Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Седьмой цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА «Бехукотай»

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

Обсуждение главы Бехукотай

09.05.07

В самом начале нашей недельной главы читаем: «Если по Моим законам пойдете, и заповеди мои будете соблюдать и исполнять…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Мы уже говорили о том, что Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), анализируя приведенный здесь текст, подчеркивает, что эти слова призывают нас, прежде всего, изучать Тору, ибо только почерпнутые в ней знания, которые Всевышний открывает нам, могут помочь правильно выполнять Его заповеди (см. на сайте обзор недельной главы Бехукотай, шестой годовой цикл обсуждения).

В обзоре этого года мы попытаемся рассмотреть эти слова под иным углом зрения.

Исследуя данный отрывок в Мидраше Ваикра раба, Учителя цитируют фрагмент из Теилим (Псалмы царя Давида): «Размышлял я о путях своих и обращал стопы свои к заповедям Твоим» (гл. 119, ст. 60).

В тексте оригинала этой цитаты употреблено слово раглай — «стопы свои» (единственное число регель). И оно на иврите, как подчеркивают Учителя, происходит от того же корня, что и слово hергель (в переводе — «привычка»). И царь Давид, обращаясь к Творцу, в этом своем изречении говорит, что нам следует не только размышлять над текстами Торы, но и приучать тело свое к Торе. Так, чтобы ноги сами, «автоматически», вели человека в синагогу и в бейт мидраш (Дом учения).

Известно, что привычки, которые культивирует в себе человек, оказывают на его жизнь огромное влияние. Сказано в Талмуде (трактат Сукка, лист 52), что в будущем, даже в те времена, когда у людей не будет дурного начала (йецер а-ра), на общих собраниях мужчины будут стоять отдельно от женщин.

Но зачем же тогда потребуется такое разделение? — спрашивают Учителя.

Йецер а-ра не будет, — объясняет рав Элиягу Десслер (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века), — но привычки останутся. А по привычке человек вполне может допускать нарушения установленных еврейской традицией этических норм.

Недаром говорят, что «привычка — вторая натура». Но оно, пожалуй, не всегда выражает истинную суть дела. Ибо привычка зачастую становится «первой натурой», настолько, что и после смерти человека, в ином мире, они накладывает на его существование свой отпечаток.

Рассказывается в Талмуде (трактат Гитин, лист 57), что Билам (нееврейский пророк) даже из мира душ советует Онкелосу (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство, и учеником раби Акивы; племянник римского императора Тита) отказаться от гиюра.

Отговаривал от гиюра своего племянника из мира душ и император Тит, сообщая ему, что в мире, куда уходит человек после смерти, почетные места якобы занимают те, кто при жизни притеснял евреев. Ну и, конечно же, напоминал ему, что Тора требует выполнения множества заповедей, а это сопряжено с немалыми трудностями…

Тут впору задать закономерный вопрос: как же Билам и Тит могли «сбивать с толку» Онкелоса, если сами пребывали уже в мире Истины, и им открылось многое в Устройстве вселенной?

Объяснение одно: и в том мире души злодеев не очищаются настолько, чтобы освободиться от приобретенных в земной жизни привычек. Поэтому, по привычке, они готовы были даже обманом продолжать «вербовать» сторонников мировоззрения, которого придерживались в нашем, земном мире.

Талмуд (трактат Санѓедрин, лист 63) свидетельствует также и о том, что евреи, как правило, понимают, что авода зара (в дословном переводе — «чужая работа», включая и идолопоклонство) — не для них, тем более, что она запрещена Торой. И все-таки они нарушали этот строгий запрет. Почему, спрашивается? Только ли потому, что чужие устои, как им казалось, снимали с них какие-то «бытовые» запреты?..

10.05.07

Когда-то в еврейской среде отчетливо понимали, — объясняют Учителя, — что евреям следует сторониться любой аводы зары. Но стоило им перенять, чужие обычаи (скажем, в странах изгнания), как вскоре они входили в привычку и становились неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Современные евреи, воспитанные, допустим, в России хорошо знают, насколько бывают «привязчивыми» чуждые евреям традиции.

Например, празднование Нового года 31-го декабря. Даже приехав на постоянное жительство в Израиль многие бывшие российские граждане еврейского происхождения продолжают отмечать эту, абсолютно ничем не связанную с нашей историей дату (см. на сайте ответы «Празднуют ли евреи гражданский новый год?»,  и «Вы забыли, что 31-е декабря — день отчета и учета!» — в разделе «Спроси у раввина»).

Понятие «авода зара» содержит в себе, разумеется, и служение чуждым для нас идеям и идеалам. В начале 20-го века многие евреи увлеклись концепциями социализма и коммунизма. Поначалу они, вероятно, видели в них в основном лишь возможность подняться по социальной лестнице, получить права, равные с другими гражданами страны, в которой жили. Но впоследствии часть из них настолько глубоко прониклась этими идеями, что готова была отдать за них жизнь. И вот даже перед расстрелом (в фашистских и сталинских застенках) эти люди, вместо того, чтобы прочесть молитву-клятву Шма, Исраэль, присягали на верность Сталину и коммунистической партии, не сознавая, что это было, по сути своей, идолопоклонством.

Написано в Талмуде, что обычно тешува (искреннее раскаяние в совершенной ошибке и возвращение на пути Творца) освобождает душу человека от последствий дурных поступков.

Но истинную свободу может обрести лишь тот, — отмечают Учителя (трактат Пиркей Авот — «Наставления Учителей», гл. 6), — кто изучает Тору и старается жить по ее законам. Ведь человек, погруженный в Тору, приобретает устойчивую привычку в различных ситуациях поступать так, как предписывает еврейская традиция. Такому человеку легче бороться с дурными наклонностями, он в большей степени защищен от нехороших привычек. Поэтому и можно сказать о нем, что он по-настоящему свободен.

Погружение в Тору рождает ощущение постоянного присутствия Всевышнего. А это, в свою очередь, сообщает положительным привычкам столь мощный импульс, что они получают способность управлять «физической оболочкой», телом человека. Именно это и имел в виду царь Давид, когда писал о необходимости приучать свое тело к Торе (см. выше).

Я благодарен своей голове за то, — говорил рав Сафра (великий Учитель Талмуда; Вавилон — Эрец Исраэль, начало 4-го века), — что она, когда в молитве надо произнести слово «благодарим», сама, как и положено в эти моменты, склоняется по привычке.

Каждому человеку следует не только научиться самому избавляться от дурных привычек, — наставляют Учителя, — но и помогать в этом другим людям.

Речь об этом идет, в частности, в законах Хануки. Записано в них, что зажигать ханукальные свечи нужно с наступлением темноты — в то время, когда люди ходят по улицам и могут увидеть их свет.

В этой «инструкции» заложен не только буквальный, но и более глубокий смысл. Ведь темнота ночи в еврейской традиции символизирует галут, период, когда у людей нет ясного ощущения присутствия Творца (см. на сайте, к примеру, заключительный фрагмент обзора второй части листа 2 трактата Берахот).

О времени, когда люди ходят по улицам, в законах Хануки, если мы дадим дословный перевод, сказано так: «…пока не исчезнет с улицы нога (в оригинале на иврите — регель)». Мы уже знаем (см. выше), что регель и hергель (привычка) — однокоренные слова. Поэтому приведенное правило можно прочесть и так: в период галута, когда люди — во власти дурных привычек, необходимо разжигать в своем сердце огонь Торы, спасая себя и освещая ее светом сердца других людей…

Автор текста Мордехай Вейц

Иерусалим