Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.
История происхождения на иврите — толдот.
Обсуждение главы Толдот
1. Может ли навредить бераха от «бавы»
В Торе очень кратко и сжато рассказывается о начале семейной жизни Ицхака и Ривки. И мы читаем: «Когда Ицхаку было сорок лет, он женился на Ривке... сестре арамейца Лавана. Но жена оказалась бесплодной, и Ицхак молился о ней Всевышнему» (Берешит, гл. 25, ст. 20-21).
Ривка была бесплодна, потому что получила благословение от своего брата злодея-Лавана — «Сестра наша, вырасти в тысячи и десятки тысяч» (Берешит, гл. 24, ст. 60).
Чтобы никто не подумал, что Ривка родила, благодаря берахе (благословению) Лавана — у нее не было детей на протяжении 20-ти лет. И пока Ицхак не вознес молитву, наполненную духовными устремлениями и возвышенными движениями сердца, пока Ицхак полностью не нейтрализовал тлетворное влияние Лавана, Ривка была не в состоянии забеременеть.
В Торе эта идея дается намеком.
Ривка, как известно, была дочерью арамейца Битуэля. Первые буквы слов «Ривка дочь Битуэля-арамейца» (в оригинале) складываются в слово «ревава» (десятки тысяч). Это те самые десятки тысяч, которыми Лаван благословил Ривку. И эта бераха, как видим, не только не подействовала, не принесла пользу, но, наоборот — стала препятствием, вредила. До тех пор, пока Ицхаку не удалось полностью, без остатка, ее вытравить. Хотя «остаток» все же был. И назвали его — Эсав.
Те давние события преподносят
урок, актуальный во все времена, а в наше — особенно.
Некоторые люди смекнули, что есть неплохой способ заработать. Рядясь в
колоритные одежды, они выдают себя за всевозможных провидцев, чудотворцев,
кабалистов, наделяют себя звучными титулами — «раби», «кадош» (в
буквальном переводе — святой), «мекубаль» (каббалист-мистик) или даже «бава»
(ударение на последнем слоге; в переводе с арамейского — «врата»). И многие
клюют на эту пеструю наживку, и выстраиваются в очередь за благословением. Одни
— в надежде без усилий, одним махом изменить свою жизнь к лучшему, другие —
хватаются за возможность получить бераху «праведника», словно утопающий
за соломинку.
Кто-то искренне верит в чудодейственную силу такого благословения, кто-то — просто рассчитывает на «вдруг». И абсолютно все уверены, что эта бераха, как минимум — не повредит. Но — напрасно. Такое «благословение» может нанести серьезный вред. К примеру. Ривка от этого 20 лет была бездетной. А сколько она натерпелась от Эсава!?
К великому сожалению, в нашем поколении, как никогда раннее, развилась мода на «чудодейственные сгулот» (мн. ч. от слова сгула — молитвы, артефакты или действия, которые, как считают, могут оказать на происходящее с человеком позитивное влияние). Это новое веяние настырно теснит, зарекомендовавшие себя веками и тысячелетиями истинные традиционные ценности — соблюдение заповедей Торы, надежду на Творца мира. Кому-то стало очень выгодно представить иудаизм — «смесью мистики и сгулот».
Одной паре долгое время не удавалось обзавестись детьми. Муж пришел к раву Нисиму Карелицу за советом и спросил его:
— Может, мне стоит осуществить шилуах hа-кен (заповедь Торы; если человеку вдруг попадется гнездо с птицей, высиживающей птенцов, он должен прежде отогнать птицу и лишь затем может взять себе птенцов)? Ведь известно, что это сгула для бездетных.
— Сгула? — переспросил раввин. — Это, милый мой, мицва (заповедь)! Действительно, того кто выполняет эту заповедь Всевышний благословляет детьми. Но не ради этого нужно ее выполнять. Все заповеди, без исключения, следует исполнять только потому, что такова Воля Творца.
Лучшая и самая действенная сгула, это — «И будете мне сгулой» (Шемот, гл. 19, ст. 5).
Когда сыны Израиля делают все, чтобы стать сгулой, сокровищем Всевышнего — принимают на себя Его власть — Он открывает перед ними все Свои сгулот. Без всякой мистики.
У молодого ученика йешивы тяжело заболел отец. Для лечения использовали все возможности конвенциальной медицины. Но и о духовных путях не забыли. Если уж лечить, то и силу берахот и сгулот не следует сбрасывать со счетов.
И вот, сын записывается на прием к известному провидцу и чудотворцу. Тот велел положить в один карман больного книгу Разиэль hа-Малах, для исцеления больного, в другой — мезузу, чтобы его охраняла и берегла.
Все исполнили в точности. Специально приобрели редкое издание книги и мезузу самой высочайшей кашерности. Но состояние больного только ухудшалось.
«Раби» в связи с этим велел еще строже соблюдать его предписания. А бераха, вышедшая из его уст, казалась объемной и осязаемой.
Заказали мезузу у софера (переписчик Свитков Торы, текстов для тефилинов и мезуз), обладавшего такой небывалой святостью, что простому человеку к нему страшно было приблизиться. Эту мезузу положили на подушку рядом с головой тяжелобольного. По словам бавы, теперь ему ничто не угрожало, все хвори были обязаны его оставить. Но вскоре, испытывая мучения, он умер.
Прошли годы, и его сын, изучая галахический кодекс Шулхан Арух (раздел Йоре Деа, гл. 289, п. 2) понял, что мезуза должна быть укреплена на входе, на дверном косяке — в строгом соответствии с выработанными Учителями правилами. Тогда Всевышний духовно будет охранять этот вход. Но если правила не соблюдены — ни о какой охране не может быть и речи.
Более того, неправильно используемая мезуза не только не приносит пользы, она, по словам Учителей, подобна ножу, разящему в глаз — может причинить существенный вред.
Таким образом, мезуза на подушке больного отца не только не способствовала его защите или исцелению, но, по всей видимости, еще и ускорила его кончину.
В Талмуде (трактат Мегила, лист 24) сказано, что если человек придаст своим тефилин круглую форму (вместо квадратной) — он не только не выполнит заповедь, но и подвергнет себя опасности.
Когда человек использует Имена Всевышнего не для той заповеди, для которой они изначально написаны — он подвергает себя опасности.
С помощью круглых тефилин — невозможно выполнить заповедь. Значит, вложенные в них тексты с Именами Творца, написанные для тефилин, несут в себе угрозу человеку, который поступил так с ними. То же — и с используемой не по назначению мезузой.
В заключение пожелаю экономического процветания всем великим кабалистам, чудотворцам, провидцам, бавам, шарлатанам и аферистам — чтобы у них не было нужды зазывать к себе людей.
А людям, прежде чем записаться к
кому-то из них на прием — неплохо было бы осознать, что посещение подобных
личностей может оказаться не просто бесполезным, не только разорительным, но и
принести немалый вред и подвергнуть серьезной опасности...
на основе комментариев рава Нисима Кaрелица
(один из ведущих знатоков Галахи, возглавлял раввинский суд в Бней-Браке и колель «Хазон Иш»; Израиль, 1926-2019 гг.),
рава Шмуэля Вознера
(один из авторитетнейших раввинов нашего времени, Бней Брак, Израиль, 1913-2015 гг.)
и рава Ицхака бен Моше из Вены
(автор книги «Ор Заруа», Австрия, 1180-1250 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц