Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Аазину»

Место в Торе: Дварим, гл. 32, ст. 1 - гл. 32, ст. 52.

Почему она так называется?

В начале первой фразы сказано: «Вслушайтесь Небеса, и я буду говорить...».

Вслушайтесь на иврите — аазину.

Обсуждение главы Аазину

1. Внимать и слушать

Наша недельная глава начинается словами: «Внемлите, Небеса, и говорить буду, и услышь, земля, речи уст моих» (Дварим, гл. 32, ст. 1).

Сказано в Мидраше (Сифри), что Моше в духовном плане был ближе к Небесам, нежели к земле. Поэтому, обращаясь к Небесам, он говорит — «внемлите» (тот, кто находится совсем близко). А земле велит — «услышь» (находящемуся на некотором отдалении придется прислушиваться).

В Танахе же читаем: «Слушайте, Небеса, и внимай, земля» (книга пророка Йешаяhу, гл. 1, ст. 2).

Мы видим, что в отличие от Моше, Йешаяhу в духовном смысле — находится ближе к земле (поэтому он и говорит ей — «внимай»). И — дальше от Небес (к ним он обращается — «слушайте»).

Теперь рассмотрим фразу из молитвы Мусаф на Рош hа-Шана. Написано: «Потому что Ты слушаешь голос шофара и внемлешь трублениям (звукам труа)».

Здесь, как понятно, речь идет о Всевышнем. Он слушает голос шофара как бы издалека. Но вид трублений, называемый «труа», Творец принимает близко — внемлет им (этим трублениям). 

Труа — это извлекаемые из шофара короткие, отрывистые звуки, напоминающие дробь. Они символизируют исправление, возвращение на путь тешувы (раскаяния, возвращения к Творцу), символизируют сокрушенное сердце. 

Человек с сокрушенным сердцем, искренне раскаивающийся в своих прошлых неблаговидных поступках, может рассчитывать на внимание Всевышнего, на близость к Нему. Как сказано: «Близок Творец к сокрушенным сердцем. И смиренных духом спасает» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 34, ст. 19).

Когда человеку удается справиться со своими дурными наклонностями — этим он доставляет удовольствие Всевышнему. Это — самое желанное приношение, которое Всевышний примет наверняка (Теилим, гл. 51, ст. 19).

Теперь нам понятно, почему сказано, что Творец внемлет именно звукам труа.

Фраза из молитвы имеет и более глубокое объяснение.

«Голос шофара», который Всевышний слышит издалека — это праведник. Всевышний слышит праведника, его молитву, где бы тот ни находился. А «звук труа» — символизирует человека, совершившего тешуву (на иврите — бааль тешува).  

Сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 34), что там, где стоит бааль тешува, праведник стоять — не может.

Выходит, что человек, который из любви преодолел свои негативные наклонности и исправил плохие поступки, совершенные в прошлом — ближе к Всевышнему, нежели тот, кто с рождения не совершал ничего дурного.

И если праведника Творец — слушает, то бааль тешува Он — внемлет.

на основе комментариев рава Мордехая Закша

(раввина иерусалимского района Зихрон Моше)

и рава Хаима Раппопорта,

(главного раввина Львова; Галиция, Польша, 1699-1771 гг.)

 

2. Дождь и роса

В нашей недельной главе читаем слова Моше: «Прольется дождем мое наставление, выступит росой слово мое» (Дварим, гл. 32, ст. 2). 

Моше говорит очень красиво и образно. Но — о чем? Что здесь он имеет в виду?

Два основных образа, которыми он оперирует — это дождь и роса. 

Что мы о них знаем?

Дождь выпадает сверху, с Небес. Роса же конденсируется вблизи земли. Как сказано: «И образовался слой росы» (Шемот, гл. 16, ст. 14).

Дождь и роса символизируют две части нашей Торы: Письменную Тору и Тору Устную.

Письменная Тора дана нам Свыше. И мы не вправе ставить под сомнение ни одно из ее положений, даже то, смысл которого, ускользает от нашего понимания.

Поэтому она уподоблена дождю. Ведь дождь льется с неба на людей. И многие под ним мокнут. Некоторые и вовсе — ворчат, выказывают недовольство сыростью. Но никто не пытается его оспорить.

Основные понятия Торы Устной — тоже даны Свыше. Но отдельные детали, практические рекомендации для того или иного случая — могут быть выведены с помощью правил постижения Торы или — в процессе обсуждения той или иной темы нашими Учителями.

Чтобы такая рекомендация обрела статус закона, она должна быть одобрена и принята большинством компетентных в этом вопросе людей. Сказано в Мидраше Танхума (гл. 16), что мудрец, прежде чем установить закон, должен убедиться, что люди, захотят его исполнять, что закон этот будет принят большинством. В противном случае, от установления закона следует воздержаться.

Этим Устная Тора отличается от Письменной. Письменная Тора не интересуется мнением трудящихся и не прислушивается к их просьбам. 

Устная Тора уподоблена росе. Росой никто не возмущается, наоборот, ей всегда рады. Роса освежает траву и листья, покрывает их алмазными россыпями. Из-за росы еще никто не остался дома, не отменил дела, не изменил свои планы.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к Талмуду (трактат Таанит, лист 7) отмечает, что употребленное в оригинале слово «йяароф», которое мы перевели как — «прольется», вместе с тем — намекает на умерщвление, смерть.

Но разве Тора может нести смерть?

Конечно же, нет!

Здесь подразумевается, что тот, кто «умерщвляет» себя, изучая Тору, будто бы он умер для всего остального удостоится «росы оживления». Росы, о которой говорится: «Восстанут умершие! Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе, ведь роса рассветная — роса Твоя» (книга пророка Йешаяhу, гл. 26, ст. 19).

на основе комментариеы рава Мордехая Гимпеля

(раввин Ружан, Белоруссия – Израиль, 1820-1891 гг.)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц