Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА «ЭКЕВ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

 

Обсуждение главы Экев

 

1. Награда за выполнение или милость?

 

Наша недельная глава начинается словами: «За то, что вы будете слушать эти законы, и хранить, и исполнять их — хранить будет Всевышний Свой союз и милость, о которых Он поклялся отцам твоим. Он будет любить тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего, и плод земли, хлеб твой, вино твое, и оливковое масло твое и приплод быков твоих» (Дварим, гл. 7, ст. 12-13).

Здесь говорится об обещаниии хранить союз и милость. Только, ведь если одна сторона хранит союз, то и другая должна его выполнять, причем — не из милости.

Иными словами, пока сыны Израиля соблюдают заповеди Торы, награда им положена не из милосердия, но — по праву. Разве не так?

Аналогичный вопрос можно адресовать и написанному в Псалмах царя Давида: «И у тебя, Всевышний, милость, ведь Ты воздаешь каждому в соответствии с его поступками» (Теилим, гл. 62, ст. 13).

Когда Творец платит человеку, и тот получает награду за сделанное — разве это милость?

Ответ на это находим в книге Иова. Причем, ответ — очень еврейский: вопросом на вопрос. Написано там: «Кто предварил Меня, чтобы Я уплатил ему?» (книга Иовв, гл. 41, ст. 3)

Учителя дают объяснение этому ответу в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 27).

Существует заповедь сделать обрезание своему сыну. Но разве человек может ее исполнить прежде, чем Всевышний одарит его сыном?

Есть заповедь, выполняя которую надо установить ограду на крыше дома, чтобы никто с этой крыши не упал. Только, чтобы сделать ограду на крыше, сперва нужно обзавестись крышей. А для — построить дом.

Получается, что человек выполняет заповедь об ограде, благодаря тому, что Творец дал ему крышу над головой. И так — во всем.

Человек выполняет заповедь о четырех видах растений в праздник Суккот, потому что Всевышний дал ему возможность заработать на лулав и этрог (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику).

Фермер отделяет десятину от урожая. Но благодаря кому ему удалось взрастить этот урожай? Ведь могла быть засуха, или нашествие саранчи, других вредителей, мог случиться пожар...

Получается, что исполнивший заповедь не вправе требовать награду за это, поскольку Создатель уже оплатил ему заранее («Кто предварил Меня, чтобы Я уплатил ему?»).

То, что ты обрезал своего сына — прекрасно. Но не забывай, откуда он у тебя. Посмотри вокруг — сколько бездетных пар. Награда за выполнение заповеди, конечно, все же будет выплачена, только это, согласитесь, по сути — милость.

Ситуация меняется, когда человек хочет исполнить заповедь Всевышнего задолго до того, как для этого созрели условия. Например, женщине захотелось отделить халу (об отделении халы — см. на сайте в ответе «Какую бераху произносить, если сам печешь халы на шаббат?», № 2613), еще до того, как она начала замешивать тесто. Точнее, она ощутила потребность исполнить заповедь отделения халы, и поэтому занялась тестом. В этом случае ей по праву полагается награда, не из милости.

И фраза Иова приобретает дополнительный смысл: «тому, кто упредил Меня — Я уплачу».

Когда человек заслужил награду только из милости, он ее получит в Грядущем мире — в нашем мире, как говорится в Талмуде (трактат Кидушин, лист 39), такой награды нет.

Однако когда наградить человека следует по праву — он удостаивается ее и в нашем мире, и в Грядущем.

Теперь вернемся к словам царя Давида — «И у тебя, Всевышний, милость, ведь Ты воздаешь каждому в соответствии с его поступками».

Человек приходит в этот мир не для того, чтобы пролежать диван, уставившись в телевизор. Он рождается, чтобы действовать. В этом — цель его создания.

Выполняя заповеди, он оправдывает свое существование. К тому же, Всевышний наделяет его всем необходимым для соблюдения заповедей. Так, о какой награде может идти речь?!

Но Творец — милостив. И в будущем Он вознаградит за добрые дела и поступки, за выполнение заповедей и изучение Торы, за благотворительность, за помощь нуждающимся, хотя все это входит в круг его непосредственных обязанностей. Ведь, ради этого и сотворен человек.

Если человек не просто несет на себе законы Торы, как ношу, но — радуется всякой возможности их исполнить на практике; когда он живет этим и с нетерпением ждет выполнения очередной заповеди, как глотка свежего воздуха — тогда и Всевышний, согласно правилу мида кенегед мида (мера за меру), ищет возможности отплатить добром. И в настоящем, и в будущем. То есть дает все, что положено по праву, и еще — из милости, сверх того.

 

на основе комментария рава Хаима Тирера из Черновцов

(автор книги «Сидуро шель Шаббат»; Украина – Израиль, город Цфат, 1740-1817 гг.)

 

 

2. Все познается в сравнении

 

Написано в нашей недельной главе: «Благословен ты будешь более всех народов, не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной, также и у скота твоего» (Дварим, гл. 7, ст. 14).

В Талмуде (трактат Бехорот, лист 44) раби Йегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века) разъясняет, что в этом фрагменте, кроме всего прочего, идет речь еще и о молитве. То есть, благодаря этому благословению — ни одна молитва не окажется «бесплодной». Все молитвы принесут плоды.

Использованное в оригинале слово «акара» (бесплодная) имеет тот же корень, что и глагол «лаакор» (удалять, вырывать с корнем). Таким образом, подразумевается, что молитва ляжет на благодатную почву и не будет выкорчевана.

Возникает вопрос — есть ли связь между основным смыслом этого благословения и дополнительным, который открыл раби Йегошуа бен Леви? Бесплодный человек и молитва, вырванная с корнем — есть ли у них общий знаменатель?

Для ответа надо снова заглянуть в Талмуд. На этот раз откроем трактат Йевамот (лист 64). Там сказано, что у наших праотцов неспроста возникали проблемы с деторождением. Дело в том, что Всевышнему дороги молитвы праведников, и Он хотел, чтобы наши праотцы молились о потомстве.

Получается, что порой Творец делает человека бесплодным не в качестве наказания, но — чтобы достучаться до его сердца и услышать молитву. Значит, иногда, бесплодие — это не цель. Это может быть — инструментом, своеобразным камертоном, настраивающим человека, его душу, на верный молитвенный тон. И тогда в мире звучит молитва невероятной чистоты.

Теперь вернемся к благословению.

Оно засияло новыми красками, и нам открылся его глубинный смысл.

Если сыны Израиля будут изучать Тору Всевышнего и соблюдать Его заповеди — Ему не понадобится посылать кому-то бесплодие, чтобы услышать искреннюю и чистую молитву, идущую из самых сокровенных уголков души. Ведь тогда все молитвы будут возвышенно пронзительными и, достигнув духовных миров, вызовут нисхождение изобилия и благ.

 

на основе комментария рава Шалома Бергера из Мишкольц

(глава хасидской общины «Мишкольц», Петах-Тиква, Израиль, наше время)

 

 

3. Как познается Истина

 

За соблюдение Торы и исполнение заповедей Всевышний обещает благословить сынов Израиля. И мы читаем: «Благословен ты будешь более всех народов, не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной, также и у скота твоего» (Дварим, гл. 7, ст. 14).

Итак, есть сыны Израиля, есть Всевышний и Его благословение. Но скажите мне — причем здесь другие народы?

Хочешь благословить? Так благословляй! Для чего сравнивать с другими? К чему эти сравнения? Почему сказано — «более всех народов»?

Когда евреи вышли из Египта и бежали от рабства и от египтян, те догнали их на берегу моря Суф. Тогда море чудесным образом расступилось перед сынами Израиля, а египтян поглотила морская пучина. Евреи прошли сквозь море как по суше, а бездыханные тела их преследователей были выброшены на берег (см. Шемот, гл. 14, ст. 20-31).

В книге Зогар говорится, что в тот момент мера суда была весьма активной.

Египтяне, конечно же, были язычниками. Но ведь и евреи тоже, порой, грешили поклонением идолам. Так почему египтяне заслужили смерть, а сыны Израиля были спасены?

На эту претензию ответил Творец, что нельзя сравнивать непреднамеренное нарушение с сознательным, а вынужденное, совершенное под нажимом — с тем, что было сделано по своей воле.

Египтяне сами придумали себе богов и разработали ритуалы служения им. Евреи же переняли это у них — чаще всего, под давлением со стороны своих жестоких хозяев.

Те выводы и заключения, что были сделаны на заре еврейской истории, оказались верными на все времена. Даже в тех случаях, когда сыны Израиля показывают себя не с лучшей стороны, сравнение с народами мира — всегда в пользу еврейского народа. На фоне кровожадных варваров и закоренелых злодеев, сыны Израиля кажутся школьными хулиганами рядом с матерыми рецидивистами.

Вот что сказано об исходе евреев из Египта: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Яакова — от народа чужого» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 114, ст. 1).

Когда сыны Израиля выходили из Египта, хоть они и находились на духовном уровне «дом Яакова», а он ниже уровня «Израиль» — все же они тогда превосходили «чужой народ», и по сравнению с ним выглядели очень даже презентабельно.

Теперь вернемся к нашему благословению.

Сейчас гораздо легче понять, о чем оно.

Сказано: «Благословен ты будешь». Здесь речь о том, что еврейский народ — благословенный народ. Даже когда его духовный уровень оставляет желать лучшего. Потому что сравнение со «всеми другими народами», все же заставляет отдать ему предпочтение.

Далее в благословении говорится о бездетности — «не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной». И это открывает нам дополнительный смысл берахи (благословения).

Когда Ривку выдавали замуж за Ицхака, родня ее благословила. Как сказано: «И благословили они Ривку и сказали ей: Сестра наша! Ты стань тысячами и десятками тысяч» (Берешит, гл. 24, ст. 60).

Из-за этой берахи Ривка много лет была бесплодной. Ведь ее родня состояла из злодеев. И Всевышний не хотел, чтобы кто-то подумал, что их благословение сыграло позитивную роль.

Нашу фразу можно понять и так — «Благословен ты будешь от всех народов». То есть — все народы тебя благословят. Но, несмотря на это — «не будет у тебя ни бесплодного, ни бесплодной».

 

на основе комментария Альшиха

(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)

 

 

4. Извратить можно даже добрый совет

 

Всевышний наставляет сынов Израиля: «Всю заповедь, которую Я передаю тебе сегодня, береги, чтоб исполнить» (Дварим, гл. 8, ст. 1).

Один еврей торговал пряжей. Как-то он пришел к своему раввину и попросил его научить, как удостоиться жизни в Грядущем мире.

— Каждый раз, когда тебе представится возможность выполнить заповедь, — сказал ему раввин, — представь, что только эта заповедь и существует. И что ты единственный еврей во всем мире. И выполнить ее можно только сегодня.

Умудренный этим знанием, еврей в хорошем настроении вернулся в свою лавку. Тут же к нему зашел пожилой покупатель, пожелавший приобрести пряжу на целых два золотых. Когда покупка была упакована, и деньги за нее уплачены, продавец заметил, что старик дал ему не два золотых, а целых три. Из уважения к старости он не стал спорить, не стал акцентировать внимание на ошибке, но ловким движением отправил деньги себе в карман.

Ближе к вечеру он закрыл магазин и поспешил домой. Там его встретила жена с горячим обедом.

— Быстро омой руки, пока еда не остыла, — поторопила она мужа.

— В этом нет никакой необходимости, — заверил торговец жену.

— Что ты несешь?

— Я сегодня был у рава, и он мне объяснил, что я должен выполнять лишь одну заповедь в день. А я уже почтил одного старца, так что, омовением рук сегодня можно пренебречь.

В этот момент в дом вошел сегодняшний покупатель и стал требовать вернуть ему золотой, который он по ошибке переплатил.

— Мне рав велел думать, будто я единственный еврей на земле. А если так, то ты для меня просто обезьяна. Не буду же я давать обезьяне золотой?!

Услышав это, жена вышла из дома и быстро пошла к раввину, чтобы сообщить, что муж сошел с ума.

Тот велел привести к нему торговца, и когда тот вошел, стал разжевывать ему свои наставления.

— Я велел тебе думать, что есть только одна заповедь, чтобы ты не ленился ее выполнить и не подумал, что есть еще много — одной больше, одной меньше... Затем, ты должен был считать себя единственным евреем в мире, чтобы тебе в голову не пришла мысль, что эту заповедь могут выполнить другие. И наконец, я ограничил тебе срок выполнения сегодняшним днем, чтобы ты ничего не откладывал на завтра…

Все эти указания раввина содержатся в нашем фрагменте.

Выражение «всю заповедь» — стоит в единственном числе, как будто существует только одна заповедь.

В словах «которую Я передаю тебе» — содержится указание думать, как будто она заповедана только тебе и больше никому.

Смысл слов «сегодня, береги, чтоб исполнить» — даже не думай откладывать на завтра, дорожи возможностью исполнить заповедь сегодня. Ведь завтра такой возможности может и не быть.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

5. Все сказал — значит, умер

 

Написано в нашей недельной главе: «Не хлебом одним живет человек, но всем, что исходит из уст Всевышнего, живет человек» (Дварим, гл. 8, ст. 3).

О чем здесь речь?

Прежде чем отправить душу в наш мир определяется, среди прочего, сколько слов в течение жизни будет отмерено произнести этому человеку. С окончанием лимита слов, завершится и жизнь.

Намек на это содержится в такой фразе из Танаха — «Души во мне не стало, когда он говорил» (Шир hа-Ширим — Песнь Песней, гл. 5, ст. 6).

То есть душа вышла вместе с речами.

Человеку следует помнить, что болтовня укорачивает жизнь. Ведь с каждым словом уходит частица души. Но это относится только к обычному трепу. Слова Торы — наоборот, продлевают жизнь. Как сказано: «Ведь, со Мною умножатся дни твои, и прибавятся тебе годы жизни» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 9, ст. 11).

Когда человек со Всевышним?

Когда он произносит слова Торы. Тогда и «умножаются его дни и прибавляются годы».

Теперь снова рассмотрим наш фрагмент.

«Не хлебом одним живет человек».

Жизнь зависит не только от материальной пищи. Но — от всего, что «исходит из уст». Чем больше человек треплется — тем быстрее он завершает свой жизненный путь. Но благодаря «Всевышнему — живет человек». Благодаря Торе Всевышнего, тот, кто ее изучает — удостаивается долголетия; «умножаются дни его, и прибавляются годы».

Выражение «исходящее из уст» мы встречаем и в недельной главе Матот — там, где говорится об обетах: «Если кто-либо даст обет Всевышнему... то не лишит он силы слова своего, но все, что вышло из уст его, исполнит» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар) Учителя указывают на внутреннюю связь этого закона с высказыванием — «Человек дуновению подобен, дни его — как тень проходящая» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 144, ст. 4).

Но в чем же заключается эта связь?

Выражение «не лишит он силы слова своего», можно понять и как — «не сделает свою речь будничной».

Но почему ее нельзя делать будничной? В чем проблема? Ведь я хозяин моей речи, какой хочу, такой и делаю!

Нельзя, потому что «человек дуновению подобен». И если он будет без конца болтать на будничные темы — дни его промелькнут как тень. Он и оглянуться не успеет, как его лимит слов будет исчерпан.

Еще сказано: «По велению Всевышнего выступали в путь сыны Израиля, и по Его велению располагались станом» (Бамидбар, гл. 9, ст. 18).

Человек должен предварять каждый серьезный поступок фразой — «По велению Всевышнего». И тогда на всех его делах будет покоиться благословение Творца.

Это добавит нам больше понимания нашего фрагмента — «не хлебом одним живет человек».

Человек живет не только благодаря тому, что ест хлеб, но — «всем, что исходит из уст Всевышнего, живет человек». Иными словами — благодаря тому, что связывает с Всевышним каждое свое действие. Когда человек искренне верит, что без Творца у него ничего не выйдет — он удостаивается благословения и успеха во всем.

 

на основе комментария рава Цви Элимелеха

(автор известного труда под названием «Бней Иссахар», Польша, 18-й век)  

Автор текста Мордехай Вейц