Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА “Ваэра”

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

 

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

 

Обсуждение главы Ваэра

 

1. Почему стало только хуже

 

Наша недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний (Элоким) с Моше и сказал ему: Я Творец (в оригинале четырех буквенное имя)» (Шемот, гл. 6, ст. 2).

Это — ответ Всевышнего Моше. Ответ на жалобу, что после его (Моше) вмешательства стало только хуже. Фараон поработил евреев. На них возложена повинность — они должны изготавливать кирпичи для египетских строек.

Моше по велению Творца потребовал от фараона отпустить еврейский народ для служения Всевышнему. Но в ответ тот только ужесточил условия рабства. Понятно, что такое положение дел не могло устраивать Моше. Он очень переживал за свой народ, старался понять, что происходит, и ждал объяснений.

И объяснения последовали. Всевышний через меру суда сообщает Моше, что Он — это мера милосердия.

Действительно, «дин» (суд, правосудие) и «рахамим» (милосердие) — две стороны одной медали. Чтобы ни делал Всевышний, даже если кажется, что он задействует дин, на самом деле, Он действует — милосердием. Просто милосердие порой бывает помещено в меру суда, как бы упаковано в ней. Так ужесточение рабства на самом деле привело к его значительному сокращению. И сыны Израиля были освобождены из Египта не через 400 лет, как изначально планировалось, но — через 210. 

Чтобы объяснить это, Всевышний в начале главы несколько раз повторяет фразу: «Я  Творец (hавайя)».

Вот эти фрагменты:

«Поэтому скажи сынам Исраэля: Я Творец (hавайя)» (Шемот, гл. 6, ст. 6).

«И узнаете вы, что Я Творец (hавайя)» (там же, ст. 7). 

«И приведу вас на землю, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову; и отдам ее в наследие вам, — Я Творец (hавайя)» (там же, ст. 8).

Всевышний готов избавить сынов Израиля от всех бед и напастей, спасти их из египетского рабства. Словом — защитить от меры суда, действующей, как ей и подобает, весьма активно и жестко. Но для этого евреи должны принять, что Он — «Творец (hавайя)». Что есть только Он, без всяких посредников — деревянных, золотых, на картинках и в камне.

Условие поставлено. Для того, чтобы Всевышний взял под свою опеку, нужно оставить чужое служение, идолопоклонство.

О предложении Всевышнего и реакции на него евреев можно прочесть в Танахе, где сказано: «В тот день Я поклялся им — вывести их из Египта на землю, текущую молоком и медом, красу всех земель. И Я сказал им: пусть отвергнет каждый языческую мерзость, и идолами Египта не оскверняйте себя: Я Творец. Но они восстали против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг капища язычников, и идолов египетских не оставили они» (книга пророка Йехезкеля, гл. 20, ст. 6-8)

В нашей недельной главе тоже об этом сказано. Только, может, не так прямо — «И говорил Моше так сынам Израиля, но не послушали они Моше из-за нетерпения и из-за тяжелой работы» (Шемот, гл. 6, ст. 9).

Написано: «И говорил Моше так».

Как так?

Точно так, и точно то, что Всевышний говорил ему.

«Но не послушали они Моше из-за тяжелой работы».

Что это за «тяжелая работа», негативно влияющая на слух, на способность слышать? 

Ответ на этот вопрос находим у раби Йонатана (Учитель Мишны, 3-й век). Не послушали сыны Израиля Моше, говорит он, — из-за чужого служения, идолопоклонства, которым занимались и в котором увязли. 

В рабстве у фараона евреи, конечно же, страдали и мечтали об освобождении. Но не были готовы ради этого (ради освобождения) отказаться от своих идолов.

«Хорошо,— сказал Всевышний, — Вот сейчас фараон ухудшил им условия труда, теперь евреи должны не только изготавливать кирпичи, но и — самостоятельно добывать материалы для их производства. Может эта тяжелая работа излечит их от тяжелой формы идолопоклонства?».

Чтобы облегчить принятие решения, Всевышний больше не предлагает, Он приказывает: «И говорил Творец Моше и Аарону, и дал им повеление о сынах Израиля и о фараоне, чтобы вывести сынов Израиля из страны египетской» (Шемот, гл. 6, ст. 13). 

Теперь мяч на поле сынов Израиля. Теперь им играть.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц