Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «МАТОТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.

 

Почему она так называется?

По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова ­ Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).

 

Обсуждение главы Матот

 

1. Отдалить близких, приблизить дальних

 

Наша недельная глава начинается обращением Моше к руководителям народа. И мы читаем: «И говорил Моше главам колен Израиля... Если кто-либо даст обет Всевышнему или поклянется, приняв на себя запрет, то не лишит он силы слова своего, но все, как вышло из уст его, исполнит» (Бамидбар, гл. 30, ст. 2-3).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 32) сказано, что из-за того, что человек нарушает обеты, не выполняет обещания — в наказание у него могут умереть маленькие дети.

А в Мидраше Сифри приводится высказывание раби Меира, который говорит, что лучше вообще не принимать на себя обет, нежели принять и не исполнить.

Начальные буквы слов второй части этой фразы, на иврите, образуют слово «мавет», что в переводе означает — «смерть».

То есть, если человек не исполняет свои обещания, этим он может навлечь на свою семью смертельную опасность.

Но если в середину слова «мавет» добавить первую букву фразы («лучше не принимать на себя обет») — получим слово «матот» (роды, колена), вынесенное в название нашей недельной главы.

Выходит, не случайно, законам обетов и клятв Моше обучал именно глав колен или родов.

Важность и актуальность этой учебы трудно переоценить и в наши дни. И действительно, народные лидеры и вожди имеют обыкновение много обещать (особенно в предвыборный период), но далеко не всегда выполняют обещанное.

Кто после выборов вспомнит, что он обещал накануне?

Поэтому именно главам и начальникам нелишне напомнить главное условие обета или клятвы — «да не лишит он силы слова своего, но все, что вышло из уст его, исполнит».

Неисполненные обещания, нарушенные клятвы, невыполненные обеты — могут навлечь суровое наказание на весь народ. Как сказано в Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 68, ст. 31): «Рассеивает народы, жаждущие войн».

Но причем здесь войны?

Если откроем Талмуд (трактат Песахим, лист 118), то увидим, что Учителя там задаются вопросом: что привело к рассеянию евреев среди народов мира?

И приходят к выводу, что одна из причин — «близость», желание быть подобными, похожими на другие народы. Вот и оказались в изгнании, рассеянными среди них.

Земля Израиля — не такая, как все прочие земли. На ней нельзя жить так, как все вокруг. Там действуют особые законы — не оттоманские и не британские, не римское право и не греческая демократия, но — законы Торы, законы, которые установил сам Творец мира. И только соблюдая их, можно удержаться на этой земле и закрепиться на ней. Иначе — сдует, как белые парашютики с одуванчика, и разнесет по чужим лугам и долам.

Впрочем, есть и другая близость — между буквами.

Буквы, составляющие слово «эмет» (истина), в еврейском алфавите, находятся на максимальном удалении друг от друга. Алеф — открывает алфавит, тав — завершает его, а мем находится — ровно посредине.

Не так обстоит дело с буквами, входящими в состав слова «шекер» (ложь). В ивритском алфавите они (шин, куф и реш) следуют одна за другой.

Таким образом, получается, что жажда близости — это ложь, буквы которой расположены близко друг к другу.

Выходит, сыны Израиля, желая близости между буквами — предпочитали ложь. А истина, буквы которой далеки друг от друга — оказалась ненужной, невостребованной.

Человек пообещал — и не исполнил, поклялся — и нарушил, дал слово — и не сдержал. Все это называется враньем.

Говорят, что пророк Элияhу придет, чтобы отдалить близких и приблизить далеких. Отдалить ложь и вранье и — приблизить Истину.  

 

на основе комментариев Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го вв.)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го вв.)

 

 

2. Почему Всевышний не помог Ифтаху так же, как Элиэзеру и Шаулю

 

Написано в нашей недельной главе: «Если человек даст обет Всевышнему…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Обязанность человека — следить за тем, что он говорит. Особенно — если это обеты, обещания или клятвы. Чтобы ничего не нарушить, но исполнить все в точности, как обещал.

В Талмуде (трактат Таанит, лист 4) Учителя обсуждают темы высказываний, можно ли было это произносить или лучше было воздержаться. Там, частности, рассказывается о просьбах к Всевышнему (молитвах), и в качестве примера приводится рассказ о трех людях, просьбы которых Учителя признали некорректными.

Речь идет об Элиэзере, слуге нашего праотца Авраама, Шауле, первом израильском царе, и Ифтахе, главнокомандующем израильской армией в период правления судей.

Рассмотрим просьбы каждого из них.

Элиэзера Авраам отправил на поиски невесты для Ицхака. И вот что он, Элиэзер, просил: «И будет: девица, которой скажу...» (Берешит, гл. 24, ст. 14).

Он считал, что реакция девушки на его просьбу послужит индикатором ее внутренних качеств. То есть он считал, что самое важное — душа, ее свойства.

А как же — физическое состояние? Вдруг у девушки с прекрасной душой будет серьезное увечье. Что тогда? Ведь в беседе это не выявишь.

То, что Элиэзер повстречал именно Ривку, было чудом. А ведь можно было обойтись и без него (на чуде можно было сэкономить), если бы его просьба (молитва) была правильно сформулирована.

Шауль пообещал выдать замуж свою дочь за того, кто убьет плиштимского богатыря, Галиата. Как сказано в Танахе: «И будет, того человека, который убьет его, царь обогатит, и дочь свою выдаст за него» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 17, ст. 25).

Шаулю повезло, что Галиата убил именно Давид. А ведь этот подвиг мог совершить кто-то незаконнорожденный. За него Шауль тоже выдал бы свою дочь?

Ифтах перед решающим сражением пообещал Всевышнему, что если Он дарует ему победу, он по возвращении домой, первого, кто выйдет ему навстречу, посвятит Всевышнему. Написано в Танахе: «Выходящий из дверей дома моего навстречу мне, по возвращении моем с миром от аммонитян, да будет он Всевышнему» (Шофтим — Книга Судей, гл. 11, ст. 31).

Учителя отмечают, что обет Ифтаха по своему содержанию был неверным. Давать такой обет — нельзя. Что бы он делал, если ему навстречу вышел, например, пес?

В отличие от двух предыдущих случаев (с Элиэзером и Шаулем), Всевышний не пошел навстречу Ифтаху, не спас его из затруднительного положения, в которое тот сам себя поставил. Из дома, конечно, мог, с разбега открыв лбом дверь, выскочить барашек. Но вышла — единственная дочь Ифтаха.

Возникает вопрос: почему Всевышний помог Элиэзеру и Шаулю, послав одному Ривку, а другому — Давида, а Ифтаху не помог. Чем обет Ифтаха был хуже просьб Элиэзера и Шауля?

Дело в том, что Элиэзер просил сделать милость своему господину и помочь найти невесту.

Шауль искал подходящего солдата, и в случае успеха обещал его наградить.

Все это — дела земные.

Ифтах же пытался забраться на более высокий уровень, затронув сферу отношений с Творцом (замечу в скобках, что, чем менее образованы в еврейской традиции люди, тем чаще они упоминают Всевышнего, Его Имя) — обещал совершить приношение.

Однако в обращении к Творцу нужна предельная осторожность. Любое обещание в такой ситуации нужно выполнять в точности. Тут не может быть никаких поблажек и скидок.

Интересно, что намек на сказанное в Талмуде находим в нашей фразе — «Если человек даст обет Всевышнему».

Слово «иш» (человек), состоит из букв «алеф», «йод» и «шин». Это — начальные буквы имен Элиэзер, Ифтах и Шауль.

Гематрия (числовое значение) словосочетания «если даст обет Всевышнему» — соответствует гематрии имени Ифтах.

Теперь вернемся к нашей фразе.

Человек (иш) — если даст обет. Элиэзер, Ифтах и Шауль дали обет (каждый в отдельности).

Но «если даст обет Всевышнему» — если обет, как у Ифтаха, будет устремлен в высокие сферы — Всевышний не станет сглаживать острые углы. И некорректно составленный обет, может выйти боком.

 

на основе комментария рава Даниэля Леви

(автор книги «Керен Даль», наше время, Израиль)

 

 

3. Действие определяет участь слов

 

В нашей недельной главе говорится об обетах. И здесь мы читаем: «Если человек даст обет Всевышнему... то не лишит он силы слова своего» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Заповеди Всевышнего следует выполнять на всех уровнях — мыслью, словом и действием.

Есть заповеди, выполнение которых осуществляется только на уровне речи. Например, человек съел кусок хлеба, которым вполне можно насытиться. Теперь на нем лежит обязанность выполнить заповедь Торы — поблагодарить Всевышнего, произнеся особое благословение Биркат hа-мазон (благословение пищи).

В данном случае, от человека не требуется никаких действий, кроме осознанного прочтения установленного текста.

Реализации некоторых заповедей начинается с произнесения фраз, но завершается — действием. Человек, к примеру, обязуется сделать пожертвование (на иврите — цедака). Но это — только начало. Выполнение заповеди — когда он передаст оговоренную сумму адресату.

Обратим внимание на некую особенность.

Слова, заключающие в себе обещание дать цедаку, с которых все началось, могут стать частью выполнения заповеди лишь при условии, что будут иметь продолжение в форме конкретного действия — передачи цедаки. Если же эти слова, что называется, «повиснут в воздухе», так и не воплотившись в реальность — они превратятся в прегрешение.

Рассматриваемая нами фраза — «Если человек даст обет Всевышнему... то не лишит он силы слова своего» — стала понятней.

Если человек пообещал материально помочь бедняку — он должен ответственно подойти к своему обещанию и исполнить его. Потому что в случае, если не сдержит слово — получится, что лишил его, собственное слово, силы. Значит, слова вышедшие из его уст, вместо того, чтобы стать частью реализации нужной и полезной заповеди — превратятся в зловредное прегрешение.

Когда человек обещает помощь бедняку, его слова еще — в подвешенном состоянии. Они надеются и ждут, когда же, наконец, их хозяин воплотит в жизнь обещанное. Ведь тогда выяснится, что слова эти относятся к заповеди, а не к нарушению. Поэтому и сказано — «Не лишит он силы слова своего», не заставит обет слишком долго ждать, пока тот будет исполнен, и не обречет его на потерю силы в этом длительном ожидании.

Впрочем, порой, сказанное человеком — не собирается ждать «у моря погоды», но — берет инициативу в свои руки и доводит дело до логического завершения.

Приведем пример.

Две женщины беседовали о награде и наказании, которых каждая из них удостоится в Будущем мире.

Одна из них заявила, что не боится Небесного Суда, ибо придумала способ, позволяющий, выйти сухой из воды.

Когда ей начнут задавать трудные вопросы, она жестами покажет, что она — немая.

Такой вот интересный способ.

Только ни в коем случае не берите его себе на вооружение. Потому что женщина эта вскоре действительно онемела. И оставалась немой до самой смерти.  

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го вв.)

 

 

4. Как усилить молитву

 

Нашу недельную главу открывает тема обетов и клятв. И здесь сказано: «Если кто-либо даст обет Всевышнему или поклянется, приняв на себя запрет…» (Бамидбар, гл. 30, ст.3).

Некоторые люди не придают особого значения тому, что говорят, произносят слова не задумываясь — болтают, что ни попадя. «Говорить не думая, — писал известный испанский писатель прошлого Сервантес, — все равно, что стрелять не целясь». А беспорядочная стрельба, как известно, часто приводит к случайным жертвам.

Поэтому всерьез поговорим о силе, скрывающейся в человеческой речи.

Произнесенная фраза — «Вот ты посвящаешься мне...» (в сочетании с «киньяном» — действием, символизирующим приобретение прав) меняет статус женщины. И она из «свободной» становится — «замужней».

Если человек отделил часть собранного им урожая плодов и сказал, что это трума, а кто-то другой эти плоды съел — он тем самым уготовил себе Свыше смертный приговор.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 32) говорится, что за нарушение обетов человека наказывают смертью близких — жены и маленьких детей.

Приведем примеры наиболее распространенных нарушений, связанных с обетами.

В субботу или, допустим, в праздник человека вызвали к Торе. По окончании чтения о нем произносят особую молитву — Ми шеберах (Тот, кто благословил). В этой молитве есть фраза, в которой вызванный к Торе обещает дать пожертвование на синагогу. И оно имеет силу обета.

Поскольку в шаббат люди с собой денег не носят — выполнение обета откладывается на будни. Если человек забудет о своем обещании, или, если он, например, был в том месте в гостях и сразу после шаббата уехал, и обет исполнить не сможет — на нем будет прегрешение.

Поэтому, давая обещание о пожертвовании — обязательно нужно подчеркнуть, что оно не является обетом. Для этого надо произнести — бли недер (без обета). А потом постараться не забыть заплатить, как говорил.

Но если человек, сказавший бли недер — забыл или не смог по какой-либо причине, ответственность за нарушение обета он уже не несет.

Один раввин, оказавшись в другом городе, где его вызывали к Торе, при прочтении Ми шеберах и, в частности, слов «за то, что он пожертвует...» — всегда добавлял: «За то, что не пожертвует». И поступал так вовсе не из-за скупости (когда появлялась возможность, он передавал деньги), но — потому, что очень ответственно относился к законам об обетах.

Если человек собираясь в другой город (или район) говорит: «Там я навещу своего отца» — это обет. Причем — не простой, но — связанный с выполнением заповеди.

Или, к примеру, муж в рош ходеш (новомесячье) сообщает жене, что придут ужинать через четверть часа — он дает обет, связанный с выполнением заповеди. Ибо этот ужин имеет статус трапезы в честь начала нового месяца.

Все это показывает, как важно приучать себя к тому, чтобы, давая обещания, добавлять слова «бли недер» (без обета»).

Когда человек ответственно подходит к обетам и клятвам и строго следит за каждым произнесенным словом — его молитвы скорее будут приняты, чем у того, кто «стреляет, не целясь».

В "hалеле" есть такие слова (это — цитата из Теилим, Псалмов царя Давида, гл. 116, ст. 12-13): «Чем отплачу я Всевышнему за все добро, которым Он одарил меня? Чашу спасения подниму и призову Имя Творца». Потому что «Обеты мои Создателю исполню пред всем народом Его» (там же, ст. 14).

Когда человек исполняет свои обеты — его молитвы имеют большую силу.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(наше время, Израиль)

 

5. Обет не отменяется в силу давности

 

Написано в нашей недельной главе: «Все, что вышло из уст его — исполнит» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Речь здесь идет об исполнении обетов и клятв.

Вот, что рассказывают о Хатам Софере (раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го).

В молодости он учился у рава Натана Адлера, которого еще называли «Великий Орел» (адлер в переводе с идиша — «орел»).

В ту пору Моше Софер жил во Франкфурте. Там же проживал и Натан Адлер.

Но вот, рав Адлер получил предложение возглавить еврейскую общину в другом городе (и даже в другой стране), находящемся на значительном удалении от Франкфурта.

Из-за длительности пути раввин решил не брать с собой никого из своих учеников. Он простился со всеми и направился к ожидающей его повозке.

Моше Софер бросился к нему, чтобы напоследок обнять своего учителя.

Раввин остановился и повернулся к Моше:

— Чего тебе хочется больше всего? — спросил он своего ученика.

— Видеть моего учителя и наставника на его новом месте, — не задумываясь, выпалил Моше то, что лежало у него на сердце.

Рав улыбнулся и, ничего не ответив, пошел к повозке. Когда повозка с равом Адлером тронулась, Хатам Софера пронзила мысль: «Я ведь не сказал бли недер (без обета). И значит, мои слова обрели силу обета».

Осознав это, Моше пустился бегом по дороге вслед за повозкой, которая увезла его учителя.

Когда раби Натан доехал до постоялого двора и остановился в нем на ночлег, он, к своему удивлению, увидел там своего ученика Моше Софера.

— Как ты сюда попал и что здесь делаешь? — спросил раби.

— Высказав желание увидеть вас на новом месте, я не добавил бли недер. И вот, теперь пришел исполнить свой обет.

— Я ехал, а ты шел пешком, и, несмотря на это, оказался здесь раньше меня, — молвил раввин. — Очевидно, Всевышний сократил твой путь. Это свидетельствует о силе, искренности и чистоте твоих намерений. Значит, вопреки моему прежнему решению никого с собой не брать, я не стану противиться твоему желанию. Поэтому, переночуй, а утром — добро пожаловать в мою повозку!..

А вот еще одна история.

Когда рав Яаков Каминецкий (один из «старейшин»-руководителей американских йешив; вторая половина 20-го века) состарился, его внуки вдруг заметили, что на утренней молитве, после того, как снимал свой тефилин, он стал накладывать еще и тефилин рабейну Тама, чего раньше никогда не делал.

Внуки стали расспрашивать дедушку, чем вызваны эти перемены.

— Где-то 50 лет назад, — рассказал рав Яаков, — мне довелось молиться вместе с равом Шрагой Менделовичем (основатель огромной сети религиозных школ в США «Тора у-Месора»). Он после обычного тефилина накладывал еще тефилин рабейну Тама. Я же это не делал. Тогда он заметил, что Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) тоже придерживался этого обычая.

Хафец Хаим, — сказал я, — начал накладывать тефилин рабейну Тама, когда ему минуло 90 лет. Вот и я повременю с этим до этого срока.

С тех пор прошло 50 лет. Рава Менделовича призвали в «Небесную йешиву». А я, когда достиг 90-летнего рубежа — исполнил свое обещание...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(наше время, Израиль)

 

Автор текста Мордехай Вейц