Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваелех»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...”.

И пошел на иврите — ваелех.

 

Обсуждение главы Ваелех

 

1. Уста Моше и после его смерти продолжают говорить

 

Перед тем, как уйти, навсегда покинуть наш мир — Моше прощается со своим народом.

И в нашей недельной главе написано: «И пошел Моше, и говорил эти слова всему Израилю» (Дварим, гл. 31, ст. 1).

В этих словах Торы подразумевается прощальное напутствие Моше сынам Израиля.

А теперь — обратимся к высказыванию царя Давида, к той фразе, которой он завершает 145-й Псалом — «Хвалу Всевышнему изрекут мои уста» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 145, ст. 21).

Глагол «изрекут» употреблен здесь в будущем времени, то есть — после смерти Давида. Но если Давид умрет — как же тогда смогут его уста вознести хвалу Всевышнему?

Ответ на этот вопрос находим в продолжении цитируемой фразы — «И благословлять будет всякая плоть имя возвышенное Его вовеки» (там же).

Люди, читая Теилим, восхваляют Всевышнего. В этом, естественно, есть заслуга царя Давида. И эта заслуга, разумеется, никуда не исчезла и после его смерти.

Так что, и в наши дни уста царя Давида «изрекают хвалу Всевышнему».

Наша недельная глава начинается, повторю, словами: «И пошел Моше…», которая означает, что Моше Рабейну отправился в свое последнее путешествие в земной жизни — путешествие в мир иной.

Но перед тем как покинуть наш мир он «говорил эти слова всему Израилю». И сыны Израиля повторяли и продолжают повторять слова Торы Моше — во всех поколениях.

Получается, что уста Моше — и после смерти продолжают говорить.

Моше обучал народ Израиля Галахе, то есть — разъяснял людям еврейские законы. В Талмуде (трактат Берахот, лист 31) сказано, что прежде, чем распрощаться с товарищем и разойтись в разные стороны, нужно изучить какой-то закон или хотя бы — просто процитировать содержащиеся в нем правила.

Этому научил нас Моше. Прощаясь с евреями, он обучал их законам Торы.

На это в рассматриваемой нами фразе дается намек.

Гематрия (числовое значение) слова «йелех» (пойдет, уйдет) — точно такая же, как и у слова «галаха».

Иначе говоря, Моше перед смертью спешил освежить в памяти сынов Израиля и закрепить все то, чему он сам научился, пребывая на горе Синай.

Кстати, законы, не имеющие логического обоснования, по сей день называют — галахой, полученной Моше на горе Синай.

Таким образом, Моше продолжает напоминать о них.

 

на основе комментариев рава Шмуэля Альтера

(автор труда «Ликутей батар Ликутей», 1885-1969 гг.)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

Автор текста Мордехай Вейц