Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайеце»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

Почему она так называется?

Первая фраза главы сообщает: «И вышел Яаков из Бэер Шевы, и пошел в Харан...».

И вышел на иврите — вайеце.

Обсуждение главы Вайеце

1. Стремящемуся к совершенству помогают Свыше 

Наша недельная глава начинается с того, что Яаков выходит из Беэр-Шевы и направляется в Харан (Берешит, гл. 28, ст. 10). 

Учителя в Талмуде (трактат Хуллин, лист 91) приводят интересные детали этого путешествия. Яаков благополучно преодолевает путь от Беэр-Шевы до Харана — цели своего путешествия. Но вдруг его осеняет мысль: «Ведь я прошёл место, где молились мои отцы и не помолился там!». И Яаков поворачивает обратно. Всевышний совершает для него чудо: длинная дорога сокращается (кфицат hа-дерех), Храмовая гора переносится навстречу праведнику.

Но на этом чудеса не заканчиваются. Всевышний хочет, чтобы Яаков заночевал в том месте. И вот уже солнце стремительно мчится по небосклону, ночь наступает раньше срока.

Обратите внимание, когда Яаков проходил мимо Храмовой горы по дороге в Харан, Всевышний никак не пытается задержать его там. Почему?

У Яакова не возникло желания помолиться. И Свыше также его не стали принуждать. Но стоило ему захотеть, и чудеса посыпались одно за другим.

Когда Яаков устраивался на ночлег, он «взял из камней того места и положил себе в изголовье» (Берешит, гл. 28, ст. 11).

Камни заспорили, — добавляет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — каждый хотел, чтобы именно на него положил свою голову праведник. И тогда Всевышний превратил их в один цельный камень.

Даже для камней Всевышний сотворит чудо, если они стремятся к духовности.

Тора на множестве примеров демонстрирует нам важный урок: если человек поставил перед собой благородную цель и упорно движется к ней — помогают ему. И не просто помогают, но порой ради него — могут даже изменить установленные законы природы.

Когда дочь Паро решила выловить корзинку с Моше из Нила, у нее чудесным образом удлинились руки, чтобы она смогла дотянуться до этой корзины.

Ученики рава Исраэля Салантера (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) часто цитировали фрагмент из Теилим («Псалмы царя Давида»): «Близок Всевышний ко всем взывающим к Нему, к тем, кто истинно Его призывает» (гл. 145, ст. 18). И объясняли, что Всевышний помогает тем, кто обращается к Нему с искренней верой и с реальными, не призрачными просьбами.

Особая помощь оказывается тем, кто изучает Тору.

Не верь тому, кто утверждает, что без труда овладел Торой, — разъясняют в Талмуде (трактат Мегила, лист 6) Учителя. — Но верь, если человек говорит, что он усердно трудился и нашел, сделал открытие.

Не сказано здесь — «трудился и достиг», но именно — «нашел». И находка может во много раз превосходить ту цель, к которой человек стремился, прикладывая усилия.

Сказано, что во время дарования Торы на горе Синай можно было не только слышать Голос Всевышнего, но и видеть Голос Творца (Шемот, гл. 20, ст. 15). 

Для чего понадобилось это чудо?

Чтобы каждый еврей знал: Тору можно получить не только в соответствии с законами природы, но и — вопреки им.

О Торе сказано, что «она — не на Небесах» (Дварим, гл. 30, ст. 12). Поэтому каждый имеет возможность ее изучать.

Ну, а если бы она действительно была на Небе, тогда что?

Тогда пришлось бы строить лестницу и карабкаться по ней за Торой.

Но ведь известно, что по лестнице на Небо — не взобраться. Однако тому, кто истинно жаждет получить знания Торы — Свыше помогут ему подняться на Небеса и по лестнице.

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц