Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Ни Моше, ни Давид не удостоились того, чего удостоился Аарон 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний обращается к Моше и велит ему изложить Аарону порядок зажигания Меноры (храмового семисвечника). Как написано: «Говори с Аароном и скажи ему: Когда ты будешь зажигать светильники...» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

Фрагмент о Меноре расположен вслед за отрывком, повествующим о приношениях глав колен народа Израиля. И это — не случайно. Когда Аарон увидел эти приношения для освящения мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»), он смутился. Ведь сам он в этом не участвовал — ни он, ни его колено.

Рассказывается в Мидраше Танхума, что Творец решил утешить, успокоить Аарона.

— Твой удел превосходит их уделы, — сказал Он Аарону. — Ведь ты зажигаешь светильники утром и вечером.

Возникает вопрос: почему Всевышний выбрал в утешение для Аарона именно заповедь о зажигании Меноры? Почему не ограничился, например, поручением осуществлять в Мишкане (Переносной Храм в пустыне) утром и вечером воскурение благовоний? Ведь в этой заповеди заключена его, Аарона, особая избранность. Как сказано: «Аарон и его потомки возлагают воскурение перед Тобой» (Дварим, гл. 33, ст. 10). Почему не утешил его всеми другими приношениями, осуществляемыми в Мишкане? Почему бы Аарону не утешиться служением в Мищкане в Йом Кипур, которое мог совершить только он — «Аарон, освященный Всевышним» (Теилим, гл. 106, ст. 16)?

Потому что Всевышний поведал Аарону, что будет еще и другое освящение — Ханука, когда станут зажигать светильники. И в те дни с помощью потомков Аарона произойдут чудеса, и будет избавлен народ Израиля.

Поэтому-то повеление о Меноре и следует за главой об освящении мизбеаха.

Теперь нам понятно, почему удел Аарона превосходит уделы глав колен народа Израиля. Ведь приношения совершаются только во времена, когда существует Храм, а светильники Меноры будут светить всегда.

Впрочем, позвольте — понятно, да не совсем! Ведь после разрушения Храма были отменены не только воскурения, приношения, но вместе с ними — и зажигание Меноры

Все это так. Но Всевышний говорил не только о зажигании Меноры, Он имел в виду также и свечи Хануки. А их, как известно, продолжают зажигать и после разрушения Храма.

Таким образом, удел Аарона — действительно велик. И не только глав колен он превзошел в этом. Моше и Давид не смогли достичь того, чего он достиг.

Написано в книге Зогар, что в ситуации, если бы Моше вошел на Землю Израиля и воздвиг бы там Бейт hа-Микдаш (Храм) — Храм стоял бы навечно.

В другом месте Устной Торы (Мидраш Ялкут) говорится, что, если бы заповедь о возведении Храма получил Давид — этот Храм никогда не был бы разрушен. 

Так почему же ни Моше, ни Давид не построили такой Храм, который стал бы вечным? 

Чтобы вечность смог обрести еврейский народ, — отвечают на этот вопрос Учителя. — Чтобы у Всевышнего была возможность излить свой гнев на «балки и камни» (здание Храма) и спасти тем самым Свой народ от полного уничтожения. 

Велев Аарону зажечь Менору, Всевышний, тем самым, удостоил его возможности прикоснуться к вечности. Ведь благодаря тому первому зажжению произошло ханукальное чудо, а свет зажженных Аароном огней достиг наших дней.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Шимона-Ашера Голдберга

(судья в иерусалимском раввинском суде, Иерусалим, наше время)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц