Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваишлах»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

Обсуждение главы Ваишлах

1. Имена и названия говорят о желании отомстить

Наша недельная глава начинается фразой: «И послал Яаков малахим (мн. ч. от слова малах; в условном переводе — «ангел») впереди себя к Эсаву, брату своему, на землю Сеир, в поле Эдом» (Берешит, гл. 32, ст. 4).

Возникает вопрос: почему в Торе с такой точностью указывается пункт назначения, в который прибыли посланники Яакова («на землю Сеир, в поле Эдом»)? Разве не достаточно было бы назвать только адресата — «к Эсаву, брату своему»?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно выяснить, зачем вообще Яакову понадобилось отправлять посланцев? Чтобы расхлебывать кашу, заваренную 34 года назад?

Да, Эсав действительно воспылал гневом на своего брата и даже хотел убить его. Но ведь с тех пор минуло 34 года. Неужели гнев за это время не улегся, не выветрился? Можно ли не простить родного брата?

Как узнать — продолжает человек хранить зло и обиды в сердце своем, или — простил? Если он назвал своих сыновей в память о тех злополучных событиях — можно быть уверенным, что он ничего не забыл и, скорее всего, ждет удобного момента, чтобы отмстить.

Эсав назвал свою страну — Сеир, что в переводе может означать — «волосатый». 

Вспомним, как Яаков получил благословения отца.

Ривка посылает его предстать перед Ицхаком, выдав себя за Эсава. Но Яаков опасается, что отец распознает подмену. «Ведь мой брат — волосатый (в оригинале — иш саир), — говорит он, — а у меня кожа гладкая» (Берешит, гл. 27, ст. 11).

Тогда Ривка, обрядив Яакова в шкуры козлят, помогает своему любимому сыну стать волосатым. 

Теперь нам понятно, почему страна Эсава называется Сеир. В это название он вложил боль и обиду. Оно призвано вечно напоминать ему об украденных благословениях.

А поле?

Поле носит название — Эдом. Это слово созвучно слову «адом» — красный (и пишется точно так же). Красной была чечевичная похлебка, за которую Эсав продал свое первородство. Эту сделку он считал неудачной и абсолютно несправедливой, конечно же — по отношению к себе. 

Недаром распространена пословица — «у кото что болит, тот о том и говорит». Названия, которые дал Эсав своей стране и своему полю, недвусмысленно показывали, что именно причиняло ему душевную боль.

Яаков вынудил его отказаться от первородства, а вдобавок — обманом, как он считал, завладел благословениями отца.

Страна Сеир и поле Эдом — стали для Эсава напоминанием о бесчестных поступках Яакова, которые должны быть отмщены, за которые Яаков должен сполна заплатить. 

Отправляя посланников в страну Сеир и в поле Эдом, Яаков надеется прийти к компромиссу в столь чувствительных для Эсава вопросах.

Несмотря на свою правоту (ведь и первородство и благословения были получены им по справедливости, по Воле Творца и законам Торы), Яаков все же проникся душевными муками брата. Он сочувствует, сопереживает ему и хочет хоть как-то облегчить его страдания.

Поэтому и отправил к Эсаву посланников. Они заключали в себе некий аспект «козла отпущения» (на иврите — сеир hа-мишталеах), на которого в Йом Кипур коэн гадоль (главный коэн в Храме) возлагал все прегрешения свои и народа Израиля.

Как видите, снова — сеир. И это — не случайно.

Существует пословица — «Не суди другого, пока не влезешь в его туфли». В ее основе, очевидно — высказывании Гилеля (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век): «Не суди своего товарища, если ты не был на его месте» (трактат Авот, гл. 2, мишна 4). 

Яаков попытался представить себя на месте Эсава. Он даже представил себя в его обуви. И вынужден был признать, что она ему — не по ноге. Поэтому он не пошел вместе со своим братом, но пропустил его вперед (Берешит, гл. 33, ст. 14).

Яаков сочувствует Эсаву не только на словах, он преподносит ему солидный подарок. 

Итак, Яаков очень чутко и трепетно относится к духовным переживаниям своего брата. Понимает его разочарование, пытается это как-то компенсировать, но идти вместе с ним — отказывается, пустив того первым. Чтобы Эсав первым властвовал над этим миром, раньше Яакова — «впереди» него.

Поэтому потомки Яакова в будущем получат право судить потомков Эсава. Как сказано: «И взойдут спасенные на гору Сион, чтобы судить гору Эсава» (Танах, книга пророка Овадьи, гл. 1, ст. 21).

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.,)

и рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Показное усердие в изучении Торы, показное почитание отца

 

Яаков отправляет к Эсаву посланников. И в Торе об этом написано: «И послал Яаков малахим (мн. ч. от слова малах; в условном переводе — «ангел») впереди себя к Эсаву, брату своему, на землю Сеир, в поле Эдом» (Берешит, гл. 32, ст. 4).

То, как Эсав почитал своего отца стало нарицательным примером. Он всегда был под рукой и являлся по первому зову. Как сказано: «И позвал он его: "Сын мой!". И ответил тот: "К вашим услугам!"» (Берешит, гл. 27, ст. 1).

Причем, обслуживая отца, Эсав каждый раз, как отмечают Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 65) надевал свои лучшие одежды.

Впрочем, если не ограничиваться поверхностным взглядом, а рассмотреть вопрос глубже — станет очевидным, что весь этот почет, якобы оказанный Эсавом отцу, был показухой, направленной на то, чтобы пустить пыль в глаза. Иначе, как объяснить, что Эсав бросает престарелого отца, к тому же ослепшего, и переселяется в поля Эдома?

Понятно, что он помогал отцу исключительно из корыстных соображений — чтобы получить от него благословения. Но вот благословения розданы, и Эсав бросает престарелого отца на произвол судьбы. Ему теперь нет никакого резона за ним ухаживать.

И еще. В той же степени, как отца — необходимо почитать и мать. В заповеди нет разницы между уважением к отцу и почтением к матери. Но Эсав, скажем так, наплевал на Ривку, не оказывая ей никакого уважения. Ривка? Мать? Да, он ее в упор не видел! Ведь не она благословляет. 

Когда, несмотря на все старания, самые главные берахот (благословения) все же получил не он, а Яаков, Эсав начал строить планы мести.

— Если я убью Яакова, — рассуждал он, — Шем и Эвер, хранители духовных знаний, будут меня судить и осудят. И мне нечего будет им ответить. Поэтому лучше я, вместо этого, пойду к Ишмаэлю и женюсь на его дочери. Ишмаэль ведь тоже был лишен первородства. Я сумею пробудить в нем былую ненависть к Ицхаку. И не отступлюсь, пока Ишмаэль не доведет дело до убийства. Ну, а когда Ицхак будет мертв, я на правах родственника мстящего за кровь, убью Ишмаэля. Таким образом, наследство двух состоятельных семей попадет в мои руки. 

Разве подобные мысли могут сочетаться с почтением к отцу? Скорее — наоборот!

Чтобы произвести выгодное впечатление на Ицхака, Эсав задавал тому умные вопросы: как отделяют десятину от соломы и как от соли?

Эсав старался создать и поддерживать в глазах отца впечатление, что он серьезно изучает Тору и живет по ее указаниям.

И вот, он узнает, что его брат женился на двух сестрах. Но ведь законами Торы это — запрещено!? 

Тогда Эсав приходит к выводу, что Яаков — никакой не праведник, но — такой же лицемер, как и он сам.

Только ведь это было еще до дарования Торы. А пока Тора не была дана — соблюдение ее законов было добровольным, к тому же — имело место только в пределах границ Эрец Исраэль (Земли Израиля)). За границей же, оно было не обязательным.

Узнав об этом, Эсав тут же покинул отчий дом, находившийся в пределах Земли Израиля. Зачем жить по Торе, зачем ее изучать, если за границей можно на вполне законных основаниях жить без нее.

И поселился Эсав, не обремененный законами Торы, на земле Эдом, вне границ Эрец Исраэль. И если Яаков оставил родные пределы вынужденно — спасаясь от мести своего брата, то Эсав выбрал жизнь заграницей, без всякой на то необходимости. Эсаву ведь никто не угрожал.

Выходит, что не только его почитание отца было неискренним, но также и интерес к Торе оказался показным, ненастоящим.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

3. Никогда не думай, что ты застрахован от неудач

Яаков, зная, что ему предстоит встреча с Эсавом, направляет к брату, выражаясь современным языком, «группу переговорщиков». И здесь мы читаем: «И отправил Яаков посланцев к Эсаву перед собой... И велел им передать следующее... И вернулись посланцы и сообщили: Мы пришли к твоему брату, к Эсаву. И он тоже вышел тебе навстречу, а с ним четыреста человек. И испугался Яаков очень, и тяжко стало ему» (Берешит, гл. 32, ст. 4-8).

В роли посланцев Яакова выступили малахим (мн. ч. от слова малах; в условном переводе — «ангел»), — уточняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Возникает вопрос: чего может бояться человек, способный привлекать себе в помощники служителей Творца? Да и сам Всевышний не раз давал Яакову недвусмысленные обещания относительно его, Яакова, будущего.

Так чего же он испугался? Почему ему вдруг стало «тяжко»?

Из этого мы можем извлечь ценный урок: никогда не нужно слишком уж уповать на свой духовный уровень, каким бы высоким он тебе не казался. И если тебе вчера и третьего дня везло, и твоим делам сопутствовал успех — это еще не означает, что так будет всегда. 

Такова природа человека: стоит ему однажды почувствовать вкус удачи, и вот он уже воображает себя обладателем счастливого билета в экспрессе вечного везения, который мчит его по жизни от одного достижения к другому, от одной захватывающей вершины к другой… Словно не существует ни спусков, ни препятствий, ни пропастей.

Сколько рискованных, а порой, и просто безрассудных сделок было заключено теми, кто думал, что схватил удачу за хвост, и теперь она вечно будет его спутницей. И сколько чаш горького разочарования было потом выпито. 

Посмотрите, вон идет Реувен. Легок его шаг, на лице улыбка и умиротворение. Реувен, безусловно — позитивный человек. Он служит Творцу: исполняет заповеди, делает добрые дела, изучает Тору. И чувствует, что Всевышний благоволит к нему — любит, поддерживает, помогает. Реувен верит, что, продолжая жить так, он всегда будет обласкан Всевышним, который не отступится и не оставит его.

Но на чем основана такая уверенность? Кто сказал, что сегодняшняя ситуация вечно останется такой? Может случаться, что человек израсходовал все свои прошлые заслуги, а новые накопить еще — не успел. Или вся эта колоссальная помощь Свыше, которой он пользовался до сих пор, была ему ниспослана в виде аванса, а Реувен его так и не отработал. 

Поэтому Реувену мы посоветуем принять во внимание, что в будущем Всевышний, возможно, станет исходить из совершенно иных предпосылок, и нужно быть готовым к тому, что вектор его, Реувена, преуспевания кардинально изменит свое направление.

Яаков опасался своего брата Эсава, и этим преподал нам важный урок.

Готовясь к роковой встрече, Яаков обращается к Всевышнему с молитвой, как простой человек, без каких-либо особых заслуг. И это, несмотря на то, что Творец до сих пор постоянно находился с ним, с момента, как Яаков покинул отчий дом.

Кроме этого, Всевышний дал Яакову недвусмысленное обещание. И в Торе об этом читаем: «Я — с тобой, и Я буду оберегать тебя везде, куда ни пойдешь, и возвращу тебя в эту страну, ведь Я не оставлю тебя, пока не сделаю всего, что обещал» (Берешит, гл. 28, ст. 15).

Интересно, что наш Реувен не получал такого обещания от Творца, но ведет себя так, будто бы оно лежит у него в кармане

Яаков же опасается, что Всевышний все свои обещания ему — уже выполнил. Поэтому предстает перед Ним, как самый обычный человек.

Значит, и нам, какими бы великими заслугами мы ни обладали и какие бы обещания Творца ни хранили в карманах и за пазухой — все же следует брать пример с нашего праотца Яакова.

на основе комментария рава Йхезкеля Левинштейна

(духовный наставник йешивы «Поневеж», Бней Брак, Израиль, середина 20-го века) 

 

 

4. Почему Яаков не отправил к Эсаву обычных людей

 

Отправляя посланников к Эсаву, Яаков, как написано в Торе, велит им: «Так скажите моему господину Эсаву... У Лавана я жил» (Берешит, гл. 32, ст. 5).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на подтекст, содержащийся в словах Яакова.

Гематрия (числовое значение) слова «гарти» (я жил) — 613. Ровно столько, сколько заповедей в Торе.

Теперь нам понятен посыл, на основе которого Яаков обращается к Эсаву. Яаков сообщает брату, что, живя у Лавана, он соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на дурные поступки будущего тестя (Лавана).

Посыл нам понятен, но не понятен мотив. Для чего злодею Эсаву знать о том, что его брат не оставил Тору? Неужели это ему интересно? Все равно, как если бы хулигану, давно забросившему школу, сообщили, что ему навстречу идет отличник.

Прежде всего, в словах Яакова звучит серьезное предупреждение. Лаван был известным колдуном. Может быть — самым сильным колдуном за всю историю человечества.

Вспомним Билама, о котором сказано, что, кого он благословляет — будет благословен, а кого проклянет — проклят (Бамидбар, гл. 22, ст. 6).

Так вот, он, Билам, был внуком Лавана, и всем своими колдовскими умениями был обязан деду. Лаван придумывал хитрости: одна другой изощреннее. Но с Яаковом так и не совладал.

Яаков прожил у Лавана не день, не месяц и даже не год, но — 20 лет. 20 лет непримиримого противостояния.

Можно сказать, что Яаков заходил в клетку льва, дергал тигра за усы и запускал ядовитого змея. И не смотря ни на что — остался абсолютно целехонький. Выстоял и победил.

Поэтому Эсаву не стоит даже пытаться идти путем Лавана.

И Яаков, и, разумеется, Эсав, хорошо помнили, в чем заключалось благословение Ицхака, адресованное Эсаву. Говорилось в нем, что в момент, когда Яаков взбунтуется против Творца и отвергнет Его Тору — Эсав будет волен сделать своему брату, что пожелает (Берешит, гл. 27, ст. 40). 

Яаков, объявляя, что живя у Лавана — не оставил Тору, тем самым осаживает Эсава — мол, не пришло еще время, брат мой, стать тебе моим господином.

Лаван, как известно, был арамейцем. Эсав тоже владел арамейским языком. Если бы посланники Яакова заговорили с Эсавом на арамейском, они оказали бы «медвежью» услугу Яакову. Ведь слово гарти (я жил) на арамейском звучит, как «дарти» и имеет гематрию — 614. А ведь еврей, который соблюдает все заповеди Торы, но ему этого показалось мало, и он добавил еще одну — будто и не соблюдает ничего.

Тора — совершенна. И тот, кто считает, что ей чего-то не хватает, скажем, одной заповеди — сбрасывает ее с себя, пренебрегает ею. Недаром слова «дарти» (я жил), «таръяд» (614) и «тарид» (сбросишь) состоят из одних и тех же букв. 

Выходит, если бы посланники Яакова заговорили с Эсавом на арамейском, сказав ему, среди прочего— «дарти», Эсав подумал бы, что речь идет о 614-и заповедях. То есть, что Яаков, по своему усмотрению — добавил к Торе еще одну заповедь. Что означало бы, что Яаков отверг Тору, и, следовательно, пришло время, в соответствии с благословением Ицхака — воевать с ним.

От одной буквы зависит здесь, начнется или нет серьезный военный конфликт.

Но Раши не зря подчеркивает, что Яаков послал на переговоры с Эсавом не обычных людей, но — малахим (мн. ч. от слова малах; в условном переводе — «ангел»).

Говорится в Талмуде (трактат Сота, лист 33), что малахим не владеют арамейским языком.

Чтобы из-за недоразумения не началась братоубийственная война — Яаков прибегает к услугам малахим, которые не понимают по-арамейски.

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

5. Не хочешь возвращаться потом — люби сейчас

 

В нашей недельной главе читаем, что, отправляя посланников к Эсаву, Яаков, велит им передать тому, кроме прочего, что он жил у Лавана и, что сейчас его цель — обрести милость и расположение в глазах брата (Берешит, гл. 32, ст. 5-6).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Яаков не просто жил (и выжил) в доме Лавана, известного хитреца и обманщика, но еще и соблюдал там Тору, все ее 613 заповедей. На это намекает употребленное в оригинале слово «гарти» (жил), гематрия (числовое значение) которого — 613.

Возникает вопрос: неужели Яакову было мало 12-ти лет жизни у своего знаменитого тестя, что теперь он решил искать расположения злодея Эсава?

И еще непонятно, как один человек может исполнить все заповеди? Ведь некоторые относятся к коэну, некоторые — к царю, одни — к хозяину поля, другие — к владельцу стада...

В разъяснение Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) предлагает две возможности. Заповеди можно выполнять постепенно, не за одну жизнь. Ведь душа человека может рождаться в разные эпохи. Каждое последующее воплощение души в теле называется — гильгуль. В одном гильгуле душа может быть в теле мясника, в следующем окажется в хозяйке постоялого двора и т.п. Так за несколько воплощений душа постепенно может исполнить все 613 заповедей.

Но есть и другая возможность, проще.

Благодаря любви к ближним и единению душ, евреи в выполнении заповедей становятся — партнерами.

Например, Реувену не повезло в личной жизни. Ему пришлось развестись с женой. Тогда он выполнил заповедь Торы и дал своей супруге гет (разводное письмо).

Шимон поддерживал друга в трудную минуту, помогал во всем, подбадривал, не давал впасть в депрессию. В результате их души так сблизились, так сроднились, что Шимону, отцу большой и крепкой семьи, было засчитано, как будто он тоже выполнил заповедь о гете.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 31) описан известный случай, о котором вы наверняка уже слышали. Но сейчас мы рассмотрим его под иным углом зрения.

Некто, проявив желание пройти гиюр (присоединиться к еврейскому народу), обратился к великому Гилелю (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век) с очень странной просьбой — обучить его всей Торе, пока тот будет стоять на одной ноге.

Тот человек знал, что пройдя гиюр, он примет на себя заповеди, которые должен будет исполнять. Но как исполнить все 613 заповедей? На это никакой жизни не хватит!

Правильно, понадобится не одна жизнь. Но он не хотел растягивать, он не хотел откладывать, его душа звала, а сердце жаждало исполнить все и сразу, что называется — «за один заход» (на одной ноге). Чтобы не пришлось перевоплощаться еще и еще...

—Не делай другим то, что неприятно было бы, если бы это сделали тебе, сказал ему Гилель. — Тогда во взаимной любви и в согласии, в единении душ, ты станешь партнером других евреев, и в заповедях, которые они выполняют, будет и твоя доля.

Когда Эсав услышал от посланников Яакова, что тому удалось исполнить все 613 заповедей, причем — в доме Лавана! — он не выдержал, сорвался с места и, прихватив с собой четыреста верных людей, отправился навстречу брату, чтобы расставить все точки над «и» и получить, наконец, ответ на беспокоящий его вопрос.

— Положим, ты ел только кашерное и отстоял свое право соблюдать шаббат. Но как, скажи мне, как ты исполнял заповедь почитания родителей, столько лет находясь вдали от родных мест?

— В отличии от тебя, во мне нет ненависти, — отвечал брату Яаков. — Наоборот, я ищу твоего расположения и хочу жить в гармонии и согласии с тобой. Благодаря этому мне открыт доступ ко всем твоим заповедям. Их не так много... Но вот, заповедь почитания отца, ты, по крайней мере, соблюдать пытался. А как раз ее-то мне и не достает... 

на основе комментария рава Иеhошуа Вайнбергера

(ученик великого Учителя Торы раби Моше Софера, Австро-Венгрия, 1815-1892 гг.)

Автор текста Мордехай Вейц