Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Ваигаш»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.Почему она так называется?
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда и сказал...”.
И подошел на иврите - ваигаш.
Обсуждение главы
Ваигаш1. Две угрозы
В начале нашей недельной главы рассказывается как
Йеhуда, защищая своего брата Биньямина, атакует Йосефа, не узнав того и думая, что перед ним наместник фараона. И в Торе об этом написано: «И подступил к нему Йеhуда и сказал — Ты подобен фараону, ты — как он» (Берешит, гл. 44, ст. 18).В этих словах, — отмечает в своем комментарии на данную фразу Баль а-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.), — содержится, пусть и не явная, но все же — угроза.
Йеhуда намекает Йосефу, мол, ты — не лучше меня.По египетским законам, раб не мог стать царем и занимать высокую должность. Чем же руководствовался тогда фараон, сделав Йосефа главой над всем Египтом? «Смотри, — говорит он, — я поставил тебя над всей землею египетской!» (Берешит, гл. 41, ст. 41).
Решающую роль в этом сыграли уникальные способности и таланты Йосефа. Недаром фараон говорит: «Найдем ли такого мужа... столь рассудительного и мудрого?!» (Берешит, ст.38-39). А если нет такого другого, то для Йосефа можно сделать исключение.
Но
Йеhуда ничем не уступает Йосефу. Выходит, что Йосеф не такой уж и уникальный. И значит, можно вспомнить и о том, что в Египте раб, пусть даже и бывший, не может занимать в государстве руководящую должность.Йеhуда
намекает Йосефу, что его карьере придет конец, если он не вернет домой Биньямина.В словах Иегуды содержится и еще одна угроза.
Он говорит Йосефу: «Ты подобен фараону, ты — как он».
Учителя в Мидраше объясняют, что, по мнению Иегуды, Йосеф, подобно фараону — утонет, закончит свою жизнь в пучине вод.
Но откуда у Иегуды такое «предвидение»?
В Талмуде (трактат Недарим, лист 22) говорится, что тот, кто гневается — забывает, что учил.
А в трактате Пиркей Авот («Наставления Отцов» сказано, что тот, кто забывает выученное, достоин смерти (гл.3, ст..8).
Известно, что в нашей традиции названы четыре вида смертной казни.
В Мидраше Сифри Учителя отмечают, что в случае, если в Торе говорится о смертной казни, без указания, какая именно казнь имеется в виду — значит, речь идет об удушении.
В наше время на земле нет суда, который был бы компетентен в вынесении смертных приговоров. Но само понятие смертной казни никуда не исчезло. Злодей может быть приговорен к смерти Небесным судом. И тогда, как написано в Талмуде (трактат Кетувот, лист 30), удушение по приговору Суда Небес может осуществиться так, что человек утонет в реке или море.
Как известно, Всевышний, спасая евреев, раздвинул морские воды, образовав в них проход, по которому можно было перебраться на другой берег. Когда фараон, преследуя евреев со своими воинами, оказался в этом проходе — воды морские сомкнулись, и фараон и сопровождавший его отряд погибли в морской пучине.
Йеhуда
предупреждает Йосефа: «Если ты будешь гневаться, то забудешь, что учил. И тогда тебе будет положена смерть. Смерть, через удушение. И если ты думаешь, что нет суда, который бы мог тебе вынести приговор и привести его в исполнение — знай, Всевышний может устроить так, что ты разделишь участь фараона!».Следует отметить, что после смерти Йосефа, его останки были похоронены на дне Нила и пролежали там вплоть до Исхода евреев из Египта.
на основе комментариев рава Моше-Якова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
и
рава Йоннатана Эйбшица(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)
.
Автор текста Мордехай Вейц