Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ве-зот а-бераха»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 33, ст. 1 — конец книги Дварим.

 

Почему она так называется?

Первая фраза начинается так: “Вот благословение, которым благословил Моше... сынов Израиля...”.

Вот благословение на иврите — ве-зот а-браха.

 

Обсуждение главы Ве-зот а-браха

 

1. Каждый еврей — буква в Торе

 

Написано в нашей недельной главе: «Тора, которую заповедал нам Моше — наследие общины Яакова» (Дварим, гл. 33, ст. 4).

Итак, Всевышний дал нам Тору. Но разве «средний», отдельно взятый человек — в состоянии ее исполнить? Ведь ряд заповедей может выполнить только царь. Некоторые заповеди адресованы к лишь коэнам (прямые потомки Аарона, служители в Храме). Другие —  левитам.

Есть заповеди связанные с расторжением брака, а у многих — крепкие семьи. И не у каждого рождается сын первенец, но заповедь выкупа первенца в Торе присутствует. Так как же быть, как исполнить Тору и ее заповеди?

Только если все вместе будут соблюдать заповеди, каждый будет вкладывать в общий котел то, что имеет к нему отношение — тогда вся Тора будет выполнена сообща, и у каждого будет в ней свой удел.

Об этом и говорится в нашем фрагменте — «Тора, которую заповедал нам Моше».

Неспроста сказано — «нам», во множественном числе. Только в общине можно сохранить и исполнить все то, о чем написано в Торе.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 31) рассказывается, как один человек пришел к мудрецу Гилелю (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век) и попросил обучить его всей Торе пока он стоит на одной ноге. Тогда Гилель научил его маленькому фрагменту из Торы, который представляет собой важное правило — «Люби ближнего, как самого себя» (Ваикра, гл. 19, ст. 18).\

Это — основа всей Торы. Ведь любовь объединяет людей, и только сообща и можно выполнить всю Тору.

Кроме того, согласно закону, Свиток Торы (на иврите — Сефер Тора) пишут на отдельных листах особого пергамента, изготовленного из особо выделанной кожи животного. И пока все эти листы не сшиты вместе — Свиток не считается пригодным к использованию.

Так же и община Яакова приобретает особую святость, когда все входящие в нее собраны вместе и объединены едиными целями.

Если в Свитке Торы стерлась хотя бы одна буква, или даже только ее часть, что изменяет образ буквы — он, этот Свиток, становится не пригодным для использования.

Каждый еврей в общине Яакова соответствует букве из Торы. Поэтому для общины важен духовный уровень каждого.

 

на основе комментария рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера

(глава знаменитой йешивы города Пресбурга, Братислава; известен и как Ктав Софер — по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)

 

2. Если евреи исполняют 613 заповедей — народы мира вполне могут взяться за 7

 

Тора — наше наследие. И в нашей недельной главе написано: «Тора, которую заповедал нам Моше, — наследие общины Яакова» (Дварим, гл. 33, ст. 4).

О том, какую ценность для нас представляет это наследие, поведает такой случай.

В йешивах день состоит из трех учебных циклов-седеров. Третий седер обычно завершается вечерней молитвой, после которой ученики ложатся спать.

В Радинской йешиве Хафец Хаима (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) было принято, чтобы служка громким ударом по биме (возвышение\. на котором читают Тору) возвещал об окончании третьего седера и наступлении времени вечерней молитвы.

Однажды служка ошибся и подал сигнал на несколько минут раньше. Узнав об этом, раби Исраэль очень сокрушался о потерянном времени.

Спустя несколько лет служка умер, и Хафец Хаим горячо молился, чтобы на Небесном Суде с того не спрашивали слишком строго за те несколько минут, в течении которых по вине служки не изучалась Тора…

Любое объединение евреев должно быть на базе Торы. Тогда оно будет общиной Яакова. И только община Яакова приемлема, с точки зрения Торы.

Получается, что еврею не следует участвовать в деятельности организаций, если они не руководствуются законами Торы. И, конечно же, он не должен поддерживать подобные организации.

Действительно, разве можно поддерживать тех, кто пренебрегает нашим наследием? И даже, если каждый из участников организации — соблюдающий еврей, но организация эта базируется на законах и принципах, далеких от Торы — участвовать в деятельности этой организации нельзя.

Но почему Тора так важна для сынов Израиля?

В Талмуде (трактат Бейца, лист 25) объясняется, что Тора дана именно евреям, кроме всего прочего, еще и потому, что они — лихие и храбрые, подобно тигру. Возможно, именно поэтому они, не раздумывая, согласились ее принять, принеся клятву: «Исполним и поймем!».

Но дело не только в этом.

Лихость евреев, как известно, порой проявляется в некоторой дерзости и развязности. Самые едкие сатирики, от которых крепко достается властям, как правило — евреи. Меткое словцо, умение припечатать короткой фразой, соленые шутки, всегда отличали нашего брата. И если уж такие вольнодумцы готовы склонить голову перед Торой, принять на себя ее законы, соблюдать заповеди, бережно хранить ее и передавать из поколения в поколение, значит, Тора — действительно высший закон, мерило морали и справедливости.

Так евреи стали примером для всех народов, указывая путь служения Творцу.

Если эти курчавые весельчаки и балагуры, которым сам черт не брат, так серьезно отнеслись к соблюдению 613-ти заповедей — мы точно не прогадаем, когда станем придерживаться наших 7-ми. Так должны рассуждать народы мира, узнав, что сыны Израиля приняли Тору и передают ее из поколения в поколение по наследству.

Проиллюстрируем это притчей.

Одно небольшое поселение облетела страшная весть. К ним приближается армия жестоких захватчиков, которые разграбят все имущество, а жителей угонят в рабство.

На совете решили попробовать откупиться. Для этого каждая семья должна была сдать по слитку золота.

Сбор золота поручили двум судьям. Первым они посетили дом известного скряги, который еще ни разу не жертвовал на благотворительность и ломаного гроша.

— Дело серьезное, и я пожалуй дам вам слиток золота, — согласился богач. — Но скажите, почему вы начали сбор именно с меня?

— Когда люди узнают, что такой скупердяй... э... простите, когда люди узнают, что такой экономный и рачительный хозяин внес свой вклад в общее дело, они, безусловно, не станут отнекиваться...

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

3. Тора без обменного сертификата

 

О Торе в нашей недельной главе написано: «Тора, которую заповедал нам Моше — наследие общины Яакова» (Дварим, гл. 33, ст. 4).

Почему Моше было важно заповедать нам Тору именно в качестве наследства?

Когда еврейская девушка выходит замуж, она, по традиции, получает подарки от семьи и родственников жениха.

Среди подарков может быть и ювелирное украшение — скажем, золотое кольцо с драгоценными камнями или браслет. Тем, кто покупает такой подарок, продавец, как правило, предлагает к нему обменный сертификат. Ведь не всегда можно угадать вкусы девушки. Что делать, если кольцо ей не понравится?

К подарку не принято прилагать товарный чек. А без него обменять украшение будет невозможно. И, значит, пылиться ему, где-то в дальнем ящике.

Чтобы такого не произошло, вместе с подарком невеста получает и обменный сертификат. Цена в нем не указана прямо. Она закодирована, и ее можно считать при помощи кассового аппарата.

Если невесте кольцо не пришлось по вкусу, она идет в магазин, в котором его приобрели. Там продавец по обменному сертификату определяет его цену и предлагает девушке выбрать любое другое украшение в пределах оплаченной суммы.

Невеста может остаться довольна свадебным подарком и с удовольствием его носить, но порой, она решает, что лучше его обменять.

Теперь представим себе (и такое иногда тоже случается), что невеста получила в качестве подарка фамильный перстень, который принадлежал еще прабабушке жениха. Очевидно, что мысль об обмене, точно не посетит ее юную голову.

Так же и Тора, бережно передаваемая от самого Моше — никому не придет в голову ее менять на какое-либо другое учение, на дзен-буддизм, например, или карты Таро.

По наказу Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность), группа его учеников, во главе с равом Исраэлем из Шклова, отправилась на корабле в Эрец Исраэль. Корабль попал в сильный шторм. Волны вздымали его вверх, а в следующую минуту — обрушивали вниз, словно скорлупку. Капитан с экипажем изо всех сил старались обуздать, вышедший из повиновения корабль. Только все было тщетно.

Раввин Исраэль собрал вокруг себя дрожащих от страха пассажиров и объявил, что все оказались в чрезвычайной ситуации, и их жизням угрожает опасность. Поэтому, каждый, кто знает за собой какое-либо прегрешение, должен сообщить о нем и сделать тешуву (раскаяться), чтобы другие из-за него не пострадали.

Люди, как будто бы онемев, стояли, ни в силах произнести ни слова. Вдруг одиннадцатилетний подросток, сын одного из переселенцев, признался, что совершал прегрешение в течение нескольких лет.

— Я врал моим родителям все последнее время, — рассказал он. — Мы жили по соседству с Виленским Гаоном. У наших квартир была общая стена, кстати, довольно тонкая. И через нее мой отец слушал голос Гаона, изучающего Талмуд и Шульхан Арух. Он так прилепился к этой учебе, к сделавшемуся родным голосу, что слушал его целыми днями, следя глазами по книгам и повторяя услышанное. Понятное дело, что отец ничего не зарабатывал, и в нашем доме поселилась бедность. Родители стали беспокоиться, что я голодаю. Отец хотел прервать учебу и отправиться на заработки. Но я соврал, что в хедере (начальное учебное заведение для мальчиков) меня кормят горячими завтраками и обедами. Отец продолжил слушать Гаона, а я стал искать съестное на помойке. Этим и питался.

Услышав признание мальчика, раби Исраэль из Шклова воздел руки к Небесам и произнес: «Владыка мира! Ты только посмотри, какие у Тебя сыновья!».

— В молитве, которую произносят на Рош hа-Шана, среди всего прочего, мы просим: «Взгляни на лишения, но не на прегрешения!», — продолжил раввин. — То есть — прими в расчет наши страдания и испытания и абстрагируйся от совершенных нами прегрешений и неблаговидных поступков. Я же призываю Тебя взглянуть на прегрешения Твоих сыновей. Смотри, еще совсем ребенок, ввел родителей в заблуждение и сознательно голодал. Только бы отец не прекращал свою учебу. Всевышний! Молю! Взгляни на это прегрешение, как оно тебе?

И тут же море — успокоилось.

 

на основе комментария рава Моше Файнштейна

(один из авторитетнейших в области ѓалахи Учителей; родился в России, умер в Нью-Йорке; середина и вторая половина 20-го века)

 

 

4. Ресторан против универмага

 

В нашей недельной главе читаем: «Тора, которую заповедал нам Моше, — наследие общины Яакова» (Дварим, гл. 33, ст. 4).

Однажды выпускник йешивы «Тора Ор» пригласил главу этой йешивы, рава Пинхаса Шайнберга, на брит милу (обрезание) своего новорожденного сына. На этой церемонии ему отводилась очень почетная роль — быть сандаком (человек, который держит на коленях ребенка во время обрезания).

Когда торжественная церемония завершилась, счастливый отец попросил раввина принять участие в трапезе, устраиваемой по случаю выполнения заповеди обрезания.

— Сожалею, но мне нужно спешить на другой брит, — объяснил свой отказ глава йешивы.

Когда раввин в сопровождении водителя вышел из зала торжеств, водитель решил уточнить:

— Куда нам нужно ехать? — спросил он.

— Я имел в виду слова пророка: «Так сказал Творец: Если бы не Мой союз (брит), поддерживаемый днем и ночью, Я не установил бы законы, по которым существуют небо и земля» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 33, ст. 25). Иначе говоря, существование нашего мира обусловлено союзом (бритом) круглосуточного изучения Торы. Такой брит заключил Всевышний с сынами Израиля. И я тороплюсь приступить к его выполнению. Поэтому, поедем скорее в йешиву…

К сожалению, далеко не все евреи проявляют такую сознательность в соблюдении этого союза.

Перескажу притчу, в которой описывается модель поведения некоторых евреев.

На перекрестке дорог, у въезда в большой город, один торговец решил открыть универсальный магазин. Он с любовью и знанием дела обставил свое детище. Магазин имел дизайнерский, хорошо продуманный интерьер. На полках разместились качественные товары на любой вкус и кошелек. Подробную информацию о них давали обученные, вежливые продавцы-консультанты.

Когда последние приготовления были завершены, магазин гостеприимно распахнул свои двери в ожидании покупателей.

Вскоре выяснилось, что лишь немногие путники решаются заглянуть в универмаг. Большинство потенциальных покупателей спешат добраться до города и проскакивают мимо магазина.

Торговцу, конечно же, это было неприятно, но он быстро нашел выход.

Рядом с универмагом был открыт шикарный ресторан с лучшим в округе шеф-поваром. В качестве зарплаты повар получал стоимость приготовленных блюд.

— Все деньги за еду — твои, — напутствовал кулинара хозяин. — Для меня главное — чтобы твои клиенты не только ели, но и не забывали бы посещать мой универмаг.

Прошло совсем немного времени, и по округе разнеслись чарующие ароматы изысканных блюд. Публика валом валила в ресторан. Только насытившись вкусной едой, люди по-прежнему не торопились в универмаг.

Когда торговцу надоело созерцать переполненный ресторан и пустующий универмаг — он зашел в царство кулинарных изысков и начал выгонять ничего не понимающих посетителей.

— Но мы же платим за еду!? — возмущались они.

— Только мне нет от этого никакой пользы, — холодно возражал торговец. — Цель существования этого ресторана — привлечь посетителей в универмаг. Сам по себе, он не имеет никакого смысла. Но вы только и знаете, что набивать свое брюхо. И даже не переступаете порог универмага. Так зачем вы мне здесь нужны? Убирайтесь вон! Освободите место для тех, кто знает толк не только в еде, но и в качественных товарах моего универмага…

Всевышний одаривает мир разнообразными материальными удовольствиями, чтобы люди, насытившись ими, приступили к изучению Торы и постигли гораздо более высокое, духовное наслаждение. Но многие из них застревают в кабаках, так и не добравшись до духовности.

Так второстепенное у них становится — главным, не оправдывая свое предназначения. А потом они еще и удивляются, за что их выгнали…

 

на основе комментария Магида из города Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

5. Единство выправляет сердца

 

Написано в нашей недельной главе: «Тора, которую заповедал нам Моше... И Он стал Царем над Йешуруном, когда собрались главы народа — вместе колена Израиля» (Дварим, гл. 33, ст. 4-5).

В мире существует три вида власти.

Царская власть, абсолютная монархия — власть одного человека, который единолично принимает решения и которому никто не вправе указывать, что делать.

Власть аристократии, когда страной управляет совет избранных. Заметим, что аристократы считаются избранными, хотя их никто не выбирал. Решения они принимают коллективно, но основная масса населения в управлении никак не участвует.

И наконец, демократия, когда власть формируется в результате выборов.

В нашем фрагменте есть намек на каждую из этих трех властей.

В отрывке «И Он стал Царем над Йешуруном» — монархия.

«Когда собрались главы народа» — это аристократия.

«Вместе колена Израиля» — явный намек на демократический тип правления.

Какой же посыл содержится в этом перечислении видов управления?

В нем содержится важное наставление: какой ни была бы власть — монархия, аристократия или демократия, в основе любой власти должна быть «Тора, которую заповедал нам Моше». Только Тора определяет, что запрещено и что разрешено, что правильно и что неверно, что правда и что ложь.

В нашем фрагменте есть и еще один важный посыл.

Слово «Йешурун» образовано от того же корня, что и слово «яшар» (прямой). И это — намек на «выпрямление сердца».

В слове «мелех» (царь) — намек на принятие царской власти Творца.

«Хотите знать, как можно «выпрямить сердце и принять власть Царя царей?» — как будто бы спрашивает нас Тора. И тут же дает ответ: это достигается единением народа («Когда собрались главы народа — вместе колена Израиля»).

В выражении «И Он стал Царем над Йешуруном» слово «Он» не случайно написано с большой буквы. Ведь подразумевается Всевышний, потому что Он стал Царем над сынами Израиля, когда они, собравшись все вместе, выбрали праведный путь.

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

Автор текста Мордехай Вейц