Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ПИНХАС»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.

 

Почему она так называется?

По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна... «.

 

Обсуждение главы «Пинхас»

 

1. Тора во имя Торы

 

Из нашей недельной главы узнаем, что Всевышний велит Моше назначить своим приемником Йеhошуа. Об этом читаем: «И сказал Всевышний Моше: Возьми себе Йеhошуа бин Нуна, мужа, в котором дух, и возложи руку твою на него» (Бамидбар, гл. 27, ст. 18).

Выражение «муж, в котором дух», несомненно, требует разъяснения. И для этого надо понять, кто способен возглавить народ Израиля.

Лидер Израиля, прежде всего, должен держать свой дух внутри, в себе, то есть — быть сдержанным. Ведь только тот, кто владеет собой, может управлять другими.

Сефорно (раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век) пишет, что выражение «муж, в котором дух» означает умение принимать Свет Всевышнего. 

Таким образом, отличительной чертой Йеhошуа (благодаря которой он и был избран на замену Моше), была — способность принимать, познавать. Не просто способность, но — стремление и даже жгучая жажда. Ведь человек способен достичь того, что, по его представлениям, ему по силам. И неважно, соответствует ли его стремление физическим возможностям. Его истинная сила — намного выше физических сил. Ибо многое, если не все, зависит от стремления сердца.

В Талмуде (трактат Мегила, лист 6) Учителя говорят, что в тех случаях, когда достигнутый результат ошеломит так, что разум откажется верить — надо все-таки верить. И если человек (стремясь к чему-то) старался изо всех сил и достиг — в это тоже нужно верить.

Когда рав Аарон Котлер (глава йешивы «Лейквуд», Польша – США, 1892-1962 гг.) на склоне лет положили в больницу, его ученики постоянно навещали его, организовали круглосуточное дежурство, неизменно проявляя внимание и почтение к нему. В той же больнице находился на излечении член правительства. Врачи видели, что рейтинг рава намного превышает рейтинг высокопоставленного чиновника.

Один из учеников рава Котлера объяснил врачам, что его раввин воспитал сотни учеников и тем самым способствовал расцвету иудаизма в Соединенных Штатах. Когда рав только начинал, невозможно было поверить, что в Америке появятся люди, посвятившие себя изучению Торы. Но рав поставил перед собой такую цель и достиг ее. И теперь он — во главе американского еврейства.

В эту секунду рав Аарон, давно ни на что не реагировавший, вдруг открыл глаза и произнес: «Тора ли-Шма (Тора во имя нее самой)».

Рав Аарон Котлер был противником того, что кто-то пытается представить Тору инструментом для карьерного роста. Всю свою жизнь он изо всех сил старался приумножить ее Свет. И вот теперь, в больнице, пребывая в тяжелом состоянии — собрал остатки жизненной энергии, чтобы провозгласить, что Тора — ли-шма.

Этим своим человеческим свойством он походил на Йеhошуа бин Нуна, для которого Тора всегда была только во имя ее самой.

 

на основе комментария рава Хаима Шмулевича

(глава йешивы «Мир»)

 

 

2. Овцы и прутики Яакова

 

В Песах совершали приношение ола (всесожжения; символизирует тотальную близость к Творцу, поэтому туша животного, предназначенного для приношения — сжигалась полностью, без остатка). И в нашей недельной главе об этом сказано: «И приносите всесожжение Всевышнему — двух быков и одного барана, и семь годовалых ягнят, без порока будут у вас» (Бамидбар, гл. 28, ст. 19).

Выбор животных для приношения, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — здесь не случаен.

Быки дают намек на Авраама, о котором в Торе написано: «И к скоту (к стаду крупного рогатого скота) поспешил Авраам» (Берешит, гл. 18, ст. 7). Баран напоминает об акедат Ицхак, буквально — «связывание Ицхака», когда отец, по приказу Творца, возложил его на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник»). Но в результате, вместо него, был заколот баран (см. Берешит, гл. 22, ст. 13).

Ягнята же связаны с Яаковом, о котором в Торе говорится: «И ягнят отделял Яаков» (Берешит, гл. 30, ст. 40). 

Быки Авраама символизируют его отличительную черту — гостеприимство, хесед (желание давать). 

Баран, которым в последнюю секунду был заменен на мизбеахе Ицхак, выступает свидетельством самоотверженности Ицхака, его готовности исполнить приказ Творца без раздумий, его готовности к самопожертвованию. Свидетельством, что основное качество Ицхака — гвура (способность ставить себе ограничения), благодаря которому он прекрасно управлял собой и последовательно, не отступая, стремился к достижению целей.

Но причем же здесь ягнята? Что с того, что в свое время «Яаков отделял ягнят»? Чему это нас учит?

На самом же деле работа Яакова с овцами связана с очень высоким уровнем духовных миров, и разъяснение этого лежит в глубоких слоях скрытой, внутренней Торы (на иврите — пнимиют а-Тора).

Однако есть в этом и более простой смысл, который — ближе к поверхности.

Яаков отбирал овец с тем или иным изъяном — крапчатых или пятнистых, имеющих отметины на голенях и — отделял их, и ставил отдельно. Впоследствии они составили прекраснейшие стада отборных овец.

В этом нетрудно разглядеть намек на процесс формирование народа Израиля, который не случайно назван именем Яакова (Исраэль — второе имя нашего праотца Яакова). 

В Торе (Берешит, гл. 30, ст. 37-38) говорится, что Яаков надрезал прутья орешника и каштана и ставил их в поилки для скота. Этот, казалось бы, незначительный факт, упомянут в молитвах, которые произносят в праздник Суккот. И еще — в кинот (траурные элегии, которые мы читаем 9-го Ава).

Отсюда следует, что надрезание прутиков — не детская забава, но дело, достойное Яакова. Так может нам стоит оставить все наши дела и, вместо них, срезать прутики, по примеру Яакова?

Яаков возился с овцами и прутики надрезал во Имя Небес (ле-шем шамаим). За этими его, казалось, немудреными действиями стояла колоссальная духовная работа. И мы, пятнистые, и крапчатые, его народ — результат этой работы.

Чему мы действительно можем научиться у Яакова, так это — осуществлять все наши дела, включая самые материальные, ле-шем шамаим. Таким образом, со временем, мы придем и к духовной работе. Ведь мы потомки Яакова.

 

на основе комментария рава Моше Тикочинского

(духовный наставник йешивы «Слободка», Израиль, 1910-1988 гг.)

 

 

3. Почему в Шавуот не упомянуто приношение хатат

 

Написано в нашей недельной главе: «И в день первых плодов, когда приносите новое хлебное приношение Всевышнему... И одного козла, чтобы искупить вас» (Бамидбар, гл. 28, ст. 26, 30).

«День первых плодов» — одно из названий праздника Шавуот. Он так называется благодаря двум хлебам (см. в книге Ваикра, гл. 23, ст. 17), которые, как говорится в Талмуде (трактат Meнaxoт, лист 84) служили первым хлебным приношением из нового урожая.

В Шавуот также приносили «и одного козла» — в качестве искупления.

Интересно, что в нашей недельной главе упомянуты «повинные» приношения и других праздников (см. например, Бамидбар, гл. 29, ст. 16). И все они носят название — хатат (приношение, символизирующее раскаяние и искреннее желание исправить ошибку).

Почему же о приношении козла, осуществляемом в Шавуот, не сказано, что это — хатат? 

В Иерусалимском Талмуде (трактат Рош hа-Шана, гл. 4) приведены слова Всевышнего о Шавуоте, точнее — о принятии Торы сынами Израиля, которое состоялось в Шавуот. Написано там: «Благодаря тому, что вы обязались соблюдать Тору, Я буду относиться к вам, как будто бы вы никогда не грешили».

Теперь мы можем по-новому взглянуть на праздник Шавуот.

Если до сих пор мы воспринимали его как день, целиком посвященный учебе, то сейчас открылась еще одна грань: Шавуот — день принятия на себя обязательств, связанных с исполнением заповедей Торы.

Очень важно признать полную власть Торы во всем, что касается отношений между людьми, и отношений между человеком и Всевышним. 

Есть такое выражение — «бен Тора». Его можно перевести и как — «сын Торы». Бен Так называют того, кто во всех жизненных вопросах, всегда руководствуется Торой, строит свою жизнь по Торе и Торой живет, не мысля без нее свое существование. И это подобно тому, как сын самим своим существованием обязан — отцу.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 68) говорится, что в Шавуот, более чем в другие праздники, человек обязан порадовать себя вкусной едой и приятными напитками.

Это высказывание Учителей не может не вызвать удивления. Принятие духовной Торы — причина устроить вполне материальную трапезу. Как это понимать?

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в Шавуот трапеза — в честь Торы. Устраивая ее. мы показываем тем самым, что приняли Тору не по принуждению, не потому, что у нас не было выбора, но — потому, что принятие Торы для нас — истинная радость.

Рав Леви-Ицхак из Бердичева (автор книги Кедушат Леви; Белоруссия, вторая половина 18-го века) добавляет, что в день дарования Торы материальная радость тела от вкусной еды, показывает, что Тора хороша не только для души, но и для тела. 

Рав Элиэзер Рокеах (автор книги Маасе Рокеах; Польша – Эрец Исраэль, 1665-1741 гг.), открывая в этом вопросе еще одну грань Истины, говорит, что приняв Тору, склонившись под ее властью — сыны Израиля удостоились прощения всех прегрешений. И это повод для радости, повод, чтобы устроить особую трапезу. 

И поскольку все прегрешения — прощены, то и совершать повинное приношение — нет причины. Поэтому приношение козла не названо хататом, и говорится о нем, как об искупительном приношении. Ведь Всевышний искупил все прегрешения народа, принявшего на себя власть Торы.

 

на основе комментария рава Элиэзера бен-Йегуды бен-Калонимоса

(автор книги «Рокеах», Германия, 1176-1238 гг.)

 

 

4. Чем живая собака лучше мертвого льва

 

В нашей недельной главе о грозном празднике Рош hа-Шана (начало года) сказано: «А в седьмом месяце, в первый его день, будет у вас священное собрание, никакой работы не делайте, день трубления будет у вас» (Бамидбар, гл. 29, ст. 1).

Этот день (первый в седьмом месяце), как известно, назначен днем Суда для всего творения. 

Почему именно он?

Первого Тишрея был сотворен человек, Адам. В восьмом часу (часы условные) он был помещен в Ган Эден («райский сад»). В девять ему была дана заповедь — не есть плодов   Дерева Познания. В десять он ее — нарушил. В одиннадцатом часу состоялся Суд. И в двенадцать был вынесен приговор — мягкий приговор, основанный на хеседе (милосердии). 

— И это будет знаком потомству твоему, — сказал Адаму Всевышний, — если в этот день придут они (твои потомки) ко Мне на Суд, Я буду их судить, руководствуясь мерой милосердия (Талмуд, трактат Рош hа-Шана, лист 16).

Итак, Рош hа-Шана избран днем Суда, потому что в этот день Адам предстал перед Судом Всевышнего и получил мягкий приговор, базирующийся на хеседе. И это — знак для потомков Адама, чтобы они приходили на Суд Творца именно в Рош hа-Шана, чтобы удостоится смягченного приговора, приговора, в основе которого лежит Его милосердие. 

Но так ли уж мягок был приговор Адама? 

Всевышний изгнал его из Ган Эдена, сделал его смертным. И не только его, но — и его потомков. Да и ради пропитания с тех пор приходится как следует вкалывать — «в поте лица» (Берешит, гл. 3, ст. 19). 

И это называется — хесед? 

Действительно, наказание — не из приятных. Но ведь на то оно и наказание! Зато оставил Всевышний Адаму жизнь (отсрочив его смерть). Жизнь и возможность действовать — выполнять заповеди и этим заработать себе удел в Будущем мире.

А ведь Творец мог и не церемониться — мог покарать сразу же, и место в Ган Эдене навсегда осталось бы вакантным.

В книге Танаха Эйха (траурная элегия, составленная пророком Йермиягу) написано: «На что жалуется человек живущий?» (гл. 3, ст. 39). То есть человеку не жаловаться надо, но — радоваться. Тому, что Всевышний подарил ему жизнь и ежедневно (ежечасно и ежеминутно) поддерживает в нем жизненные силы. Ведь он мог бы умереть, но — живет.

Праведник, уйдя в иной, духовный мир — и там продолжает совершать подъем за подъемом, открытие за открытием. Только нужно знать, что все эти духовные подъемы обусловлены достижениями в нашем, материальном мире. Без этих достижений никакие духовные открытия — невозможны.

Иными словами, оказавшись в духовном мире, человек пользуется капиталом, заработанным в материальном мире. И в дополнение к этому — абсолютно ничего заработать уже не в состоянии.

Наш мир — это мир, в котором мы сеем то, что будет цвести в Грядущем мире. Если не посеешь — ничего и не вырастет, не зацветет. И цвести там, будет только то, что посеяно здесь, в земном мире. 

Рав Элазар-Менахем Шах (глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке; один из религиозных лидеров Израиля; Литва – Эрец Исраэль, 20-й век) провожал в последний путь рава Авраама-Йешаягу Карелица (известен и как Хазон Иш; Литва – Израиль, первая половина 20-го века). Вернувшись с похорон, он прямиком проследовал в учебный зал своей йешивы и с величайшим энтузиазмом погрузился в учебу.   

Потом он объяснял своим ученикам. Кто мы по сравнению с величием Хазон Иша? Хазон Иш — лев, а мы против него, как собаки. Но сейчас у нас есть преимущество перед ним. Мы — живы и в состоянии действовать: изучать Тору, исполнять заповеди, совершать добрые дела. А Хазон Иш всего этого уже не может. Поэтому сказано, что «живая собака, лучше мертвого льва» (Танах, книга Коэлет, гл. 9, ст. 4). Этим своим преимуществом я и спешу воспользоваться. 

В юном возрасте рав Шалом Швадрон (впоследствии — известный иерусалимский магид, в условном переводе — «рассказчик», так в прежние времена называли странствующих раввинов, духовных наставников) как-то пришел к раву Элиягу Лупьяну (автор книги Лев Элиягу), который был уже в летах. Рав Шалом заговорил о духовном падении народа Израиля. Элиягу Лупьян молча выслушал его сетования. И неожиданно схватил его за бороду и с чувством воскликнул:

— Эх Шалом! Мне бы твою черную бороду!..

Пока человек молод и полон сил, он должен быть счастлив тем, что в состоянии созидать и исправлять. Ведь потом у него такой возможности не будет.

 

на основе комментариев Рана

(рабейну Нисим, один из основных комментаторов Талмуда; Барселона, Испания, 14-й век),

рава Элиягу Десслера

(один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века)

и рава Элиягу Лупьяна

(автор книги «Лев Элиягу»)

 

 

5. Пинхас: между трауром и праздником

 

Рав Пинхас Горовиц (Польша, Германия, 1731-1805 гг.) удостоился большого почета и уважения во многих еврейских общинах, далеких и близких. Но у себя во Франкфурте он сталкивался с весьма прохладным к себе отношением.

— Видно, не зря мое имя Пинхас, — горько усмехался он, — то, что происходит со мной, определяется одноименной недельной главой.

В главе Пинхас описаны все праздники Израиля. Поэтому ее принято читать в дни праздников. И читают ее в приподнятом настроении. Но когда чтение ведется согласно общему порядку чтения недельных глав — она всегда выпадает на период трехнедельного траура между 17-м Тамуза и 9-м Ава.  

— Все это очень напоминает отношение ко мне, — говорил рав Пинхас. — Когда я приезжаю в какую-либо общину, меня там встречают с почетом и любовью. Я чувствую, что в воздухе разлита радость предвкушения встречи с Торой, с новыми открытиями в ней. Дома же меня потчуют скорбью и трауром. 

В каждом поколении, — отмечают наши Учителя, — есть кто-то подобный Аврааму. И Свет Моше распространяется на все поколения после него.

И еще подчеркивают они, что в мире не бывает меньше 36-ти праведников. Но глаза людей устремлены в прошлое, на минувшие поколения. Как сказано: «Поколение поколению славит Твои деяния» (Теилим, гл. 145, ст. 4).

Вот, раньше — действительно были люди! Какие подвиги они совершали! А теперь, что? Плюнуть и растереть.

Так, может, пришло время заглянуть в настоящее и начать ценить и почитать великих людей, которые живут рядом с нами?

Для начала, конечно же, их нужно заметить и разглядеть, поскольку сами они — не ищут известности, не стремятся попасться на глаза. А, разглядев — можно будет окунуться в их Свет, устремиться в их сторону и благословиться их берахой (бераха в переводе — «благословение»). В их Свете виден свет грядущего избавления (геулы).

Некоторые люди впадают в другую крайность. Сейчас они прозябают в рутине и серости будней, и на деле ничего не пытаются изменить. Зато в мечтах... Да, мечты у них, как правило — цветные.

Одной бедной женщине кто-то подарил яйцо. Она, хоть и была голодна, но все же не стала его варить. Она взяла яйцо в руку и начала мечтать.

«Вернусь домой и положу яйцо под соседскую курицу, — размышляла она, — и из него вылупится прекрасная несушка. Она снесет мне много-много яиц, из которых со временем вылупятся несметные множества великолепных куриц и знатных петухов. Часть из них — продам и купит корову. Корова родит стадо тучных телят. Когда они подрастут, часть из них можно будет продать, а на вырученные деньги купить поля, луга, и виноградники…».

Мечта женщины была такой яркой, такой сладкой, что она не устояла и от нахлынувших чувств пустилась в пляс. Во время исполнения особо сложного па, она потеряла равновесие и выронила яйцо. Яйцо разбилось, а вместе с ним и мечта о стадах и виноградниках. 

Бесспорно, мечтать — очень приятно. Но, чтобы мечты не разбились о жесткую реальность, нужно хоть, что-то делать ради их осуществления...

 

на основе комментария рава Пинхаса Горовица

(Польша, Германия, 1731-1805 гг.)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го – первая половина 20-го вв.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц