Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «БАМИДБАР»
Место в Торе:
Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.
В пустыне на иврите — бамидбар.
Обсуждение главы «Бамидбар»
1. Благородная дерзость против дерзости незаконнорожденных
Книга Торы Бамидбар и, соответственно, наша недельная глава начинается с обращения Всевышнего к Моше. И здесь мы читаем: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).
В пустыне Синай есть гора с таким же названием, на которой еврейскому народу была дарована Тора. Это событие стало причиной зарождения ненависть народов мира к нашему народу, что и отражено в названии «Синай» (в переводе с иврита слово «сина», ударение на последнем слоге, означает — «ненависть»). Кто знает, может, так и появился антисемитизм.
А вот что рассказывает нам об этом Мидраш (Ялкут Шимони к недельной главе Бамидбар, параграф 684). В час, когда сыны Израиля приняли Тору, — пишут здесь Учителя, — ненависть охватила народы мира. Почему Всевышний приблизил их, а не нас? — дерзко вопрошали они. Но Всевышний быстро закрыл им рты. «Принесите Мне ваши родословные, — потребовал Он, — и посмотрим, может ли ваше происхождение сравниться с происхождением Моих сыновей!».
Наверняка, в этом Мидраше за буквальным смыслом кроется еще — и дополнительный. Попытаемся его понять.
В Талмуде (трактат Бейца, лист 25) написано, что Тора дарована сынам Израиля, потому что они — дерзкие.
Но ведь в том же Талмуде (трактат Авот, гл. 5, мишна 20) сказано: «Дерзкий — в ад (на иврите — геином)!». А в первой главе трактата Кала (один из малых трактатов) говорится, что дерзость — характерное свойство незаконнорожденных.
Очевидно, дерзость бывает разная. Бывает святая дерзость — та, что помогала и помогает нам сохранять свои принципы, свое мировоззрение, свою традицию. Невзирая на мнение подавляющего большинства человечества, а очень часто — и вопреки ему. Множество раз мы оказывались в ситуации, когда весь мир противостоял нам. И только дерзость, унаследованная от праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова, которые не единожды, благодаря ей, преодолевали испытания — помогала нам выстоять и победить. Эту дерзость они и передали нам, своим потомкам.
Теперь мы можем лучше понять смысл Мидраша.
— С какой стати эти евреи получили Тору? — возмущались народы мира. — Потому что они дерзкие? Так мы им в дерзости — сто очков вперед дадим! Давай Тору нам!
— Дерзкие, говорите. Что ж, принесите ваши родословные книги, — урезонил их Всевышний. — И тогда посмотрим, может ли ваше происхождение сравниться с происхождением Моих сыновей.
И действительно, родословная откроет, что эти дерзкие горлопаны родились в результате супружеских измен. Природа их дерзости — в свойстве, характерном для незаконнорожденных.
В отличие от них, дерзость сынов Израиля — наследие праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, к которым и восходит их родословие.
на основе комментария рава Меира Айзенштата
(главный раввин Шидловица и других городов, глава йешивы в Вормсе, автор книги «Паним Меирот», Литва – Польша – Германия, 1670-1744 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц