Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бешалах»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 13, ст. 17 - гл. 17, ст. 16.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе: «И было, когда послал (отпустил) фараон (еврейский) народ…».

Бешалах в переводе на русский язык означает — «когда послал».

 

Обсуждение главы Бешалах

 

1. Разница между народом и сынами Израиля

 

Есть недельные главы посвященные галуту (изгнанию), есть — такие, как наша, посвященные геуле (избавлению). И здесь читаем: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний короткой дорогой, через страну филистимлян... чтобы не передумал народ при виде войны, и не возвратился бы в Египет. И направил Всевышний народ через пустыню к морю Суф, и вышли сыны Израиля вооруженными из земли Египетской» (Шемот, гл. 13, ст. 17-18).

В этом фрагменте несколько раз использовано слово «народ». Вместе с тем, здесь же встречаем и выражение «сыны Израиля». Возникает вопрос: несут эти слова особую смысловую нагрузку или использованы для разнообразия?

Если исходить из того, что слово «народ» повторено несколько раз подряд, и лишь затем используется выражение «сыны Израиля», то о чередовании в угоду стилистике, речь, скорее всего, не идет..

Сыны Израиля поставили перед собой цель — во что бы то ни стало совершить восхождение на Святую Землю. Их не пугает опасность войны, они вышли из Египта вооруженными. Они готовы принять бой с любым противником, потому что уповают на Всевышнего и верят, что Он приведет их к победе.

Народом же тут названа группа людей с недостатком веры. Они вышли из Египта, со страхом озираясь по сторонам, готовые пуститься в бегство при первой же угрозе. Почувствовав приближение войны, они сразу, бегом вернулись бы в Египет — быстрее, чем его покинули. Поэтому и написано: не повел их Всевышний короткой дорогой, через страну филистимлян... чтобы не передумал народ при виде войны.

Недостаток веры значимо увеличивает скорость бегства. Только из-за этих людей «направил Всевышний народ через пустыню к морю Суф

Сыны Израиля вышли из Египта во всеоружии. Их вера во Всевышнего и желание служить Ему, согласно Торе — и на Святой Земле, было столь велики, что короткая, пусть и опасная дорога была для них предпочтительней. 

Готовя военную операцию, командир должен принимать во внимание возможности самых слабых своих солдат. И на них строить свой план. Ведь там, где справятся слабаки, сильные справятся — и подавно. Но если слабые провалятся — это поставит под удар и богатырей. Поэтому, Всевышний повел всех более спокойным путем, через пустыню.

Впрочем, если бы Всевышний, сориентировавшись только на сынов Израиля, повел бы всех евреев короткой дорогой, через страну филистимлян (тему войны вынесем за скобки) — возникла бы проблема с дарованием Торы. Ведь этот путь не вел к Синаю..

Тогда дарование Торы состоялось бы либо в другом месте, либо в другое время. То есть, если бы сыны Израиля, достигнув Кенаана (будущий Израиль), отправились бы после этого получать Тору, они бы не успели прийти на Синай к началу Сивана

Таким образом, если бы все евреи, вышедшие из Египта, были безупречны в своей вере и не страшились войны — Всевышний, вероятно, повел бы их короткой дорогой. И они пришли бы в Эрец Исраэль гораздо раньше. И ее освоение сопровождался бы чудесами, не меньшими, чем Исход из Египта, а дарование Торы состоялось бы, например, в Иерусалиме.

Но тогда у нас была бы совсем другая история, которая, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

 

на основе комментариев рава Элиэзера-Давида Гринвальда

(автор книги «Керен ле-Давид», Венгрия, 1867-1928 гг.)

и комментария Хазон Иша

(рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века)

 

 

 

2. Провожающий обретает власть

 

Наша недельная глава начинается словами: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний короткой дорогой, через страну филистимлян... чтобы не передумал народ при виде войны, и не возвратился бы в Египет. И направил Всевышний народ через пустыню к морю Суф, и вышли сыны Израиля вооруженными из земли Египетской» (Шемот, гл. 13, ст. 17-18).

Самое первое слово в этой цитате — ««вайеhи» (в переводе — «и было»).

В Талмуде (трактат Мегила, лист 10) сказано, что «вайеhи» в тексте Торы предвещает беду. Здесь же говорится, что фараон отпускает евреев на свободу. Разве это не радостное событие!?

Еще Авраам и Сара некоторое время жили в Египте. И когда они покидали страну, фараон лично вышел их проводить. Он их проводил всего на четыре шага, но этим действием, он заслужил право поработить потомков Авраама на четыре сотни лет (там же).

Отсюда мы видим, что провожающий обретает некую силу над тем, кого он провожает, а тот попадает в зависимость от него.

Отпустив евреев, фараон, по своему обыкновению, немного проводил их. И это сразу же возымело действие. Об этом читаем уже в продолжение нашего фрагмента — «не повел их Всевышний короткой дорогой, через страну филистимлян... чтобы не передумал народ при виде войны, и не возвратился бы в Египет».

Сыны Израиля более 200-т лет, страдая от рабства, мечтали о свободе. И вот, наконец, настало долгожданное освобождение. Казалось, нужно бежать без оглядки из этого проклятого Египта кратчайшим путем. Но стоило фараону немного их проводить, как сразу стала реальной тема возвращения.

Когда евреи, наконец, вышли к морю Суф и увидели мчащихся к ним на полном скаку египтян, с фараоном во главе, они не на шутку перепугались.

Фараон решил снова сопровождать их? Это еще добавит ему сил и власти над ними.

Часть из них, даже не дожидаясь встречи, изъявила желание вернуться в Египет. Но Моше нашел слова, вселяющие надежду на избавление.

«Не бойтесь, — сказал он, — стойте и смотрите (чтобы не получилось, что египтяне вас сопровождают)... Ведь египтян, которых вы видите сегодня, не увидите больше никогда» (Шемот, гл. 14, ст. 13).

Над морем на мелкие осколки разбилось могущество фараона, и он потерял власть над сынами Израиля.

Вайеhи не только предвещает беду, но и ассоциируется с вскриками — «вай!» или «ой!».

Когда фараон решил отпустить евреев из Египта, несколько человек воскликнули — «ой!». Одним из них был Моше. Ведь он знал, что не сможет войти в Эрец Исраэль (на Землю Израиля).

Проиллюстрирую это притчей.

Один человек стал воспитателем царской дочери, когда та была еще совсем маленькой девочкой. Он обучал и наставлял ее все годы ее взросления. За это время он сильно привязался к своей воспитаннице.

И вот, настал самый радостный день в ее жизни — она собралась идти под венец. Воспитателю выпала честь сопровождать принцессу.

В пророческом видении ему открылось, что он выведет невесту из дома, но в дом жениха не введет, не доживет, умрет по дороге. И он сделался печальнее плакучей ивы.

— Почему в столь радостный день ты ходишь с кислым лицом? — спросили его.

— Как же мне ни печалиться? Ведь я столько лет растил принцессу, так много вложил в ее воспитание. А к свадебному венцу ее приведет другой...

Также и Моше вложил много сил, чтобы освободить евреев из египетского рабства, но оказалось, что он не вправе войти с ними в Израиль.

Но как он это понял?

Написано: «Вот сейчас ты увидишь, что Я сделаю фараону» (Шемот, гл. 6, ст. 1).

Увидишь, что произойдет сейчас. Но то, что случится при вхождении в Кенаан — тебе увидеть не суждено.

Увидишь, что Я сделаю фараону. Но что совершу Я с царями Кенаана — тебе не увидеть.

Проанализировав слова Творца, Моше понял, что не войдет в Израиль, поэтому и произнес скорбно: «ой! Горе мне!».

 

на основе комментария рава Ицхака Миньковского из Карлина

(автор книги «Керен Ора», Беларусь, 1788 – 1851 гг.)

 

 

 

 

3. Мудрый выберет заповеди

 

Написано в нашей недельной главе: «И взял Моше кости Йосефа с собою, потому что заставил тот поклясться сынов Израиля, говоря: Помянет, помянет вас Всевышний, и вы вынесите мои кости отсюда с собою» (Шемот, гл. 13, ст. 19).

На основании этого Учителя в Талмуде (трактат Сота, лист 13) приходят к заключению, что Моше очень любил заповеди. В то время, когда весь Израиль был занят обогащением (собирая золотые и серебряные предметы по домам египтян), Моше выполнял заповедь — разыскал и достал из Нила сундук с останками Йосефа.

Поэтому известное высказывание из Мишлей (Притчи царя Шломо) — «Мудрый сердцем возьмет заповеди» (гл. 10, ст. 8) — в полной мере относится к Моше.

Но почему остальные евреи не поддержали Моше в его трудах? Неужели все они забыли о клятве, данной Йосефу?

Есть такое правило: тот, кто выполняет заповедь — на этот момент освобождается от выполнения другой заповеди.

Всевышний велел сынам Израиля забрать у египтян золотые и серебряные предметы. Выполнением этого наказа они и занимались, не отвлекаясь ни на что другое.

Моше же повеления об экспроприации египетского богатства не получал. Всевышний передал этот указ через Моше — «Скажи народу: пусть возьмет каждый у знакомого... вещей серебряных и золотых» (Шемот, гл. 11, ст. 3).

Колено Леви, к которому относился Моше, было привилегированным, и понятие «народ» на него не распространялось. Поэтому сказанное народу не было адресовано левитам.

Кроме того, наказ не бросать останки Йосефа в Египте исходил, хоть и от праведника, но все же — человека из плоти и крови. А повеление взять богатство у египтян, было дано Всевышним. И евреи предпочли Всевышнего человеку.

Моше, увидев, что все усердствуют в одалживании золота и серебра, задался вопросом — какую заповедь должен выполнить он?

И пришел к выводу, что самое время позаботится об останках Йосефа. За это решение, он и удостоился похвалы — «Мудрый сердцем возьмет заповеди».

Только если посмотреть внимательно — можно увидеть, что слово «заповеди» стоит во множественном числе, что подразумевает, что Моше выполнил не одну, а сразу несколько заповедей.

И действительно, заботясь об останках Йосефа, он выполнил две заповеди одновременно. Кроме исполнения клятвы, Моше еще ускорил Исход из Египта. Потому что евреи не могли покинуть империю, не забрав с собой останки Йосефа. Значит, после сбора египетских драгоценностей, им бы пришлось разыскивать и доставать сундук с костями Йосефа. На это ушло бы некоторое время. Но Моше обо всем уже позаботился.

Вероятно, Моше вместе с останками Йосефа разыскал и захватил останки всех остальных родоначальников колен, что, конечно же, тоже увеличивает число исполненных заповедей. А то, что написано «И взял Моше кости Йосефа с собою», и ни про какие другие останки не говорится, так это потому, что кости Йосефа он нес в руках, а останки его братьев погрузил на ослов.

Моше вывез из Египта и часть материалов, которые в дальнейшем будут использованы для строительства Мишкана (Переносного Храма) — их подготовил еще Яаков. 

 

на основе комментариев рава Элиягу Коэна из Измира

(автор книги «Шевет мусар», Турция)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

4. Быстрее — не всегда лучше

 

Написано в нашей недельной главе: «И перевернулось сердце фараона и слуг его к евреям, и сказали они: что же мы наделали, отпустив Израиль от служения нам?!» (Шемот, гл. 14, ст. 5).

До сих пор мы сталкивались с ожесточением сердца фараона. А теперь сказано, что оно — «перевернулось». Да не просто так, но — «к евреям».

Постараюсь объяснить, что это значит.

Когда египтяне поняли, что сыны Израиля не собираются возвращаться, их позиция по отношению к ним кардинально переменилась. Они принялись оправдывать евреев и обвинять себя.

Сыны Израиля, по большому счету, — думали они, — не так уж и хотели уходить от нас. Они нам во всем (почти) подражали, изо всех сил старались на нас походить. Зачем же мы их прогнали, да еще так решительно? Конечно же, они теперь сами не вернутся, ведь они нас опасаются. Так давайте пустимся в погоню, настигнем их и объясним, что мы вовсе не против того, чтобы они вернулись... 

Получается, что фараон и египтяне воспринимали Исход евреев из Египта, как побег. Но винили в этом — себя. Это следует из продолжения — «что же мы наделали, отпустив Израиль».

Итак, фараон взял на себя ответственность и возложил вину за бегство евреев на свой народ. Но стало ли от этого лучше сынам Израиля?

Разъясню это притчей.

Один богач решил закатить пир на весь мир. Он нанял известную повариху, которая славилась своей кухней. Он снабдил ее всеми необходимыми продуктами — чтобы она приготовила изысканные блюда и чудесные кушанья. Когда же будет все готово, он заберет еду к себе.

Тут нужно отметить, что повариха была весьма дородной женщиной. Она имела обыкновение готовить не спеша и подолгу. Так блюда постепенно набирали вкус, а она во время всего процесса, не стеснялась все пробовать, и все домашние ей в этом помогали.

Таким способом они решали проблему питания.

Запустив длительный процесс готовки блюд для богача, повариха отметила про себя, что на ближайшее время вся семья обеспечена вкусной и качественной едой. Но, вдруг, ей понадобилось срочно отлучиться по делам. Она поручила старшей дочери присматривать за приготовлением пищи и отбыла. А дочь решила продемонстрировать матери и семье, насколько она проворна и опытна в кулинарном искусстве.

К возвращению поварихи вся еда уже была полностью готова и отправлена заказчику. Только мать не выказала ни малейшей радости, наоборот — устроила дочери скандал.

— Вот ты такая шустрая и проворная, все быстро и качественно приготовила, заказчик доволен, хвалит тебя и твою сноровку. А ты подумала, что ближайшее время нам теперь нечего есть?..

Теперь вернемся в реальность.

Всевышний отдал сынов Израиля в руки египтян, в рабство, чтобы те очистились и подготовились к дарованию Торы. И все время, пока те находились в Египте, благословение покоилось на земле, поражая невиданным изобилием и процветанием. Бурно развивались сельское хозяйство, ремесла и торговля. Во всех начинаниях египтянам сопутствовал успех. Только фараон перегнул палку, ужесточив рабство, выжимая из бедных евреев последние соки.

Всевышний вмешался, и запланированное ранее 400-летнее рабство — завершилось в 210-летний срок. На этом миссия сынов Израиля в Египте была закончена.

Всевышний вывел их из Египта. Полосу процветания сменила полоса бедствий и неудач. На этом этапе фараон понял, что его хитроумие и желание как можно быстрее скрутить евреев в бараний рог, сыграли с ним злую шутку. Благословение покинуло его страну. Тогда его сердце и сердца его слуг — «перевернулись».

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

5. Мертвый — не то же самое, что живой

 

Сыны Израиля оказались запертыми в ловушке. Впереди — море, а сзади их преследовали колесницы фараона.

Тогда Моше успокоил народ, сказав: «Не бойтесь, стойте и смотрите, как вас сегодня спасет Творец. И египтян, которые сейчас перед вами — больше никогда не увидите» (Шемот, гл. 14, ст. 13).

Чтобы лучше понять, о чем здесь идет речь, расскажу притчу.

У самого богатого и успешного предпринимателя, главы общины, была единственная дочь.

Когда она подросла, в надежде на хороший куш за посредничество, к ее отцу повадились свахи с полными охапками женихов — один лучше другого. Только тот всех разогнал — он хотел, чтобы мужем дочери стал особенный юноша.

Наконец, нашли очень достойного кандидата, обладателя глубоких познаний в Торе и прекрасных качеств характера. Словом — то, что нужно. Единственный его недостаток заключался в том, что он был из очень бедной семьи.

Но наш богач отсутствие денег у жениха вовсе не считал недостатком. Ведь у него у самого денег было — хоть отбавляй.

Решили сыграть свадьбу. Богач устроил невероятное пиршество и, естественно, все расходы взял на себя. У него была прекрасная коллекция дорогой посуды, в которой даже каждая чайная ложечка была произведением искусства.

Этой посудой, чтобы произвести впечатление на будущего зятя, он и велел сервировать столы.

Новоиспеченный жених, непривыкший к подобной роскоши, больше налегал на деликатесы, а на посуду особого внимания не обратил.

На следующий день после свадьбы, придя с молодой женой в дом своего тестя, он попросил его показать коллекцию удивительной посуды, о которой был наслышан.

— Но ты же видел ее на свадьбе! Неужели совсем не обратил внимания? — выказал тесть легкое раздражение.

— Должен признаться, что изысканная еда затмила собой все. В какой посуде ее подавали — я даже и не заметил...

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Моше знал, что евреи не один год были в рабстве. Египтяне всячески угнетали и порабощали их, делая жизнь горькой и беспросветной. И даже оказавшись на свободе, они насмерть перепугались при виде преследующих их египтян.

Поэтому Моше и призвал их, чтобы они не страшились, говоря: «Не бойтесь, стойте и смотрите, как вас спасет Творец сегодня».

Не отвлекайтесь от чудес Всевышнего, которые он совершает ради вас, лучше следите за ними, а не разглядывайте приближающиеся колесницы.

Но ведь, в продолжение сказано, что «египтян, которых вы видите сейчас, больше никогда не увидите». Так, может, все-таки стоит на них посмотреть?

Впрочем, далее написано: «И увидел Израиль египтян мертвыми на берегу моря» (Шемот, гл. 14, ст. 30).

Моше сказал, что сыны Израиля больше не увидят египтян, а здесь написано, что увидели. Чему верить?

Раввинскому суду как-то предложили разобраться в интересном вопросе. Два компаньона вели совместный бизнес. Но однажды они разругались, причем, так сильно, что один из них поклялся, что больше никогда не посмотрит в сторону своего бывшего друга.

Прошли годы, и друг умер. Прежний компаньон хотел принять участие в похоронах, и хотя бы сейчас попросить у него прощения. Только он не знал, в праве ли он сделать это. Ведь он поклялся не смотреть в его сторону.

Глава суда вынес вердикт, что он может, невзирая на клятву, поступить так. Ведь и Моше обещал, что евреи больше не увидят египтян, а они смотрели на них, когда море выбросило их тела на берег.

Потому что клятва о живом не распространяется на мертвого, — резюмировал раввинский суд. Мертвый — не то же самое, что живой.

 

на основе комментария рава Баруха Эпштейна

(автор труда «Тора темима», Пинск, 1860-1942 гг)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц