Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Вайешев»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».
И поселился на иврите — вайешев.
Обсуждение главы
Вайешев1. Худая слава отцу — худая слава на отца
Как мы узнаем из содержания нашей недельной главы, у Йосефа с братьями были напряженные отношения. И в тексте читаем: «И приносил Йосеф о них худую славу их отцу» (Берешит, гл. 37, ст. 2).
Йосеф обвинял своих братьев в том, что они пренебрегают шехитой (единственный, разрешенный Торой способ убоя скота и птицы).
Но разве такое могло происходить в доме Яакова? Яаков сам скрупулезно соблюдал все запреты и повеления Торы и своих детей приучил к этому с малых лет. Братья Йосефа впитали в себя отцовскую любовь к Торе, и неукоснительно следовали ее законам.
Тогда откуда взялась «худая слава»? Йосеф не мог это придумать.
У Яакова хранилась составленная еще самим Авраамом книга Сефер Йецира. В ней были собраны основы глубинных знаний внутренней Торы. Изучая ее, братья научились создавать различные предметы и даже животных. Как-то они, таким образом, создали теленка. Этого теленка, не рожденного матерью, но — созданного с помощью знаний, полученных из Сефер Йецира, лишь номинально можно было причислить к животным. Поэтому, перед тем как есть его мясо, делать шехиту — вовсе не обязательно. К этому теленку также не относился и запрет на то, чтобы есть от живого. Необычный теленок не чувствовал боли, поэтому на него не распространялся закон, запрещающий причинять страдания животным.
Однако Йосеф считал, что, поскольку теленок выглядит точь в точь, как обычный, то и шехитой пренебрегать не следует. Ведь если кто-то, наблюдая за действиями братьев со стороны, увидит, что они едят мясо теленка, которому предварительно не сделали шехиту, но отрезали кусок мяса от живого — он решит, что и всем телятам вообще необязательно делать шехиту, да и прочие запреты в отношении них можно не соблюдать.
Когда некое действие по букве закона — может быть разрешено, но есть опасение, что оно будет истолковано сторонним наблюдателем, как нарушение запрета — от этого действия следует воздержаться. На языке Торы этот принцип носит название — марит аин.
Йосеф считал, что его братья систематически нарушают правило марит аин. Это и было «худой славой», которую он «приносил отцу».
А что же отец?
Яаков, как известно, был женат на двух сестрах. Написано в Торе: «И жены к сестре ее не бери соперничать» (Ваикра, гл. 18, ст. 18). Однако жены Яакова, Рахель и Лея, были сестрами только по отцу. Родились они у разных матерей. А женщины, прошедшие гиюр и являющиеся сестрами по отцу, но не по матери, согласно букве закона, могут выйти замуж за одного и того же мужчину (при условии, что разрешено многоженство). При этом в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, гл. 269, п. 63) сказано, что это запрещено, исходя из принципа марит аин.
Таким образом, Йосеф, «принося худую славу» о братьях, делал тем самым худо не только им, но и их отцу. Сообщая о том, что братья нарушают принцип марит аин, он напоминал Яакову, что и у того были с этим проблемы. Худая слава отцу оборачивалась худой славой отца.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Молчание матери
В нашей недельной главе мы читаем о том, что Йосеф рассказывает братьям свой сон. И в тексте с описанием сна есть такая фраза: «И вот мы вяжем снопы среди поля» (Берешит, гл. 37, ст. 7).
Как мы уже знаем, сны Йосеф видит — пророческие. Каждый образ, каждое слово содержат в себе предсказания.
Раби Аха (Учитель Талмуда, 4-й век, Вавилон) обращает внимание на то, что у слов «вязать снопы» и «скрывать», «утаивать» (разумеется, на иврите) — похожее звучание.
В Мидраше говорится, что в этом сне Йосеф иносказательно сообщает братьям, что в будущем им придется кое-что утаить от отца. Что они скажут Яакову, что какая-то хищная тварь растерзала Йосефа. На самом же деле он, Йосеф — уцелел. И спасло его — молчание его матери (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 54).
То, что сказано в этом Мидраше о сне Йосефа, безусловно, нуждается в разъяснении.
И в самом деле. Как, например, молчание матери может спасти от когтей и клыков хищного животного?
Впрочем, сначала выясним, о ком здесь идет речь?
«Хищная тварь», — объясняют Учителя, — это жена Потифара. О том, как она попыталась соблазнить Йосефа, говорится в продолжение нашей недельной главы. Забегая немного вперед, скажем, что Йосеф — выстоял. Он не поддался ее женским чарам — вырвался из хищных лап светской львицы. Как в Торе написано — «И отказал он» (Берешит, гл. 39, ст. 8).
Но как удалось Йосефу выстоять в этом испытании?
Сам он говорит об этом так: «Ведь мой господин…» (Берешит, гл. 39, ст. 8).
Как видим, сдерживающим фактором оказался для Йосефа — «господин». Подразумевая своего отца, Яакова.
Йосеф знал — Яаков не прощает разврат.
Вспомним, что произошло с другим сыном Яакова, Реувеном.
В Торе читаем: «И пошёл Реувен и лег с Билой» (Берешит, гл. 35, ст. 22).
За этот дерзкий поступок, Яаков лишил Реувена статуса первенца и передал его Йосефу.
Пример Реувена стал Йосефу — наукой. Ведь умный учится на чужих ошибках.
Но если бы в свое время Рахель не смолчала и не позволила бы своей сестре Лее выйти замуж за Яакова — Реувена и вовсе на свете не было бы. Стало быть, Йосеф не смог бы учиться на его примере.
Таким образом, молчание матери Йосефа, Рахели, позволило Лее стать женой Яакова и родить Реувена. И случилось то, что случилось. Реувен совершил ошибку, а Йосеф, зная об этом — не совершил свою.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Негоже праведнику приносить дурные вести
В нашей недельной главе читаем: «И сказал он ему: Пойди же, посмотри, все ли в порядке с братьями твоими и в порядке ли скот, и принеси мне ответ» (Берешит, гл. 37, ст. 14).
Итак, Яаков отправляет Йосефа проведать братьев. Возникает вопрос: почему Яаков так пространно изъясняется? Ведь все это можно было бы сказать гораздо короче. Например, так: «Пойди, посмотри, все ли в порядке с братьями твоими и со скотом?». А, кроме того, зачем добавлять — «и принеси мне ответ»? И без этого предельно ясно, что Яаков отправляет Йосефа к братьям, чтобы узнать, как у них дела.
В Талмуде (трактат Песахим, лист 3) рассказывается, как некий человек по имени Йоханан отправился из города в деревню. Цель его путешествия — узнать, в каком состоянии находится урожай зерновых.
Когда он вернулся в город, друзья подступили к нему с вопросом: уродилась ли пшеница?
В тот год урожай пшеницы был весьма скудным. Но Йоханан не хотел становиться глашатаем дурной вести. Поэтому на вопрос о пшенице он ответил:
— Ячмень уродился!
Из этого его ответа друзья поняли, что пшеница не уродилась.
— Иди и сообщи это лошадям и мулам! — с недовольными выражениями лиц сказали они Йоханану.
Известно, что лошади и мулы питаются ячменем. И в Танахе об этом сказано: «И ячмень, и солому для лошадей и для мулов доставляли в назначенное место» (первая книга Мелахим — Царей, гл. 5, ст. 8).
Но, что именно не пришлось по вкусу в словах Йоханана? Ведь он специально сформулировал ответ так, чтобы дурная весть в нем не прозвучала.
Однако же он упомянул ячмень, а ячмень, как ни крути — все же уступает пшенице...
Как тогда ему нужно было ответить?
На вопрос уродилась ли пшеница, Йоханану подобало сказать: в прошлом году был отличный урожай! Из этого стало бы ясно, что сейчас урожай — никудышный. При том, что ничего дурного произнесено не было бы.
Теперь вернемся к Яакову и Йосефу.
Чтобы Йосефу не пришлось принести дурную весть, Яаков предлагает ему воспользоваться неким условным кодом.
«Принеси мне ответ», — говорит сыну Яаков. Подразумевая, что даже если что-то пойдет не так, Йосеф все равно сможет оповестить об этом отца. И не придется ему сообщать дурную весть. Если возникнет необходимость предупредить о несчастье, которое произошло с братьями, вместо этого, можно сказать: со скотом все в порядке. А если беда коснется скота — можно сказать, что братья целы и невредимы.
Кто-то может удивиться: к чему эти игры в иносказания? Для чего нужна двусмысленность? Не лицемерие ли это?
Ничего похожего. Просто если праведник, изначально настраивает себя на то, чтобы ни при каких обстоятельствах не приносить дурные вести — ему и не придется делать это.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Оправдались ли опасения Йосефа?
Написано в Торе: «И сказал он (Яаков) ему (Йосефу): Пойди же, посмотри, мир ли братьям твоим и цел ли скот, и принеси мне ответ» (Берешит, гл. 37, ст. 14).
Возникает вопрос: чем вызвана необходимость этой проверки?
Мы помним, как в начале главы говорится о том, что Йосеф приносил отцу худую славу о братьях (Берешит, гл. 37, ст. 2).
В своем комментарии на этот фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Йосеф обвинял братьев в трех нарушениях.
В том, что дети Леи пренебрежительно относились к сыновьям служанок, называя их рабами.
Он, Йосеф, видел, как они ели от живого, отрезая мясо от неубитого животного.
И, наконец, Йосеф подозревал своих братьев в разврате, в запрещенных связях с посторонними женщинами.
Яаков считает, что такие серьезные обвинения должны быть перепроверены. За этим он и посылает Йосефа.
Из слов Яакова видно, кстати, что он верит в исправление своих детей.
«Пойди же, посмотри, — говорит он Йосефу, — мир ли братьям твоим». То есть — восстановлен ли мир между братьями, прекратили ли одни унижать других.
«И цел ли скот» — продолжает Яаков, намереваясь проверить, быть может, его сыновья перестали есть от живого.
Свое обращение к Йосефу Яаков завершает словами: «И принеси мне ответ».
Слово «ответ» в нашем переводе — в оригинале представлено словом «давар».
Используя его (слово давар), Учителя доказывают в Талмуде (трактат Кидушин, лист 65), что для бракосочетания необходимо иметь двух свидетелей.
Кроме того, мы встречаем слово «давар» там, где говорится о расторжении брака. Написано» «Если возьмет человек жену и войдет к ней, и не понравится она ему, потому что он нашел в ней какой-либо недостаток (в оригинале недостаток — «эрват давар»), то напишет ей разводное письмо» (Дварим, гл. 24, ст. 1).
Здесь слово «давар» употреблено вместе со словом «эрва», одно из значений которого — «запрещенные связи».
Таким образом, Яаков просит Йосефа проверить, действительно ли его братья вступают в запрещенные связи.
Следует особо отметить, что Яаков неспроста посылает Йосефа к братьям. Он тем самым преподносит сыну важный урок: прежде, чем обвинять кого-то, нужно все тщательно перепроверить.
И еще. Если между братьями царит мир, то скот непременно будет цел — пойди и убедись в этом сам. То есть Яаков учит сына тому, что материальное благополучие напрямую зависит от братской любви, взаимоуважения и помощи друг другу.
Яаков посылает Йосефа не просто наблюдать, не только выявить прегрешения, но и — чтобы исправить их. Выражение «и принеси» (точнее было бы сказать здесь — «доставь») употребляется и в значении — «и верни», что дает намек на тешуву (раскаяние и исправление).
Яаков посылает Йосефа к братьям, чтобы он помог им совершить тешуву. И Йосеф — выполнит поручение отца. Правда, это займет у него много лет. Потому что прежде ему надо было исправиться самому.
на основе комментариев
раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша)
и рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Для кого сказано, тот и услышит
И вот, Йосеф приходит братьям. И те встречают его не слишком дружелюбно. Они хватают его, замышляя убийство. Но тут вмешивается Реувен. Об этом в тексте Торы читаем: «И услышал Реувен и спас его от них» (Берешит, гл. 37, ст. 21).
Но что Реувен услышал такого, чего не слышали остальные братья?
В Талмуде (трактат Таанит, лист 21) рассказывается о раби Йоханене (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) и Илфе.
Раби Йоханан и Илфа посвятили себя изучению Торы. И все бы хорошо, только у них не было средств к существованию — не было никакого заработка. Когда они поняли, что дальше так жить нет никакой возможности, то решили отправиться в другие края, чтобы поискать способы заработать себе на пропитание.
Так, повторяя про себя воодушевляющие слова Торы — «не должно быть у тебя нищего» (Дварим, гл. 15, ст. 4)», они отправились в путь.
На исходе дня они остановились на привал в тени старой стены, разложив на камне нехитрую снедь. Вдруг, рядом с ними послышались голоса. Это беседовали двое неизвестно откуда взявшихся малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»).
— Давай обрушим стену на этих, — сказал один из малахим. — Ведь они решили променять вечное (Тору) на преходящее (материальный достаток), ради заработка оставили учебу.
— Смотри, вон тому из них, — отозвался другой малах, — суждено стать великим Учителем и наставником. Ему не пришло еще время умирать. Так что, на этот раз стена, как стояла, так и будет стоять.
— Ты, что-нибудь слышал? — спросил раби Йоханан Илфу.
— Ничего не слышал, — ответил тот.
«Раз я слышал этот диалог, а Илфа - нет, — подумал раби Йоханан, — значит сказанное малахим относится только ко мне».
С этой мыслью раби Йоханан вернулся к изучению Торы и через некоторое время действительно стал великим знатоком Торы, праведником и мудрецом…
Когда братья сговорились убить Йосефа, раздался глас с Небес (бат коль): «Посмотрим, что будет с вашим планом!».
— Вы, слышали, слышали? — бросился к братьям Реувен.
Но те лишь удивленно качали головами.
Тогда понял Реувен, что Голос Небес обращался только к нему. Поэтому и написано: «И услышал Реувен и спас его от них».
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
Автор текста Мордехай Вейц