Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Ваелех»
Место в Торе: Дварим, гл. 31, ст. 1 — гл. 31, ст. 30.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “И пошел Моше и сказал эти слова всему народу Израиля...”.
И пошел на иврите — ваелех.
Обсуждение главы Ваелех
В нашей недельной главе читаем, что Моше собирается сложить с себя полномочия вождя и лидера еврейского народа. «Не могу я больше, — говорит он, ссылаясь на свой возраст, — выходить и входить перед вами» (Дварим, гл. 31, ст. 2).
Впрочем, дело не в слабости Моше. Ведь далее сказано: «Не потускнел его глаз, не иссякла свежесть его» (там же, гл. 34, ст. 7).
Так что же означают его слова — «не могу»?
В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Моше имеет в виду, что он больше не вправе руководить сынами Израиля, ибо сила и власть отняты у него и переданы Йеhошуа бин Нуну, его ученику и приемнику.
Отсюда мы видим, что еврейский лидер удостаивается Свыше особой силы, превышающей его собственные возможности, да и вообще — превосходящую любую силу естественного, земного происхождения. Потому что никто из «обычных» людей — не в состоянии «тащить на себе» этот народ. Впрочем, и просто вести его за собой — ни у кого собственных сил не хватит.
Даже сам Моше, обладавший недюжинной силой и не утративший ее («не потускнел его глаз, не иссякла свежесть»), когда на Небесах было решено, что он умрет, и помощь Всевышнего перешла к Йеhошуа — больше не мог «выходить и входить». Его сил оказалось не достаточно.
Тогда Моше объявил, что слагает с себя все полномочия и передает их Йеhошуа.
Отметим, что речь идет не только о физической силе. Выражение «выходить и входить» относится также и к Торе, к Учению, к Закону.
Таким образом, вместе с силой от Моше были скрыты также предания и источники мудрости. Об этом говорится в Мидраше Танхума и в Талмуде (трактат Сота, лист 13).
Праведник в своем служении не концентрируется на чем-то одном. Он всегда находит новые пути и способы, чтобы еще и еще приблизиться, прилепиться к Всевышнему. Его жизнь — постоянный подъем по ступеням мудрости и богобоязненности. Он — в постоянном движении от уровня к уровню, от высоты к новой высоте.
Когда Творец решил, что Моше умрет, и решение это было окончательным — тут же закрылись для Моше источники мудрости, и он лишился возможности черпать из них.
Нужно понимать, что человек,
если он привык изо дня в день утолять интеллектуальную и духовную жажду, и вдруг
этой возможности его лишают — для него это подобно смерти. Так Моше осознал, что
наступил его последний день. Значит, он больше не сможет «выходить и входить»
перед народом Израиля. О чем он и поспешил сообщить людям.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
Автор текста Мордехай Вейц