Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Седьмой цикл обсуждения
New Page 3

АФТАРА В ПЕСАХ

01.04.07

В течение всей праздничной недели вместо обычного последовательного чтения Торы полагается читать избранные отрывки из Торы, которые мы в той или иной мере рассматривали в ходе обсуждения недельных разделов. Поэтому мы решили воспользоваться этим перерывом и остановить внимание на Афтаре (объяснение этого термина — см. на сайте, обзор недельной главы Ваикра, второй годовой цикл обсуждения), которую читают в синагоге в первый день Песаха после установленного отрывка Торы (Шмот, гл. 12, ст. 21-51).

Во всех общинах в это время принято читать книгу Йегошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы, а в некоторых — продолжают чтение до двадцать третьего стиха шестой главы (Танах, книга Йегошуа, гл. 5, ст. 2-15; гл. 6, ст. 1-23).

Афтара начинается с описания приготовлений, которые Творец велит сделать Йегошуа бин Нуну (ученик и преемник Моше Рабейну, возглавлявший народ Израиля в период завоевания Эрец Исраэль) перед тем, как вести еврейский народ в Эрец Исраэль — воевать. Эту Землю Всевышний с этого момента и навечно отдает во владение народа Израиля.

Стоит напомнить, что Йегошуа был верным слугой — учеником Моше, а перед смертью, по велению Творца, Моше передал ему свойства пророческого видения и назначил его своим преемником — предводителем народа, чтобы Йегошуа выполнил то, к чему так стремился Моше, но не сумел осуществить.

Йегошуа должен был отвоевать эту землю (Эрец Исраэль) у многих народов, которые ее населяли. Эти народы вели образ жизни, противоречащий Воле Всевышнего. Они настолько погрязли в преступлениях и разврате, что уже не хотели (и не могли) прислушаться к Голосу Небес.

В конце концов, когда «чаша терпения» Творца переполнилась, Он, как и обещал еще нашему праотцу Аврааму (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Лех Леха, третий годовой цикл обсуждения), передал территорию Эрец Исраэль его потомкам.

Тут естественным образом возникает вопрос: почему Моше передал руководство именно Йегошуа? За какие особые заслуги удостоился он столь великой чести и ответственности?

Устная Тора (в частности, Мидраш) рассказывает о различных свойствах и чертах характера этой выдающейся личности, отмечая, что по человеческим качествам Йегошуа уступал в те времена только Моше.

Из Мидраша мы узнаем, например, что перед тем, как люди должны были прийти к Моше изучать Тору, Йегошуа, подготавливая помещение к уроку, заранее расставлял для всех скамейки.

Но разве это особо ответственная работа? Почему он, второй человек после «царя», делал это? Разве не было других людей, рангом пониже, которые могли бы с этим без труда справиться?..

02.04.07

Ответ на эти вопросы — прост. Йегошуа бин Нун свои помыслы и действия посвящал служению Творцу. И делал все, чтобы облегчить Моше — пророку Творца. Так он понимал свою роль, в этом он видел свое предназначение.

Служа Торе, Закону Творца, и избранному Им народу, он стремился совершать хорошие, добрые поступки и выполнять мицвот (заповеди). И на этом пути для него не имел значения «уровень» работы, которую он выполнял.

Этого было достаточно, чтобы удостоиться выполнения великой миссии: повести за собой народ и стать его первым руководителем в Эрец а-Кодеш — на Святой Земле.

Наши Учителя разъясняют, что стремление Йегошуа всегда находиться рядом с Моше Рабейну, отдавать все силы служению Творцу, выражая этим полноту своей любви и верности, не могло пройти для него бесследно.

Когда между людьми устанавливаются такие отношения, между ними возникает особая, ничем не заменимая близость — на уровне чтения мыслей. Близость, позволяющая передать самое глубокое, сокровенное, невысказанное. То, что даже самый лучший учитель никакими словами не может объяснить своим ученикам на уроке.

На иврите существует такое понятие — шамаш, что в переводе означает — «помощник раввина». Шамаш становится как бы руками раввина, видит, как раввин, которому он помогает, ведет себя в самых разных жизненных ситуациях. И, вольно или невольно — перенимает его взгляды на жизнь, его реакции на те или иные обстоятельства, его устремления. Он как бы вживается в образ Учителя, впитывая все самое лучшее, что есть в нем, чтобы наиболее полно развить собственную уникальную личность.

Таким верным слугой и учеником был Моше Рабейну для Творца, а Йегошуа — для Моше. В этом залог передачи традиции и истинности жизненного пути каждого еврея.

Каждый еврей, как говорится в Пиркей Авот (Талмуд, трактат Пиркей Авот, гл. 1, ст. 6), должен «создать себе раввина», то есть — учителя (подробнее об этом — см. в статье Яакова Астора «Для чего — друзья и раввины», в разделе «Этика»).

Только обретя тесную, неразрывную связь с Учителем Торы, человек может надеяться, что в служении Всевышнему реализует свой духовный потенциал.

(продолжение — 04.04.2007)

04.04.07

Книга Йегошуа считается в еврейской традиции второй по святости после Торы.

Итак, во втором стихе пятой главы написано: «В то время Творец сказал Йегошуа: сделай себе кремневые ножи и опять обрежь сынов Израиля, во второй раз... И когда весь этот народ был полностью обрезан, они оставались на своем месте в стане — до полного выздоровления. И Творец сказал Йегошуа: ныне Я снял с вас посрамление египетское» (Танах, книга Йегошуа, гл. 5, ст. 2, 8, 9).

Первую брит милу — Союз Обрезания — совершил Авраам, заключив этот союз с Творцом по Его, Творца, указанию. И взял перед Всевышним обязался, согласно которому и впредь все его потомки мужского пола будут проходить процедуру обрезания, так же, как он, Авраам, сделал это своему сыну Ицхаку на восьмой день от рождения.

В ответ Всевышний, со Своей стороны, обещал заботиться о народе, который произойдет от Авраама, и дать ему эту землю, Эрец Исраэль, в вечное владение.

Однако события развивались не гладко…

В третьем благословении Сидура (молитвенника) из берахот (множественное число от слова бераха — «благословение»), которые мы читаем по утрам, выражается благодарность Всевышнему за то, что Он не сделал нас рабами. Раб не может выполнять многие заповеди — он полностью зависит от хозяина. Именно в таком положении и оказались евреи, живя в Египте.

Но перед Исходом они принесли корбанот (приношения). Взяли ягнят (баран — идол египтян) и их кровью помазали косяки внешних дверей (мезузот) своих домов. Об этом рассказывается в отрывке из Торы, который читается в этот день. А мясо ягнят, зажарив их туши целиком на огне, так что запах распространялся по всем населенным египтянами окрестностям, ели они на семейной трапезе.

Перед этим все евреи мужского пола прошли обрезание. Необрезанный не имел права есть корбан песах (пасхальное приношение). Этот корбан был символом свободы от идолопоклонства и чужеземной власти. Свободы, которая возвращала евреям возможность служить Творцу мира.

За кровь обрезания (собственную кровь) и за кровь приношения (своего имущества и отказа от служения идолам) евреи удостоились освобождения от египетского рабства, дарования Торы и, тем самым — жизни. Поэтому дважды повторяются в Агаде слова: «бе-дамаих хаи» — «в крови твоей живи»…


05.04.07

За сорок лет странствий в пустыне все обрезанные мужчины, которые девятого ава не поверили, что могут овладеть Обетованной Землей, и по велению Творца, умерли (см. на сайте, к примеру, обзоры недельной главы Шелах, первый и второй годовые циклы обсуждения).

Их дети, которые, как обещал Всевышний, были готовы под предводительством Йегошуа выполнить эту задачу, были не обрезаны, потому что все эти годы находились в пути, не зная, когда, где и насколько смогут остановиться. Движение еврейского стана определялось движением стоящего перед ним облачного или огненного «столба» — знака присутствия Творца, который все сорок лет странствий евреев по пустыне не покидал их. Теперь же Свыше поступило прямое указание об обрезании.

Интересно, что подобная ситуация имела место и прежде — с Моше. Он шел со своей женой и двумя сыновьями из Мидьяна навстречу брату Аарону, чтобы придти к фараону и потребовать освобождения своего народа.

В Торе об этом сказано: «И было в пути на ночлеге, Всевышний настиг Моше и хотел умертвить его. И взяла Ципора острый нож и обрезала крайнюю плоть своего сына, и коснулась ног Моше и сказала — Неужели нужна Тебе кровь? И Он отпустил его, и тогда она сказала: Нужна тебе кровь — кровь обрезания» (Шемот, гл. 4, ст. 24-26).

Мидраш разъясняет нам эту загадочную историю. Второй сын Моше родился в дороге и, считая, что делать обрезание в пути опасно, отец, на котором лежит обязанность обрезать сына, вовремя этого не сделал. Но, когда они остановились на ночлег, на стоянку, он мог эту процедуру осуществить, но подумал, что лучше поторопиться навстречу брату. И тем самым поставил свою жизнь под угрозу. Ведь Творец спрашивает со Своих избранников особенно строго. К счастью, жена Моше, Ципора, догадалось о причине возникновения угрозы, и спасла мужа, сделав сыну обрезание сама.

Теперь, с Йегошуа, еврейский народ должен был начать освобождение этой земли, которое называется кдушат а-арец — освящением земли. Эта земля должна была стать святой — посвященной исполнению Воли Творца во всех проявлениях человеческой жизни. И в эту землю, для исполнения этой особой, возвышенной задачи, должен был войти ам кадош — святой народ, отделенный от других, получивший предназначение стремиться к реализации этой цели. Поэтому, прежде всего, он должен был пройти обрезание.

В течение тысяч лет, в самых трудных условиях евреи соблюдали эту заповедь. Наши книги предрекали, что эта болезненная заповедь, которую нередко запрещали исполнять наши угнетатели, желавшие нам гибели и исчезновения, будет особенно любима еврейским народом и сохранится при возвращении в свою землю. До недавнего времени в Израиле обрезали всех мальчиков, родившихся не только в религиозных семьях, но и в семьях, не живущих по-еврейски. С точки зрения светских родителей, на первый взгляд, эта заповедь должна была выглядеть абсурдом. Но и для них обрезать сына означало — снять «посрамление египетское», посрамление рабства.

Однажды, во время войны, нацисты, как обычно, собрали евреев и совершали селекцию для отправки в лагеря. В толпе была одна женщина, которая родила несколько дней назад. Немецкие солдаты отдали приказ: всех детей отделить от их матерей. Он касался, разумеется, и этой молодой женщины. Но, когда у нее хотели забрать ребенка, она сказала солдату: «Дай мне твой штык, лучше я сама с ним сразу покончу».

Офицер заинтересовался, ему захотелось посмотреть, как дикая еврейская мать будет, подобно Медее, убивать своего сына. И он разрешил солдату дать ей штык.

Мать развернула младенца, одним движением сделала ему обрезание, подняла его к небу и воскликнула: «Творец, Ты подарил мне сына! Я возвращаю его Тебе, когда он вступил в союз Авраама».

Автор текста Гедалия Спинадель