Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваелех»

Место в Торе: Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...”.

И пошел на иврите — ваелех.

Обсуждение главы Ваелех

1. Настоящий день рождения

Написано в нашей недельной главе: «И пошел Моше, и говорил эти слова всему Израилю. И сказал им: Мне сегодня исполнилось сто двадцать лет, не могу я больше выходить и входить» (Дварим, гл. 31, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Моше говорит о том, что «полными» стали его дни и годы — в этот день он родился, и в этот день — умрет.

В Талмуде же (трактат Рош hа-Шана, лист 11) Учителя отмечают, что из того, что Моше родился и умер в один и тот же день (7-го Адара) — видно, как Всевышний точно наполняет годы жизни праведников, с точностью до дня. Как сказано: «Число дней твоей жизни наполню» (Шемот, гл. 23, ст. 26).

Но ведь мы знаем многих людей, отличавшихся мудростью и величайшей праведностью, день смерти которых не совпал с днем их рождения. Как это объяснить? Неужели Всевышний не наполнил их дни?

Учителя считают, что фразу — «Число дней твоей жизни наполню», нужно понимать так, что порой человек удостаивается того, что Всевышний добавляет ему дни жизни сверх уже отмеренных. Сказано: «наполню», то есть — через край, сверх нормы.

Но бывает и так, — отмечают в Талмуде (трактат Йевамот, лист 50) Учителя, что Творцу приходится сокращать человеку срок его пребывания среди живых. Тогда его дни не только не наполнены, но даже с убытком.

Получается, если кто-то умер не в тот же день, что родился, это еще не означает, что он не был праведником, или, что его праведность не достаточно велика. Возможно, Всевышний, просто добавил ему дней жизни.

Также нужно принять во внимание, что у человека может быть два рождения.

Одно — материальное (когда он, собственно, и появился на свет).

Второе — духовное (когда он осознанно признал над собой власть Творца и решил следовать путем, который Он указал, прилепиться к Нему). Это — его настоящий день рождения. Ведь все, что было с ним прежде, едва ли можно назвать жизнью.

Именно с этого дня и следует исчислять годы жизни праведника. И у него есть больше оснований совпасть с днем смерти.

Выражение «наполню число дней твоей жизни» можно понять и так: сделаю твои дни наполненными Торой и заповедями. То есть — дам тебе возможность изучать Тору и исполнять заповеди все дни жизни твоей.

Это объясняет продолжение слов Моше — «Мне сегодня исполнилось сто двадцать лет, не могу я больше выходить и входить».

Моше говорит, что не может больше выходить и входить в бейт мидраш (дом учения), не в состоянии больше обучать народ Торе. А до последнего своего дня — обучал.

Хазон Иш (рав Авраам-Йешаягу Карелиц, величайший Учитель Торы; Литва – Израиль, первая половина 20-го века) отмечал, что совпадение дня рождения и дня смерти свидетельствует о праведности человека только в тех случаях, когда Учителя прямо сказали об этом (как, например, о Моше). В других — это совершенно необязательно.

на основе комментариев рава Йосефа-Шауля Натанзона

(автор книги «Шоэль у-Мешив», раввин города Лемберга, позднее этот город стал называться — Львов; Галиция, 1810-1875 гг.),

Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия),

рава Яакова Райшера

(автор книги «Шевут Яаков», Галиция, 1661-1773 гг.)

и рава Авраама-Йешаягу Карелица (величайший Учитель Торы, известный и под именем Хазон Иш; Литва – Израиль, первая половина 20-го века)  

 

 

2. Чего не поняли римляне

В нашей недельной главе читаем: «И сказал Всевышний Моше: Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанет этот народ и будет служить идолам» (Дварим, гл. 31, ст. 16).

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 90) в связи с этой фразой рассказывается, что римляне спросили раби Йегошуа бен Ханания (великий Учитель, конец 1-го – начало 2-го вв.):

— Откуда известно, что Всевышний оживляет мертвых и что Он знает будущее?

Ответы на оба эти вопроса содержатся в нашем фрагменте — «И сказал Всевышний Моше: Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанет этот народ и будет служить идолам». Ведь его можно понимать двояко.

Прежде всего, так: «И сказал Всевышний Моше: Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанешь (в тексте оригинала написано «ве-кам» что можно перевести и как — «и встанешь»).

То есть Всевышний обещает Моше, что в будущем оживит его, и тот встанет.

Видим мы в нашем фрагменте и предсказание будущего — «И встанет этот народ и будет служить идолам».

Так и ответил любознательным римлянам раби Йегошуа бен Ханания. Но они не согласились с ним. 

— Слово «ве-кам», — возразили римляне, — не может одновременно относиться и к Моше и к народу. Очевидно, что оно относится к народу. Значит, нужно читать — «Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанет этот народ и будет служить идолам».

— Но хотя бы на один ваш вопрос я ответил, — заключил раби. — Вы получили доказательство, что Всевышний знает будущее.

Римляне не поняли слов мудреца, но им это простительно. А вот нам совсем неплохо было бы разобраться в ответе раби Йегошуа бен Ханании.

Согласно римской логике, слово «ве-кам» не может относится и к Моше и к народу вместе. Римская логика требует выбрать что-то одно. И утверждает, что, скорее всего, это одно — народ. То есть «ве-кам» относится к народу. И нужно читать: «и встанет (восстанет) этот народ и будет служить идолам».

Что говорит об этом еврейская логика?

Согласно еврейской логике, слово «ве-кам» вообще здесь кажется лишним. И действительно. Наша фраза прекрасно читается и без него — «И сказал Всевышний Моше: Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, а этот народ будет служить идолам».

Но ведь мы знаем, что в Торе не бывает ничего лишнего. Стало быть, добавлено оно неспроста. И вполне может относиться и к первой части фрагмента и к его заключительной части.

Таким образом, вполне допустимо прочесть — «И сказал Всевышний Моше: Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанешь. И встанет этот народ и будет служить идолам».

Известно, что в том случае, если бы Моше вошел, возглавляя сынов Израиля, в Эрец Исраэль — они никогда не оставили бы Тору и заповеди. И Бейт hа-Микдаш (Храм) не был бы разрушен. И, значит, галута (изгнания) — не было бы. 

Так почему же этого не произошло? Почему Моше умер в пустыне?

Чтобы поколение пустыни (поколение евреев, умерших в пустыне, так и не войдя в Израиль) смогло в будущем восстать из мертвых.

Всевышний предупредил Моше, что оживление того поколения возможно только в случае, если Моше будет похоронен рядом с ними. И тогда, когда будет оживлен Моше, благодаря его заслугам — они тоже оживут.

Намек на это содержится в нашем фрагменте.

Написано: «Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанет этот народ». То есть — если ты сейчас здесь ляжешь (умрешь), то этот народ (поколение пустыни), благодаря заслугам твоим, в будущем восстанет из мертвых. 

Все это свидетельствует, что Всевышний может оживлять мертвых и что Он видит будущее.

Значит, ответ на оба эти вопроса дан. И если согласиться, что приведенный отрывок отвечает хотя бы на один вопрос, то придется принять, что он отвечает и на другой. И пусть побежденные римляне плачут… 

на основе комментариев рава Авраама Хаима Шора

(автор труда «Торат Хаим», Галиция, конец 16-го – первая половина 17-го вв.)

и рава Гершона Фишмана

(автор книги «Сфека Дерабанан», Израиль, 20-й век)

 

 

 

3. Человек сам нарезает розги, которые его секут

В нашей недельной главе говорится о галуте (изгнании) еврейского народа. И здесь мы читаем: «И возгорится Мой гнев на него в тот день, и Я покину его и скрою лицо Мое от него, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: Не потому ли, что нет Всевышнего в среде моей, постигли меня эти бедствия?» (Дварим, гл. 31, ст. 17).

Привлекает внимание в этой фразе словосочетание «и постигнут его». В тексте оригинала оно выражено одним словом — «умцауhу», которое в дословном переводе означает — «и найдут его». 

Это уже кажется несколько странным. Разве несчастья умеют кого-то искать и находить?

Попытаемся исследовать природу бед и несчастий (пусть это наше исследование останется лишь теоретическим — чтобы никому не довелось столкнуться с ними в реальности).

Проступки и нарушения, совершаемые человеком, порождают негативные силы, несущие разрушение. Назовем эти силы — «несчастьями», «бедами», «проблемами». В результате нарушений — они начинают докучать тем, кто «привел их в действие. Порой — активно, настойчиво. Как сказано: «Накажу Я прутом за проступки их, и за нарушения их — язвами» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 89, ст. 33).

Проступок, преступление и есть тот «прут», та «розга», которая сечет человека, наказывает его. Нарушение же здесь названо — «язвой». 

«Зло твое накажет тебя», — предупреждает пророк (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 19).

Впрочем, наказания можно избежать. Всевышний, в милосердии Своем, даровал нарушителю возможность исправить содеянное. И эта возможность, это чудодейственное средство, спасающее от розги и язвы — тешува (раскаяние и возвращение на пути, указанные Творцом). 

Порой благодаря тешуве — удается полностью стереть проступок, как будто его и не было. Однако бывает, что она лишь помогает скрыться. Нарушения никуда не исчезли. Розги яростно взмывают ввысь, чтобы оттуда обрушиться всей своей огненно-жгущей гибкостью на беззащитную спину. Но тешува преображает человека, и несчастья напрасно ищут создавшего их злодея. Его уже нет — он изменился, стал другим.

Сыны Реувена и Гада решили построить свои города и загоны для скота на другом берегу Иордана — не в Израиле. Это рассердило Моше, и он строго отчитал их. Тогда они пообещали, что первыми пойдут завоевывать землю Кенаан и не вернутся в свои дома, пока каждый из сынов Израиля не получит земельный надел (Бамидбар, гл. 32, ст. 5-19).

Вот, что им на это ответил Моше: «Если действительно сделаете так, — ответил им на это Моше, — и исполните свое обещание — будете чисты перед Всевышним. А если нет — совершите зло в глазах Творца. И знайте, что ваше преступление настигнет (в оригинале: «тимца», то есть — найдет) вас» (там же, ст. 20-23). 

Вспомним историю Каина. Он совершил страшное преступление — убил брата. Каин раскаивается в том, что сделал. Он — озабочен и напуган.

Но что именно гнетет его так?

«И от лица Твоего (Всевышний) буду сокрыт, — сетует Каин в посвященном его истории отрывке Торы, — и всякий, кто найдет меня — убьет" (Берешит, гл. 4, ст. 14). 

Каин понимает, что своим злодеянием он породил страшные негативные силы. И если Всевышний, хотя бы на миг отвлечет свое внимание от него — они тут же найдут и убьют Каина.

Да, речь тут идет уже не о розгах и даже — не о язвах. 

Теперь мы можем лучше понять предупреждение Творца в нашей главе — «И скрою лицо Мое от него... и постигнут его многие беды и несчастья».

Поскольку Всевышний, если так можно выразиться, снимет свою охрану — беды и несчастья, появившиеся на свет из-за прегрешений злодеев, смогут быстро отыскать своих «прародителей». И — поразить их.

на основе комментария рава Йехезкеля Абрамского

(автор книги «Хазон Йехезкель», Англия, 1886-1976 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц