Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА “БЕ-hАР”

Место в Торе: Ваикра, гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар в переводе с иврита — на горе.

 

Обсуждение главы «БЕ-hАР»

1. Кто главный по урожаю

В нашей недельной главе говорится о законах шмиты — субботнего года.

Сразу отметим, что распространяются они только на территорию Эрец Исраэль (Земли Израиля). И мы узнаем, что землю разрешается обрабатывать шесть лет, «а в седьмом году, — как написано в Торе, — суббота прекращения трудов будет для земли» (Ваикра, гл. 25, ст. 4). 

Возникает вопрос: чем же питаться на протяжении целого года?

Ответ на него получаем в следующем фрагменте. Сказано в нем: «И будет суббота земли вам в пищу» (там же, ст.6).

Но разве можно питаться субботой?

Попытаемся в этом разобраться.

В Торе о субботе написано: «И благословил Всевышний седьмой день» (Берешит, гл. 2, ст. 3).

В чем же это благословение?

Благословил маном, — говорят Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 11). Ведь, накануне шаббата выпадала двойная порция мана, а в сам шаббат ман было уже не отыскать (см. на сайте ответ «Что такое «ман» (манна)?», № 706 — с материалами, обозначенными в нем линками).

Позвольте, но разве тот факт, что в шаббат не выпадал ман, можно назвать благословением? Скорее — наоборот…

Но не будем спешить с выводами. Постараемся понять позицию Учителей.

Итак, ман выпадал во все дни недели, кроме субботы. Причем, в пятницу выпадала двойная порция — так, чтобы и на субботу хватило.

Выходит, суббота распределяла ман по дням недели, играя в этом главную роль.

Поясню это с помощью притчи.

В одной стране (мифической, конечно) царь кормил свой народ (обычно, как вы знаете, бывает наоборот — народ кормит царя). Царю, конечно же, не пристало стоять с половником и разливать суп в протянутые миски или выдавать мешки с сухарями. Поэтому он возложил эти функции на своих слуг.

И вот, выстроились очереди к слуге, разливающему суп, и к слуге, выдающему сухари...

К самому царю никакой очереди нет. Да и не видно, чтобы он, что-то раздавал. Но только глупец может решить, что слуга с половником — важней царя. Ведь, все, что выливается из половника — осуществление царского приказа. Именно он, царь, стоит за распределением и раздачей еды. Благодаря царю, слуги получают то, что могут раздать. Все, что они раздают — из царских рук.

Так же обстояло дело и с маном.

В субботу не было видно мана. Но именно благодаря благословенной субботе, ман выпадал в будние дни, а в пятницу — в двойном объеме.

Год шмиты не зря назван — «субботним». Ведь именно он стоит за урожаями последующих шести лет и за тройным урожаем шестого года.

Написано в Торе: «Суббота земли будет вам в пищу». То есть — благодаря тому, что земля останется в покое, что у нее будет суббота, а, значит — и благословение Всевышнего, у жителей Эрец Исраэль будет пища.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Шмита, банкрот и пророк Йермиягу

Никто не застрахован от бедности. Попасть в стесненные финансовые обстоятельства может даже успешный в делах человек. Если это происходит — ему нужно помочь, нужно его поддержать. Об этом в нашей недельной главе сказано: «Если оскудеет твой брат и продаст от владения своего, то придет его родич, самый близкий ему, и выкупит проданное братом его» (Ваикра, гл. 25, ст. 25).

Но в чем причина финансовых неурядиц? Откуда они берутся? 

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 20) говорится, что пренебрежение законами шмиты (субботнего года) может привести к серьезным экономическим проблемам — вплоть до полного разорения и финансового краха.

Так, человек, торгующий урожаем седьмого года (и тем самым нарушающий запрет) — ставит под удар свое финансовое благополучие. Как следствие — он будет вынужден распродать свое движимое имущество. И, если это его не остановит, если он продолжит нарушать законы шмиты — ему придется распрощаться со своим полем. Особые упрямцы — могут лишиться и родного дома.

Обратите внимание, что, анализируя наш фрагмент, Учителя в Талмуде подчеркивают: «Если оскудеет твой брат» — будет торговать плодами, выросшими в субботний год — то обеднеет. Продолжит нарушать законы шмиты — «и продаст от владения своего».

Человек вправе продать свое поле, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — только если окажется в нищете. И чем больше он будет упорствовать в своих злодеяниях — тем сильнее будет давить на него нищета, тем больше бед и несчастий обрушится на его голову.

В дни пророка Йермиягу евреи проиграли войну вавилонскому царю Навуходнецару, лишились всего своего имущества и были проданы в рабство — потому что пренебрегали законами шмиты. Об этом в Танахе рассказывается: «И изгнал он уцелевших от меча в Вавилон. И были они рабами его и сыновей его, во исполнение слова Всевышнего, сказанного устами Йермиягу: пока земля не искупила суббот своих, будет запустение. Все дни запустения отдыхала земля, пока не минуло семьдесят лет» (вторая книга Диврей а-Ямим — «Хроники дней», гл. 36, ст. 20-21).

Но пришло время вспомнить о второй части нашего фрагмента, где сказано: «Придет его родич, самый близкий ему. И выкупит проданное братом его».

Кто же для нас ближе Всевышнего?

Вот и в Торе находим свидетельство этому. Как написано: «Кто близок нам, как Творец, когда бы мы ни воззвали к Нему?!» (Дварим, гл. 4, ст. 7). "" - так завершается наш отрывок. И Ирмиягу просит Всевышнего исполнить это обещание.

— Выкупи, освободи братьев, проданных в рабство, — просит пророк Йермиягу Творца мира. — Ведь Ты сам назвал их братьями.

Об этом в Теилим (Псалмы царя Давида) читаем: «Ради братьев Моих и ближних Моих скажу: мир тебе!» (гл. 122, ст. 8).

Не соблюдавшие законы шмиты — лишились всего и были проданы в рабство. Но Всевышний, на правах близкого, на правах родича — выкупил нас и освободил. 

Сейчас, после тысячелетних скитаний, мы снова вернулись на свою землю. И стараясь соблюдать законы седьмого года, надеемся, что слова Торы снова исполнятся.

Мы верим, что Тот, Кто ближе нам всего и всех на свете — выкупит нас и дарует нам окончательное освобождение.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

3. Брату — и еду и одежду, геру — только еду

Когда человек попадает в трудное положение, ему надо помочь. И в Торе, в тексте нашей недельной главы об этом сказано: «И если оскудеет твой брат и в упадок придет у тебя, то поддержи его, также — пришельца (гера) и поселенца, и будет жить с тобою» (Ваикра, гл. 25, ст. 35).

Создается впечатление, что в Торе гер и «поселенец» как будто бы отодвигаются куда-то на второй план. Наш фрагмент сфокусирован на брате, а о гере и поселенце сказано мимоходом, как бы заодно.

Чем вызвано такое «неравенство»?

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 9) говорится, что в тех случаях, когда бедняк просит одежду или деньги, чтоб ее купить — прежде, чем давать, следует проверить, действительно ли он нуждается. Но когда нищий просит еду — пищу ему следует дать незамедлительно, без всяких проверок. 

Это различие объясняется тем, что человек, которому не хватает одежды, может подождать, без особого ущерба для себя. Голодный же ждать не может. Ведь от голода можно и умереть.

И еще о ситуации с бедняком, который нуждается в еде, сказано: «Отрежь от своего хлеба голодному» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 58, ст. 7). Отрежь — без промедления.

О подаянии тому, кто не одет, там же, в Танахе, говорится: «Когда увидишь нагого — одень его». Одень его, когда увидишь (когда убедишься), что ему действительности нечего надеть.

Теперь вновь обратимся к нашему фрагменту — «И если оскудеет твой брат, и в упадок придет у тебя, то поддержи его».

Это — о брате, о ближнем, которого ты знаешь. И тебе точно известно, что он — не обманывает, что оказался в бедственном положении.

«Поддержи его всем», — наставляет Тора, — и едой и одеждой. Но гер и поселенец — пусть живет с тобой.

Если к тебе обратились за помощью гер или поселенец — пришельцы из других мест, с которыми ты не знаком — не дай им умереть с голоду пусть живут с тобой»). Но снабжать их одеждой ты — не обязан.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

Автор текста Мордехай Вейц