Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «ХУКАТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.

 

Почему она так называется?

Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора.

 

Обсуждение главы «Хукат»

 

1. Хотите спастись от смерти — учите Тору

 

Наша недельная глава начинается словами: «Вот закон Торы…» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).
А в конце предыдущей говорится об отделении десятины, и в завершении — дается наставление: «Не оскверняйте святыни сынов Израиля, чтобы вам не умереть» (Бамидбар, гл. 18, ст. 32).

Чтобы лучше понять связь между двумя этими фрагментами, заглянем в главу Беаhалотха. Там есть такая фраза — «И вот изготовление Меноры: из цельного слитка золота выкована она от ее основания и до украшения в виде цветов. По образу, который Всевышний показал Моше — так сделал он Менору» (Бамидбар, гл. 8, ст. 4).

Здесь намеком говорится о нелегкой доле мудреца Торы.

В словах «И вот изготовление Меноры» подразумевается — «путь Торы». Ведь Менора и ее свет символизируют Тору.

Написано: «Из цельного слитка золота». Слиток в оригинале этого отрывка — кша. Из тех же букв состоит и слово «каше» (тяжело, трудно).

Таким образом, сказанное можно понять и так: «Тяжело достать золото изучающим Тору — не легок их заработок, трудно им добыть пропитание».

Далее читаем — «по образу, который Всевышний показал Моше». То есть — будущие материальные проблемы мудрецов Торы Всевышний показал Моше.

Как Он это сделал?

Когда Моше получал Тору на горе Синай, он 40 дней не ел и не пил. Таков путь Торы — мудрецы, часто живут впроголодь.

Почему Всевышний пожелал, чтобы изучение Торы сопровождалось бедностью и лишениями?

Это известно только Ему. Мы можем лишь высказать предположение.

Очевидно, Творец хотел, чтобы у каждого была его личная доля в Торе. Поэтому Он устроил так, чтобы мудрецы, носители Торы, нуждались. И любой человек мог им помочь, поддержать их.

Коэны и левиты полностью посвящали себя духовной работе, служению Всевышнему.

У них не было своих земельных наделов. И сыны Израиля должны были помогать им материально, отделяя десятину и делая им подарки. И это — закон Торы.

По закону Торы, те, кто решил погрузиться в изучение Торы — не должны замыкаться в себе. Они — материально зависимы от других людей. И весь народ — зависит от них в духовном плане.

Когда рав Хаим Грейнеман был молод, он остро нуждался в деньгах. И вот, к нему обратился один состоятельный бизнесмен и предложил заключить договор «Иссахара с Зевулуном».

Речь тут о том, что мужчины колена Иссахара посвятили себя изучению Торы. В то время, как колено Зевулуна занималось торговлей. Мужчины этого колена были отличными мореходами. В дальних странствиях им было не до серьезного изучения Торы. Поэтому они заключили договор с коленом Иссахара. Купцы и мореплаватели Зевулуна взяли на себя содержание семей мудрецов Торы из колена Иссахара. За это те отдавали им половину своих заслуг.

Постепенно эта традиция распространилась на весь народ. Состоятельные меценаты брали на себя содержание мудрецов Торы и за это получали свою долю в изучении Торы.

Подобное предложение и сделал богач молодому и перспективному раввину Хаиму Грейнеману.

Рав Хаим действительно нуждался в деньгах, но никак не мог решиться на то, чтобы заключить это соглашение. Ведь по мнению многих знатоков галахи (еврейского закона), заслуги в изучении Торы делятся поровну между сторонами. А раву Хаиму не хотелось терять половину своих заслуг.

В конце концов, он обратился за советом к Хазон Ишу (рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века).

— Отказ от половины заслуг за изучение Торы, приравнивается к самопожертвованию ради нее. — сказал ему Хазон Иш. — Поэтому тебе стоит согласиться.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 30) говорится, что царь Давид, чувствуя серьезную опасность для жизни — садился за изучение Торы.

В другом месте Талмуда (трактат Бава Мециа, лист 59) рассказывается о Рабе бар Нахмани. Он, спасаясь от преследования властей, забрался на высокую пальму и там, на верхотуре, погрузился в учебу. И угроза смерти отступила от него.

Последние два слова предыдущей недельной главы (Беаhалотха) — «И не умрете». А первые три нашей — «Вот закон Торы».

Выходит, что изучение Торы спасает от смерти…

 

на основе комментариев рава Моше Полака

(автор книги «Ваидабер Моше», Израиль, наше время)

и раби Яакова (сын раби Йосефа Хаима, составителя краткого Кодекса законов под названием «Бен Иш Хай»; Багдад – Израиль, 20-й век)

 

 

2. Что ответить Андрюхе

 

В нашей недельной главе говорится о заповеди очищения от духовной нечистоты (тумы; о значении этого понятия — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения) с помощью пепла красной коровы. И здесь написано: «Вот закон Торы…» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Заповедь о пепле красной коровы названа «законом Торы». Причем, использовано слово — «хука» (вынесенное в название этой недельной главы).

Хок или хука — это такой закон, смысл которого до конца не известен и не может быть понят.

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) цитирует Талмуд. В частности, фрагмент, в котором сказано, что Обвинитель (Сатан — см. на сайте в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) и народы мира подначивают евреев и насмехаются над ними, говоря: «Что это за заповедь такая у вас и в чем ее смысл?» (трактат Йома, лист 67). Поэтому она и именуется — хука. То есть — предопределение, исходящее от Всевышнего, закон, который никто не вправе обсуждать и критиковать.

Пепел красной коровы устраняет духовную нечистоту. Но тот, кто занимается приготовлением этого пепла, становится нечистым.

Почему?

Предупреждая все вопросы, Тора говорит, что перед нами — закон Учения, относящийся к категории «хуким» (мн. ч. от слова хок). И, как всякий закон Всевышнего — его надлежит выполнять, несмотря на то, что мы не можем постичь его значение.

Итак, мы не можем до конца постичь смысл заповеди о красной корове. Но постараемся понять, почему именно к ней «прицепились» и народы мира и Сатан?

О таинственной красной корове нам дано знать только то, что она призвана, среди прочего — искупить поклонение золотому тельцу. И в притче по этому поводу сказано: когда сын рабыни нагадил в царских покоях — убрать за ним позвали его мать.

Так и здесь, говорится в Мидраше Танхума — придет корова, чтобы искупить прегрешение, связанное с тельцом.

Теперь вспомним, что первое среди Десяти Речений — слова «Я — Всевышний твой» (Шемот, гл. 20, ст. 2).

Возникает вопрос: почему здесь употреблено единственное число, ведь Творец обращается ко всем евреям?

Раши дает этому такое объяснение. Чтобы оправдать сынов Израиля в этой истории с созданием золотого тельца, Моше говорит: «Ты не им повелел, но — мне одному».

Всевышний, допустим, принял довод Моше и не стал взыскивать с евреев со всей строгостью. Тем не менее, эпизод с поклонением золотому тельцу, остался лежать несмываемым пятном на репутации народа Израиля. И упоминание его не просто неприятно — оно продолжает ранить даже сейчас.

Сатан и народы мира спрашивают с ухмылкой «Что это за заповедь такая у вас?» — не ради Истины, не ради приобретения новых знаний и даже не для того, чтобы посмеяться. Их цель в данном случае — причинить боль, разбередить рану, которая еще не успела зарубцеваться. Они ожидают, что сыны Израиля сами во всеуслышание объявят о прегрешении с участием золотого тельца. Такая вот изощренная пытка.

Когда я в детстве играл во дворе с другими ребятами, к нам, бывало, присоединялся Ахдрюха — здоровенный детина, на несколько лет старше меня, гроза всей улицы. Он собирал всех вокруг себя и задавал мне вопрос:

— Кто ты по национальности?

Конечно же, он знал, кто я. Просто ему нравилось наблюдать, как я краснел и, стесняясь, выдавливал из себя еле слышно:

— Еврей...

— Евгей?! — под общий одобрительный смех громко переспрашивал он, нарочито картавя...

Всевышний скрыл от нас истинный смысл заповеди о красной корове, чтобы научить нас важному правилу: не на все вопросы нужно отвечать. Особенно — если это вопросы антисемитов, заданные для того, чтобы посмеяться над нами, чтобы унизить нас.

Тогда, в детстве, этому правилу меня научил отец. Много лет спустя, я случайно встретил Андрюху на улице Хайфы. Я узнал его по приплюснутому поросячьему носу и маленьким бегающим глазкам.

Может, пришло время спросить о национальности его? — подумал я.

Но — промолчал.

Ни от кого не секрет, что немало подобных андрюх понаехало в нашу маленькую страну по поддельным и купленным документам. Они глумятся и насмехаются над еврейскими традициями и обычаями. И тут мы уже — не вправе молчать.

 

на основе комментария рава Ицхака-Шломо Унгера

(глава йешивы «Хуг Хатам Софер», Бней-Брак, Израиль, 1921-2004 гг.)

 

3. Нарушают единицы — расплачиваются все

 

Наша недельная глава называется Хукат — по названию закона о красной корове. Как сказано: «Вот закон (хукат) Торы» (Бамидбар, гл. 19, ст. 2).

Это, пожалуй — самый таинственный и непонятный закон в Торе. Он, казалось бы, заключает в себе внутреннее противоречие. С одной стороны, пепел красной коровы устраняет ритуальную нечистоту, с другой — все, кто занимались его приготовлением, становились таме (состояние духовной нечистоты; подробнее о сути этого понятия — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения).

Это дает повод Сатану (о нем — см. на сайте в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) и народам мира насмехаться над евреями, исполняющими заповедь. «Что это за ритуал у вас и в чем его смысл?» — издевательски вопрошают они.

В комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) на эту недельную главу приводятся слова Всевышнего:

— Это Мое постановление. И никто не вправе ставить его под сомнение.

Чтобы лучше понять комментарий Раши, заглянем в Танах (книга Коэлет, гл. 7, ст. 28). Написано там: «Человека, одного на тысячу нашел Я, а женщину среди всех этих не нашел».

Речь здесь идет о поклонении золотому тельцу. Женщины не дали свои украшения для отливки идола и не провозглашали: «Вот, твое божество, Израиль!».

Таким образом, рогатый истукан был изготовлен только золота, принадлежащего мужчинам.

Впрочем, не правильно было бы говорить, что мужчины массово участвовали в идолопоклонстве.

Сказано — «один из тысячи». А всего мужчин, как известно, было шестьсот тысяч. Значит, поклонением быку запятнали себя, только шестьсот мужчин.

Но если идолопоклонников было в тот исторический момент лишь шестьсот — почему же наказаны было три тысячи? Как сказано: «И пало из народа в тот день около трех тысяч человек» (Шемот, гл. 32, ст. 28).

По еврейскому закону, за украденного быка с вора взыскивают пятикратно (см. Шемот, гл. 21, ст. 37).

Также и здесь: за прегрешение с золотым тельцом еврейский народ заплатил тремя тысячами. Понятно, что безвинные — не погибали. Рыльце в пушку было у всех. Но надо помнить, что из трех тысяч, активистами были только шестьсот.

Следует отметить, что поклонение быку — гораздо более серьезное нарушение, нежели его кража. За то прегрешение евреи продолжают расплачиваться и поныне.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 102) говорится, что в любом бедствии из тех, что обрушивались на еврейский народ за всю его историю, есть частица наказания за золотого тельца.

«А в день, когда буду взыскивать, — сказал об этом Всевышний, — непременно взыщу с них за это прегрешение» (Шемот, гл. 32, ст. 34).

Сатан, а вслед за ним и народы мира, с каждым новым ударом, стараются поддеть сынов Израиля. «Что это вы снова страдаете? — говорят они. — Вас ведь уже покарал Всевышний, убив триста человек, и еще взыскал пятикратно, отняв жизни, в общей сложности, у трех тысяч. Почему же счет до сих пор не закрыт? Отчего продолжаете платить?».

Дело в том, что идолопоклонство отличается от всех остальных прегрешений. Вынося приговор за любое преступление, Всевышний судит, лишь поступки еврея. Но в идолопоклонстве в вину вменяются и мысли — «Чтобы понял Дом Израиля сердцем своим» (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 14, ст. 5).

Это — особое постановление Всевышнего, и никто не вправе ставить его под сомнение.

В ответ на измену Творцу (вроде поклонения золотому тельцу) — Он открывает особый счет, который очень сложно оплатить. Поэтому сыны Израиля платят за это и по сей день.

Особо обращаюсь к тем, кто решил изменить вере своих предков. Если Вы думаете, что это — Ваше личное дело, не заблуждайтесь, это не так. Расплачиваться за Ваш поступок придется всему народу.

 

на основе комментария рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера (глава знаменитой  йешивы города Пресбурга; известен и как Ктав Софер — по названию написанной им  книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц