандарт - у них нет.

А теперь сравним ситуацию в обществе с ситуацией в армии

 

25.05.04

Армии создаются для защиты страны и народа. Эти задачи будут выполняться успешно, если командные посты займут люди талантливые, яркие и честолюбивые.

При этом, скажем, интендантские войска должны иметь не менее талантливых командиров, чем - боевые. Армия не может позволить себе «элитарность», чтобы бросать лучшие силы на работу в сферах, считающихся «особо престижными». Когда прибывают новобранцы, командование пытается поровну распределить наиболее талантливых между родами войск.

И хотя нередко бывают случаи, когда люди не слишком довольны полученным назначением, со временем все устраивается - как правило, человек привыкает к своему новому положению.

В отличие от гражданского общества, где представители определенных кругов стараются приобрести идентичные черты - ведь они конкурируют между собой, воюя за престижные места, в армии идет другой процесс: работа, которой занимается военный, начинает формировать его характер. Армия не может позволить людям формировать себя по своему усмотрению. Эту функцию армия берет на себя. Она формирует людей, развивает в них, в соответствии с потребностями, определенные черты.

Если эти процессы в армии организованы правильно, люди не только свыкаются со своим положением, но и испытывают удовлетворение оттого, что находятся именно в этом месте и выполняют именно эту работу. Офицер интендантских частей больше не мечтает водить танк. Его характер изменился в соответствии с его деятельностью. У солдата больше возможностей сохранить свою индивидуальность, чем у человека штатского.

А теперь, когда мы сделали этот вывод, вернемся к нашему вопросу: почему еврейский народ назван армией?

Впрочем, отметим еще один момент: все вышесказанное не относится к отдельным людям или ситуациям. Это верно лишь в применении к обществу в целом.

Три раза в день в молитве Алейну, евреи выражают надежду на то, что мир будет исправлен: «Поэтому мы надеемся на Тебя, Всевышний, надеемся увидеть вскоре великолепие могущества Твоего, которое сметет истуканов с лица земли…».

Но ведь обычно исправляют то, что сломано. Как же понимать концепцию - «сломан мир»?

Дело в том, что вся Тора пронизана мыслью, что физический и духовный миры должны составлять единое целое. В современном мире такое объединение не только отсутствует, но и кажется нереальным, несбыточным. Ибо, как сказано выше, духовность, как это понимает Тора, противоположна общепринятому в современном обществе понятию, обозначенному словом «успех».

В этом вопросе наше общество не может позволить себе разногласия. Мы достигли такого высокого уровня экономического развития именно благодаря тому, что множество талантливых, одаренных людей готовы были подогнать себя под модель, наиболее подходящую для достижения успеха. Такое «прочтение» слова «успех» гарантировано общим, существующим в нашем обществе положением - люди с наиболее высоким интеллектом формируют свои характеры таким образом, чтобы попасть в сферы производства материальных ценностей, этот успех им обеспечивающие. Поскольку формирование характера - это тоже духовное развитие, оно становится возможным, когда в этом есть физическая необходимость.

Очевидно, что-то «сломано» в этом мире, если он заставляет людей развиваться в «недуховном» направлении - чтобы выжить. Историческое предназначение еврейского народа состоит в том, чтобы доказать всему миру, что экономический успех не противоречит духовности, что общество может процветать во всех областях и при этом оставаться духовным. В идеале это выглядит так: евреи, работают врачами, учителями, работают на конвейере, выполняя свой социальный долг, и при этом каждую свободную минуту посвящают своему духовному развитию.

Итак, стан Израиля назван «армией». И это означает, что индивидуум не выбирает себе задачу, руководствуясь критерием престижности - его назначают для выполнения определенной работы. Тогда инстинкты каждого человека, его стремление к творчеству и честолюбие направлены на постижение духовной глубины ситуаций, в которые нас ставит жизнь. Мы можем позволить себе направить заложенный в нас инстинкт «соперничества» на достижение высоких духовных уровней - изнурительная погоня за земной славой и материальными благами уже не представляет для нас интереса. Концентрация на духовном развитии ведет к познанию духовного потенциала. Мы освобождены от поиска лучшего места под солнцем.

Поэтому еврейский народ организован таким образом, чтобы социальные задачи, которые необходимо решать для создания здорового общества, были распределены по коленам. И если нам удается добиться успеха на этом поприще, мы можем продемонстрировать миру модель общества, где физическое и духовное составляют единое целое.

И эта задача, поставленная перед еврейским народом, не противоречит идее соревнования. Но тогда не совсем понятна заповедь: «Люби ближнего как самого себя». Концепция всеобщей любви считается краеугольным камнем всей мировой современной этики. На самом же деле, мало кто в мире серьезно воспринимает это, как обязанность. Умение учитывать интересы других людей, как - собственные, ассоциируется с полным отсутствием эгоизма. Таким свойством обладают лишь считанные праведники.

Так называемое «светское» общество, по правде сказать, не слишком стремится к этому идеалу. Оно ставит перед собой иную задачу: установить такую систему, которая обеспечит честную конкуренцию - чтобы все члены общества имели равные шансы на успех. Такая этика напоминает спортивную: выигрывает - лучший. В то время как заповедь, предписывающая «любить ближнего как самого себя», конкуренцию вообще исключает, а потому и не согласуется с моделью современного «светского» общества.

Но позвольте, разве Тора и в самом деле рассчитывает, что каждый представитель народа станет праведником?

Мы получим ответ, если вновь обратимся к армейской модели поведения.

 

27.05.04

Воины готовы жертвовать своими жизнями. И не из соображений высшего благородства. Но потому, что каждый солдат знает: если в бою, в трудные минуты его товарищи будут думать лишь о себе - ему не выжить. Но смело идет на поле битвы, готовый отдать жизнь за тех, кто сражается рядом, потому что не сомневается, что они (как и он сам), если понадобится, пожертвуют жизнью ради него.

Выживание еврейского народа зависит от того, насколько успешно мы справимся со своим предназначением: продемонстрировать миру общественную модель, в которой физическое неотделимо от духовного. Но, чтобы выполнить это предназначение, мы должны помогать друг другу, потому что успех каждого из нас ощутим лишь на фоне успехов остальных членов общины. В этих условиях человек вынужден делать все, чтобы укрепить и умножить достижения окружающих, и заповедь «люби ближнего…» становится повседневной практикой, жизненной необходимостью.

В обществе, ориентированном на духовность, самая престижная работа - служение в Храме, то есть та, которая поручена левитам. Если бы и в современном обществе такая работа считалась бы самой престижной и доставалась бы победителям в конкурентной борьбе, это стимулировало бы людей формировать в себе определенные «стандарты». Но это не входит в планы Всевышнего...

Мы уже говорили, что Всевышний отвел евреям особую роль - «починить» мир, продемонстрировав другой тип духовного развития общества.

Но почему Творец не сделал так, чтобы левиты получили возможность служить Ему - в награду за победу в честном соревновании с представителями других колен. И действительно, в рамках соревнования, потенциальные кандидаты так сформировали бы себя, чтобы максимально соответствовать такого рода духовной деятельности. Бедность, целомудрие, непорочность стали бы их образом жизни. Они попытались смоделировать себя «под праведников», не принадлежащих колену Леви, описанных Рамбамом. Напомним, что, по определению Рамбама, праведник - это человек, «чья душа стремится (ввысь), а разум призывает отделиться от физического мира, чтобы стоять перед Всевышним, служить Ему, познавать Его Мудрость. Посвящен всякий, кто идет прямыми путями, которые Творец заповедал ему; кто хочет сбросить с себя ярмо практицизма и желаний, которые испытывает основная человеческая масса. Всевышний навсегда будет его уделом и его наследием. И обеспечит его всем необходимым в этом физическом мире».

По Плану Всевышнего (насколько мы можем постичь идеи Творца), деятельность левитов должна была формировать людские души. В этом состоит поставленная перед ними задача. И вовсе не в том, чтобы души левитов формировало их служение Творцу.

Всевышний принимает осознанное служение Ему отдельных праведников. Но ведь совсем необязательно, чтобы народ учили - самые лучшие. Хотя они и должны быть при этом образцом, к которому остальные люди хотят приблизиться.

Такова модель, созданная Творцом. А чтобы запустить этот «механизм» в действие, Он сделал так, чтобы служение Ему не стало предметом конкуренции. С другой стороны, Он поставил левитов в зависимость от остальных представителей народа Израиля - каждый добровольно отделяет в их пользу десятую часть собственных доходов.

Есть во всем этом и такая проблема. Человек с легкостью определяет, что такое экономический успех. Поэтому он умеет ставить перед собой и перед другими конкретные задачи и знает, кто в состоянии с ними справиться. Но что такое успех в духовной области? Понять это слишком трудно. Отсюда - непонимание задач, расплывчатое представление о том, как их выполнить… А поскольку люди не знают, как подойти к решению этих проблем, они не в состоянии «выставить» должности «духовных служителей» на свободном рынке Это - прерогатива Всевышнего.

Итак, мы охарактеризовали в общих чертах жесткую, по типу - «армейской», социальную систему, которая по велению Всевышнего объединила еврейский народ, позволила ему получить Тору. И убедились, что эта жесткость вовсе не предполагает подавление личности. Напротив, создает каждому человеку необходимые условия для его духовного развития.

Все это - «архаика», - скажут многие, прочитав эти строки. Тогда, в древние времена, перед народом стояли конкретные задачи. Теперь у нас - другие цели.

Но в том-то и дело, что предназначение народа Израиля определено Всевышним на все времена. Оно для нас - неизменно.

Однако для реализации поставленной перед нами задачи (см. выше), необходимо единство народа. Разве сегодня мы можем сказать, что народ Израиля достиг единства?

Да, к великому сожалению, не можем. И все равно мы должны рассматривать еврейский народ как единое целое. Несмотря на то, что большинство евреев сегодня не интересуются еврейской традицией. Мы являем собой организм, в котором отсутствуют многие важные органы, а оставшиеся вынуждены стараться изо всех сил, чтобы обеспечить хотя бы минимальную духовность, необходимую для духовного выживания нашего народа.

Представьте: живет большая семья, все члены которой - необыкновенно талантливые люди. Но случилось так, что многие члены этой семьи впали в «зимнюю спячку». И только некоторые, меньшинство - бодрствуют, чтобы охранять спящих. Члены семьи наделены такой энергией и одарены такими способностями, что если бы все бодрствовали и работали, они могли бы изменить мир и даже - «починить». Но поскольку большинство членов семьи погрузилось в глубокий сон, остальным приходится тратить массу усилий только на то, чтобы удовлетворить лишь самые элементарные потребности семьи. А главное - сохранить отчий дом невредимым, чтобы к моменту, когда все проснутся, семья имела бы свое место в этом мире.

Этот метафорический рассказ описывает сегодняшнее духовное состояние нашего народа. И бодрствующее меньшинство здесь, как нетрудно догадаться - религиозные люди, которые стараются сохранить связь с Творцом.

Наверное, это нормальная человеческая реакция - спросить, что побуждает религиозных людей жить так, как они живут. Может, они просто фанатики, которые хотят убедить мир, что их образ жизни - единственно правильный?

Евреи, осознающие свое еврейство - те, кто «духовно бодрствует» - перегружены колоссальной ответственностью, которую несут на себе за весь еврейский народ. Они осознают, что пробуждение всего народа от спячки - необходимое условие для выживания нашего народа.

В реальности никто не может смириться с отсутствием жизненно важных органов, или с разлукой с близким, горячо любимым человеком. Поэтому боль, душевные страдания от раскола в народе сегодня - реалии нашей действительности…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим