Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ТАЗРИА»

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 12, ст. 1 — гл. 13, ст. 59.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “Если женщина зачнет (тазриа) и родит сына...” (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

И зачнет на иврите — тазриа.

Обсуждение главы Тазриа

1. От освящения — к обрезанию

В конце предыдущей недельной главы (Шмини) мы прочли: «Освятите (отделите) себя, и будете святы (выделены)» (Ваикра, гл. 11, ст. 44). 

А в начале нашей, к обсуждению которой мы сейчас приступаем — Тора поднимает тему рождения и обрезания. Написано здесь: «Когда женщина зачнет и родит дитя мужского пола... На восьмой день обрезана будет крайняя плоть его» (Ваикра, гл. 12, ст. 2-3).

Возникает вопрос: какая связь существует между освящением себя и — рождением ребенка и его обрезанием (в нашей традиции эта процедура называется — брит мила)? Ведь мы, имея уже некий опыт в изучении текстов Торы, не можем ни понимать, что связь тут наверняка есть — это «соседство» не может быть случайным.

В Талмуде (трактат Шавуот, лист 18) говорится о том, что заслуживает всяческих похвал муж, отстраняющийся от жены накануне дня, когда у нее могут начаться месячные. В заслугу — родятся у него сыновья, — заверяют нас Учителя.

Но откуда им это известно?

Из Танаха. В книге Коэлет (в русской культуре ее нередко называют «Экклезиаст») содержится на это намек — там, где написано: «Дай часть семи и также дай восьми» (Коэлет, гл. 11, ст. 2).

Но в чем же тут, собственно, намек? — спросите вы.

Поясню. Семь дней в среднем у женщины длятся месячные истечения. Естественно, что в эти дни (а также и в следующие семь так называемых «чистых дней») муж обязан отстраниться от жены. «Дать часть семи» — значит добавить к «семи дням отстранения» еще один день, накануне. И этим — освятить себя. И тогда, за освящение это, за эту дополнительную предосторожность, за желание отдалиться от нарушения, будет награда — возможность «дать часть и восьми».

Имеется в виду возможность сделать ребенку, который родится в заслугу освящения «седьмой частью» — обрезание на восьмой день.

Не ждать до последнего, не приближаться к опасной зоне возможного нарушения, но отойти от нее на шаг — вот чему учит нас Тора. И теперь нам понятны ее святые слова: «Отделите, отдалите себя (от нарушения) и будете освящены (Всевышним)». Тогда «женщина зачнет и родит дитя мужского пола... А на восьмой день обрезана будет крайняя плоть его».

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Добрый знак, дурной знак

 

Наша недельная глава начинается с темы зачатия и рождения детей. И здесь мы читаем: «Когда женщина зачнет и родит дитя мужского пола...» (Ваикра, гл. 12, ст. 2).

А вот фраза, завершающая предыдущую главу — «Чтобы различать между нечистым и чистым, между животным, которое едят, и тем, которое вам есть нельзя» (Ваикра, гл. 11, ст. 47).  

Возникает вопрос: как связаны эти два фрагмента, что между ними общего, почему один следует за другим?

Ответ, конечно же, существует. Чтобы его найти, начнем издалека. 

В текстах Торы содержится множество запретов и ограничений. Но большинство из них — отступают, если они таят в себе угрозу для жизни или здоровья.

Написано: «И соблюдайте законы Мои и правопорядки Мои, которые будет исполнять человек, и жизнь обретет ими» (Ваикра, гл. 18, ст. 5).

То есть — не потеряет жизнь, но — обретет. Так наставляет нас Тора. Поэтому, если беременная женщина, постящаяся в Йом Кипур, попросит еду — ее обязательно нужно накормить. Ведь продолжение поста может стать причиной потери плода. Только прежде, согласно установлению мудрецов, следует шепотом напомнить ей, что сегодня Йом Кипур.

Часто после этого женщина осознает святость дня, и у нее исчезает потребность в пище и возобновляются силы на то, чтобы продолжить пост. Но, если женщина будет все же настаивать — необходимо дать ей еду. 

Сказано в Талмуде (трактат Йома, лист 82), что в том случае, если беременная, попросив еду в Йом Кипур, в конечном итоге, все же обрела в себе силы, чтобы продолжить пост — это очень хороший знак. Ребенок, который у нее родится, будет стремиться к праведности и мудрости. В Танахе об этом сказано: «Прежде, чем Я создал тебя во чреве, Я знал тебя, и прежде, чем ты вышел из утробы, Я посвятил тебя» (книга пророка Йермиягу, гл. 1, ст. 5). Так родился величайший Учитель Талмуда и наставник еврейского народа в Эрец Исраэль раби Йоханан (составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век).

Когда женщина, несмотря на напоминание о Йом Кипуре, все равно требует, чтобы ее накормили — это плохой знак. У нее, скорее всего, родится злодей. Как сказано: «От утробы материнской (с рождения) отступили нечестивые, от чрева заблуждаются говорящие ложь» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 58, ст. 4).   

Теперь мы ясно видим, как обозначилась связь между окончанием предыдущей главы — «Чтобы различать между нечистым и чистым», и началом нашей — «Когда женщина зачнет».

О том, какие наклонности будут у человека, можно порой судить еще до его рождения. И Тора учит нас, как это понять — как «различить между нечистым и чистым», между тем, кто будет стремиться к праведности, и тем, кто, с некой долей вероятности — станет злодеем.

Сказано далее: «Между животным, которое едят, и тем, которое вам есть нельзя».

Животное на иврите — «хая». То же слово употреблено в Торе для обозначения роженицы (см. Шемот, гл. 1, ст. 19). Таким образом, Тора предупреждает, что будущее новорожденного очень сильно зависит от того, смогла его мать, будучи беременной, удержаться от еды в Йом Кипур или нет. Стала она подобна «скотине, которая ест», или — смогла перебороть «себя и не есть».

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

 

3. Обрезание в шаббат

В нашей недельной главе упомянута заповедь об обрезании. Об этом читаем: «А на восьмой день обрезана будет крайняя плоть его» (Ваикра, гл. 12, ст. 3).

Впрочем, начать следует с предыдущей фразы — «Если женщина зачнет и родит дитя мужского пола, нечиста будет семь дней» (там же, ст. 2). Тогда станут понятнее слова раби Йоханана (составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век), который, анализируя этот фрагмент, обращает внимание на слово «день», которое, в общем-то, можно было бы и опустить. Женщина нечиста будет семь дней, а на восьмой — сделают ребенку обрезание. Для чего же Тора, обычно экономная в употреблении слов, вставляет здесь «лишнее» слово?

Чтобы научить нас, — отмечает в Талмуде (трактат Шаббат, лист 132) раби Йоханан, — что обрезание следует делать, даже если восьмой день выпадает на шаббат.

«А на восьмой день (даже, если это день субботний) — обрезана будет крайняя плоть».

Итак, наши законы разрешают в субботу делать обрезание. При условии, что это — восьмой день от рождения ребенка.

Вместе с тем, существует запрет переносить что-либо в общественном владении (на иврите — решут hа-рабим) более, чем на четыре локтя (мера длины, примерно равная 50 см), или выносить что-то из одного частного владения (на иврите — решут а-яхид) и вносить в другое. Чтобы никто случайно не нарушил этот запрет, Учителя постановили не трубить в шофар в первый день Рош hа-Шана, если он выпадает на шаббат (ведь кто-то может по ошибке или не знанию перенести шофар из владения одной категории во владение другого вида). А также — не возносить лулав (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот) в субботу праздника Суккот — из опасения, что кто-то пойдет с ним в синагогу и нарушит субботний запрет на перенесение предметов. Или, вернувшись из синагоги — решит поставить его в воду, что в субботу, конечно же, запрещено.

Чтение Мегилат Эстер (включенная в Танах Книга Эстер) переносится на другой день, если Пурим выпадает на шаббат (опять же из-за проблем с перемещением свитка).

А что с обрезанием?

Процедуру обрезания (на иврите — брит мила) — не переносят на другой день, и осуществляют ее и в шаббат, если восьмой день от рождения ребенка выпадает на субботу.

Но почему же не опасаются, что кто-то нарушит законы субботы, вынося ребенка из дому, или — нож для обрезания?   

Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.) отмечают, что обрезание сопряжено с опасностью для здоровья, и его поручают делать только знающим специалистам, знатокам Торы. И те, конечно же, знакомы с законами шаббата и не станут их нарушать. 

Это объясняет, почему не опасаются, нарушения субботы из-за перенесения ножа для обрезания. Но, ведь шаббат могут нарушить и перенося ребенка в то место, где будет осуществляться брит мила. Как быть с этим?

Ритва (раби Йом-Тов бен Авраам, один из крупнейших комментаторов Талмуда, Испания, вторая половина 13-го века) объясняет, что обрезание коренным образом отличается от трубления в шофар, вознесения лулава и чтения Мегилат Эстер. Ведь выполнение заповеди трубления в шофар, или заповеди вознесения лулава и, уж тем более — заповеди, согласно которой в Пурим мы читаем Мегилат Эстер — не считается нарушением законов субботы. Учителя запретили выполнять их в шаббат из опасения, что будут допущены нарушения в связанных с ними побочных действиях.

Но если нарушение содержало бы само выполнение, — добавляет Меири (один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция, 13-й век), — в Торе, скорее всего, в опережение постановления Учителей, был бы запрет на их осуществление в субботу.

Обрезание же, само по себе, в принципе относится к производительным работам, запрещенным в шаббат. Но несмотря на это, в Торе сказано, что его разрешается проводить в субботу (добавлением слова «день»). И после этого, разве можно теперь запретить обрезание из-за возможных нарушений, связанных с побочными действиями? Конечно же, нельзя! Вот Учителя и не запретили.

на основе комментариев Рамбама

(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)

Ритвы

(раби Йом-Тов бен Авраам, один из крупнейших комментаторов Талмуда, Испания, вторая половина 13-го века)

и Меири

(один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция, 13-й век)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц