Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ЭКЕВ»

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

Обсуждение главы Экев

1. Какую заповедь нельзя растоптать пятками?

Когда Всевышний создавал мир, Он созерцал души будущих праведников и творил ради них. 

Сейчас еврейский народ далек от идеала. Но Творец видит мир, вплоть до последних поколений. И знает, что в конце времен Израиль придет к Истине. И единый народ признает Единого Творца. И единое сердце будет служить Единому Всевышнему.

Поэтому написано в Торе, в начале нашей недельной главы: «И будет (в оригинале — веhая), за то, что начнете соблюдать...» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Учителя отмечают, что в случаях, когда в Торе употреблено слово веhая (и будет) — подразумевается радостное событие. Кроме того, слово веhая состоит из тех же букв, что и четырехбуквенное Имя Всевышнего.

Таким образом, в этом выражении — веhая — прочитывается, что единство Израиля и соблюдение заповедей народом Израиля приносит радость Творцу. Ради этого Он и создал мир. 

Написано в Мишлей («Притчи царя Шломо», в русском написании — Соломона): «Праведник насыщает свою душу, а чрево злодеев оскудевает» (гл. 13, ст. 25).

Предназначение еды — высвободить и вознести искры святости, скрытые в ней. Праведнику не требуется много пищи. Искры святости стремятся к нему, цельному человеку — предчувствуя вознесение, реализацию своего предназначения. Поэтому и сказано, что душа праведного — насыщается.

Злодей же, наоборот — понижает уровень искр святости. Они «бегут» от него. И его душа — истощается. 

Если пищей служат плоды (земли или дерева) — искры святости находятся в сердцевине, в мякоти плода. Чтобы до них добраться, нужно вначале избавиться от кожуры (клипы). То есть — высвобождение искр святости происходит на завершающем этапе «жизненного пути» плода. И именно это ведет к радости. Ведь весь длительный процесс, который начинается с брошенного в землю семени, получил правильную реализацию, соответствующую замыслу Творца.

Та же мысль содержится и в рассматриваемом нами фрагменте. Всевышний будет радоваться, благодаря тому, что мы соблюдаем заповеди, что высвобождает от клипы (наносного, поверхностного) и возносит скрытые искры святости.

Употребленное в нашем отрывке слово «экев», которое в переводе означает здесь — «за то, что», имеет и второе значение — «пятка». Пятки, как известно — самая нижняя, самая удаленная от головы, как бы «конечная» часть человеческого тела. Поэтому наш фрагмент можно прочесть и так: «В конце времен духовность восторжествует над грубой материей — когда даже пятки будут способствовать соблюдению заповедей, ибо куда бы и направлялся человек — пятки сами приведут его в бейт hа-мидраш (Дом учения)».

В своем комментарии на этот отрывок Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Всевышний вспомнит о Своем обещании, которое Он дал нашим праотцам и пошлет окончательное избавление, когда евреи начнут строго соблюдать те заповеди, которые они «топчут пятками». То есть — заповеди, которые им кажутся легкими и незначительными. 

В трактате Авот сказано, что человек обязан выполнять легкую заповедь с тем же усердием, с которым он исполняет — трудную. Ибо никому не известна награда за исполнение заповедей.

И все же не совсем ясно, что именно имел в виду Раши, говоря о заповедях, которые «топчут пятками».

Написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 74), что в случаях, когда неевреи требуют, чтобы еврей публично нарушил какую-либо заповедь Торы, он не должен преступать еврейский закон даже под угрозой смерти.

Приводя пример, Учителя подчеркивают, что еврей ни в коем случае не должен завязывать шнурки ботинок тем же способом, который принят у идолопоклонников, и не «копировать» даже цвета их шнурков. Если же неевреи пытаются публично заставить его вдеть в ботинки такие же шнурки, как у них — еврей не вправе согласиться на это, даже если за отказ его могут убить.

Разумеется, у нас нет заповеди, предписывающей завязывать шнурки строго определенным образом, и нет заповеди, устанавливающей их цвет. Дело здесь совсем не в этом. Но — в том, что у нас есть заповедь — публично освящать Имя Всевышнего. И это — заповедь, которую нельзя «растоптать пяткой».

В Танахе, в Мегилат Эстер Аман жалуется царю Ахашверошу, что у евреев «вера отличается от других народов» (гл. 3, ст. 8).

Заметьте, он не говорит: «еврейская вера отличается от верований других народов», но просто — «от других народов». Потому что, не только чужим религиям, но даже чужим обычаям сыны Израиля — не следуют…

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»;

конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Беларусь — Эрец Исраэль)

2. Что раньше: тешува или геула?

Наша недельная глава начинается словами: «И будет, за то, что начнете соблюдать...» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Известно, что перед приходом Машиаха все евреи будут обязаны сделать тешуву (вернуться на пути, указанные Творцом). И только тогда наступит полное избавление (геула шлема). Как сказано: «И возвратишься ты к Всевышнему, и во всем будешь слушаться Его голоса... И возвратит Всевышний пленников, и смилуется над тобою, и вновь соберет тебя из всех народов» (Дварим, гл. 30, ст. 2-3).

Об этом говорится и в нашем отрывке. Слово «экев» — «за то что», как уже отмечалось, имеет и другое значение — «пятка», что само по себе, содержит намек на завершение материалистического периода истории человечества.

Таким образом, этой фразой Всевышний как бы обращается к каждому из нас, вопрошая: «почему ты не начал соблюдать заповеди раньше, тянул до конца времен? Ведь Машиах мог прийти намного раньше!».

Мы ждем прихода Машиаха каждый день. Мы надеемся и молим, чтобы нам не пришлось ждать его до «конца дней»…

Но может наступить сейчас полная геула? Ведь пока далеко не все евреи соблюдают заповеди Торы. И даже в среде тех, кто пытается жить по законам Творца, еще очень многое нужно исправить. Впрочем, есть ли гарантии, что когда-нибудь абсолютно весь народ совершит полную тешуву?

С другой стороны, исправление мира и возвращение Израиля на путь Торы произойдет благодаря усилиям Машиаха.

У Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) читаем: «Если встанет царь из дома Давида, разбирающийся в Торе и исполняющий заповеди, как его предок царь Давид, и заставит весь Израиль следовать Торе, и будет вести войны Всевышнего — это будет свидетельством, что потенциал Машиаха есть в нем. Если он преуспеет во всем этом, и отстроит Храм на его прежнем месте, значит он — истинный Машиах («Законы царей», гл. 11).

Об этом говорит и пророк: «И будет в тот день: затрубит великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они служить Всевышнему на святой горе в Иерусалиме» (Танах, книга пророка Ишайя, гл. 27, ст. 13). 

Значит, всеобщее соблюдение Торы — задача Машиаха?

Однако в Талмуде (трактат Санuедрин, лист 97) Учителя открывают и другие грани Истины.

Так, Рав (столь великий и известный Учитель Талмуда первого поколения, что звание «рав» стало его именем, и все знали, о ком идет речь; 3-й век) говорит, что все зависит от тешувы

Раби Элиэзер (Учитель Мишны второго поколения, 1-й век) разъясняет, что евреи будут освобождены только после полного раскаяния и возвращения на пути Всевышнего.

Когда наступит срок, — добавляет раби Иегошуа (великий Учитель Мишны второго поколения, 1-й век), — Всевышний освободит сынов Израиля в любом случае. Но если они сделают тешуву — Он освободит их сразу же, даже если время, отведенное на изгнание, еще не закончится. А если срок изгнания подойдет к концу, и евреи все еще не вернутся к законам Торы — Всевышний поставит над ними жестокого правителя, подобного Аману. Тогда под тяжестью свалившихся на них бед и жестоких указов, евреи возвратятся на путь Истины.. 

Рамбам устанавливает закон, согласно которому Израиль будет освобожден только после тешувы («Законы раскаяния», гл. 7).

Таким образом, либо евреи сами совершат тешуву, либо — Всевышний им в этом «поможет».

Но ведь в «Законах царей» Рамбам писал, что вначале наступит геула (освобождение). И Машиах приведет Израиль к тешуве.

Очевидно, есть два уровня тешувы. Начальный — тот, который приводит геулу. И уровень — полной тешувы всего народа, включающий исполнение всех заповедей.

Об этом в Кли Якар (в дословном переводе — «драгоценный сосуд»; так называется один из наиболее известных комментариев к Торе, составитель которого — рав Эфраим-Шломо Лунчиц, Польша, вторая половина 16-го — начало 17-го вв.) написано так: «Сразу же, как произойдет тешува в сердце твоем, даже если она еще не подкреплена соответствующими деяниями, Всевышний непременно пошлет избавление».

То есть весь процесс может занять не больше времени, чем вспышка молнии в темноте. Мгновение тешувы — и вот уже звучит «великий шофар» и изгнанники возвращаются на историческую родину.

Факт, что кто-то погряз в грехах, не может служить препятствием для геулы. Ведь сказано: «И Он искупит Израилю все злодеяния» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 130, ст. 8).

Иными словами, тешува, предшествующая геуле, не обязана быть полной, исправляющей абсолютно все совершенные прегрешения. Достаточно — момента, когда начинается пробуждение, когда рождается стремление к Творцу и появляются первые признаки духовного подъема. А окончательное очищение произойдет уже после прихода Машиаха, который направит народ Израиля на правильный путь.

Хофец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) пишет, что избавление народа наступит в ситуации, похожей на сегодняшнюю. Когда, с одной стороны — набирает силу движение тешувы, проявляется повышенный интерес к изучению Торы и соблюдению заповедей, но, вместе с тем — происходит невероятное падение нравов и обесценивание моральных принципов.

Выходит, евреи, не получившие правильного, еврейского воспитания и далекие от соблюдения Торы и заповедей — не препятствие для наступления геулы. Эти заблудшие — подобны детям, которых в младенчестве похитили нееври, и они выросли в чуждой культурной среде. Их поступки не могут задерживать геулу.

Но почему же тогда освобождение (геула) — не приходит?

Наступлению геулы препятствуют евреи знающие и соблюдающие. Обязанность совершить тешуву «начального уровня» лежит, прежде всего — на них. Именно их раскаяние должно стать той «искрой зажигания», которая приведет в действие весь механизм.

Евреи, которые настолько отдалились от путей Торы и соблюдения заповедей, что сердца их — глухи ко всем знакам и знамениям, услышав весть о приходе Машиаха из рода Давида, безусловно, раскаются во всех своих прегрешениях.

Закоренелые же атеисты, на которых, даже весть о приходе Машиаха — не повлияет, придут к Всевышнему, услышав голос «великого шофара».

на основе комментария рава Йосефа Бергера

(Израиль, наше время)

.

3. Будь скромным и радостным — чтоб даже пятки почувствовали

В начале нашей недельной главы читаем: «И будет, за то, что примете эти законы и станете соблюдать их, Всевышний сохранит для тебя союз и милосердие, о чем Он клялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

Как мы уже выяснили (см. в первой части этого обзора — «Какую заповедь нельзя растоптать пятками?»), слово веhая в контексте данного отрывка содержит в себе намек на радостное событие. 

И в этом для нас заключен важный урок, который Моше дает на все времена народу Израиля. Наставляя нас, что принимать на себя законы Творца надо — в радости. Если в сердце человека, вселяется радость, от того, что сам Творец мира дал заповеди еврейскому народу — их легче выполнять, легче пробудить в себе искреннее желание соблюдать их с усердием.

«Деньги, лучше всего сохраняются в земле, — отмечают в Талмуде наши Учителя, — а заповеди лучше всего соблюдать в радости» (трактат Бава Мециа, лист 42).

У слова «экев», переведенного в рассматриваемом нами фрагменте словосочетанием — «за то, что», есть и другое значение — «пятка» (см. там же, в первой части нашего обзора).

Пятка — одна из самых незаметных, «незначительных» частей человеческого тела. И это в контексте фразы Торы «И будет за то, что» (веhая экев) раскрывает нам еще одно качество, которое должно быть у человека, соблюдающего заповеди. Это качество — скромность.

Характеризуя данное качество, наши Учителя подчеркивают, что скромность не должна становиться предпосылкой для развития в человеке замкнутости, следствием которой нередко бывает неудовлетворенность жизнью, меланхолический настрой и т.п. Наоборот — развивать умение радоваться.

— Не следует еврею надевать и носить одежду, — подчеркивают наши Учителя, — лицевая сторона которой сшита из скромности, а подкладка — из гнева, прошитого черными нитками меланхолии...

В книге Ховот hа-Левавот («Обязанности сердца»; автор раби Бахье ибн Пекуда — Учитель Торы и Талмуда; Испания, 12-й век) сказано: «Человек должен быть скромным внутри и радостным снаружи».

Поэтому слова, символизирующие радость и скромность, в нашем отрывке стоят рядом, и одно следует за другим (веhая экев — и будет за то, что). И это — наставление Торы: тот, кто скромен и радостен — способен достичь больших успехов в соблюдении заповедей.

Выражение «экев» («за то, что») употреблено и в отрывке, повествующем об Аврааме. В книге Берешит написано: «За то, что (экев) слушался Авраам голоса Моего…» (гл. 26, ст. 5).

С позиций того, о чем говорилось в связи со словом «экев» (см. выше), сущностно данный фрагмент можно перевести и по-другому: «Все естество Авраама (каждой клеточкой, от головы до пят) внимало гласу Творца».

Об этом — и рассматриваемая нами фраза из недельной главы Экев. Суть ее и в том, что человек должен взрастить в своем сердце такое сильное желание соблюдать заповеди Всевышнего, чтобы даже пятки «сами вели его туда, куда требуется, чтобы их выполнить». 

В Теилим (Псалмы царя Давида) читаем: «Каждая моя кость восславит Творца!» (гл. 35, ст. 10).

на основе комментария рава Йосефа Бергера

(Израиль, наше время)

 

4. Хочу награду сейчас!

 

Предыдущая недельная глава (Ваэтханан) заканчивается словами: «…Сегодня исполнять их» (Дварим, гл. 7, ст. 11). 

В начале же нашей недельной главы читаем: «И будет, за то, что примете эти законы и станете соблюдать их…» (там же, ст.12).

Есть ли связь между этими двумя фрагментами?

Выражение «за то, что» (на иврите — экев) также означает — «пятка» (см. в первой части этого обзора — «Какую заповедь нельзя растоптать пятками?»).

Пятки — самые отдаленные от головы части тела человека. Ими человеческое тело, можно сказать — заканчивается. В связи с этим, Учителя отмечают, что в нашей главе речь идет о конце дней (о заключительном этапе материалистической истории человечества).

Некоторые Учителя, открывая иную грань Истины, добавляют, что здесь подразумевается также продолжительный период времени. 

Известно высказывание Учителей в Талмуде (трактат Эрувин, лист 22), что награду за исполнение заповедей мы получаем только в Будущем мире. 

Но почему Всевышний не награждает человека за это еще при жизни, в нашем, земном мире?

Дело в том, что любое позитивное обещание, вышедшее из уст Творца, как говорится в другом трактате Талмуда (трактат Берахот, лист 7), обратного хода — не имеет.

Предположим, что награды выдаются прямо здесь, в нашем мире. Тогда человека, исполнившего заповедь, за которую полагается долголетие, а на следующий день, совершившего проступок, наказуемый каретом (отсечение души) — уже нельзя наказать. Ведь долголетие, обещанное Всевышним, не может быть отменено. 

Поэтому в земном мире и нет награды за исполнение заповедей.

Но после того, как человек умирает, его душа отделяется от тела и попадает в высшие миры — Небесный Суд взвешивает все его совершенные при жизни поступки и — выносит решение.

Но ведь сказано в Танахе, что Творец «ноги благочестивых охраняет» ( первая книга пророка Шмуэля, гл. 2, ст. 9).

Обсуждая этот отрывок в Талмуде, Учителя приходят к выводу, что, человек, прожив большую часть жизни, не преступая закон — уже не согрешит (трактат Йома, лист 38).

Если так — такой человек мог, казалось бы, получить награду и при жизни. 

Теперь нам нетрудно обнаружить связь между последними словами предыдущей недельной главы (Ваэтханан) и началом главы, которую мы с вами обсуждаем (Экев).

Недельная глава Ваэтханан заканчивается словами — «…Сегодня исполнять их». То есть Тора наставляет нас: «Исполняйте заповеди сегодня, не откладывайте на завтра. Ибо завтра будет награда». 

Но почему же заповеди надо выполнять сегодня, а награда будет — только завтра?

Потому что по означенной причине (см. выше) в земном мире нет награды за соблюдение заповедей. Если же человек уже прожил большую часть жизни и посвятил ее Торе и соблюдению заповедей, и очевидно, что остаток отмеренных ему дней он проживет так же — он может получить награду за заповеди и в нашем мире, при жизни. 

Какова же эта награда?

Об этом в Торе, теперь уже в нашей недельной главе, сообщается: «И благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, твой хлеб и твое вино» (Дварим, гл. 7, ст. 13).

То есть, как мы видим, речь о награде, вполне подходящей для нашего мира.

на основе комментария рава Ашера-Лемеля hа-Леви из Глоги

(глава раввинского суда Айзенштата, Австро-Венгрия, конец 18-го — первая половина 19-го века)

 

5. Благословение Свыше

 

Далее в нашей недельной главе читаем: «За то, что слушать будете вы законы эти, и хранить их, и исполнять их... И возлюбит Он (Всевышний) тебя и благословит» (Дварим, гл. 7, ст. 12-13).

Как-то к раву Элазару-Менахему Шаху (глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке; один из религиозных лидеров Израиля; Литва – Эрец Исраэль, 20-й век; см. на сайте статью «Ушел из жизни рав Элиэзер Менахем Шах») пришли несколько раввинов и общественных деятелей, чтобы посоветоваться об открытии новой йешивы в центре страны. Рав Шах выслушал их вопросы и сомнения и постарался дать ясные ответы, всячески поддерживая тех, кто обратился к нему.

В какой-то момент он почувствовал, что какая-то нерешительность овладела присутствующими и не позволяет им принять окончательное решение. Тогда рав Шах неожиданно поднялся со своего места (его глаза горели) и произнес голосом, в котором звучали уверенность и воодушевление: «Вы знаете, какая помощь Свыше (сията дишмайя) начала проявляться в наши дни? Раньше не было ничего подобного. Она наполняет наши города, перекатывается по улицам, заглядывает в самые невзрачные тупики и переулки. Каждый, кто открывает йешиву, или какое-то другое еврейское учреждение во имя Небес, с целью распространить знания Торы — удостаивается такого фантастического успеха, что в прошлые годы, он не мог и мечтать ни о чем подобном!».

Затем рав Шах рассказал о еврейском мальчике, который приехал из СССР и посещает занятия в йешиве «Бейт Давид» в Холоне. Что знал он до того, как вошел в бейт мидраш (Дом учения)? Он умел лишь отрицать существование Всевышнего. И считал, что человечество произошло от обезьян. Так его учили в советской школе. Об иудаизме и о Творце мира никто ему не рассказывал. Ничего он, конечно же, не слышал и о наших великих Учителях. И вот, спустя относительно короткое время, этот мальчик сидит и наравне с другими учащимися йешивы, которые прислушиваются к его нетривиальным рассуждениям и восхищаются его открытиями, изучает Талмуд. Разве когда-то ребенок, которому исполнилось десять лет — мог рассчитывать на такую помощь Свыше?!

— Когда я был студентом йешивы «Слободка», — рассказывает рав Ицхак Зильберштейн, — ко мне обратился новый учитель, которого совсем недавно приняли на работу в нашу йешиву. 

— Завтра я начинаю распространять газету hа-Модиа, — поведал он мне.

Я, как, впрочем, и любой другой на моем месте, был поражен этим сообщением. Где это видано, чтобы раввин, учитель одной из известнейших йешив, вдруг бросал все и шел разносить газеты?

Рав, заметив мое удивление, поспешил объясниться.

— Сегодня утром по дороге в йешиву, — сказал он, — я увидел паренька, совершавшего неблаговидный поступок. Я постарался очень мягко и осторожно предупредить его о возможных нежелательных последствиях его поведения. Но, несмотря на все мои старания, я получилось, только обидел его. Спрашивается, как я могу наставлять сотни учеников, если даже один подросток после беседы со мной ушел обиженным?! Пойду-ка я лучше разносить газеты! Это делают ранним утром, когда на улице еще — ни души, так что, обижать мне будет — некого… 

Конечно же, его курьерским планам не суждено было осуществиться, и газетная индустрия Бней-Брака так и не обзавелась новым разносчиком. Но трепетное отношение к чести и достоинству ближнего, безусловно, сыграло свою роль, и начинающий преподаватель йешивы со временем получил благословение Свыше и стал одним из лидеров поколения.

Название нашей недельной главы — Экев. Те же буквы образуют и слово — кева (постоянство).

Вот простой, но действенный и проверенный временем рецепт, который дает нам Тора. Хочешь получить благословение Свыше — сделай изучение Торы и соблюдение заповедей кевой. То есть — своим основным, постоянным занятием. И когда уроки Торы прочно укрепятся в твоем ежедневнике — весь твой день и вся твоя жизнь получат совершенно новое наполнение. В них будет присутствовать бераха (благословение). 

на основе комментария рава Ицхака Зил

Автор текста Мордехай Вейц