Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четвертый цикл обсуждения
New Page 4

ГЛАВА “Ваэра”

Место в Торе: вторая книга Торы - Шемот, гл. 6, ст. 2 - гл. 9, ст. 35

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я - а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же - а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите - ваэра.

Обсуждение главы Ваэра

18.01.04

В обзорах прошлых лет (см. на сайте обзоры недельной главы Ваэра, первый, второй и третий годовые циклы) мы подчеркивали, что речь в нашей недельной главе идет о весьма необычном явлении: Творец мира со всей очевидностью открывается народу. Для этого, безусловно, нужны были особые предпосылки. И мы говорили о них в обзоре предыдущей недельной главы (см. на сайте обзор недельной главы Шемот, четвертый годовой цикл).

Теперь попытаемся разобраться в отдельных нюансах сложившейся к тому времени ситуации.

Для многих из нас история Исхода, прежде всего, ассоциируется с фразой, произнесенной Моше Рабейну: «Отпусти народ мой!». И мало кто обращает внимание на то, что Моше «отпрашивался» в пустыню за весь народ Израиля не навсегда, но - всего на три дня. Чтобы вознести приношения Всевышнему. Фараон в тот момент так и не понял, что евреи не собираются возвращаться в Египет. Моше не сказал ему - «Отпусти мой народ - совсем!». Это, быть может - самый запутанный аспект во всей истории общения Моше с фараоном.

Несомненно, это была уловка. Моше открыто не объявлял, что евреи не вернутся обратно. Но и - не обещал, что через три дня евреи послушно возвратятся в Египет и вновь приступят к своим обязанностям. Похоже, он ставил перед собой задачу создать у фараона впечатление, что его просят, в сущности, о «безделице» - дать рабам небольшие каникулы, краткосрочное отдохновение от тяжкого труда.

Впрочем, не исключено, что и сами евреи, не ощущая уверенности в будущем, хотели оставить за собой возможность возвращения.

Непонятна и реакция фараона на просьбу Моше. Из текста Торы как будто бы следует, что по предположениям фараона евреи должны были вернуться. Стало быть, и беспокоиться не о чем. Однако фараон колеблется и, как комментирует этот фрагмент Торы Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век), подсылает к евреям шпионов, чтобы те проследили за ними.

К чему такое беспокойство? Коль скоро фараон искренне верил, что евреи вернутся, почему бы ему не дать рабам эти небольшие религиозные каникулы, а в результате - не подвергать Египет столь страшным испытаниям? Он ведь не сомневался в том, что в любом случае, что бы евреи ни задумали, всегда сумеет вернуть их в рабство. Если понадобится - силой, в конце концов. Как объяснить фараоново упрямство в нежелании дать рабам небольшую передышку? К тому же, как показывают археологические раскопки, в Египте было немало религиозных праздников. Так что, египтян не должен был насторожить факт, что религиозные праздники есть и у евреев.

Проще всего, наверное, было бы объяснить отказы фараона возникновением в нем, помимо его воли, иррационального «чувства противоречия». Ведь Всевышний «ожесточил его сердце» - вот он и упрямился. Но сделать это не позволяет текст Торы. Ведь сказано, что Творец ожесточил сердце фараона лишь после шестой казни (Шемот, гл. 9, ст. 12). А до тех пор фараон отказывал Моше в его просьбе без какого бы то ни было «давления» извне.

Более того, комментаторы Торы единодушно отмечают, что очевидное «ожесточение сердца фараона» - это только поддержка фараона в его убеждениях.

Люди, как правило, уступают тому, кто сильнее, даже если осознают, что обладатель силы неправ. В случае с фараоном Всевышний учитывал именно эту человеческую черту: Он дал фараону смелость и мужество, позволившие ему придерживаться своей точки зрения. У фараона хватило стойкости и силы духа на то, чтобы одну за другой выносить казни. Ибо он не сомневался в своей правоте.

А нам остается сделать попытку найти рациональное объяснение его позиции. Что заставляло фараона думать, что он - обладатель истины? И как это связано с тем, что Моше так и не сказал фараону, что евреи уходят навсегда?

Чтобы понять позицию фараона в этой ситуации, мы должны рассмотреть общую систему отношений между человеком и Всевышним

19.01.04

Одно из требований современной демократии - отделение религии от государства. На первый взгляд, это не должно причинить вред ни религии, ни государству. На самом же деле, такое требование не столь безобидно, как кажется. Ибо основано оно на произвольном предположении, которое при более детальном рассмотрении оказывается несостоятельным (абсолютной необходимость объединения религии и государства проявляется только в монархическом обществе, жизнь которого обусловлена законами Торы - прим. ред.).

На чем зиждется идея отделения религии от государства? На том, прежде всего, если отбросить атеистические мотивы, что Всевышний устанавливает отношения с отдельным человеком, а не с народом. Если бы сия гипотеза имела реальное подтверждение, мысль о параллельном, независимом существовании религиозных и государственных структур можно было бы считать, наверное, вполне перспективной. Но мы знаем, что изначальные посыл - неверен и противоречит учению Торы.

Подозвал к себе Всевышний семьдесят малахим (единственное число - малах; некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в русском языке для обозначения этого понятия нередко используют слово - «ангел»), окружавших Кисэ а-Кавод (трон Творца), и сказал им: «Давайте смешаем их языки и разделим их на семьдесят языков и семьдесят народов; а затем бросим жребий, чтобы определить, какие языки они получат...», - рассказывает раби Шимон (раби Шимон бар Йохай - великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век) в одном из составленных им Мидрашей (Мидраш Ялкут Шимони, раздел Ноах, гл. 247, ст. 62). - Жребий Всевышнего пал на Авраама и его потомков. Как написано: «Ибо доля Всевышнего - народ Его; Яаков - наследственный удел Его» (Дварим, гл. 32, ст. 9). И сказал Всевышний: «Выпал именно тот жребий, который Я хотел». Ибо сказано в псалмах: «Всевышний - доля моя и участь моя... Наделы выпали мне в приятных местах» (Теилим, гл. 16, ст. 5-6).

Как понимать слова - «избранный народ»? Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман - Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го - начало 13-го вв.) подробно объясняет их смысл и значение.

Творец назначил семьдесят малахим для управления семьюдесятью народами. Но Израиль никому из них не перепоручил. Ибо Сам управляет народом Израиля.

Всевышний относится к индивидуумам (евреям и неевреям - одинаково), как к членам сообщества, объединенного понятием «народ». И именно в этом контексте, как часть одного целого, каждый человек строит свои отношения с Творцом. Очевидно, что при таких обстоятельствах идея отделения государства от религии - абсурдна.

Отделение религии от государства, осуществленное большинством современных стран, имеет негативные последствия. Оно неизбежно ведет к снижению моральных норм в оценке отдельных людей.

В обществе, где религия отделена от государства, душевные качества при назначении на должности не учитываются в принципе. К примеру, политические лидеры высшего эшелона избираются и назначаются, исходя исключительно из соображений профессиональной компетентности - без учета моральных качеств. И так - на всех уровнях. Принимая, допустим, человека на работу, взвешивают его профессиональные качества, но не принимают в расчет - душевные. Считается, что личная жизнь человека - только его дело.

А ведь Тора учит нас, что Всевышний относится к каждому человеку в соответствии с уровнем его духовности и нравственности. Во всех жизненных аспектах. Несомненно, что Всевышний видит все моральные промахи, но при этом духовная ниша каждого человека определяется положением, занимаемым им в обществе. С точки зрения духовности, должность не столь уж важна. Однако к школьному учителю, например, предъявляются значительно более высокие моральные требования.

Очевидно, что в обществе, где важны духовные ценности, политические лидеры тоже будут оцениваться с точки зрения их морали и нравственности.

Духовная сила общества складывается из духовной силы отдельных индивидуумов. Чем гармоничнее сочетается духовный потенциал индивидуумов, тем больше духовная сила всего общества.

Законы духовного мира аналогичны законам, действующим в области экономики. Чтобы сделать экономику максимально эффективной, был придуман механизм свободного рынка, призванный как можно полнее использовать экономический потенциал каждого члена общества. Чтобы наиболее эффективно объединить духовный потенциал своих членов, общество также должно располагать механизмом, позволяющим это сделать - механизмом, аналогичным механизму свободного рынка, но только работающим в духовной сфере.

Таким механизмом, призванным выполнить эту функцию, является институт монархии

20.01.04

К счастью, человечество избавилось от старомодной теории, смысл которой сводится к тому, что монарх избран Всевышним, а поэтому народ должен повиноваться ему, что бы он ни делал. Эта теория привела в наш мир жестоких и деспотичных тиранов, угнетавших народы, заставлявших людей потворствовать их прихотям - в полной уверенности, что их действия санкционированы Творцом.

Однако сам факт, что институт монархии многократно скомпрометировал себя в истории, не сводит на нет саму идею монархии.

И действительно. Идея монархии логично вытекает из модели отношений человека с Творцом. Если народ устанавливает прямую связь с Творцом, он прежде должен поставить над собой монарха, который олицетворял бы эту связь. Царь - микрокосм всего народа. Его личность - связующее звено между народом и Всевышним. Через царя Всевышний «узнает» о потребностях народа, через царя от Создателя к народу поступает высшая духовная энергия.

И не имеет значения, был ли царь избран народом или получил царскую власть как наследник династии. Суть состоит в том, что вся система монархии возникла из необходимости создания механизма, который объединил бы духовные потенциалы народа самым гармоничным способом, осуществляя связь с Творцом, представляя перед Ним весь народ в целом.

Монархия - духовный феномен. Любой другой институт власти не может осуществлять функцию царя, ибо у него нет «человеческого голоса». Институт власти готов принимать решения, но - не способен поддерживать спонтанную связь с Творцом. А молитва должна идти от сердца.

Все эти рассуждения нужны нам для того, чтобы понять позицию фараона, который упорно не хотел дать евреям разрешение на то, чтобы дать евреям возможность осуществить в пустыне приношения Всевышнему.

Всевышний не один раз обращался к фараону с требованием - «отпусти народ Мой, чтобы они могли служить Мне». С позиции фараона это выглядело так: если евреи сами, без его, фараона, помощи смогут вести диалог с Всевышним, это будет означать, что они существуют как отдельный народ - независимо от того, уйдут они из Египта или останутся.

Поскольку Всевышний относится к людям как к членам определенной группы, а не как к индивидуумам, евреи могут установить отношения с Творцом, только став отдельным народом. А пока они - часть Египта, им придется осуществлять связь с Создателем через фараона - египетского царя. Ибо он - связующее звено между народом и Всевышним.

Идея, что Творец создал наш мир из желания «давать», одаривать Свои создания, что наш мир для Него - возможность проявления Его атрибута Милосердия, как аксиома принимается всеми религиозными сообществами (и не только еврейскими). Однако разные сообщества, выстраивая отношения с Творцом, делают из этой аксиомы диаметрально противоположные выводы.

Скажем, в Египте признавали, что человек нуждается в покровительстве Высших сил. Однако полагали, что и Высшие силы нуждаются в человеке - в не меньшей степени

21.01.04

Итак, фараон строил свои отношения с Высшими силами, исходя из предположения, что в системе связей человека с Небом стороны - равны. Со своей стороны, человек, в благодарность за щедрость, явленную Египту, оказывает Высшей силе уважение и почет. И этого, с точки зрения фараона, достаточно. Ибо он служит Небесам уже тем, что предоставляет Им возможность проявить качество Милосердия.

Египтяне, несомненно, умели чествовать своих богов. Археологи находят множество подтверждений тому, какие колоссальные средства тратили на это египтяне.

Диаметрально противоположен еврейский подход к проблеме взаимоотношений с Творцом. Всевышний дает человеку возможность служить Ему и следовать Его законам. И в этом Милосердие Творца находит свое наивысшее проявление. Если человек использует потенциальную возможность, предоставленную ему Творцом, он открывает себе путь духовного сближения с Ним. Единение с Творцом - истинная цель человеческого существования. В мире нет большей награды, чем это единство.

Отсюда следует логический вывод, что отношения человека с Творцом базируются на служении, а не на почете. Согласно еврейскому мировоззрению, в нашей связи с Всевышним нет «равенства». Наша задача - работать над собой, повышая свой духовный уровень, а также улучшать окружающий нас мир. А это достигается постижением Мудрости Творца - «прикреплением» к Нему, к Его совершенству.

Истинное проявление качества Милосердия Всевышнего - предоставленная человеку возможность соединиться с Ним. Только в этом мире мы можем насладиться данной нам Свыше свободой выбора, позволяющей нам добровольно принять идею, что Всевышний - наш единственный властелин и правитель. И руководствоваться ею.

Схематично выражая суть «разногласий» между Египтом и народом Израиля, скажем: фараон полагал, что в этом мире сосуществуют два «равных» правителя; евреи же утверждают, что правитель в мире один - Всевышний.

Если бы фараон, хотя бы во имя своего народа, согласился бы с тем, что евреи - отдельный народ, он тем самым послужил бы Всевышнему. Египтяне, благодаря фараону, заслужили бы вечную благодарность Творца.

Временное пребывание евреев в Египте дало возможность еврейскому народу родиться. Если бы Египет признал факт его рождения, он мог бы претендовать даже на славу. И избежал бы, скорее всего, падения.

В первый раз, когда Моше пришел к фараону, египетский правитель был полностью свободен в принятии решения - никакое воздействие извне на него не оказывалось. Поэтому Моше и не сказал ему, что евреи покидают Египет навсегда. В тот момент это не было неминуемым и очевидным фактом.

Но фараон отклонил просьбу Моше, руководствуясь соображением, что в Египте он, фараон - царь, единственный правитель и властелин. Открыв отдельную «линию связи» с евреями, считал фараон, Всевышний «вторгся» в его владения. Он, фараон, не желал занимать «второе место» - после Всевышнего. Он не хотел править Египтом от Его имени. Евреи, рассуждал фараон, не должны иметь собственные религиозные праздники. Они могут связываться со своим Всевышним только через фараона, олицетворявшего в Египте духовное единение с Небесами

22.01.04

Это столкновение мировоззрений помогает разъяснить множество неясностей в подходе к религии в целом.

Большинство людей нееврейского мира твердо верит в то, что «бесплатных обедов не бывает». И в то же время многие, верующие в существование Творца, посвящают молитвам и выполнению заповедей Всевышнего совсем немного времени, не тратя на это усилий. И полагают, что за это, прямо скажем, мизерное вложение обретут вечную и счастливую жизнь в Грядущем мире. Так что же - «бесплатные обеды» все-таки существуют?

Нет, дело тут совсем в другом. В том, в частности, что некоторые, быть может, не отдавая себе в этом отчет, разделяют, по сути, позицию фараона. Полагая, что Всевышний ожидает от них скорее почета, нежели - служения. Проводя, скажем, пышные церемонии, они считают, что выполнили свои обязанности перед Ним. А служение… Они же дают Ему возможность проявить Милосердие.

В отличие от них, евреи, постигающие Мудрость Творца, понимают, что Всевышний ждет от людей гораздо более серьезных вложений. Человек может достичь единения с Творцом, если во всех жизненных сферах он связывает себя с Волей Всевышнего, выраженной в Его заповедях. Для евреев вся жизнь - усилие, направленное на исполнение и соблюдение этих заповедей.

В этом контексте отметим еще одно уникальное качество еврейского народа.

Нееврей, идентифицируя себя с определенным народом, ставит религию на второе место. Интегральной частью народа делает его страна, в которой он живет. Народы - часть естественного мироздания, и люди принадлежат земле, которая поддерживает их существование. Главное в системе их отношений с Творцом - ожидание помощи в достижении мира и благополучия.

Из этого следует, что египтянин, например, покинув Египет и став гражданином другой страны, становится представителем другого народа, и его связь с Всевышним будет осуществляться через тот народ, к которому он решил присоединиться. Ибо впредь эта новая для него земля будет поддерживать его и обеспечивать всем необходимым.

Евреи, однако, не являются частью естественного мира (см. об этом на сайте в обзоре недельной главы Шемот, четвертый годовой цикл). Наше выживание на протяжении многих столетий в самых разных условиях, в том числе - и на чужой земле, явно демонстрирует, что мы напрямую зависимы от Всевышнего. Естественный мир не поддерживает нас. Родина евреев, если можно так выразиться - их связь с Творцом, с Его Мудростью. И страны, в которых мы жили не имеют к этому никакого касательства.

Так же, как и в отношениях с другими народами, Всевышний относится к еврею как к индивидууму - в контексте его народа. Но для еврея принадлежность к своему народу определяется его мировоззрением (религией). Чтобы «контактировать» с Творцом, еврей должен воспринять Его Мудрость.

«Религия» еврейского народа - его «страна», и это ставит еврея перед дилеммой, которая другим народам неведома. Если нееврей оставит свою религию и захочет найти в этом мире свой путь, его страна, тем не менее, продолжает существовать, как часть естественного мира и по-прежнему в состоянии поддерживать живущий в ней народ.

У евреев нет другой страны. Есть - мировоззрения. Если еврей покидает свою «религию», часть его страны прекращает существование. Чем меньше религиозных евреев в мире, тем слабее связь еврейского народа с Творцом. Поэтому все евреи зависят друг от друга.

Евреи, хранящие верность своей традиции, укрепляют связь с Всевышним и тем самым поддерживают существование всего еврейского народа.

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим