Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Аазину»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 32, ст. 1 - гл. 32, ст. 52.

 

Почему она так называется?

В начале первой фразы сказано: «Вслушайтесь Небеса, и я буду говорить...».

Вслушайтесь на иврите — аазину.

 

Обсуждение главы Аазину

 

1. Хочешь, чтобы сын был праведником — покажи пример

 

Написано в нашей недельной главе: «Губит себя самого, не ему его сыновья, из-за порочности их — поколение упрямое и извращенное. Этим вы воздаете Всевышнему, неблагодарный и неразумный народ? Ведь Он твой Отец и Создатель, Он тебя сотворил» (Дварим, гл. 32, ст. 5-6).

Слова, вроде — понятные. Но общий смысл этого фрагмента — ускользает. Что ж, попытаемся разобраться.

Бывает, что прегрешение совершают несознательно, по ошибке. Но бывает — и вполне осознанно, что гораздо хуже.

Сознательные прегрешения можно разделить на две группы: в первую отнесем совершаемые ради собственного удовольствия, во вторую — осуществленные, чтобы «насолить» Всевышнему.

Прегрешения второй группы, конечно же, серьезнее и наказываются с большей строгостью.

Один человек нарушал предписания Торы ради собственного удовольствия. Но детей растил в строгости — хотел, чтобы были праведниками.

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 63) говорится, что, совершая нарушение, человек, как правило, делает это — для себя. Для своей выгоды, своего удовольствия. И действительно, нужно быть последним глупцом, чтобы нарушать ради других, ничего не получая взамен.

Так вот, наш «герой» с удовольствием посещал некашерные рестораны, где баловал себя, разными деликатесами, но детям своим ничего подобного не позволял. С какой стати разбазаривать деньги? Он любил повторять, что дети должны питаться дешево и кашерно.

Можно сказать, что в нашем фрагменте описана подобная ситуация.

«Губит себя самого» — позволяет себе нарушать заповеди.

«Не ему его сыновья» — он не согласен, чтобы его дети поступали так же, как он. Если заповеди нарушают они, в его глазах это — порок. И он не желает с этим мириться.

Его дети должны быть праведниками. Только он не понимает, что это невозможно. Ведь дети видят, что образ жизни отца весьма далек от праведного.

С другой стороны, дети обычно любят подражать своим родителям. Поэтому, как бы отец ни наставлял своих детей, как бы ни увещевал их — пока он не покажет личный пример, дело не сдвинется с мертвой точки.

Тот, кто хочет иметь достойное потомство, должен развить в себе богобоязненность, Как сказано: «Счастлив муж, боящийся Всевышнего, страстно любящий заповеди Его. Крепким будет на земле потомство его, поколение прямодушных благословится» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 112, ст. 1-2).

Человек за свою жизнь проходит несколько стадий развития. Он рождается маленьким розовым человечком, умеющим только требовать и иногда улыбаться. Затем он растет, мужает, учится, набирается сил, формируется как личность.  Он проходит стадии ребенка и юноши. Вместе  с мышцами растут его желания и вожделения. И вот, наконец, он становится мужем, добрым молодцем — достигает максимума во всех уровнях своего развития: физическом, умственном, моральном. И именно сейчас, когда в его сердце бушует нешуточный ураган страстей, когда его разум окутывают столь присущие добрым молодцам всевозможные вожделения, а его физические силы обещают возможность реализации всего, что рождают чувства.

Именно в этот период особенно нужна богобоязненность. Счастлив тот, кто\. будучи мужем в полном расцвете сил, на пике вожделений и страстей — трепещет перед Всевышним и выполняет Его Волю.

Некоторые живут в свое удовольствие, разбазаривая дни и годы, и лишь на склоне лет удостаиваются обратиться к Творцу. Поэтому — счастлив тот, кто служил Всевышнему, не только когда сделался дряхлым старцем, но — будучи крепким мужчиной.

Конечно, если не соблюдающий заповеди человек, состарившись, пересмотрит свою жизнь и сделает тешуву (раскается, вернется на пути, указанные Творцом) — Всевышний примет его тешуву. Как сказано: «Принимаешь Ты человека вплоть до изничтожения» — вплоть, до изничтожения души.

То есть пока душа держится в теле — человек еще может сделать тешуву. Сказано в Танахе: «Возвратитесь, сыны человеческие!» (Теилим, гл. 90, ст. 3).

Только из детей бывшего нарушителя, того, что раскаялся в старости, едва ли выйдет толк. Ведь они видели все неблаговидные поступки отца и стали жертвами его влияния.

Но если он муж, добрый молодец и при этом — «боится Всевышнего и страстно любит заповеди», то «крепким будет на земле потомство его». Дети будут видеть его пример и учиться на нем. Они вырастут богобоязненными и прямодушными, а «поколение прямодушных — благословится».

И еще важно понять одну вещь.

Ты хочешь, чтобы твой сын вырос праведником? А как с этим обстоят дела у тебя самого? Ведь ты сам — тоже сын, сын Всевышнего, и Он очень хочет, чтобы Его сын был праведником.

Поэтому вдумайся в слова — «Этим вы воздаете Всевышнему, неблагодарный и неразумный народ? Ведь Он твой Отец и Создатель, Он тебя сотворил».

Следуй Воле своего Отца, и тогда твой сын будет следовать твоей.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Испорченность от вава до алефа

 

Написано в нашей недельной главе: «Растление перед Ним, не Ему Его сыновья, из-за порочности их — поколение упрямое и извращенное» (Дварим, гл. 32, ст. 5).

На иврите «ло», в зависимости от написания, может означать отрицание, может — принадлежность. Проблематика нашего фрагмента как раз и выражена, благодаря этому «ло».

Сыновья, вместо того, чтобы быть Его сыновьями (ло через букву вав) стали — «не сыновьями» (ло через алеф, как отрицание).

В этом и заключается растление.

Царь Давид наставляет нас в своих Псалмах: «Узнайте, что Всевышний — это Творец, Он сотворил нас, и мы — Его, народ Его и паства Его» (Теилим, гл. 100, ст. 3).

Всевышний только тогда воспринимает нас своим народом, Его паствой — когда мы своими делами показываем, что мы принадлежим Ему. Когда мы идем путями, которые Он нам указал, и не гневим Его.

Ошибка евреев, которая стала причиной их растления, состояла в том, что они полагали, что, будучи сынами Всевышнего, могут нарушать Его Волю. Отец, мол, будет делать поблажки и все простит.

Но на самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Отец требует от своих сыновей большего. Ведь они должны показывать пример всем остальным.

Всевышний только тогда наш Отец, когда мы осознаем, что принадлежим Ему.

Это и подразумевается в нашем фрагменте — «Растление перед Ним, не Ему Его сыновья, из-за порочности их». Растление заключается в том, что мы перестали чувствовать, что принадлежим Ему. Мы ведем себя не как Его сыновья. И за это («из-за порочности их»), из-за нашей испорченности, полагается наказание.

Об этом сказано — «поколение упрямое и извращенное».

Упрямое — потому что упрямо не желаем признать, что принадлежим Ему. И извращенное — так как, вместо сыновней любви, вместо почитания Отца, демонстрируем холодность и отчужденность.

Еще наш фрагмент дает намек на 40 дней от начала месяца элул до Йом Кипура\. включительно.

Дурное начало человека (на иврите — йецер hа-ра) весь год старается склонить его к нарушению заповедей Творца. Но с наступлением месяца Высшего Милосердия, элуля, у человека появляется хорошая возможность отринуть ошибет, сойти с пагубного пути, ведущего в Геином (в условном переводе — ад, преисподняя), очистить свою душу тешувой (возвращение на пути Торы) и раскаянием, заслужить этим прощение Всевышнего и начать все с чистого листа.

Этот благодатный период продолжается 40 дней: 30 дней элуля и 10 дней раскаяния — от Рош hа-Шана до окончания Йом Кипура.

Человек разумный — не преминет воспользоваться этой чудесной возможностью. Тот же, кто ее упустит — упрямец, погрязший в пороке.

Первое слово нашего фрагмента можно перевести как «растленный человек» — который погряз в пороке. Из букв второго и третьего слов можно составить название месяца элуль.

Следующее слово — «банав» (его сыновья). Его можно прочесть и как — «бонав» (его строители).

С учетом всего этого получаем, что месяц элуль предназначен для того, чтобы человек мог выстроить себя.

Но не только элуль благоприятен для самосовершенствования.

Следующее слово нашего фрагмента — «мумам» (их порочность, их изъян), можно прочесть как «мем ве-мем», или — «мем» и «мем».

Гематрия (числовое значение) буквы мем — 40. А у нас их две. Значит, имеются в виду 40 дней и 40 ночей.

Выходит, самое подходящее время для тешувы, это 40 дней и 40 ночей от начала элула и до окончания Йом Кипура.

Те, кто не совершает тешуву —  «поколение упрямое и извращенное".

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Чтобы ты ни делал — ты делаешь это для себя

 

В Торе дается оценка человеку, не желающему соблюдать заповеди. Написано: «Губит себя самого, не ему его сыновья, из-за порочности их — поколение упрямое и извращенное» (Дварим, гл. 32, ст. 5).

В комментарии к этой недельной главе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что нарушитель, своим наплевательским отношением к заповедям, прежде всего, наносит вред себе. Причинить вред Всевышнему он — не в силах.

«Губит себя» —  каким бы порочным он ни был, хуже от этого лишь ему самому.

Фразу «Не ему его сыновья» можно понять и так: не Ему (то есть, не Всевышнему) его порождения. Порождения нарушений и прегрешений, дурные поступки — бумерангом обрушиваются на его голову, н не нанося Творцу даже малейшего ущерба.

Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) отмечает, что проступок, совершенный человеком, несет в себе добавку — наказание за этот дурной поступок. Эта добавка образуется помимо воли нарушителя.

При такой схеме эффективность функционирования нашего мира значительно возрастает. Получается, что нарушитель заботится не только о причинении зла, но и о том, чтобы его за это наказали по справедливости.

Для иллюстрации этой мысли перескажу притчу.

На окраине одного столичного города жила бедная вдова. Точнее не жила — ютилась в крошечном полуразрушенном строении. Она ходила по домам своих более успешных сограждан и просила подаяние. Кто-то принимал ее хорошо, по-доброму, с улыбкой, некоторые помогали, чем могли. Были и такие, что не пускали нищенку на порог. От нее никто никогда не слышал ни упреков, ни проклятий, ни слов благодарности. Каким бы ни был результат ее визита, она всегда говорила: «Что бы человек ни делал, он совершает это ради себя».

Как-то раз бедной вдове улыбнулась удача, блеснув золотым зубом. Она попала в поле зрения самой королевы. Та послала за ней фрейлину и пригласила во дворец. Во дворце нищенку принимали по-королевски. Ее окружили вниманием, накормили вкусным обедом, а перед уходом королева лично вручила ей дорогой подарок.

Женщина же, в своем репертуаре, вместо слов благодарности, произнесла свою излюбленную фразу: «Что бы человек ни делал, он совершает это ради себя».

Королева, не ожидавшая подобной реакции, была возмущена. И велела придворному кондитеру испечь камберлендский пирог.

Когда пирог был готов, королева собственноручно начинила его ядом из шкатулки с потайным дном.

Пирог доставили на окраину города в дом бедной вдовы. Он выглядел весьма аппетитно, так и просился в рот, и женщина уже было собралась отведать его, но потом все же решила, что такой роскошный пирог негоже есть одной — лучше приберечь для гостей или на праздник.

В общем, пирог с великими почестями был водружен на полку буфета и стал там ждать более подходящего случая.

На следующий день принц крови, единственный сын правящей королевы, охотился в окрестностях столицы. Спасаясь от дикого вепря, он бежал куда глаза глядят и оказался в лесной чаще. Он долго плутал, не зная как выбраться из леса. Но вот, наконец, обессиленный и голодный, в изодранной одежде, он вышел к какому-то разваливающемуся строению, стоявшему на краю пустыря. Это был дом вдовы. Там он отдохнул и подкрепил силы необычайно вкусным пирогом, в котором угадывалась рука придворного кондитера.

Он еще успел дойти до дворца, но на самом пороге ему вдруг сделалось дурно. Заплетающимся языком, принц рассказал о своем приключении, и его душа отлетела.

Что бы человек ни делал, в конечном итоге, он делает это для себя…

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(раби Исраэль бен Элиэзер, первая половина 18-го века)

..

 

 

4. Не быть неблагодарными

 

В нашей недельной главе читаем: «Этим вы воздаете Всевышнему, неблагодарный и неразумный народ? Ведь Он — Твой Отец и Создатель, Он тебя сотворил» (Дварим, гл. 32, ст. 6).

В этой фразе явно слышится упрек. Попробуем понять, чем он спровоцирован.

Известно, что в Торе содержатся несколько Имен Всевышнего, каждое из которых подчеркивает какой-либо специфический аспект, связанный только с этим, конкретным Именем.

Имя, использованное в нашей фразе, дает намек на меру Милосердия. Когда Творец проявляет ее  — жизнь начинает течь легко и привольно. Человеку, удостоившемуся оказаться в этом течении, сопутствует успех во всех его начинаниях. Он просто купается в изобилии.

Нередко бывает, что такие периоды портят людей. Вместо того, чтобы благодарить Всевышнего за проявленную милость, везунчик, случается, ограничивается самолюбованием: я, дескать, достиг всего своими руками, продемонстрировав собственную силу и ловкость, таланты и способности. Именно об этом в Торе сказано: «Разжирел Йешурун, и стал брыкаться» (Дварим, гл. 32, ст. 15).

Таким людям и адресован упрек, содержащийся в нашей фразе — «Этим вы воздаете Всевышнему?». Творец ради них проявил Милосердие, а они все успехи приписали себе. Это — удел неблагодарных.

Если евреи даже не думают раскаиваться, Всевышний отправляет их в изгнание — скитаться по пустыне народов. Так сыны Израиля мало-помалу превращаются в «неблагодарный и неразумный народ», в объект унижений и насмешек.

Как исправить эту ситуацию, которая запутывается все больше и больше?

Очень просто. Нужно отойти от зеркала и повернуться лицом к «Отцу и Создателю», к Всевышнему, который «тебя сотворил».

выражение «неблагодарный и неразумный народ» Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство, и учеником раби Акивы; племянник римского императора Тита) в своем комментарии-переводе на арамейский язык объясняет, что выражение «неблагодарный и неразумный народ» означает — народ, получивший Тору, народ не разумный.

Этот комментарий едва ли способен внести ясность. На каком основании Онкелос слово «наваль» (в нашем переводе — «неблагодарный») связывает с народом, получившим Тору? Оно, скорее, более уместно, характеризуя народ, отвергающий Тору.

Еще раз перечитаем описание акедат Ицхак (когда Всевышний велел Аврааму принести в жертву своего единственного сына Ицхака). В том отрывке написано: «И построил там мизбеах (в условном переводе — жертвенник), и разложил он дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на мизбеах, поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял он нож, чтобы заколоть сына своего. И воззвал к нему малах (в условном переводе — ангел) с Небес и сказал: Не простирай руки твоей к отроку, и не делай ему ничего. Ибо теперь знаю, что боишься Всевышнего ты — и не сокрыл ты сына твоего, единственного твоего от Меня» (Берешит, гл. 22, ст. 9-12).

В Торе не уточняется, что все эти действия совершил Авраам. За исключением только самого последнего — «И простер Авраам руку свою».

Наши праотцы (Авраам, Ицхак и Яаков), как известно, не получили Тору, но выполняли все ее заповеди.

Дело в том, что их тела были настолько освящены, настолько связаны со святостью, что как только появлялась возможность исполнить ту или иную заповедь, они тут же ее выполняли в автономном режиме, независимо от их воли и желаний. Так было и во время акеды (приношения Ицхака). Только после того, как Ицхак был связан и уложен на мизбеах, Авраам обратил внимание, что его руки вдруг перестали действовать самостоятельно. Они не брали нож.

И это понятно. Ведь на самом деле, не требовалось буквальное принесение Ицхака в жертву. Поэтому Аврааму пришлось взяться за нож, исключительно по собственной инициативе.

Итак, праотцы, освятив себя, свое тело, достигли такого духовного уровня, что уже не нуждались в формальном принятии Торы.

Мы же, в отличие от них — «народ неблагодарный». Поэтому не смогли столь высоко подняться в своем духовном развитии. И, следовательно, нам необходима Тора и знания о заповедях, содержащиеся в ней.

Теперь стало понятно, почему Онкелос использует определение «народ, получивший Тору» в качестве обвинения. Наши праотцы исполняли всю Тору, даже еще ее не получив. Что же можно сказать о тех, кто, получив ее, не исполняет заповеди.

 

на основе комментария рава Менахема-Менделя из Коцка

(раби Менахем-Мендель Моргенштерн, известен своими острыми, мудрыми высказываниями; Польша, первая половина 19-го века)

 

 

5. Исправить буквы далет и реш

 

В нашей недельной главе мы находим призыв, обращенный к каждому из нас — «Вспомни дни былые, осмысли лета того поколения и этого, спроси отца, и он расскажет тебе» (Дварим, гл. 32, ст. 7).

Все люди, как известно — разные. Если кто-то совершает прегрешение, то духовный ущерб от него зависит еще и от положения, которое занимает нарушитель. Скажем, видный общественный деятель своим нарушением наносит гораздо больше вреда, нежели простой обыватель из толпы.

Когда Адам, первый человек в мире, нарушил Волю Всевышнего и совершил прегрешение — он нанес этим миру колоссальный урон. Кроме всего прочего, пострадали буквы далет и реш.

Во фразе «Слушай Израиль — Всевышний наш, Всевышний Один!» (Дварим, гл. 6, ст. 4), в слове эхад (один) буква далет превратилась в реш. И вместо слов «Всевышний Один», получилось — «Всевышний чужой (ахер)».

А вот в запрете «Не поклоняйся божеству чужому» (Шемот, гл. 34, ст. 14) буква реш вдруг превратилась в далет. Так что, получилось — Не поклоняйся Единому Всевышнему.

Один из элементов наказания Адама обозначен в Торе фразой — «Шип и репей (в оригинале — дардар) произрастит тебе» (Берешит, гл. 3, ст. 18).

Слово «дардар» составлено из двух букв далет и двух реш. Адам причинил ущерб буквам далет и реш. Поэтому в качестве наказания получил дардар.

Продолжением преступления и наказания Адама стал Амалек. Как сказано: «Война у Всевышнего с Амалеком из поколения в поколение (в оригинале — ми-дор дор)» (Шемот, гл. 17, ст. 16).

Выражение «ми-дор дор» (из поколения в поколение) тоже включает в себя уже знакомые нам по дардару, две пары далет-реш.

Когда промах первого человека будет полностью искуплен, и причиненный им ущерб компенсируется — тогда сотрется и исчезнет из Поднебесья имя Амалек.

Исправлением и починкой всего того, что пострадало в результате ошибки Адама, будут заниматься последующие поколения — его сыновья и внуки.

О необходимости проведения этих ремонтных работ и говорится в нашем фрагменте, где написано: «Вспомни дни былые, осмысли лета того поколения и этого».

Выражение «дор ва-дор» (то поколение и это) намекает на необходимость исправления букв далет и реш.

Тора призывает нас осмыслить катастрофу, которая произошла на заре человеческой истории, и найти способ, позволяющий справиться с ее последствиями. Ну, а если не найдешь выхода — не отчаивайся, спроси у отца, спроси у мудреца.

Твой вопрос не повиснет в воздухе. Ты обязательно получишь ответ…

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

Автор текста Мордехай Вейц