Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Вайешев»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 37, ст. 1 — гл. 40, ст. 23.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кенаан...».

И поселился на иврите — вайешев.

 

Обсуждение главы Вайешев

 

1. От любви до ненависти

 

Йосеф видит сны и пересказывает их братьям. Об их реакции на это в нашей недельной главе читаем: «И возненавидели его... И стали ему завидовать» (Берешит, гл. 36, ст. 4, 11).

Мы знаем, что в основе отношений Йосефа и его братьев лежат глубокие духовные явления. Почему же в Торе чувства братьев характеризуются такими понятиями как «ненависть» и «зависть»?

Рабейну Нисим (Ран; один из основных комментаторов Талмуда; Барселона, Испания, 14-й век) во время видуя (видуй — особая покаянная молитва, в которой молящийся выражает раскаяние в своих проступках и прегрешениях) в канун Йом Кипура произнес: "Если Ты станешь судить мои дела и поступки, то горе мне и беда на душу мою. А если решишь очистить меня, подобно тому, как выплавляют чистое серебро, отделяя его от примесей — не останется от меня ни клочка».

Если Всевышний решит проверить, насколько человек освоил Тору, и его поступки, — говорит Ран, предлагая начать проверку с себя, — Он не найдет в нем ничего ценного: ни серебра, ни золота. Останется одна лишь пустая руда, один лишь шлак.

Раби Нисим был выдающимся раввином, знатоком Торы и праведником. Как же он мог сказать о себе во время видуя — «шлак» и «пустая руда»?

Просто он открыл нам, как это видится Свыше.

Братья смотрели на сны Йосефа «земными» глазами. Но ведь сны ему были ниспосланы Свыше. А духовная шкала, шкала Небес — несравнима с материальной системой ценностей.

Не следует рассматривать каплю воды через лупу. Если хочешь увидеть в ней бактерии — вооружись микроскопом.

Используя неподходящие мерки, братья скатились до низменных чувств — ненависть и зависть.

Впрочем, нужно внести некоторые уточнения. Если мы  еще раз внимательно прочтем текст нашей недельной главы — нам откроется, что ненависть братьев к Йосефу существовала и до его снов. Сначала сказано: «И возненавидели его» (Берешит, гл. 36, ст. 4). И только потом — «И приснился Йосефу сон» (там же, ст. 5).

Так что, после того, как Йосеф поведал братьям, что ему снилось — ненависть братьев лишь возросла. Как написано: «И они еще больше возненавидели его» (там же, ст. 8).

Когда братья узнали, что видел Йосеф в своем втором сне — к их ненависти добавилась еще и зависть. И мы об этом читаем: «И завидовали ему его братья» (Берешит, гл. 36, ст. 11).

Так за что же братья ненавидели Йосефа?

Может, за то, что он наушничал отцу? Как сказано: «И приносил Йосеф о них славу худую их отцу» (Берешит, гл. 36, ст. 2).

Но нет, дальше читаем: «И увидели братья Йосефа, что его любит их отец больше всех... и возненавидели его» (там же, ст. 4).

Получается, что братья возненавидели Йосефа не за доносительство — они об этом попросту ничего не знали. Ведь Яаков свои беседы с сыном держал в тайне.

Причиной их ненависти стала отцовская любовь.

Так, очевидно, появилось на свет выражение: «От любви до ненависти — один шаг».

Расстояние от любви Яакова к Йосефу до братской ненависти к нему — оказалось слишком коротким.

Итак, братья вначале возненавидели Йосефа, а после того, как он рассказал им свой сон — стали ненавидеть его еще сильнее.

Но ведь они могли улучшить качества своей души, развить и укрепить в себе свойства доброты, которое, как правило, «растворяет» ненависть. Почему же они об этом не позаботились?

Дело в том, что братья были уверены в своей правоте, поэтому и продолжали путь по дороге ненависти.

Когда человек убежден, что он прав — он с легкостью двигается в этом направлении (от ненависти — к большей ненависти, а от нее — к зависти). А оттуда — очень трудно вернуться.

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Сфат Эмет; Ребе Гурских хасидов, Польша, 19 в.)

 

 

 

 

2. Шалом — фальшивый и искренний

 

Написано в нашей недельной главе об отношении братьев к Йосефу: «И возненавидели его. И не могли сказать ему шалом» (Берешит, гл. 37, ст. 4).

В этом фрагменте, — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — братья Йосефа показаны, казалось бы, не с лучшей стороны. Только это — при поверхностном прочтении. На самом же деле эту фразу можно трактовать и им в заслугу.

Слово «шалом» написано здесь без буквы «вав», то есть — в усеченной форме.

Когда же Яаков отправляет Йосефа к братьям, попросив его проверить, все ли в порядке с ними и со скотом (Берешит, гл. 37, ст. 14) — в этом отрывке тоже использовано слово «шалом», причем — дважды, и оба раза — в полном написании (с буквой «вав»).

Попытаемся понять, чем объясняется такое различие в написании?

Когда один человек ненавидит другого, его приветствие звучит неискренне. Ведь то, что он говорит, не соответствует тому, что он чувствует и о чем думает. Получается на устах одно, а в сердце — совсем другое.

Понятно, что такой «шалом» будет — ущербным. И это находит отражение в неполном написании.

Но братья — и это в Торе ставится им в заслугу — не лицемерили в общении с Йосефом. Если уж приветствовать — то искренне, без фальши, — считали они. Поэтому и написано: «не могли сказать ему шалом» (неискренний шалом, что отображено в тексте неполным написанием).

Сказано в Талмуде, что в ситуации, когда прощаешься с товарищем, не надо говорить ему — «иди в мире (лех бе-шалом)», скажи — «ступай с миром (лех ле-шалом)» (трактат Берахот, лист 64).

И действительно, Итро пожелал Моше идти с миром (ле-шалом) — и тот преуспел. А Давид сказал своему сыну Авшалому: «Иди в мире». И тот — погиб.

Поэтому, обращаясь к живым людям, принято говорить — «ле-шалом». И «бе-шалом» говорят в адрес умершего.

Написано в Танахе: «Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 27, ст. 19).

Братья Йосефа испытывали ненависть к нему. И, помня правило «лицо к лицу, человек к человеку» — были уверены, что Йосеф платит им той же монетой. Но на самом деле, сердце Йосефа было свободно от ненависти. Более того, изо дня в день, он сердечно приветствовал своих братьев, желая им мира и спокойствия. И это злило их еще больше. Братья не могли вынести эти добрые пожелания Йосефа.

В свете этого, наш фрагмент приобретает дополнительный смысл.

Братья не могли сказать Йосефу «шалом» и не могли перенести искренние пожелания мира от Йосефа. Ведь это противоречило их уверенности, что Йосеф испытывает к ним ответную ненависть.

 

на основе комментария рава Мордехая Друкера

(автор книги «Тхелет Мордехай», наше время)

 

 

 

3. Как царь и как сатрап

 

Когда Йосеф рассказал братьям, что в его первом сне их снопы поклонились его снопу, они, как написано в нашей недельной главе, ответили: «Ты что, хочешь воцариться над нами? Подчинить нас собрался?» (Берешит, гл. 37, ст. 8).

Мы видим, что братья двояко поняли намерения Йосефа. Во-первых, он, по их мнению, якобы собрался над ними царствовать, во вторых — управлять ими, подчинить их себе.

У понятий «царствовать» и «управлять» — совершенно разные смыслы.
Царь правит народом, с его (народа) согласия. А под подчинением здесь подразумевается диктатура, осуществляемая против воли народа. Как сказано: «Ведь Всевышнему — царство, и властелин Он среди других народов» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 22, ст. 29).

Выражение «Всевышнему — царство» предполагает царствование над сынами Израиля, которое они принимают добровольно.

В словах «Властелин Он среди других народов» речь идет о подчинении народов мира Воле Творца против их желания.

Но разве можно совместить столь разные понятия? И царство, и диктатура — в одном сне. Разве это реально?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 55) рассказывается о человеке, жителе Иерусалима, которому приснился странный сон.

Тогда в Иерусалиме было 24 специалиста по разгадыванию снов. И тот человек обратился ко всем этим специалистам, к каждому — в отдельности. И они представили ему 24 совершенно разных, не похожих друг на друга толкования. И самое интересное, что все эти 24 толкования — сбылись.

Учителя это объяснили тем, что сны имеют обыкновение сбываться в соответствии с их толкованием. То есть, как тебе сон твой истолкуют — то с тобой и произойдет.

Теперь вернемся к Йосефу и его сну.

Братья дали два толкования сну Йосефа. И оба они — сбылись. Братья почувствовали на себе и власть царя, и ярмо сатрапа — в точности со своими предсказаниями.

Когда братья впервые пришли в Египет за хлебом, они столкнулись с Йосефом в образе диктатора. Как сказано: «И Йосеф был правителем над страной — он продавал хлеб всему народу, и пришли братья Йосефа, и поклонились ему до земли» (Берешит, гл. 42, ст. 6).

Представляется сомнительным, что братья мечтали кланяться до земли какому-то египетскому вельможе. Их, очевидно, к этому принудили.

А вот, во второй раз ситуация сложилась иная.

Если в первый раз братьев привели во дворец Йосефа силой, то после смерти Яакова, они сами, по своей воле пришли к Йосефу.

В Торе об этом читаем: «А потом пришли его братья, и поклонились до земли, и сказали: "Вот! Мы твои рабы!"» (Берешит, гл. 50, ст. 18).

Как видим,  на этот раз все — абсолютно добровольно, никакого принуждения нет.

Так сбылся сон Йосефа — в соответствии с толкованием братьев. В первом случае они подчинились его власти, как подчиняются поработителю, диктатору, во втором — они добровольно приняли на себя его царскую власть.

 

на основании комментария Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

 

4. Хочешь управлять — научись управлять собой

 

В нашей недельной главе читаем, что братья, когда Йосеф пересказал им свой сон, отреагировали словами: «Ты что, воцариться, царствовать над нами собрался? Править, управлять нами хочешь?» (Берешит, гл. 37, ст. 8).

Возникает вопрос: для чего нужны все эти удвоения? Неужели нельзя было выразить свои чувства обычным языком? Откуда взялась эта змеиная раздвоенность?

Рассмотрим фразу из Танаха, в которой тоже говорится о царствовании — «И ты будешь царствовать над всем, что вожделеет душа твоя, и будешь ты царем над Израилем» (Первая книга Мелахим — первая книга Царей, гл. 11, ст. 37).

Мы видим, что тот, кто хочет стать царем Израиля, сначала должен воцариться над своими вожделениями и страстями, то есть — обуздать их. Только в том случае, если ты научился управлять собой, и животное начало находится под твоим абсолютным контролем — ты вправе управлять другими.

Но вернемся к Йосефу и его братьям, к их змеиной раздвоенности языка.

— Хочешь воцариться над нами? — обратились к Йосефу братья, после того, как он пересказал им свой сон. — А над собой ты уже стал царем?

Братья думали, что на их вопрос Йосеф непременно даст отрицательный ответ. Ведь он, как пишет в своем комментарии на книгу Берешит (гл. 37, ст. 2) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — вел себя не как взрослый, зрелый муж, но — как юноша, отрок. Он подвивал волосы, тщательно их расчесывал, старался выглядеть красивым.

И если Йосеф не в состоянии справиться с юношеским желанием красиво выглядеть, — полагали его братья — как же он сможет управлять ими!?

От этих мыслей, бродивших в головах братьев, они еще сильнее возненавидели Йосефа. Как написано: «И они еще больше возненавидели его, за его сны и за его речи» (Берешит, гл. 37, ст. 8).

Если о снах Йосефа мы получили кое-какое представление, но о его речах нам ничего не известно.

Говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 55), что не бывает пшеницы без стеблей, точно так же — не бывает снов без ложных деталей.

Были такие детали и во снах Йосефа. Так, во втором сне ему привиделось, что ему кланяются солнце, луна и одиннадцать звезд.

Луна — олицетворение Рахели, матери Йосефа. Она никак не могла ему поклониться, ни в тот момент, ни потом, потому что к тому времени Рахель уже умерла.

Йосеф знал, что даже если сон — вещий, предрекающий будущее, в нем обязательно присутствуют и ложные видения, к будущему никакого отношения не имеющие. Он понял, что к этой категории видений следует отнести поклон луны (Рахели).

А вот нам неясно, почему он, если знал, что это видение не имеет отношения к будущему — рассказал о нем братьям? Зачем ему упоминать ложную деталь своего сна?

Да потому, что в случае, если бы Йосеф утаил подробность о луне и ее неземном поклоне — братья, которые тоже знали, что не бывает сна, даже вещего, без ложных элементов, стали бы искать, что в рассказанном им сне — ложь. И решили бы, скорее всего, что это — кланяющиеся звезды. Те 11 звезд — как раз по числу братьев.

Чтобы такого не произошло, Йосеф рассказал весь свой сон, включая и «ложное видение», связанное с луной.

Теперь мы в состоянии лучше понять смысл рассматриваемого нами отрывка («И они еще больше возненавидели его, за его сны и за его речи»).

Слово «дварав», которое переведено здесь как «его речи», может иметь и другие значения — «вещи», «элементы», «детали».

Выходит, эту фразу следует понимать так: «И они еще больше возненавидели его за его (вещие) сны и за элементы (ложные) этих снов».

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

5. Было бы чему завидовать

 

Из нашей недельной главы узнаем, что Йосефу снились вещие сны.

В одном снопы пшеницы, которые собрали братья, окружили сноп Йосефа и низко поклонились ему (Берешит, гл. 37, ст. 7).

В другом — низко кланялись Йосефу солнце, луна и 11 звезд, то есть — отец, мать и одиннадцать братьев (см. там же, ст. 9).

После первого сна братья обвинили Йосефа в претензии на царство и власть над ними. «Ты хочешь стать нашим царем? — говорили они. — Нами править собрался?» (там же, ст. 8). И стали еще больше его ненавидеть.

После второго сна к их ненависти прибавилась еще и зависть (Берешит, гл. 37, ст. 11).

Возникает вопрос: почему именно второй сон Йосефа добавил к чувству ненависти, которое испытывали к нему братья — зависть?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть разницу между двумя снами.

В первом Йосеф видит снопы пшеницы, ассоциирующиеся с материальным положением, с достатком. И то, что снопы братьев поклонились его снопу, говорит о том, что Йосеф финансово возвысится над братьями, и они придут к нему с просьбой о пропитании.

Второй сон — из Небесных сфер. То есть в нем фигурируют духовные понятия. Значит, в нем идет речь о духовном превосходстве Йосефа над братьями, о его более высоком духовном уровне, о большей праведности.

Когда братья слышат от Йосефа, что в будущем они придут к нему просить еду — это не вызывает в них зависть. Ведь богатство еще не свидетельствует о выдающемся уме или о прекрасных духовных качествах.

Сон Йосефа о кланяющихся снопах не спровоцировал зависть. Он лишь добавил ненависти. Потому что глупо завидовать чужому богатству. Неприятно — когда им кичатся.

А вот духовным достижениям — вполне можно позавидовать.

Как-то в одной семье между мужем и женой вспыхнул спор. Муж решил приобрести новый «Мерседес». Но жена категорически возразила против этого.

— Ни у кого из нашей родни нет «Мерседеса», — резонно говорила она. — Ппредставь, как люди будут нам завидовать. Если ты не хочешь, чтобы нас сглазили — откажись от своей затеи и купи «Сеат».

Прийти к согласию в этом вопросе им не удалось. И они обратились к раву Аарону Лейбу Штейнману, с просьбой разрешить их спор.

Рав выслушав обе стороны, обратился к мужу и задал ему вопрос, на первый взгляд никак не связанный с рассматриваемым делом:

— Знаешь ли ты глубоко какой-либо из трактатов Талмуда?

— Нет, — удивлено ответил мужчина.

— Ну, может быть, ты хорошо усвоил главу из какого-нибудь трактата или, хотя бы один лист?

— Тоже нет.

— Тогда можете спокойно купить «Мерседес», — подытожил раввин. — Вам никто не станет завидовать, потому что завидовать  нечему…

 

на основе книги воспоминаний учеников рава А.Л. Штейнмана

Автор текста Мордехай Вейц