Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЙЕХИ»

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

 

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

 

Обсуждение главы Вайехи

 

1. Сыны Израиля оказывают влияние на мировой уклад

 

В наше недельной главе говорится о последних годах жизни Яакова. И здесь мы читаем: «И жил Яаков в Египте семнадцать лет» (Берешит, гл. 47, ст. 28).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что глава Вайехи  —  «замкнута» или «закрыта» (она начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая, и даже интервал в девять букв не отделяет ее от предыдущей главы). Это объясняется тем, что вскоре после смерти Яакова глаза и сердца сынов Израиля закрылись, замкнулись из-за тяжести рабства, ведь именно тогда началось их порабощение.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 96) есть и другое объяснение.

Глава замкнута, потому что Яаков хотел раскрыть своим сыновьям срок окончательного избавления, но это было скрыто (закрыто) от него.

Когда Яаков умер, Йосефу было 56 лет. И он, Йосеф, когда настало его время — покинул наш мир в 110 лет. Значит, после смерти Яакова прошло 54 года. А египтяне начали угнетать сынов Израиля после того, как умер Йосеф и почили его братья, и вообще — все то поколение вернуло свои души Творцу.

Тогда над Египтом воцарился новый правитель, который не знал Йосефа и ничем не был ему обязан.

Получается, что между смертью Яакова и началом порабощения евреев прошло не менее 60-ти лет. Почему же Раши соотносит начало рабства со смертью Яакова?

Как-то раву Аврааму Калмановичу (глава Сатмарских хасидов, первая половина 20-го века) довелось сопровождать Хафец Хаима (раби Исраэль-Меир а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) во время раввинского форума в Вильно (ныне Вильнюс). Ночевали они в одной комнате. Субботней ночью Авраама Кальмановича поднял с постели возглас Хафец Хаима:

— Проснись рав Авраам! Неужели ты спишь?! Как можно спать, когда в Вильно нарушают шаббат! В городе, где Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) изучал Тору во имя Небес, осквернена суббота! Ясно как день, что это приведет к большой крови!

Хафец Хаим уже тогда видел «большую кровь», которая прольется на той земле спустя, примерно, 10-20 лет, в том числе — и из-за осквернения шаббата. А в ту ночь на Небесах, видимо, вынесли приговор об уничтожении многих евреев. Хафец Хаим, почувствовав это — не мог спать...

Но вернемся к нашей недельной главе.

Когда умер Яаков, порабощение евреев стало неизбежным. Пока он жил — теплилась надежда на иное развитие событий. Но после его ухода — приговор был окончательно подписан, запахло «большой кровью».

Итак, глаза и сердца сынов Израиля закрылись под тяжестью угнетения. И это повлияло на недельную главу так, что сделало ее — тоже закрытой.

Выходит, состояние евреев влияет на состояние окружающей действительности, на мировой уклад. Не зря Всевышний обещает Израилю: "

«Я спущусь с тобой в Египет» (Берешит, гл. 46, ст. 4).

То есть, когда народ Израиля спускается — спускается, образно говоря, и Всевышний, когда евреи страдают — Он разделяет с ними их страдания.

Сыны Израиля, отжив свой век — не уходят бесследно. Каждое поколение оставляет свой заметный след в мировой истории, формирует ее

 

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

2. Почему наша недельная глава не отделена от предыдущей

 

Недельная глава Вайехи начинается словами: «И жил Яаков на египетской земле семнадцать лет» (Берешит, гл. 47, ст. 28). Она, эта глава — замкнута или закрыта, то есть начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая недельная глава. И даже интервал в девять букв не отделяет ее от предыдущей главы. 

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что такая ее особенность объясняется тем, что вскоре после смерти Яакова глаза и сердца сынов Израиля закрылись, замкнулись из-за тяжести рабства. Ведь тогда их начали порабощать. 

В предыдущем отрывке обзора дается два объяснения, почему наша недельная глава замкнутая (закрытая). Представим здесь — еще одно.

Когда фараон хотел отнять Сару у Авраама, чтобы сделать ее своей женой, он в брачном контракте, среди прочего, утвердил за Сарой право владения землей Гошен. То есть египетская провинция Гошен отошла Саре в качестве свадебного подарка. 

Египет был местом концентрации сил духовной нечистоты (тумы). Поэтому его называли «срамным местом земли». Но земли провинции Гошен, перейдя во владение праведницы Сары, тут же очистилась от скверны и даже приобрели определенный уровень кедуши (в условном переводе кедуша — святость). 

Поэтому Йосеф, приглашая отца к себе, предложил ему поселиться именно в Гошене. Как написано: «Поселишься в провинции Гошен, и будешь вблизи от меня» (Берешит, гл. 45, ст. 10). 

Высокая концентрация тумы в Египте, конечно ж,е внушала Яакову весьма серьезные опасения. И Йосеф поспешил успокоить отца, направив его в провинцию, стоящую особняком и не зараженную египетской скверной.

Яаков и его сыновья приняли предложение Йосефа и поселились в Гошене. Там на них не могли влиянить деструктивные силы египетской тумы.

Но возникает сомнение: действительно ли все так гладко? Ведь Сара, в конечном итоге, так и не стала женой египетского правителя. Так, может, и ее права на владение провинцией Гошен были аннулированы? А в этом случае, тума, уступившая место кедуше, должна была вернуться.

Впрочем, несмотря на то, что Авраам забрал Сару из дворца фараона, египетский царь все же остался должен Аврааму. Он был обязан компенсировать моральный ущерб, душевную боль и позор, которые причинил, разлучив Сару с Авраамом. Кроме того, фараону следовало презентовать ценный подарок за отмену проклятия, наложенного на его дом. Все это аналогично тому, что в похожей ситуации заплатил Аврааму Авимелех (правитель города Герара — в юго-западной части Эрец Исраэль).  

Авимелех в свое время тоже пытался жениться на Саре и забрал ее у Авраама. И был за это наказан. В качестве компенсации и за снятие проклятия — Авимелех подарил Аврааму крупный и мелкий скот, а также — землю из лучших земель своей страны. Как написано: «И взял Авимелех крупный и мелкий скот, рабов и рабынь и дал все это Аврааму. И вернул ему Сару, жену его. И сказал Авимелех: «Вот моя страна перед тобой, выбирай землю, которая тебе придется по вкусу и селись на ней». А Саре сказал: «Вот я отмерил твоему братцу тысячу серебряных монет — это будет для тебя покровом от всех глаз» (Берешит, гл. 20, ст. 14-16).

Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, племянником римского императора Тита, который принял еврейство) объясняет, что Авимелех был вынужден заплатить немалый штраф за то, что его глаза насладились созерцанием Сары. 

Раши добавляет, что дары Авимелеха были призваны «отвести» людям глаза, чтобы они не отнеслись к Саре пренебрежительно. Ведь если бы он отослал ее с пустыми руками, они говорили бы, что Авимелех надругался над Сарой, а затем возвратил мужу. Теперь же, когда Авимелеху пришлось умиротворить ее — они должны были понять, что он возвратил Сару не по доброй воле, что его побудило к этому что-то сверхъестественное.

Итак, Авимелех, чтобы умилостивить Авраама — не ограничился движимым имуществом, он передал в его владение значимый участок своей лучшей земли.

То же самое был вынужден преподнести Аврааму и фараон. Так Авраам стал хозяином земли Гошен.

Намек на это содержится в его имени. Если мы возьмем буквы, следующие за теми, из которых состоит имя Авраам — из них можно составить выражение «бе-Гошен» (в Гошене). Это, по сути, свидетельствует о том, что земли Гошен принадлежали Аврааму. Яаков же унаследовал ее у Авраама. А потом передал своим сыновьям и потомкам.

Поэтому в Гошене сохранилась кедуша, благодаря которой происходили невероятные чудеса.

Яаков прожил там лучшие годы своей жизни. И неспроста этих лет было семнадцать. Гематрия (числовое значение) слова «тов» (хорошо) составляет 17.

У женщин, в семьях потомки Яакова рождалось за раз по шесть детей. 

Предыдущая недельная глава завершается словами: «А сыны Израиля поселились в Египте, в земле Гошен, и овладели ею» (Берешит, гл. 47, ст. 27). 

Яаков прожил в провинции Гошен 17 лет. Все это время он не знал горя, и вообще — ничто не омрачало ему жизнь в тех краях.

Наша недельная глава не отделена от предшествующей. Потому что то, о чем говорится в ее начале — следствие изложенного в конце предыдущей недельной главы, главы Ваигаш.

Яаков прожил 17 безоблачных лет — в заслугу того, что его дети и внуки поселились в земле Гошен и овладели ею.

 

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

и  рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16 век)

 

 

 

 

3. Почему Яаков похоронен в Израиле, а Моше — за границей

 

Яаков завещает Йосефу, чтобы тот организовал его похороны в Израиле, и ни в коем случае не хоронил его в Египте. Как сказано: «Не хорони меня в Египте. Дай мне упокоиться с моими отцами. Вынеси мои кости из Египта» (Берешит, гл. 47, ст. 29-30).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что Яаков не случайно обратился именно к Йосефу, а не к кому-нибудь другому из своих сыновей. Ведь именно у Йосефа была реальная возможность выполнить его просьбу.

Действительно, Йосеф, будучи наместником царя, лучше остальных мог преодолеть любые бюрократические препоны. 

«Я сделаю все по слову твоему», — ответил Йосеф отцу (там же).

В Талмуде (трактат Нида, лист 31) говорится, что трое участвуют в рождении ребенка: Всевышний, отец и мать. От отца ребенок получает кости, от матери наследует плоть. 

Яаков удостоился вскоре после смерти быть похороненным в Земле Израиля. Чего нельзя сказать о Йосефе.

После смерти тело Яакова было похоронено в пещере Махпела, в Хевроне.

Когда скончался Йосеф, уже не было возможности похоронить его в израильской земле. Поэтому его останки ждали своего часа. В итоге, только спустя годы, кости Йосефа были преданы земле в Эрец Исраэль. Как написано: «И взял Моше кости Йосефа с собою» (Шемот, гл. 13, ст. 19). 

Сам Моше, кстати сказать, не удостоился обрести могилу в Израиле. 

Постараемся понять, чем объясняются эти различия относительно похорон? Почему тела одних были похоронены в Эрец Исраэль, а у других — только кости (но не плоть) обрели могилу в Израиле. Третьих и вовсе похоронили за границей.

Отец Яакова Ицхак и его мать Ривка — оба похоронены в Израиле, в пещере Махпела. Поэтому. И кости Яакова, которые он унаследовал от отца и плоть, наследство от матери — тоже были захоронены в израильской земле.

Теперь рассмотрим факты, касающиеся Йосефа.

Его отец, Яаков, как мы знаем, похоронен в Хевроне. А вот мать, Рахель — похоронена за границей. Это следует из комментария Рамбана (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.). 

Рамбан задается вопросом: если Яаков соблюдал всю Тору, еще до ее дарования ее, то каким образом он мог жениться на двух сестрах? Ведь Тора это запрещает. Ибо написано в ней: «И жены к ее сестре не бери в соперницы» (Ваикра, гл. 18, ст. 18).

Оказывается, он соблюдал Тору только в пределах Эрец Исраэль, но не заграницей. Поэтому на входе в Израиль умирает одна из сестер — мать Йосефа, Рахель. Только похоронив Рахель на границе, Яаков смог войти в Израиль.

Таким образом, у Йосефа только отец удостоился могилы в Израиле. От отца, как мы помним, родившийся ребенок получает кости. Поэтому кости Йосефа, но не плоть, были захоронены в Шхеме, на территории Израиля.

У Моше, ни отец, ни мать не были похоронены в Израиле. Вот и могила самого Моше оказалась за пределами Земли Обетованной. 

 

на основе комментария раби Иешаягу hа-Леви Горовица

(был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме, автор комментариев к Торе и Талмуду, объединенных под общим названием «Шней Лухот hа-Брит», в аббревиатуре — А-Шла; Чехия – Польша – Германия – Израиль; вторая половина 16-го – первая половина 17-го вв.)

 

 

 

4. Милость и Истина

 

Итак, в нашей недельной главе читаем, что Яаков просит Йосефа поклясться, что тот проявит истинное милосердие и не похоронит его в Египте (Берешит, гл. 47, ст. 29).

Комментируя эту просьбу, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что истинным милосердием называют милосердие, которое проявляют по отношению к усопшему. Потому что тот, кто проявляет его — не ожидает ответной благодарности. 

Впрочем, в Талмуде (трактат Моэд Катан, лист 28) говорится, что того, кто оплакивает умерших — тоже будут оплакивать. И тот, кто участвует в похоронах — удостоится быть похороненным.

Выходит, награда все же существует? 

Тогда милосердие к умершему, не такое уж и истинное. Ведь можно предположить, что проявивший его, действовал не из альтруистических побуждений, но — в расчете на награду в будущем. 

Однако человек, который принял участие в похоронах, и тем самым сделал добро покойному, вряд ли подумает, что покойный ответит ему тем же. Он может только надеяться, что ему будет дарована награда Свыше, и другие люди, когда завершится его жизненный срок, тоже проявят к нему милосердие.

Более того. Люди, как правило, предпочитают прожить подольше и отгоняют от себя мысли о собственных похоронах.

Так или иначе — не совсем понятно все же выражение «истинное милосердие». Разве бывает милосердие ложное?

Оба слова «истина» и «милосердие» встречаем в Танахе, где сказано: «Дай истину Яакову, милосердие — Аврааму» (книга пророка Михи, гл. 7, ст. 20).

Возникает вопрос: почему истину — Яакову, а милосердие — Аврааму?

Лучше понять суть процитированного здесь высказывания поможет притча.

Богач решил сделать своему другу царский подарок — тысячу золотых. Все было взвешено и продумано, непонятной осталась только одна деталь: как на это отреагирует жена богача. Точнее, все как раз было ясно — она, несомненно, будет возражать.

Чтобы решить эту проблему, богач выписал вексель на имя своего друга, сроком на один месяц. Дело выглядело так, будто бы богач задолжал другу тысячу золотых. Для пущей правдоподобности он пригласил двух свидетелей, чтобы они поставили свои подписи под векселем.

Когда настал указанный в векселе срок возврата долга, богач сказал себе: «Теперь жена точно не сможет мне помешать сделать подарок другу. Ведь суд, на законных основаниях обяжет меня оплатить вексель. Комар и носа не подточит, не то, что жена».

Этот подарок одновременно — и истина и милость. Истина, потому что вексель — это законный документ, обязывающий выплатить указанную в нем сумму. А сумма эта представляет собой пожертвование, то есть — милость.

Теперь вернемся к цитате из Танаха.

Всевышний заключил союз с Авраамом и поклялся, что отдаст его потомкам во владение Эрец Исраэль. Это — проявление милости.

Со временем обещание Всевышнего превратится в долг. Ведь Он поклялся сделать это, и с точки зрения истины и справедливости, этот долг необходимо оплатить. Поэтому и сказано: «Дай истину Яакову».

Поскольку обещание дано Аврааму, то в качестве адресата проявления хеседа (милосердия) упомянут именно он, Авраам.

Написано: «Дай истину Яакову, а милосердие — Аврааму».

Теперь нам понятно, что имел в виду Яаков, обращаясь к Йосефу словами — «Окажи мне истинную милость».

Если бы Йосеф не клялся, но просто пообещал исполнить просьбу отца, он должен был бы это сделать из милосердия. Но когда он еще и поклялся — на него легла обязанность исполнить обещанное, чтобы не нарушить истинность своей клятвы.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(магид — в условном переводе «рассказчик»; здесь — раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

5. Из Египта в Израиль по подземным ходам

 

Яаков заклинает Йосефа не хоронить его в Египте. «Поступи со мной милосердно и правдиво, — говорит он сыну. — Не хорони меня в Египте» (Берешит, гл. 47, ст. 29).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) называет несколько причин, объясняющих нежелание Яакова быть погребенным в Египте.

Накануне Исхода сынов Израиля из Египта, Египет поразят десять ударов, десять казней. Одна из них — казнь вшами, когда пыль и верхний слой почвы превратятся во вшей (см. Шемот, гл. 8, ст. 12—14). Яаков не хотел, чтобы вши кишели на его теле. 

Другая причина — потому что умершие и погребенные за пределами Земли Израиля восстанут из мертвых лишь после мучительного перемещения под землей. 

И еще Яаков опасался, чтобы жители Египта не сделали его объектом идолопоклонства (не стали бы поклоняться ему как идолу).  

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 111) обсуждается тема воскрешения умерших, которое состоится во время окончательной геулы (избавления), после прихода Машиаха.

Раби Элазар (Учитель Мишны, 2-й век) говорил, что за пределами Израиля умершие не оживут. Как сказано: «И отдам славу в страну жизни» (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 26, ст. 20). Здесь под выражением «страна жизни» подразумевается Эрец Исраэль.

То есть оживление умерших будет проходить только на территории Израиля.

Но как же праведники, покинувшие земной мир вне Земли Израиля? Неужели возрождение из мертвых не распространится на них?

Понятно, что оно не затронет злодеев. Ведь даже те злодеи, которые умерли в Израиле — не оживут. Тем более — не оживут они, умерев за пределами Эрец Исраэль.

Но, вот, праведники — те, которым не довелось быть похороненными на территории Земли Израиля. Что будет с ними, когда окончится галут (изгнание)?

Их кости начнут перекатываться под землей, пока не достигнут Эрец Исраэль. И уже там для них начнется процесс возрождения.

Перекатывание под землей? Но ведь это мучительно? Неужели праведники будут подвергнуты мучениям и страданиям?

Иную грань Истины открывает во всем этом Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века).

Он объясняет, что для праведников, умерших заграницей, под землей приготовлены специальные тоннели и проходы. С их помощью они доберутся до Израиля и выберутся там из подземелья наверх, на поверхность земли. 

Таким образом, людей, умерших вне пределов Израиля, можно разделить на три условные группы. Тела злодеев никуда не переместятся и не оживут. Они так навсегда и останутся лежать в чужой земле, в туме (в духовной нечистоте).

Кости людей, которые вели, по большому счету, праведный образ жизни, и все же за ними числятся какие-то проступки, с наступлением геулы начнут перекатываться под землей, причиняя им страдания, пока не достигнут Эрец Исраэль. Там они поднимутся и возродятся.   

Что же касается праведников без изъяна — они встанут на ноги, по тайным подземным ходам пройдут до Израиля, выйдут из подземелья через пещеры и будут оживлены. 

Таким образом, получается, что оживление мертвых будет только на территории Израиля. Но удостоиться его смогут и некоторые умершие вне пределов Эрец Исраэль, либо ценой страданий от перекатывания их костей, либо с помощью подземного «марш-броска».

Теперь вернемся к Яакову и Йосефу. Они оба были праведными людьми. Их праведность ни у кого не вызывает сомнений.

Почему же им было так важно, чтобы их похоронили в Израиле? Ведь, даже, если они будут похоронены в Египте, когда настанет час оживления умерших, Всевышний выведет их через подземные ходы и приведет прямехонько в Эрец Исраэль. 

Но ни Яаков, ни Йосеф — не считали, что они достойны такого чуда.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц