Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «ДВАРИМ»
Место в Торе: Пятая, последняя книга Торы — Дварим, гл. 1, ст. 1 — гл. 3, ст. 22.
Почему она так называется?
По первой фразе: «Вот слова, которые говорил Моше всем сынам Израиля...» (гл. 33, ст. 1).
На иврите «слова» — дварим
Обсуждение главы «Дварим»
У пятой книги Торы, которую мы начинаем изучать — два названия: Дварим (речения) и Мишне Тора (повторение Торы).
Эти названия говорят о двух основных направлениях этой книги.
Дварим, как пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к книге Бамидбар (гл. 12, ст. 1 — это строгий разговор, морально-этические наставления (на иврите — мусар).
Мишне Тора — повторение заповедей, о которых уже говорилось ранее и открытие дополнительных деталей, связанных с ними.
Первая фраха книги содержат намек на оба названия.
Слова — «Вот речения (дварим)» (Дварим, гл. 1, ст. 1) дали название Дварим.
Далее — «Вот речения, которые произнес…» (там же) имеет ту же гематрию (числовое значение), что и название Мишне Тора.
Намек на эти названия находим и на стыке четвертой и пятой книг Торы.
Книга Бамидбар завершается фразой — «Вот заповеди и законы…» (Бамидбар, гл. 36, ст. 13).
Это — намек на Мишне Тора.
В свою очередь, книга Дварим, как уже было сказано, открывается словами — «Вот речения (дварим)».
Здесь подразумеваются наставления и мусар, чему соответствует название Дварим.
Сказано, что наставления и нравоучения Моше говорил «всему Израилю» (Дварим, гл. 1, ст. 1).
Почему в Торе это подчеркивается?
Потому что Моше, как подобает истинному лидеру своего народа, мог очень даже нелицеприятно наставлять евреев. Но когда он беседовал с Всевышним — говорил о сынах Израиля только хорошее, всеми силами защищал их и старался найти им оправдание. Даже — самым тяжким их проступкам.
И еще слова «всему Израилю» означают, что обращался Моше не только к поколению пустыни, но — ко всем поколениям Израиля, во все времена.
Слова Моше обращены к каждому еврею. Поэтому книгу Дварим полезно изучать, как учат книги мусара.
Важно быть услышанным, важно встретить понимание.
Поэтому если человек совершил нарушение — не всегда следует прямо об этом ему говорить. Нехорошо, если он почувствует себя обвиняемым.
Займись с ним изучением заповеди (той, которую он нарушил) или соответствующего закона Торы, повтори отдельные детали. Тогда он поймет свою ошибку и не догадается, что ты о ней знаешь.
Так повторение заповедей и законов Торы (Мишне Тора) способно послужить на благо мусару (Дварим).
на основе комментария раби Хаима бен Атара
(известен и как Ор hа-Хаим; один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)
Автор текста Мордехай Вейц