Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Пятый цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА “Микец”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И было по завершению двух лет, фараону снится сон...”.

По завершению на иврите - микец.

Обсуждение главы Микец

25.12.05

Наша недельная глава продолжает рассказ о семье Яакова. Тора возвращается в ней к повествованию о жизни Йосефа (период его пребывания в Египте) и, в частности - к снам, в которых содержатся элементы пророчества о будущем народа Израиля. В предыдущей главе говорилось о снах самого Йосефа, которые самым непосредственным образом связаны с судьбой его народа (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Вайешев, первый годовой цикл обсуждения). Теперь речь идет о снах фараона, которые «расшифровывает» Йосеф. И тут сразу же скажем, что и эти сны, сны паро (то есть - фараона), содержат ценную информацию, «адресованную» сынам Израиля.

Одна из основных тем этого «обращения» - соотношение свободы выбора, которая предоставлена человеку Всевышним, с Высшим Предопределением. И не случайно мы читаем в Торе об этом именно в дни праздника Хануки (первая ханукальная свеча зажжется в еврейских домах завтра). Ведь суть этого праздника - проблема безопасности человека, связанная с его верой в Творца (см. на сайте обзор недельной главы Микец, четвертый годовой цикл).

Человеку, который живет с верой в Творца, важно чувствовать, что Он «наблюдает» за ним и за событиями, которые вокруг него развиваются, направляет его во всех действиях. Это дает ему ощущение, что он движется в правильном направлении, ощущение уверенности в завтрашнем дне. Если же это ощущение утрачивается, и человеку представляется, что Всевышний по тем или иным причинам оставил его, он теряет жизненную ориентацию.

Эту потерю ориентации не надо путать «страхом», который возникает перед лицом опасности. Чтобы понять, в чем разница между этими двумя ощущениями, обратимся к сегодняшней реальности - к реакции жителей Израиля на теракты.

В одном из таких терактов погибли 28 человек и сотни получили ранения разной тяжести. Статистические расчеты свидетельствуют: даже при такой интенсивности террора, которому подвергается Израиль, для отдельного индивидуума вероятность стать жертвой организованного террористами взрыва чрезвычайно мала.

Люди, которых лично не коснулась очередная трагедия, не замирают в страхе - в Израиле продолжается обычная деловая жизнь. Евреи - мужественные люди, и запугать их - непросто. Однако очень многие теряют жизненную ориентацию, не знают, что делать, как остановить врага. Они испытывают горечь - оттого, что в стране у ее граждан нет ощущения безопасности. Но это - не страх за собственную жизнь.

В самом первом благословении, которое мы говорим в молитве Амида (молитва Шемоне Эсре - см. на сайте обзор второй части листа 14 трактата Берахот), мы называем Всевышнего «Защитником Авраама». Но наступает момент, когда люди, переживая события, связанные с террором, начинают думать, что ситуация изменилась - Всевышний лишил нас своей защиты.

Все жертвы террора - невинные люди, не заслуживающие такой ужасной судьбы. То, что с ними произошло, казалось бы, не имеет никакого отношения к их поведению, их нравственным и моральным устоям. Потому что несчастье настигло их не как индивидуумов, но - как представителей еврейского народа. Если мы верим, что все события в мире - под контролем Всевышнего, нам ясно, что в каждой трагедии (в том числе - и теракты) - адресованное нам послание Небес.

Что заключено в этом послании? Неужели для того, чтобы мы восприняли определенную идею Небес, нужна такая жестокость?..


26.12.05

Все мы, включая тех, кто оказался на месте теракта и пострадал - частички единого целого, именуемого еврейским народом. Поэтому, по большому счету, не имеет значения, кто именно оказался в эпицентре трагических событий. Всегда страдаем мы, все вместе, страдает наш народ. И это со всей очевидностью означает, что Всевышний не защищает нас от террористов. Следует подчеркнуть, что никакой жестокости с Его стороны в этом нет. Он просто лишил нас своей защиты, и мы - открыты для воздействий окружающей среды, а потому - беззащитны перед врагом. Тут не в счет любая статистика. Жертвой преступлений террористов может оказаться каждый из нас. Это чувство беззащитности очень точно и ярко выражено в Теилим (Псалмы царя Давида): «Всевышний мой! Всевышний мой! Зачем Ты оставил меня, далек Ты от спасения моего, от вопля моего» (Теилим, пс. 22, ст. 2).

Здесь возникает ряд вполне естественных вопросов. Почему Творец оставил нас, лишил нас своей защиты? Нуждаются ли евреи в защите в той же степени, что и другие народы, или нам нужна - более надежная? Быть может, Творец мира, выделив нас из других народов, сделал так, что мы оказались, по сравнению с другими, более уязвимыми, и поэтому Его Защита - не признак Его благоволения, но - объективная необходимость, обязательная для нашего выживания?

Чтобы получить ответы, надо, прежде всего, представлять себе, почему Всевышний сам называл себя Защитником Израиля.

Даже самый поверхностный взгляд, брошенный на еврейскую историю, обнаруживает нашу особую уязвимость. Есть в евреях что-то такое, что провоцирует в народах, среди которых мы живем, антисемитизм и ненависть к нам. Так было во все времена и при любых обстоятельствах. Эти чувства к нам испытывают другие народы и в наши дни. Так, значит, мы действительно нуждаемся в усиленной защите?

Пролить свет на то, почему мы столь уязвимы, поможет внимательный анализ истории Хануки. Но прежде нам следует заглянуть в эпоху, предшествующую этому знаменательному событию.

Мировая история с позиций духовности делится на две части. В течение первых трех тысяч лет (с момента создания Адама) человечество существовало в согласии с Волей Всевышнего. Его Присутствие постоянно проявлялось в нашем мире. Взаимодействие Творца с людьми реализовалось по «прямым каналам связи» между Небом и пророками, которые были не только в еврейской среде, но и у других народов. Если о позиции Всевышнего можно прочесть в «передовицах центральных газет», вопрос о том, есть ли над нами Творец - просто не возникает. Каждый человек осознает, что Всевышний - реальность, в которой мы живем.

В духовном аспекте современный мир настолько отличается от того, что исчез в недрах истории, что мы не можем даже представить себе, что ощущает человек, живущий в мире согласия с Волей Всевышнего. Поэтому нам легче рассмотреть динамику развития «еврейской уязвимости» в ракурсе второго периода духовной истории человечества - периода, который начался, когда непосредственная связь с Творцом оборвалась. В чем же состоит принципиальное отличие второго этапа духовной истории человечества - от первого?..

27.12.05

Второй этап развития духовной истории человечества - это «эра знания». Никто из нас не может обнаружить Присутствие Всевышнего в земном мире, потому что Творец уже не проявляет свои Качества так, как прежде. У нас нет возможности создать прямую связь с Творцом. И мы вступаем в контакт с Ним на основе дедуктивного знания и веры.

Новая эра в духовной истории человечества началась в те времена, когда еврейским народом управляло Великое Собрание, в дни строительства Второго Храма.

С одной стороны, этот период знаменуется составлением Устного Закона, Мишны - в письменном виде. С другой - влиянием, которое оказал на сынов Израиля расцвет и распространение в мире греческой философии.

В те годы (речь идет о второй половине 4-го века до н.э.) главным коэном (коэн гадоль - главный служитель в Храме, в данном случае - во Втором) был Шимон а-Цадик, составитель Мишны в ее ранней редакции, представитель последнего поколения мужей Великого Собрания - высшего еврейского законодательного органа - среди которых были и последние в мировой истории пророки. Шимон а-Цадик был современником Александра Македонского, который считал своим учителем - Аристотеля (выдающийся философ Древней Греции) и распространял греческую культуру по всему захваченному им древнему миру.

И вот враги обратились к Александру Македонскому с просьбой о разрушении Второго Храма. Узнав об этом, Шимон а-Цадик надел одежды коэна гадоль и направился к императору. Не будем пересказывать здесь эту историю в деталях (подробнее - см. на сайте обзор листа 69 трактата Йома). Отметим лишь, что враги потерпели поражение - их просьба о разрушении Второго Храма была отклонена, евреи одержали духовную победу и отстояли Дом Всевышнего.

Случилось это на двадцать пятый день месяца тевет (десятый месяц еврейского календаря). С тех пор этот день - день праздника. В этот день запрещено соблюдать траур и поститься.

В мире духовности не бывает случайностей и совпадений. Неожиданный поворот событий при встрече Шимона а-Цадика - составителя Мишны с Александром Македонским - «идеологом» греческой культуры был заранее предопределен (см. на сайте обзор листа 69  трактата Йома). Сам факт этой встречи, безусловно, имел глубокую и масштабную духовную причину. Это было, по сути - столкновение двух ветвей человеческого знания: еврейского Устного Закона, который записали члены Великого Собрания - с одной стороны и наукой, которая зародилась и получила свое развитие в древней Греции - с другой. Именно в этом столкновении и произошло разделение духовной территории, которую занимает человечество последние две с половиной тысячи лет.

И не случайно менора с древних времен считается символом победы евреев над греками. Это «еврейское изобретение» (воплощенное по проекту Всевышнего) олицетворяет знание. В чаши меноры заливается масло, в которое погружают фитили свечей. Процесс горения свечей меноры, масло которой «питает» свет, символизирует способность Небесной мудрости (свет) воплотиться в приобретенном людьми знании (масло).

Примечательно, что ивритское слово шемен (масло) состоит из тех же букв (шин, мэм, нун - в иврите нет гласных), что и числительное шмонэ (восемь). Число «восемь» олицетворяет сферу духовного мира, которая называется - бина, что в переводе с иврита означает - «понимание». То есть человеческое знание - это выражение в нашем мире искры Мудрости Творца.

У человечества нет рациональной гипотезы, объясняющей акт рождения идей. Тысячи физиков в университетах мира могут получить одну и ту же информацию. Но только один из них на ее основе выстроит свою теорию, которая приоткроет очередную завесу над тайной естественной природы. Загадку природы разгадает, несомненно, одаренный, талантливый человек. Но, кроме него, есть и другие, не менее одаренные физики. Почему же задачу решил именно он? Почему он делает открытие в какое-то определенное время?..

Ответа на эти вопросы не знает никто. Ситуация разъясняется, если мы скажем, что все человеческое знание, представляющее собой свет Мудрости Творца, вдохновляется Всевышним

28.12.05

В еврейской традиции греческая культура ассоциируется с тьмой.

В Торе читаем: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною...» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).

Анализируя эти строки, наши Учителя находят в них упоминание о четырех царствах (Устная Тора, Мидраш Берешит Раба, гл. 2). Слово «тьма», - заключают они, - относится к греческой диаспоре. Было бы неправильно полагать, что евреи вообще отрицали то знание, которое обрели греки, исследуя мир естественной природы. Тора, хотя и употреблена в ней «нелестная» метафора («тьма») не учит нас этому. Напротив, есть в ней такая фраза: «Да предоставит Всевышний простор Яфету, и пусть обитает он в шатрах Шема» (Берешит, гл. 9, ст. 27).

В этой цитате, - подчеркивает Талмуд (трактат Мегила, лист 9), - говорится о красоте греческой культуры, которая в будущем соединится с шатрами Шема, символизирующими знание Торы.

Чтобы хоть в общих чертах представить себе духовную сущность вселенной, нам следует понять, что знание может привносить в мир не только свет, но - и тьму. До зарождения греческой культуры и науки, Присутствие Всевышнего было очевидным, и никто не сомневался в том, что мир - Его Творение, что Он ежесекундно поддерживает жизнь в нем. До греческих открытий все, что происходило в мире, соотносилось с Волей Творца. Для того, чтобы перейти из духовной эры с постоянным Присутствием Всевышнего в эпоху, где видимых Его проявлений не будет, человечеству надо было создать систему знаний, объяснявших основные явления нашего мира, не связывая их с Творцом.

Древние греки создали первое систематическое мировоззрение - тот интеллектуальный фундамент, на котором и в наши дни базируется нерелигиозное, научное видение мира. Всевышний дал миру искру, позволившую развить знания, - отмечают Учителя, - чтобы иметь возможность скрыть Свое Присутствие от человека. И хотя само знание - это и есть проявление Божественного Света, Творец создал «тьму», которая сокрыла Его Присутствие.

Попытаемся сравнить две системы знаний - знание, содержащееся в Устном законе и Мишне - с одной стороны и знания, накопленные благодаря научным исследованиям - с другой.

Устная Тора разъясняет нам, в чем состоит цель человеческой жизни, дает понимание того, почему Творец создал вселенную и что мы, люди, делаем этом мире. Мы узнаем, каковы наши обязанности в этом мире и о том, что есть награда и наказание; о существовании духовной чистоты и духовной нечистоты. Мы постигаем, что такое добро и зло.

Вместе с тем, Устная Тора, даже там, где говорится о материальной природе мира, в котором мы живем, ставит изучающих ее в положение полной зависимости от Всевышнего, от Его Милости и Щедрости.

С другой стороны, научные знания дают информацию лишь о физической реальности, которая нас окружает. Наука объясняет нам различные явления и инструктирует, как, если это возможно, их контролировать. И у человека возникает иллюзия, что он в состоянии взять под контроль свое существование, рождается ощущение «независимости». Однако такое видение мира лишает людей истинной цели существования. Для науки реальность - это некая «объективность», у которой нет ни цели, ни предназначения.

С позиций науки, в этом мире нет ни добра, ни зла, нет духовной чистоты или нечистоты, нет ни наказания и ни награды.

Неверно говорить, что наука - аморальна. Все, что здесь сказано, относится не к человеку, но - к системам знаний, которые мы сравниваем.

Но вернемся к еврейской истории…

29.12.05

В период греческого владычества, о котором напоминает праздник Хануки, приверженцы греческой культуры появились и в еврейской среде. Во все времена бывали случаи, когда евреи (полностью или частично) оставляли свою традицию, и в основном потому, что еврейский образ жизни предъявляет человеку достаточно жесткие требования. Однако под властью греков некоторые евреи отринули еврейское мировоззрение не потому, что его принципы были для них обременительными. Но потому, что греческая культура показалась им более привлекательной, чем их собственная.

Согласно еврейской традиции, в любом человеке заложено очень сильное духовное стремление к независимости. Учителя разъясняют, что Всевышний создал мир, чтобы человек мог, сделав в жизни правильный выбор, заслужить вечность, где он не будет ни от кого зависеть. Это стремление к независимости заложено в евреях в такой же степени, как и в представителях других народов. Поэтому, когда евреи соприкоснулись с «греческой» системой знаний, некоторые из них решили, что она предлагает немедленную независимость и уверенность в себе, и сделали выбор в пользу этой системы. Устная Тора тоже предлагает независимость, но - в мире Грядущем. Но за это надо было «расплачиваться» зависимостью от Творца в этом, земном мире.

К сожалению, для евреев (в отличие от других народов) предпочтение сиюминутной независимости может иметь тяжкие последствия.

История Хануки (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику), по сути - история месират нефеш, то есть готовности пожертвовать своей жизнью во имя веры. История Хануки демонстрирует нам, что в еврейской традиции месират нефеш - не просто готовность человека, стоящего на высоком духовном уровне, пожертвовать собой. Без этой готовности еврейское мировоззрение оказывается бесполезной, неосуществленной идеей.

Чтобы яснее это понять, представим, к примеру, что французский наместник, правящий на территории завоеванной Италии предлагает группе итальянцев выбор: стать французами или - умереть. Какие соображения будут возникать у итальянцев в процессе принятия решения? Какие ценности мы защитим, умерев итальянцами? - спросят они себя. Да, у нас - свой язык, своя культура, да, итальянский народ добавляет свой цвет в разноцветную гамму, которую составляют народы мира. Но разве ради этого стоит умирать?.. Возможно, поэтому в мировой истории и нет случаев, чтобы итальянцам и предлагали выбор: стать французами или англичанами, иначе - смерть.

Отсутствие веской мотивации для того, чтобы остаться, к примеру, итальянцем, само по себе, устраняет причины, способные спровоцировать на духовном уровне международный конфликт.

Но с евреями - иначе. Если бы евреи были просто «этнической группой», с этой точки зрения, между ними и теми же итальянцами не было бы принципиальной разницы. Но здесь эта разница существует. Недаром на протяжении тысячелетий евреи подвергались и подвергаются нападениям и преследованиям только за свою принадлежность к еврейскому народу. Что же это такое - еврей? В чем принципиальное отличие еврея от любого другого представителя человечества?

Прежде всего, в том, что евреи несут миру особое знание, которое заключено в Торе - Письменной и Устной. И новая духовная эра (см. выше) представляет собой арену борьбы между двумя системами знаний - «еврейской» и «греческой». А поскольку мы, евреи - единственные в мире носители системы знаний, представленной Торой, принадлежность к еврейскому народу обретает исключительное значение. Поэтому те евреи, которые отказываются от еврейского образа жизни и принимают иную систему знаний, способны привнести в разноцветье других народов, как итальянцы, французы и т.д., лишь некий оттенок.

В этом и состоит трагедия этих людей. Отказавшись от собственной традиции (неважно, по своей воле или под смертельной угрозой), они не становятся ни французами, ни англичанами. В восприятии других народов они остаются евреями, представителями уникального народа, который несет миру особое знание. И по-прежнему подвергаются преследованиям. Беда в том, что они не понимают - почему.

Всевышний защищает Израиль, потому что еврейская душа - это «свеча», распространяющая в мире Свет Творца, свет знания, заключенного в Торе. А это стоит того, чтобы ради сохранения еврейства, ради сохранения еврейского народа, можно было, если потребуется, пожертвовать жизнью.

Люди, погибшие от рук террористов только потому, что они - евреи, на самом деле погибли, чтобы сохранить еврейский народ, то знание, которое евреи несут миру.

Всевышний - наш Защитник, а мы - хранители Его Света. Когда мы оставляем свой пост - Он оставляет нас. И перед лицом врага мы оказываемся - беззащитными. При этом Он хочет, чтобы мы правильно прочли Его послание - призыв вернуться к Нему...

Автор текста раввин Носон Вайс

 

Иерусалим