Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Берешит»

Место в Торе: Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.

Почему она так называется?

Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном переводе).

Вначале на иврите - берешит.

Обсуждение главы Берешит

1. Жалобы буквы «алеф»

Написано в нашей недельной главе: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю. Земля же была погружена в хаос» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 2), в комментарии к этому фрагменту говорится, что творя мир, Всевышний созерцал разрушение Бейт hа-Микдаша (в условном переводе — Храм).

Это, безусловно, требует разъяснения.

В Танахе (книга пророка Даниэля, гл. 7, ст. 10) есть такие слова: «Тысячи тысяч служат Ему, и десять тысяч десятков тысяч стоят перед Ним».

Речь здесь идет о служителях Всевышнего, о его Небесной свите. Из этой фразы следует, что число служителей Всевышнего, хоть и огромно, но все же — не бесконечно. И это, казалось бы, весьма странно. Ведь известно, что в Танахе, в другой книге (книга пророка Иова, гл. 25, ст. 3), был задан риторический, по сути, вопрос: «Есть ли счет воинствам Его?». И ответ подразумевается — отрицательный.

Но, если несть числа воинствам Всевышнего, почему же в книге Даниэля присутствует намек на существование конечного числа?

Этим вопросом задаются Учителя в Талмуде (трактат Хагига, лист 13). И объясняют, что пока был в Иерусалиме Бейт hа-Микдаш — свита Всевышнего была практически неисчислимой. Однако разрушение Храма сопряжено с разрушениями и в высших мирах, что существенно сократило воинство Небесное. Так, что его число стало конечным.

Буква «алеф», первая буква алфавита Небесного языка (иврита), как-то предстала перед Всевышним. Предстала и стала жаловаться:

— Я первая среди букв сущностного языка, — справедливо отметила она. — Так почему же мир создан не мной (а буквой hей)? Почему Тора начинается не с меня (а с буквы бет)?

— Я приготовил тебе особую роль, — успокоил ее Творец. — В будущем ты начнешь исчисление Моей свиты. Причем — будешь не только написана, но и упомянута.

Имеется в виду фрагмент в книге пророка Даниэля, в котором сказано: «тысячи тысяч служат Ему».

В оригинале эта фраза не только начинается буквой алеф, но и первое слово в нем — «элеф» (что в переводе — «тысяча»), можно прочесть и как «алеф».

Теперь мы в состоянии разобраться в Мидраше.

«Вначале...». Тора начинается с буквы бет.

— Но, почему — не с алеф? — сетует буква алеф.

— С тебя начнется исчисление Моей свиты, — утешает ее Всевышний. — «Тысячи тысяч (в оригинале — элеф алфин) служат Ему».

Но разве Небесная свита поддается исчислению? «Есть ли счет воинствам Его?»! 

Во время существования Бейт hа-Микдаша воинство Всевышнего действительно — неисчислимо. Но после разрушения Храма — его можно исчислить.

Всевышний создавал мир, — говорится в Мидраше, — и созерцал разрушение Храма.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Мудрость или слова, мысль или речь?

В нашей недельной главе говорится о Сотворении мира. И здесь мы читаем: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

В комментарии Тиргум Иерушалми объясняется, что слово «берешит» (которое мы переводим словом «вначале») означает — «мудростью».

То есть из этого комментария следует, что Всевышний сотворил мир — мудростью.

Вместе с тем, в Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 32) сказано, что мир был сотворен Десятью Речениями Всевышнего.

Мудрость — это качество мысли, мышления. Речения — это слова.

Так как же все-таки был создан мир: мыслью (как объясняется в комментарии Тиргум Иерушалми), или — словами (в соответствии с тем, что сказано в Талмуде)?

Мы знаем, что изготовлением сосудов для Бейт hа-Микдаша (Иерусалимского Храма) занимался Бецалель. О нем в Талмуде (трактат Берахот, лист 55) рассказывается, что он знал правила соединения букв — те самые правила, согласно которым были сотворены небо и земля. 

Итак, мир был сотворен — буквами. Но откуда взялись сами буквы?

Если мы откроем текст оригинала, то увидим, что за словами «вначале сотворил Всевышний» следует предлог «эт», который на русский язык не переводится и нужен в данном случае только в ивритском варианте.

Этот предлог состоит из букв «алеф» (первая буква ивритского алфавита) и «тав» (последняя буква алфавита Небесного языка).

Таким образом, рассматриваемый нами фрагмент можно перевести и так: «Вначале сотворил Всевышний буквы от алеф до тав». Что означает, что буквы были самым первым творением Всевышнего. 

Но как они были созданы?

Точно — не Речениями, как весь наш мир. Ведь Речения состоят из слов, а слова из букв. Но ведь букв-то еще не было.

Выходит, буквы сотворены мыслью, то есть — Мудростью Всевышнего.

Теперь все встало на свои места. И мы понимаем, что нет никаких противоречий между комментарием в Тиргум Иерушалми и тем, что сказано в Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 32).

Вначале Всевышний своей Мудростью, своей мыслью создал буквы, а затем с их помощью, Десятью Речениями — сотворил мир.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

Автор текста Мордехай Вейц