Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Микец»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И было по завершению двух лет, фараону снится сон...».

По завершению на иврите - микец.

 

Обсуждение главы Микец

 

1. Три вопроса

 

Наша недельная глава начинается с фразы — «И было по прошествии двух лет…» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Слово «микец», вынесенное в название этой главы происходит от слова «кец» (в переводе — «конец», «предел»). Оно упоминается в Мидраше (Мидраш раба на книгу Берешит, гл. 89). В нем говорится, что Всевышний установил предел (кец) тьме, то есть — ограничил ее.

Тьма — не бесконечна, она ограничена временными рамками. Поэтому тьму всегда сменяет свет.

Человек, столкнувшийся с трудными испытаниями, должен понимать, что это — только временные трудности. Что тяжелые времена — наверняка закончатся, и жизнь вернется в прежнюю колею.

Как-то два приятеля, Шимон и Иван отправились путешествовать по миру. В один далеко не прекрасный день у них кончились все деньги, и они остались с пустыми карманами и урчащими от голода животами.

Войдя в большой город, они направились в еврейский квартал. Ведь вечером наступал Песах.

— В синагоге скажешь, что ты Йоханан, — наставлял своего приятеля Шимон.

После вечерней молитвы обоих пригласили принять участие в Пасхальном Седере, но — в разные семьи.

Иван с царственным видом восседал за столом в ожидании праздничной трапезы. Его ноздри приятно щекотал аромат мясных блюд, доносящийся из кухни. Каково же было его разочарование, когда вместо молочного поросенка ему подали крошечный кусочек картошки, издевательски предложив окунуть его в соленую воду.

Интересно, что все присутствующие степенно брали невзрачный картофель и макали его в подсоленную воду с таким видом, будто это изысканно приготовленная фуа-гра погружается в клюквенный соус.

Затем подали какие-то совершенно пресные галеты, которые почему-то называли мацой.

Когда вместо нормальной еды принесли хрен, Иван не выдержал и сбежал, громко хлопнув дверью.

Утром приятели встретились в условленном месте.

— Ужасно! Никакой нормальной еды! У меня до сих пор во рту горечь от хрена, — пожаловался Иван Шимону.

— Какой же ты глупец! — рассмеялся Шимон. — Подождал бы еще совсем чуть-чуть и смог бы отведать такие деликатесы, которые в жизни никогда не пробовал.

Точно так же обстоят дела и в реальной жизни.

Когда на человека беды сыплются одна за другой, и кажется, что прежняя спокойная жизнь никогда уже не вернется — нужно запастись терпением и не падать духом. Быть может, буквально через мгновение, Всевышний пошлет избавление. У тьмы есть предел, она — не вечная.

Еще слово «микец» намекает на предел жизни человека. Когда он исчерпает лимит отпущенных ему дней, он предстанет перед Небесным Судом, и будет держать ответ за все свои поступки, совершенные в этом мире.

Три первых вопроса, которые будут заданы на суде зашифрованы в слове «микец»:

1) честно ли ты вел торговлю (торговля на иврите — маса уматан, на это намекает буква «мем» в слове «микец»)?

2) было ли у тебя отведено время на изучение Торы (такое постоянное время называется — «квиют», на него намекает буква «куф»)?

3) ждал ли ты с нетерпением геулу, то есть — избавление (ждал на иврите — «ципита», что содержит намек на последнюю букву в слове «микец»)?

 

на основе комментария раби Нахмана из Брацлава

(один из крупнейших Учителей хасидизма; Украина, вторая половина 18-го – начало 19-го гг.)

 

 

2. Служить Всевышнему или использовать Его?

 

В нашей недельной главе о снах правителя Египта написано: «И приснилось фараону, что он стоит на Ниле» (Берешит, гл. 41, ст. 1).

Египтяне поклонялись этой реке, считали его божеством. Фараон же мечтал попрать его, чтобы возвысится над ним.

Сравним сон фараона со сном Яакова.

Яакову приснилось, что Всевышний стоит над ним (Берешит, гл. 28, ст. 13).

И мы видим, что Яаков ставит Творца — над собой, выше себя.

Что же фараон?

Он пытается «взобраться» на свое божество, вознестись над ним.

То есть в восприятии фараона божество — инструмент для удовлетворения его нужд, его, фараона, служитель.

Фараон «включает» божество, когда ему что-то нужно.

Точно так же, по тому же принципу, строятся отношения с богом у народов мира.

Если, нееврей, например, нуждается в деньгах, он приносит жертву своему кумиру — в надежде, что тот в ответ осыплет его деньгами.

Еврей, наоборот — ощущает себя рабом, слугой Всевышнего. Всевышний стоит над ним.

Когда все в порядке, когда жизнь налажена и идет своим чередом — разница между евреем и представителем народов мира не столь ощутима. Но как только возникают проблемы — разница становится все заметнее.

Рав Айзнер был выдающимся мудрецом Торы и наставником молодого поколения. Вместе с тем, его всю жизнь преследовали испытания и страдания.

От первой жены у него не было детей. Когда он женился второй раз — через несколько лет фашисты отправили его в концлагерь «Освенцим». Там ему встретился его ученик.

Хорошие ученики не стесняются задавать вопросы. Тот, кого рав встретил в Освенциме, был из хороших, поэтому спросил:

— Раби, неужели и тут, в Освенциме, вы будете улыбаться, как прежде?

Раввин сел, снял с ноги туфель, достал из него сложенный лист, развернул и начал читать:
«Рассказывают об одном благочестивом человеке, который имел обыкновение вставать посреди ночи и провозглашать: Владыка мира, Ты меня морил голодом и не раз оставлял голодным, Ты окутывал меня ночной тьмой. И даже если Ты решишь сжечь меня огнем, я не перестану любить Тебя и радоваться Твоему присутствию!».

Закончив читать, рав Айзнер снова аккуратно сложил листок и спрятал его.

— Такие мысли в голове у того, кто удостоился стать слугой Всевышнего, — произнес он.

Не все еще в состоянии достичь этой ступени. Но в достижении ее — наша цель. То есть — мы должны быть слугами, подручными Творца.

Слова из Торы — «И вот, Всевышний стоит над ним» — это олицетворение положения еврея. Таким оно должно быть...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц