Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

1. Не у кого учиться — Потоп 

 

В нашей недельной главе мы читаем о том, что Всевышний, видя растление всех обитателей Земли, решает, выражаясь современным языком — сделать «перезагрузку». Как сказано: «Посмотрел Всевышний на землю, а она растлилась. Вся плоть извратила свой путь на земле. И сказал Творец Ноаху... И вот я истребляю их с земли. Сделай себе ковчег» (Берешит, гл. 6, ст. 12-14).

Всевышний утверждается в своем решении о Потопе, когда выяснилось, что «вся плоть извратила свой путь на земле». Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) конкретизируют употребленное в Торе выражение «вся плоть». Подразумеваются, — говорят они, — все животные и птицы, которые вступали в связи с особями других видов.

Увидев, что развратились не только люди, но и животные, Творец приказывает Ноаху строить ковчег. 

Возникает вопрос: если бы извратились только люди, а фауна осталась бы в изначально установленных рамках — Потопа не было бы?

Упоминание о Потопе (точнее — поколении Потопа) находим в книге Дварим, в недельной главе Экев, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этой главе. В частности, комментируя фразу — «Берегите себя, чтобы не соблазнилось сердце ваше... И воспылает гнев Всевышнего на вас... И сгинете вы вскоре» (Дварим, гл. 11, ст. 16-17).

Раши обращает внимание на выражение «И сгинете вы вскоре», которая означает, что отсрочки не будет. А если начнут спорить (мол, почему это нам отказано в отсрочке; ведь поколению Потопа было дано сто двадцать лет?), то ответ, как отмечается в Мидраше Сифра, будет таким: поколению Потопа не у кого было учиться, вам же есть у кого.

Действительно, Ноах строил свой ковчег сто двадцать лет.

Раши задается вопросом: почему Всевышний утруждал Ноаха сооружением этого ковчега — ведь Он может даровать спасение множеством различных способов?

И объясняет: чтобы люди поколения, жившего до Потопа, видели, как он на протяжении ста двадцати лет занимается сооружением ковчега посреди суши, вдали от морей, озер и рек. И спрашивали бы у него: «Зачем тебе эти глупости?». А он отвечал бы им: «Творец наведет на мир Потоп». Творец надеялся, что они, быть может, одумаются и вернутся на пути, которые Он указал им.

Выходит, Ноах растянул строительство ковчега на сто двадцать лет, потому что его поколению не у кого было учиться. Ведь Тора еще не была дана.

Впрочем, в Талмуде (трактат Эрувин, лист 100) говорится, что возможность учиться была всегда, даже и до дарования Торы. Например, скромному поведению и аккуратности можно научиться даже у кошки. Или, к примеру, у муравьев, которые никогда не воруют друг у друга. Или, скажем, у голубей, которые создают прочные семьи, они не изменяют своим супругам. 

Значит, поколению Потопа, все-таки зря была дана отсрочка — они могли научиться порядочности, наблюдая за жизнью животного мира?

Нет, не зря. Ведь написано в Торе, что «вся плоть извратила свой путь на земле» — у людей не осталось учителей. Тогда Всевышний и велел Ноаху начать сооружение ковчега, чтобы привлечь внимание людей и хоть как-то попытаться их чему-нибудь научить.

Но все попытки оказались тщетными. Годы шли (целых сто двадцать лет), а уровень морали только падал и падал. Пришлось прибегнуть к такому радикальному средству, как Потоп. 

 

на основе комментария рава Авраама Хаима Шора

(автор книги «Торат Хаим», Галиция, первая половина 17-го века)

 

 

 

2. Йешива Мишкан и йешива Ковчег

 

В Торе приказ Всевышнего Ноаху выражен в словах: «Сделай себе ковчег» (Берешит, гл. 6, ст. 14).

Некий аналог его существует и поныне.

В нашем поколении учащиеся йешив должны быть веселы, счастливы и радостны, как никогда прежде, как в никакую другую эпоху.

И вот почему.

Представьте себе, что человек заявляет, что умрет от голода, если его не накормят дорогой деликатесной едой.

Подобное заявление выглядит, по меньшей мере, странно и свидетельствует о чрезвычайной ситуации, явно не вписывающейся ни в какие рамки. Ведь понятия голод и деликатес находятся на прямо противоположных плоскостях. Они столь же далеки друг от друга, как восток от запада.

Впрочем, когда речь заходит о понятиях духовных — то, что кажется далеким, в миг может приблизиться.

Сказано в недельной главе Экев: «Берегите себя... и устранитесь вы, и служить будете божествам чужим и поклоняться им» (Дварим, гл. 11, ст. 16).  

К чему здесь призывает Тора? От чего надо беречься?

Раши объясняет, В словах «и устранитесь вы», — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — подразумевается устранение от Торы, от ее изучения. 

Получается, стоит человеку устраниться от изучения Торы — и он уже рискует попасть под влияние идолопоклонства («и служить будете божествам чужим и поклоняться им»). Тора здесь уподобляется деликатесу, отказавшись от которого, человек может свернуть к идолопоклонству (умереть от духовного голода). 

Но как может быть такое, чтобы отстранение (заметьте не нарушение, не пренебрежение, но «всего лишь» отстранение) привело к такой крайности, как идолопоклонство?

Душа человека не терпит пустоты. И если не наполнять ее Торой — она быстро наполнится чем-то другим, чуждым Торе — чужим служением, язычеством, идолопоклонством. Поэтому и дано в Торе предупреждение — «берегите себя». Берегите себя от пустоты. Потому что, «отстранившись» от изучения Торы, как объясняет Раши — можно очень быстро скатиться к идолопоклонству и начать «служить божествам чужим». 

В Торе мы находим два типа строительства. Строительство Мишкана (Переносного Храма) и строительство Ковчега.

Мишкан строят, когда духовный уровень поколения необычайно высок. Тогда появляется необходимость в особом, выделенном месте — таком, где концентрируется кедуша (в условном переводе — «святость»).

Когда духовный уровень людей позволяет, чтобы среди них постоянно пребывал Всевышний — возводят Мишкан.

Если же человечество пало так низко, что утратило право на существование, для спасения тех, кто еще не потерял человеческий облик — строят ковчег.

Теперь вернемся к йешивам — тем, которые были в прежние времена и к нынешним.

Когда-то йешивы были чем-то вроде Мишкана. Жизнь в еврейском мире протекала согласно Торе, строилась на ней. Соблюдение законов Торы было нормой жизни. Тогда для тех, кто стремился подняться в духовности еще выше, отточить и усовершенствовать свои знания, расширить и углубить их, еще больше прилепиться к Торе — создали йешивы. 

Вокруг современных йешив бушуют потоки цинизма и безверия. Их стены защищают от мутных вод лжи и кривды. Современные йешивы выполняют для еврея роль ковчега — места духовного убежища.

И если в йешиву прошлого, йешиву-Мишкан приходили отведать духовных деликатесов, то в йешиве нашего времени, в йешиве-Ковчеге — спасаются от духовного голода.

 

на основе комментария рава Ицхака Гутнера

(один из выдающихся Учителей современности, автор труда «Пахад Ицхак»; Польша – США, 1906-1980 гг.)

 

 

3. Кто обедает раньше

 

В Тора рассматривается и вопрос питания Ноаха и всех, кого он возьмет с собой, во время пребывания их в ковчеге. Об этом читаем: «Ты же возьми себе от всякой пищи, которую едят, и собери у себя, и будет тебе и им в пищу» (Берешит, гл. 6, ст. 21).

Получается, что Ноах должен был вначале есть сам, а затем кормить животных. 

Но, ведь написано: «И дам Я траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насытишься» (Дварим, гл. 11, ст. 15). 

Учителя в Талмуде (трактат Берахот, лист 40), анализируя эту фразу, обращают внимание на то, что сначала говорится — «И дам Я траву в поле твоем для твоего скота», и только затем — «И будешь есть и насытишься».

Выходит, человек должен сначала накормить животных, а потом и самому можно будет поесть. 

Так почему же Ноах в вопросе о времени приема пищи получил преимущество перед животными? В ковчеге, что, действовали другие правила?

Аналогичный вопрос можно задать и по поводу седьмого (субботнего года) — шмиты, когда вступают в силу определенные ограничения и запреты на возделывание земли и сбор урожая.

Написано: «И будет суббота земли вам в пищу: тебе... и твоему скоту, и зверю, который на твоей земле, будет весь ее урожай в пищу» (Ваикра, гл. 25, ст. 6-7).

Это сказано о шмите.

Здесь, как видим, питание человека тоже упомянуто перед кормлением животных. 

Жажду, кстати, вначале утоляет человек, а животные — вслед за ним. Как сказано: «И сняла она кувшин свой с плеча, и сказала: Пей, и также верблюдов твоих напою» (Берешит, гл. 24, ст. 46).

Это — о встрече слуги Авраама Элиэзера с будущей женой Ицхака Ривкой.

Подведем промежуточный итог.

Сначала кормят животных, а потом человек есть сам. Два исключения — ковчег Ноаха и шмита. Зато в утолении жажды человеку отдано первенство.

В чем логика этих правил?

Люди не едят первое попавшееся, они готовят вкусные блюда из мяса, рыбы и овощей, вкушают различные деликатесы. Животные же довольствуются тем, что найдут на лугу или в поле. Основная пища домашнего скота, например — обычная трава.

Как видим, у человека есть преимущество в ассортименте еды, зато животное получило первоочередность. Что же касается питья — и люди, и животные находятся примерно в равных условиях. И те и другие утоляют жажду водой. Поэтому люди получили преимущество во времени — они пьют перед животными.

То есть при прочих равных первенство — за человеком, ведь он — венец творения. 

Сказано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 59), что разрешение употреблять в пищу мясо было дано Ноаху и его потомкам, уже после Потопа. Значит, в ковчеге и он и животные питались примерно одним и тем же. А в равных условиях, как мы уже отметили, преимущество — у человека. Что и зафиксировала в Торе словами «И будет тебе и им в пищу». Сначала тебе, затем — им.

Если в субботний год чье-то животное само зайдет в чужой сад (в год шмиту сады и поля должны быть открыты) и полакомиться там, скажем, плодами инжира, то хозяин животного — не должен возмещать стоимость съеденного.

И человек и животное в год шмиты, увидев сад, могут войти в него, и есть там плоды абсолютно бесплатно. А когда человек и животное находятся в равных условиях — человек ест раньше.

Поэтому и сказано: «И будет суббота земли вам в пищу: тебе... и твоему скоту, и зверю, который на твоей земле». В первую очередь — тебе, а потом уже — животным.

 

на основе комментария рава Мордехая-Йеhуды Закша

(раввин иерусалимского квартала Зихрон Моше, глава йешивы «Бейт Звуль», наше время)

 

 

 

4. Почему Ноах упомянут перед животными?

 

Итак, перед отплытием ковчега, Ноаху предстояло запастись провизией. И Всевышний дает ему распоряжение: «Ты же возьми себе от всякой пищи, какую едят, и собери у себя, и будет тебе и им в пищу» (Берешит, гл. 6, ст. 21).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 40) говорится, что человек должен вначале позаботиться о своих животных, накормить их, а потом уже есть сам. Но в нашем фрагменте, мы видим, что сказано — «и будет тебе и им в пищу». В первую очередь — тебе, а затем уже — им, твоим животным.

Но ведь это же нарушение правила, установленного в Талмуде?

Чтобы разрешить это противоречие, обратимся к Мидрашу. В Мидраше Танхума (на недельную главу Ноах) сказано, что ни Ноах, ни его сыновья за двенадцать месяцев пребывания в ковчеге, практически не сомкнули глаз. Потому что все время были заняты кормлением животных. Ведь одни привыкли есть в два часа дня, другие — в три часа ночи и т.д. У каждого животного — свое время. Так что спокойный, нормальный сон Ноаху и его сыновьям мог только сниться.

Если бы Ноах решил, что пообедает сам, когда накормит всех животных, он бы умер от голода. Ведь когда заканчивалось время кормления одного животного, тут же наступал срок приема пищи другим. И так — бесконечно.

Ноах мог, самое большее — что-то перехватить по дороге от зебры к носорогу. Поэтому Всевышний и упомянул его раньше всех животных, чтобы дать понять, что для Ноаха нет никаких временных ограничений и никакой очередности — пусть ест, когда успевает, когда у него появляется возможность что-то съесть.

Кроме того, известно, что пропитание в первую очередь предназначено для праведников и посылается, прежде всего — им. Остальные получают свою долю за счет праведников, благодаря им.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 17) написано, что весь мир кормится в заслугу раби Ханины (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век). При том, что самому раби Ханине было достаточно небольшого количества стручков рожкового дерева.

Таким образом, чтобы раби Ханина получил свою порцию еды, Всевышний снабжает пропитанием все население земли и всех обитающих на ней животных.

Ноах был человеком праведным. Причем — единственным праведником в мире его времени. И Всевышний посылал еду именно ему, а через него уже — всем остальным.

Поэтому сказано: «И будет тебе и им в пищу. Прежде всего — тебе, а благодаря тебе — и им.

 

на основе комментариев рава Шмуэля-Аhарона Юдлевича

(автор книги «Меиль Шмуэль», Иерусалим, 1907-1979 гг.)

и рава Шмуэля-Йосефа Рабинова

(автор книги «Диврей Шир», Лондон, 20-й в.)

 

 

5. Чудеса и Ковчег

 

Из нашей недельной главы узнаем, что Всевышний велит Ноаху принять на ковчег и поставить на полное довольствие всех представителей фауны. Как сказано: «Oт птицы по виду ее, и от скота по виду его, от всех животных земных по виду их... придут к тебе, чтобы остались они в живых. Ты же возьми себе от всякой пищи, которую едят, и собери у себя, и будет тебе и им в пищу» (Берешит, гл. 6, ст. 20-21).

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) говорится, что те животные, которые держались своего вида и не извратили своего пути — пришли в ковчег сами. И что Ноах впускал только тех животных, которых ковчег принял.

Получается, на входе в ковчег производился естественный отбор. Те животные, что сохранили свои естественные наклонности, свое естественное, природное поведение — вошли в ковчег. Те же, что извратили свое естество — остались за дверью. 

Итак, одни животные попали в ковчег, другие, не достойные остаться в живых — в ковчег не попали.

О достойных сказано, что они сами пришли.

Возникает вопрос: кто привел остальных и зачем?

Понятно, что возможность собрать всех представителей фауны земли в одном месте, наверняка, можно объяснить лишь чудом. Но зачем совершать чудо для тех, кто «извратил свой путь»?

Раби Йонатана бен Узиэль (Учитель Мишны, 1-й век) пишет, что животных к ковчегу привел малах (в условном переводе — «ангел»).

В Пиркей де-раби Элиэзер (гл. 23) объясняется, что над каждым видом животного и растения стоит малах, отвечающий за этот вид. Он-то и обеспечивает рост и развитие своего «подшефного».

Вы когда-нибудь замечали, что одно растение вдруг, без видимой причины — разрастается и бурно цветет (порой — по нескольку раз в год), а другое, как за ним не ухаживай — чахнет? Наблюдали непонятное, ничем не объяснимое поведение зверей или домашних животных?

Теперь вы знаете в чем (или, точнее, в ком) тут причина. Это влияние духовных сил — малахим (мн. ч. от слова малах).

Так вот, каждый малах привел к Ноаху «свой» вид. И в этом не было ничего необычного. Ведь Всевышний устроил мир так, что у каждого животного или растения на Небе (в духовных мирах) есть свой покровитель.

Чудеса начали происходить потом. Разделение животных на будущих обитателей обновленной земли и на тех, кто не удостоились ими стать, произошло чудесным образом. В ковчег отобранные животные вошли самостоятельно.

С прибытием «делегатов» от животного мира на ковчег мы разобрались. Теперь осталось выяснить — как удавалось Ноаху кормить всю эту ораву в течении двенадцати месяцев (столько длился Потоп)?

И действительно, трудно вообразить себе, сколько места должна была занимать провизия и где она хранилась все это время.

Здесь мы сталкиваемся с еще одним чудом. Намек на него содержится в словах — «возьми себе

Автор текста Мордехай Вейц