Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайешев»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

Обсуждение главы Вайешев

1. Действие ли намерение: что важнее?

Наша недельная глава начинается словами: «И поселился Яаков на земле проживания своего отца, на земле Кенаана» (Берешит, гл. 37, ст. 1).

В своем комментарии на этот отрывок Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет: «Как только захотел Яаков пожить спокойно — тотчас постигло его несчастье с Йосефом, вызванное ссорой Йосефа с братьями».

Какова здесь причинно-следственная связь? Попытаемся ее восстановить.

Известно, что наш праотец Яаков выделял Йосефа из всех своих сыновей и именно его считал своим первенцем. 

Какие основания были у него для этого? Ведь у Яакова до рождения Йосефа уже были сыновья.

Дело в том, что Яаков изначально хотел жениться на Рахели, полюбив ее всей душой. И Лаван, ее отец, обещал Яакову выдать за него Рахель. Но — не сдержал слово, и сначала обманным путем женил Яакова на своей дочери Лее. От нее и родились у него первые дети.

Йосеф же был первым ребенком Рахели. И, несмотря на то, что Лея к моменту появления Йосефа на свет уже родила ему сыновей, Яаков, убежденный, что намерение важнее действия — женитьба на Лее не входила в его намерения, он страстно желал взять в жены Рахель — считал, что его первенец именно Йосеф.

Итак, Яаков, возвращаясь в родные края, решил пожить спокойно — осесть на земле своего отца, полагаясь на данное ему Ицхаком благословение: «И даст тебе Творец от росы небесной и от изобилия земного, и обилие хлеба и вина» (Берешит, гл. 27, ст. 28).

И в самом деле. Когда благополучие гарантировано Свыше — можно надеяться, что тебя ожидает спокойная жизнь.

И снова возникает вопрос: что же все-таки важнее: намерение или благословение?

Нам известно, что благословение, которое получил Яаков от отца, Ицхак вначале планировал дать брату-близнецу Яакова, Эсаву. Но в конечном итоге, был благословлен наш праотец Яаков. 

Значит действие все же — важнее намерения. 

Поэтому, как только Яаков «захотел пожить спокойно», полагаясь на благословение Ицхака, его старшие сыновья, братья Йосефа, руководствуясь соображением, что главное — это действие, а не намерение, пришли к заключению, что Йосеф не должен быть первенцем, и отец незаслуженно выделил его. 

Поэтому и сказано: «Как только Яаков решил пожить спокойно — тотчас постигло его несчастье с Йосефом».

 

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века)

Автор текста Мордехай Вейц