Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «КЕДОШИМ»
Место в Торе: Ваикра, гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27
Почему глава так называется:
По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).
Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.
Обсуждение главы Кедошим
В нашей недельной главе читаем: «Святы, выделены (кедошим) будьте, ведь свят (кадош) Я, Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 2).
Но разве человек может по приказу вдруг стать святым?
Имеется в виду, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — что сыны Израиля должны сторониться запретных связей (перечисленных в предыдущей недельной главе) и преступных помыслов.
Таково значение слов «святы будьте».
Но тогда не понятно продолжение нашей фразы "Святы, выделены будьте, ведь свят Я, Всевышний ваш».
Если мы подставим в эту цитату объяснение Раши, то получится так: «Сторонитесь запретных связей и помыслов, ведь Я их сторонюсь». Но ведь мы не можем сказать что-то подобное о Всевышнем.
Как же решить это уравнение?
В минху (минха — послеполуденная молитва) Йом Кипура читают в Торе отрывок из недельной главы Ахарей мот (ее завершение), в котором перечисляются запретные связи. И как будто бы непонятно, для чего это нужно читать именно в Йом Кипур. Каким образом это связано с Йом Кипуром?
Утром в шахарит (утренняя молитва) читают фрагмент из недельной главы Ахарей мот, где говорится о служении в Йом Кипур. Поэтому в шахарит читают текст от начала главы и до завершения описания службы в Йом Кипур. А в минху — продолжение, где сказано о запретных связях.
Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.) отмечают, что, поскольку Йом Кипур — один из важнейших дней в году (а может — и самый важный), то женщины предпочитают встречать его во всеоружии. В ход идут лучшие наряды и украшения (трактат Талмуда Мегила, лист 31). В такой ситуации, мужчинам не лишне напомнить о запрещенных связях.
Есть еще одно объяснение, почему в Йом Кипур нужно читать о запретных связях.
Когда в Торе формулируется запрет на те или иные интимные отношения — в ней говорится о запрете «легалот эрва», что можно перевести как — «открыть наготу» или «открыть позор» (см. например, Ваикра, гл. 18, ст. 6).
Исходя из этого, мы можем лучше понять слова Раши. Будьте кедошим — сторонитесь запретных связей, не открывайте наготы. И тогда Всевышний — проявит свое качество «кадош» и не откроет вашего позора. Не смотрите на то, на что смотреть запрещено — и Всевышний не станет всматриваться в ваши прегрешения.
Теперь мы понимаем и то, почему в минху Йом Кипура читают отрывок из Торы, в котором говорится о запрещенных связях. В этом чтении заключен намек для Творца. Раз мы не нарушили все перечисленные запреты и устранились от запрещенной нам эрвы, — значит, мы соответствуем статусу «кедошим». А раз так — то и Всевышнему подобает проявить это качество в отношении наших прегрешений, как бы отстраняясь от них, не принимая их в расчет.
на основе комментария рава Мордехая Алона
(автор книги «Тхелет Мордехай», Израиль, наше время)
Написано в нашей недельной главе: «Святы (кедошим) будьте, ведь свят (кадош) Я, Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 2). И сразу же после этого идет другое повеление — «Каждый перед матерью своей и отцом своим трепещите» (там же, ст. 3).
Есть ли связь между этими двумя требованиями? И если есть — то какая?
Говорится в Талмуде (трактат Нида, лист 31), что в рождении человека принимают участие трое: от родителей, отца и матери, зависит, какое у него будет тело, а Всевышний подбирает для тела душу.
Душа эта чиста и непорочна, она направляет человека на правильный путь. А тело, наоборот, пытается сбить человека с толку, увлечь его различными запрещенными ему страстями и вожделениями.
Поскольку Всевышний — кадош, то и та часть, что получена от него, обладает этим же статусом. Поэтому нечего опасаться стремлений души. Душа готова расстараться, чтобы и мы стали кедошим. Бояться нужно того, что мы получаем от родителей (материальность, образующая тело).
Обо всем этом говорится (намеком, не напрямую) в нашем фрагменте. Давайте прочтем его еще раз, но уже с учетом сказанного в Талмуде. «Вы будете кедошим. При условии, что последуете за полученной от Меня душой. Ведь кадош Я, ваш Всевышний. И не опасайтесь того, что получено от Меня. Но приобретенного от матери и отца следует опасаться, чтобы не отклониться вам от дороги прямой и не сбиться с пути праведников».
Пользуясь этим принципом, мы сможем лучше понять сказанное в Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 19, ст. 14): «Дом и богатство — наследие отцов, но от Всевышнего — разумная жена».
На первый взгляд, не понятно, почему разумная жена именно от Всевышнего. Ведь все — от Него. Как сказано: «Ведь от Тебя все, и полученное из Твоих рук мы отдали Тебе» (Танах, первая книга Диврей hа-Ямим — «Хроники дней», гл. 29, ст. 14).
На самом деле, все вожделения и пристрастия, как мы уже выяснили, достаются нам от родителей. В том числе — и желание жениться, например, ради денег.
Таким образом, можно сказать, что желание обзавестись шикарным домом, кучей денег и богатой женой — все это наследие отцов. От них — склонность к стяжательству, приобретенная благодаря материальной составляющей, переданной нам по наследству.
Где же то, что досталось от Всевышнего, и в чем это выражается?
В желании найти разумную жену. Как сказано: «Начало мудрости — трепет перед Всевышним» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 111, ст. 10).
В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 22) написано, что найти себе пару человеку так же трудно, как рассечь море.
Но в действительности мы видим, что большинство людей, так или иначе, пусть порой и с трудом — в конце концов, все же находят себе пару. И это, даже с натяжкой —не сравнимо с чудом рассечения моря.
Что на это можно сказать?
На самом деле, жениться вовсе не сложно. Сложности возникают, если вы хотите, чтобы женитьба эта привела вас к тому же, что и рассечение моря — к сокровищам сказочным.
В общем, найти себе жену, может — и легко. Но если вы хотите, чтобы это была не жена, а клад — это уже гораздо труднее.
на основе комментария рава Гершона Штерна
(автор книги «Ялкут Гершони», Трансильвания, Венгрия, 1861-1936 гг.)
3. Как лучше всего почтить родителей
В нашей недельной главе мы читаем о заповеди, предписывающей почитать родителей. Как сказано: «Каждый перед матерью своей и перед отцом своим трепещите, и субботы Мои соблюдайте» (Ваикра, гл. 19, ст. 3).
Но, что означает слово «трепетать»? В чем конкретно это должно выражаться?
На этот вопрос отвечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Не сидеть на отцовском месте, — пишет он, — не говорить, вместо него, не противоречить ему, не поддерживать противную сторону в споре.
Что же тогда — почитание?
Написано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 31), что престарелых родителей кормят и поят, одевают и обувают, помогают им войти и выйти.
С почитанием родителей и трепетным отношением к ним связано множество различных законов. Но это совершенно не должно пугать нас, порождать ситуацию, когда опускаются руки.
Если возникает ощущение сложности данной заповеди — нужно понимать, что эта сложность — кажущаяся. Да и в Торе обещана серьезная награда тому, кто старательно исполняет эту заповедь, почитая отца и мать. Как сказано: «Почитай... чтобы продлились дни твои на земле» (Шемот, гл. 20, ст. 12).
То есть примерному сыну и образцовой дочери полагается длинная жизнь.
Известно, что за выполнение всех заповедей существует награда. А вот какая — неизвестно.
Возникает вопрос: чем заповедь почитания родителей отличается от остальных? Почему в Торе говорится о награде за ее исполнение, а для большинства других заповедей — нет?
Дело в том, что с ростом продолжительности жизни, границы между поколениями все больше размываются. И если раньше родители воспитывали детей в строгости — то теперь детей все больше балуют, во многом им потакают, растя «митрофанушек» или вздыхая о своей нелегкой отцовской доле, попросту устраняясь от воспитания своих детей.
Сейчас родители все чаще не обращают внимания на знаки уважения к ним со стороны детей. Если сын, к примеру, встает перед отцом, тот, чаще всего, усаживает его обратно: «Ну, что ты, к чему себя утруждать, сиди-сиди, мой хороший!». И сын постепенно приучается не вставать перед отцом.
Действительно, согласно букве закона, отец вправе отказаться от почитания со стороны детей. В этом случае дети будут освобождены от обязанности каким-то особым образом чтить своего отца. Но и продления дней, им — не видать. Тот, кто хочет получить награду, должен исполнить заповедь во всей ее полноте.
Но может награда не стоит стараний? Чтобы избавить нас от всяческих сомнений, в Торе открывается нам, какую награду мы получим.
В книге Зогар говорится, что лучший способ выразить почтение родителям — в святой день шаббат, изучая Тору, сделать в ней какое-либо открытие. Благодаря этому, в будущем мире родители будут увенчаны особыми коронами.
На это намекает фраза из нашей главы — «Каждый перед матерью своей и перед отцом своим трепещите, и субботы Мои соблюдайте».
Если хочешь почтить своих родителей наилучшим образом — изучай Тору в шаббат и делай в ней свои, пусть и совсем небольшие, открытия.
на основе комментария рава Хаима-ЙосефаДавида Азулая
(известен и под именем Хида — аббревиатура, образованная из первых букв полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)
4. Почтение к Аману вылилось на его голову помоями
В нашей недельной главе представлена очень важная заповедь — о почитании родителей. И мы читаем: «Каждый перед матерью своей и перед отцом своим трепещите» (Ваикра, гл. 19, ст. 3).
За выполнение этой заповеди человек удостаивается долголетия. То есть еще в этом мире — получает награду. А за ее нарушение еще в этом земном мире, не дожидаясь его прибытия в мир Грядущий — с него могут и взыскать.
Много лет назад в Бней Браке произошел ужасный случай. Умер один человек, а вскоре после этого, в достаточно молодом еще возрасте скончался его сын.
Многие это обсуждали, стараясь понять причину случившегося. Но, так и не придя к какому-либо мало-мальски разумному выводу — люди обратились за разъяснением к Хазон Ишу (рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века).
И вот что тот сказал им Хазон Иш:
— Знаете, сколько раз приходил ко мне этот еврей и плакал от обиды, от обиды на своего родного сына? Знаете, сколько неприятностей и бед сын ему причинил? Теперь, когда он умер, он призвал сына на суд Торы...
Еще можно сказать, что, как человек ведет себя по отношению к своим родителям — точно так же по отношении к нему, согласно правилу «мера за меру», будут относиться к нему его дети.
Даже если человек — ученый, знаток Торы (на иврите — талмид хахам), если он неуважительно относится к своему отцу — его дети отплатят ему той же монетой.
Вместе с тем, почитающий отца удостоится того, что его сыновья будут его почитать. Доказательством этому служит злодей Эсав. Он был «отъявленным бандитом», но отца своего, Яакова — безгранично почитал. О нем сказано: «И принес отцу своему (в оригинале — «вэявэ леавив»)…» (Берешит, гл. 27, ст. 31).
Выражение вэявэ леавив одинаково читается (на иврите, естественно) в обоих направлениях — из начала в конец и с конца в начало. И это показывает, что к тому, кто уделяет своему отцу время и внимание, заботится о нем и т.п., — все это обязательно вернется.
Пример Эсава учит нас еще и тому, что человек, почитая своего отца — может передать это качество потомкам во многих поколениях.
Эсав отличился особым почтением, которое он оказывал отцу. В другое время, в другой стране его потомок Аман привил то же качество своим детям.
Это хорошо видно на примере с его дочерью. Когда Аман вел под уздцы коня с восседавшим на нем Мордехаем, дочь Амана решила, что на коне ее отец, а Мордехай внизу, ведет коня — она вылила на отца, приняв его за Мордехая, ведро помоев. Когда она поняла, что совершила ошибку — она бросилась с крыши вниз и разбилась насмерть.
Большинство девушек, оказавшись в подобной ситуации, просто попросили бы у отца прощения. Но дочь Амана — не могла с этим жить.
В тот день Аман, как написано в Мегилат Эстер (гл. 6, ст. 12) вернулся домой в трауре и с обмотанной головой.
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
5. Родителей надо уважать, но — не в ущерб собственной семье
Обязанность уважать и почитать родителей — необычайно важна. Как сказано: «Каждый перед матерью своей и перед отцом своим трепещите» (Ваикра, гл. 19, ст. 3).
Однако же ради мира в собственной семье, порой не стоит прислушиваться к их мнению.
Для иллюстрации расскажу интересный случай, который произошел в Двинске (ныне — Даугавпилс).
В Двинске, в первой половине 20-го века было два великих раввина: Меир Симха а-Коэн, автор комментария Ор Самеах к Кодексу законов Рамбама и рав Йосеф Розен (его часто называли по месту рождения — «Рогачевер»).
Их взгляды, их подходы к решению галахических вопросов порой расходились. Например, в вопросах развода рав Меир Симха считал, что прежде нужно попытаться сохранить семью. Он прилагал немало усилий для восстановления мира между мужем и женой. И только после того, как все способы были опробованы, и рав видел, что эти люди уже не смогут жить вместе, он разрешал дать гет (разводное письмо).
Когда же пара просила оформить развод у Рогачевера, тот тут же приступал к составлению гета — напрочь отметая любую возможность примирения. Он считал, что в тех случаях, когда муж и жена, оба пришли к такому решению — сохранить семью им уже ничто не поможет. Что вместе они — страдают. Так зачем продлевать и множить их страдания?!
Само собой разумеется, что евреи Двинска по поводу разводов, в основном, обращались к Рогачеверу.
Как-то к нему пришла молодая пара в сопровождении матери мужа. Муж и жена объявили, что хотят развестись. Рогачеверу было достаточно одного взгляда, чтобы понять причину развода.
Мать мужа сидела рядом со своим сыном. Раввин вывел мужчину в другую комнату и сказал ему: «Несмотря на то, что Тора обязала нас слушаться и почитать родителей — в вопросах семейных отношений, вопросах мира в семье ты не должен идти на поводу у своей матери. Поэтому вернись к жене и огради свою семью от постороннего влияния, включая влияние родной матери.
Молодой мужчина последовал совету раввина, и мир в его семье был восстановлен.
Прошло несколько лет, и Рогачевер снова увидел у себя эту пару, на этот раз — представителей старшего поколения. Когда они заверили раввина, что не собираются разводиться, у того отлегло от сердца.
Муж и жена в один голос поведали о своей беде: годы идут, а Всевышний все не посылает им потомства.
Рогачевер на секунду задумался и ответил:
— В Мидраше Танхума (гл. Кедошим) Учителя анализируют фразу — «Кто предварил Меня, чтобы Я уплатил ему» (Танах, книга Иова, гл. 41, ст. 3). И приходят к выводу, что в ней содержится намек на заповедь о почитании родителей. Разве есть кто-то, кто почитает своих мать и отца, а Я не дал ему детей? — вопрошает Всевышний. То есть, в заслугу выполнения заповеди уважения к отцу и матери, сын удостаивается того, что и у него рождаются дети... В прошлый раз я посоветовал тебе не обращать внимания на мнение твоей матери в вопросах семейных отношений мужа с женой. Но это не означает, что ты не должен о ней заботиться. Проявите доброту и участие к ней, и вскоре у вас родиться сын...
Так и случилось.
на основе комментария рава Аарона Лейба Штейнмана
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц