Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Пятый цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА “Ваелех”

Место в Торе: Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...”.

И пошел на иврите — ваелех.

Обсуждение главы Ваелех

02.10.05

В нашей недельной главе Моше, как мы знаем из обзоров прошлых лет (см. на сайте обзор недельной главы Ваелех, первый и второй годовые циклы обсуждения), обращаясь к народу Израиля, подводит итоги своей жизни. Это — основная «сюжетная линия». Но и здесь, как в большинстве других недельных глав существуют «вторые планы». Один из них — разговор об особом годе еврейского календаря — годе шмиты (седьмом, «субботнем» годе).

Следует отметить, что данная тема поднимается в Торе несколько раз. И всякий раз Тора открывает нам новый аспект законов, связанных с этим годом. И каждый новый аспект поднимает заповедь на еще большую духовную высоту.

В книге Ваикра мы читаем о «субботе земли»: «…а в седьмой год суббота покоя будет для земли» (Ваикра, гл. 25, ст. 4). Земля Израиля в этот год не обрабатывается и не засевается, не разрешается собирать урожай, который созрел на этой земле. Можно лишь поддерживать жизнедеятельность растений. То есть здесь мы получаем сведения как бы о «бытовой» стороне заповеди. Хотя на самом-то деле мы понимаем, что для выполнения этих «бытовых» правил нужна искренняя, беззаветная вера в Творца (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Бе-hар, первый годовой цикл обсуждения)

Затем мы находим упоминание о годе шмиты в книге Дварим (недельная глава Реэ), где Тора устанавливает «социальный» закон, предписывающий в «седьмой» год аннулировать долги. И тут речь идет уже о взаимоотношениях людей в обществе и о принципах справедливости.

И, наконец, в нашей недельной главе раскрывается аспект hакhэль, заключающий в себе требование собрать весь народ по истечении года шмиты для публичного чтения Торы.

В своей книге «Иудейские древности» Иосиф Флавий (см. на сайте ответ «Ваше отношение к Иосифу Флавию», в разделе «Спроси у раввина») разъясняет значение этой заповеди так:

«Когда народ будет собираться в священный город для совершения приношений на праздник Суккот (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику), то каждые семь лет главный служитель в Храме (на иврите — коэн а-гадоль), встав на возвышенное место, откуда его будет хорошо слышно, обязан прочитать всем вслух законы.

И пусть не будут исключены из числа его слушателей ни женщины, ни дети, ни даже рабы. Ибо хорошо, если законы эти будут запечатлены в сердцах их и не сотрутся из памяти навеки. Таким образом, люди смогут избежать ошибок и не посмеют отговариваться незнанием соответствующих постановлений.

Заповеди эти будут так твердо запечатлены громким и торжественным прочтением в душах слушающих, что они навсегда сохранят это свидетельство в своих сердцах. И если пренебрегут заповедями, то сами будут виноваты и понесут неизбежное наказание» (кн. 4, гл. 8).

Итак, истинная суть третьего аспекта многоплановой заповеди о годе шмиты — единение всего народа Израиля. Единение под «сенью» Творца, готовность слушать, запоминать и выполнять Его заповеди.

Автор книги Сефер а-хинух («Книга о воспитания еврея»; имя автора — неизвестно, мы знаем лишь, что жил в 14-м веке, в Испании, в Барселоне, и принадлежал роду Леви) отмечает, что выполнение заповеди hакhэль — наиболее яркое свидетельство еврейской самоидентификации.

В основе этой заповеди лежит идея, — пишет автор Сефер а-хинух — что Тора является сущностью и душой народа Израиля. Это выделяет его из среды других народов, в ней — путь для достижения вечной жизни, бесконечного духовного наслаждения — высшей цели Творения.

И поскольку Торе отведена основополагающая роль, она заслуживает того, чтобы весь народ собирался в определенном месте и в определенное время — чтобы услышать ее слова. Чтобы у всех — мужчин, женщин и детей — возник вопрос: «Что за великое собрание у нас?». И ответом им будет: «Мы собрались, чтобы услышать слова Торы, ибо она для нас — основа основ, в ней — все наше великолепие и вся наша краса.

В результате придут они (весь народ Израиля) и провозгласят славу Торе, и проникнутся ее величием. И войдут слова Торы в их сердца, и станет она для них желанной.

И с желанием будут они учиться, познавать пути Творца и удостоятся блага. Тогда «возрадуется Всевышний делам Своим» (Теилим — «Псалмы царя Давида», пс. 104)…

03.10.05

Заповедь о публичном чтении Торы относится к законам, смысл которых логически ясен. Сама Тора в тексте нашей недельной главы раскрывает суть этой заповеди в таких словах: «Собери народ — мужчин, женщин и детей, и пришельцев, которые во вратах твоих, чтобы слушали они, и чтобы учились, и боялись Всевышнего, и старались исполнять все слова Учения этого.

И сыны их, которые не знали, услышат и научатся бояться Всевышнего — во все дни, которые вы проживете на земле. В земле, в которую вы идете через Иордан для овладения ею» (Дварим, гл. 31, ст. 12-13).

Далее мы рассмотрим некоторые важные замечания комментаторов Торы, касающиеся заповеди hакhэль.

Ибн Эзра (великий комментатор Торы; Испания; конец 11-го – начало 12-го вв.), исследуя фразу — «чтобы учились», добавляет — «весь год (год шмиты), так же, как в субботу».

Подобно тому, как шесть дней человек работает над созданием материальных благ, — разъясняют это уточнение Ибн Эзры Учителя, — а в субботу у него появляется возможность посвятить время изучению Торы, так шесть лет проводит он в работе на земле, а седьмой год — должен посвятить служению Всевышнему.

Когда Ибн Эзра говорит — «весь год», он подразумевает, что всенародное чтение Торы знаменует собой начало субботнего года (и семилетнего цикла). То есть Тора дает такое указание: «…чтобы учились» от начала субботнего года и до его конца — то есть «весь год».

Этот комментарий открывает нам еще одну смысловую грань заповеди hакhэль: торжественное чтение Торы при собрании всего народа предназначено, в частности, для того, чтобы у каждого возникло желание посвятить свое свободное время — и в субботу и в субботний год — серьезному и глубокому постижению текстов Торы и ее законов.

Комментаторы обращают внимание также и на необычный, казалось бы, факт: эта заповедь дается не только взрослым, но и детям. Как сказано: «Собери народ — мужчин, женщин и детей…» (Дварим, гл. 31, ст. 12). Ведь на детей не возлагается обязанность исполнять заповеди. Только по достижению «возраста заповедей» (мальчики — 13 лет, девочки — 12 лет) они берут на себя ответственность перед Творцом за свое поведение. Однако после бар (бат) мицвы детьми они уже не считаются.

Так с какого же возраста следует приводить ребятишек на публичное чтение Торы?

Исследуя текст процитированного выше отрывка, Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) разъясняет, что уточнение дается в конце фрагмента. Ибо написано: «И сыны их, которые не знали, услышат и научатся бояться Всевышнего — во все дни» (Дварим, гл. 31, ст. 13).

Речь и в этом случае, — говорит он, — идет о детях тех, кто приходит слушать Тору вместе со всей общиной Израиля. Точнее — о детях («сыны их»), которые способны услышать и спросить у своих родителей, что происходит, и зачем здесь собралось так много людей. Отвечая на вопросы, родители начнут приобщать сыновей к изучению Торы. Нет никаких сомнений в том, предписание Торы не касается детей, скажем, грудного возраста, но — тех детей, которые вступили в пору, когда их уже можно и нужно серьезно воспитывать.

Однако в Талмуде (трактат Хагига, лист З) Учителя, анализируя данный фрагмент, открывают иную грань Истины.

Мужчины, — говорят они, — приходят на публичное чтение Торы, чтобы учиться, женщины — чтобы послушать, а дети — чтобы вознаградить тех, кто привел их.

А теперь разберемся — в чем отличие точки зрения Рамбана от позиции других Учителей.

Рамбан, исследуя данный фрагмент (см. выше), рассматривает слово «сыны» (в оригинале на иврите — баним) как уточнение слова таф (ребенок). То есть баним — «дополнение», определяющее, что на публичное чтение текстов Торы следует приводить детей (таф) в возрасте, когда можно начать обучение Торе (с 3-4-х лет). Дети такого возраста способны, хотя бы частично, осознать величие происходящего.

Открывая иную грань Истины, Учителя Талмуда выстраивают свою концепцию на ином видении структуры фраз. Подчеркивая, что брать с собой детей, впитывают из среды новую и новую информацию — просто необходимо, они допускают, что можно приносить на чтения и несмышленых младенцев. Им это в любом случае не повредит. Напротив, возвышенная атмосфера всеобщей духовности окажет на них благотворное влияние.

(продолжение — 06.10.2005)

06.10.05

Сказано в Торе: «И повелел им Моше, говоря… читай Учение это всему Израилю вслух» (Дварим, гл. 31, ст. 10-11).

Из текста этого отрывка ясно, что Тору публично читал кто-то один. Но кто? На кого возлагалась эта почетная обязанность?

Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает рав Шломо-Йосеф Зевин (автор нескольких книг по Галахе, Россия – Израиль, 20-й век) в своей книге Ле-ор а-Ѓалаха («В свете Ѓалахи»).

Устная Тора, в частности, Талмуд (трактат Сота, гл.7), — пишет рав Зевин, — возлагает эту обязанность на царя.

К такому выводу приходят Учителя Талмуда, проведя соответствующее исследование текстов еврейских первоисточников.

В Письменной Торе, например, сказано: «И вот, когда поднимется он на престол царства своего, пусть перепишет себе копию Закона сего с оригинала, который хранится у левитов» (Дварим, гл. 17, ст.18).

В оригинале данного текста на иврите употреблено выражение мишнэ а-Тора (в буквальном переводе — «повторение Торы»), которое мы переводим здесь как — «копия».

Талмуд задается вопросом: почему в этой фразе использованы именно эти слова? И проанализировав отрывок, приходят к заключению: потому что в будущем ему придется этот текст «повторять», то есть — зачитывать перед всем народом.

В тексте нашей недельной главы Учителя находят дополнительное тому подтверждение. Говоря о заповеди hакhэль Моше повелевает: «читай Учение это всему Израилю вслух». То есть повеление это дается, как мы видим, в единственном числе. И это означает, что Моше обращается не к коэнам (служителям Храма) и не к старейшинам Израиля, хотя о них тоже говорится в этой главе (Дварим, гл. 31, ст. 9). Моше обращается к своему ученику и преемнику. Как написано: «и призвал Моше Иегошуа бин-Нуна». А в то время Иегошуа бин-Нун, — сообщает один из комментаторов Мишны рав Йом-Тов Липман Геллер (Прага, 17-й век) — был царем.

Кроме того, в Танахе есть фрагмент, в котором рассказывается, как царь Иегошиягу читал Тору. В этом отрывке написано: «И послал царь гонцов, и собрали к нему всех старейшин Иудеи… и все люди Иудеи и все жители Иерусалима…. И прочел он им вслух все слова Книги Завета, найденной в Доме Всевышнего» (вторая книга Мелахим – Царей, гл. 23, ст. 2).

Как поступали в периоды, когда (бывали и такие моменты) над еврейским народом не было царя? Заповедь hакhэль дана на все времена. Следовательно, и без царя евреи должны были раз в семь лет читать Тору всей общиной.

Во времена, когда не было царя, — сообщает рав Шломо-Йосеф Зевин, — заповедь о чтении Торы, конечно же, не отменялась. Тору читал общепризнанный лидер, например — коэн а-гадоль (главный служитель в Храме) или — глава Санѓедрина (еврейского Верховного суда).

Подробное описание всенародного чтения свитка Торы — этого поистине впечатляющего действия, есть у Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век).

По всему Иерусалиму трубят в трубы, собирая народ, — пишет Рамбам в Ѓилхот Хагига («Законы праздника», гл. 3). — В одном из дворов Храма — эзрат нашим — воздвигается большой деревянный помост, на котором восседает царь, чтобы всем было слышно его чтение.

Все сыны Израиля, пришедшие в Иерусалим на праздник, собираются вокруг царя. Смотритель общины поднимает свиток Торы и отдает его главе общины, глава общины передает помощнику главного коэна, помощник — главному коэну, и тот уже вручает свиток Торы царю, тем самым, оказывая ему почет при большом стечении народа.

Царь принимает свиток Торы, стоя, и произносит над ним благословение, а затем садится и читает несколько отрывков из книги Дварим. В заключение царь произносит семь дополнительных благословений.

Яркое описание Рамбама столь масштабно, что в какой-то момент у того, кто читает данный текст, возникает ощущение, что все это действие — всенародное чтение Торы раз в семь лет — дает человеку возможность как бы заново пережить дарование Торы на горе Синай.

Так оно и есть.

Пришельцы, которые не слышали еще чтения Торы, — пишет далее Рамбам, — должны подготовить сердце свое и вслушаться (в звучание текста) с великим трепетом и радостью — как в день Синайского Откровения.

Даже величайшие мудрецы должны слушать с благоговейным вниманием. А тот, кому не слышно (и он не разбирает отдельных слов), пусть настроит сердце свое так, как будто он все услышал.

Пусть каждый человек, — продолжает Рамбам, — настроится на такой лад, будто он сам сейчас, в данный момент, получает заповеди Торы. Как будто слышит он их из уст Всевышнего. А царь — представитель Всевышнего — проводник Его слов.

Назначение заповеди hакhэль, — заключает Рамбам, — укрепление истинного Закона

Автор текста рав Иссахар Якобсон