Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА «МАТОТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.

 

Почему она так называется?

По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова,­ Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).

 

Обсуждение главы Матот

 

1. Знания, открытые не всем

 

Нашу недельную главу открывает учение об обетах и клятвах. Написано: «И говорил Моше с главами колен сынов Израиля, сказав: "Вот то, что повелел Всевышний"» (Бамидбар, гл.30, ст. 2).

Выражение «вот, что повелел Всевышний» — не так часто используется в формулировках заповедей Торы.

Что же такого особенного в заповеди об обетах?

Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что законам обетов и клятв нет необходимости обучать всех сынов Израиля. Возможно, эти законы следовало даже скрыть от народа, чтобы люди не относились к обетам и клятвам слишком легкомысленно. Поэтому Моше обучил этим установлениям только мудрецов Торы и глав колен.

Еще в этой фразе содержится намек на отмену обетов не только для жены или дочери (см. там же, ст. 4-17), но — любого человека.

Ведь сказано далее: «Если человек даст обет..., то он не должен оставлять свое обещание неисполненным» (там же, ст. 3).

Интересный оборот. Проще было бы, согласитесь, написать — «не должен нарушать».

Почему же в Торе использовано выражение — «не должен оставлять неисполненным»?

Это означает, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — не осквернит обещанного, не сделает его лишенным святости.

Получается, человек не должен осквернять свой обет, но, если он раскаивается в том, что дал его, пусть обратиться к мудрецу Торы и тот освободит его от обета.

Необходимость отменить обет или клятву может быть вызвана несколькими причинами. Например, человек, поклялся сделать что-то, находясь в состоянии гнева, а затем, успокоившись, раскаялся в своей клятве. То есть — его понимание ситуации изменилось.

Возможно и такое, что человеку открылись какие-то обстоятельства, неизвестные ему в тот момент, когда он давал обет. И если бы тогда он знал и понимал, то, что понимает теперь — он не дал бы обета.

В этом случае его обет можно отменить.

Закон об отмене обетов прямо в Торе не обозначен. Он был передан Моше на горе Синай в устной форме. А в самой Торе содержится лишь намек «в толщину волоса». И в Талмуде (трактат Хагига, лист 10) об этом сказано: «Установление об отмене обетов порхает в воздухе, и ему не на что опереться».

Еще в законах об обетах и клятвах в виде намеков, в зашифрованном виде содержатся такие сокровенные знания, которые позволено открывать только хорошо подготовленным людям. Причем, под «подготовленными» подразумеваются не только люди с соответствующими умственными способностями. Немаловажную роль здесь играют и качества характера, наклонности и возможность управления ими. Ведь сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 16), что не всякому дано познать тайну Имени Творца. Не каждому, кто к этому стремится, открывают. Сначала следует убедиться в чистоте его намерений, и исключить, что им движет гордыня, или, что он действует из соображений корысти.

Четырехбуквенное Имя Всевышнего состоит из букв йод, hей, вав и hей.

Из этих букв можно составлять различные комбинации. Всего таких комбинаций — 12. Каждая из этих 12-ти комбинаций, сама по себе — Имя Всевышнего.

Теперь вернемся к нашей фразе — «Вот то, что повелел Всевышний».

Первое слово в ней в оригинале — «зе» (вот). Оно имеет гематрию (числовое значение) — 12.

Таким образом, мы видим, что Всевышний велел Моше открыть подготовленным людям — главам колен, мудрецам Торы — сокровенное учение о 12-ти комбинациях Имени Всевышнего, составляющих основу внутренней Торы.

 

на основе комментария рава Шалома Бергера из Мишкольц

(глава хасидской общины «Мишкольц, Петах-Тиква», Израиль, наше время)

 

 

2. Чем меньше слов — тем скорее исполнится молитва

 

Люди клянутся, люди обещают и дают обеты. Как к этому относится? Какой у всего этого статус?

Если Тора занялась темой обетов — значит, это дело серьезное, и в нем нужно как следует разобраться.

Начинаем читать в нашей главе — «И говорил Моше с главами колен сынов Израиля, сказав: «Вот то, что повелел Всевышний» (Бамидбар, гл.30, ст. 2).

Мы видим, что законам клятв и обетов Моше обучил сперва только избранных — глав колен и мудрецов Торы, а те уже передавали эти знания дальше.

Выражение «вот то, что повелел Всевышний» мы встречает еще только в одном месте в Торе — там, где говорится о животных, посвященных Всевышнему, которых закололи за пределами Мишкана (Переносной Храм) или Иерусалимского Храма. Как сказано: «Вот то, что повелел Всевышний. Всякий из Израиля, кто заколет быка... в стане. И к входу в шатер собрания не доставит это...  искоренен будет тот человек из среды своего народа» (Ваикра, гл. 17, ст. 2-4).

В Торе неспроста уделяется такое внимание теме обетов и клятв. Неспроста отличается от обычной и форма изложения относящихся к ней законов Торы. Все это — для того, чтобы предостеречь человека, чтобы он понимал, силу слова, и что высказанное оно может иметь последствия. Ведь произнесением одной фразы человек может создать для себя запрет, по своей силе почти не уступающий запрету Торы.

Одно необдуманное высказывание может причинить много вреда. То же самое находим и в законах о животных, посвященных Всевышнему и заколотых за пределами переднего храмового двора. 

Процесс передачи Торы проходил следующим образом. Творец вкратце пересказывал ее Моше. Моше, что называется, все схватывал на лету и обучал Торе сынов Израиля. Он подробно все разжевывал, чтобы даже недалекие люди, в состоянии были понять смысл.

Только две темы — об обетах и клятвах и о посвященных Всевышнему животных — стали исключением из этого правила.

Моше выслушал краткий пересказ Творца и передал его, слово в слово, ничего не меняя и не добавляя, главам колен. А те уже постарались разжевать и разъяснить все простым евреям.

Так Моше старался привить сынам Израиля ответственность за сказанное. Он на личном примере учил их передавать информацию в точности, без преувеличений и украшательств.

Речь идет об Устной Торе.

Фразу «вот то, что повелел Всевышний» следует понимать так — вот в точности то, что передал Всевышний, и никакой отсебятины, никаких попыток разжевать.

Отсюда напрашивается вывод, что человек должен стараться пользоваться речью только в рамках необходимого, не пытаясь добавить даже одного лишнего слова.

Далее в законах об обетах читаем: «Если человек даст обет..., то он не должен оставлять свое обещание неисполненным» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Здесь содержится намек на молитву.

В оригинале «обет» — недер. Слово недер состоит из буквы нун и частицы дар.

Нун имеет гематрию (числовое значение) — 50, что дает намек на пятьдесят уровней бины (понимания).

Обеты, как мы выяснили, призваны научить ответственно относиться к словам, рачительно использовать их, не болтать лишнего. Особенно следует обратить на это внимание во время молитвы. И молитву того, кто овладел этой премудростью (биной) — Всевышний не оставит без ответа.

Хотите, чтобы ваши просьбы удовлетворялись — научитесь их формулировать, используя минимум слов.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)



 

 

3. Обещал — выполняй, не увиливая

 

С учением о клятвах и обетах, Моше сперва ознакомил глав колен. Как сказано: «И говорил Моше с главами колен сынов Израиля, сказав: "Вот то, что повелел Всевышний"» (Бамидбар, гл.30, ст. 2).

Таким образом Моше, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — оказал честь предводителям народа, обучив их в первую очередь.

Но чем законы обетов отличаются от любых других? Почему именно в связи с ними говорится об оказанной чести?

В Талмуде (трактат Недарим, лист 23) Учителя дают совет: если человек хочет уберечь себя от спонтанных, необдуманных обетов, о которых потом будет жалеть — он должен в Рош hа-Шана дать обет, что весь этот год не будет принимать на себя обетов. Теперь, если он, скажем, сгоряча или в гневе обязуется сделать, что-то себе во вред, что-то глупое и ненужное, то его обет не будет иметь силы.

Интересно, что вначале эта рекомендация была дана лишь в завуалированной форме. С тем, чтобы ею пользовались только знающие и ответственные люди. Но на каком-то этапе, один из Учителей решил донести это правило до самых широких масс. Ему казалось, что этим он облегчит людям жизнь. Но Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век) выразил опасение, что теперь они могут с большим легкомыслием относиться к своим обетам.

На самом деле слово имеет невероятную силу. Наш мир создан Речениями Всевышнего. Люди же — «подобия» Творца. Поэтому их речь по силе воздействия — сопоставима с мощным оружием.

Слово может ранить, может низвергнуть в бездну, может — и исцелить, окрылить и вознести до Небес.

Неумелые, необдуманные и безответственные действия со столь сильным и эффективным средством могут повлечь за собой непоправимые последствия. Поэтому Моше не торопился делиться законами обетов с широкими массами, но вначале поведал их людям подготовленным, наделенным ответственностью — главам колен.

Нужно обратить внимание на то, что законы об обетах обращаются к нам в единственном числе. Написано: «Если человек даст обет» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.) в Талмуде (трактат Недарим, лист 23) выводят из этого, что человек, если примет на себя в Рош hа-Шана обет не давать обетов в течение года — это оградит его лишь от тех обетов, которые он даст самому себе. Но то, что он пообещает другому, обет в Рош hа-Шана не отменяет.

В Торе подчеркивается, что выполнить нужно все — «все, что исходит из уст».

Бывает, человек наобещает с три короба, а потом начнет изворачиваться, мол, слова вырваны из контекста, и он вовсе не это имел в виду.

Так вот, Тора требует выполнения всего — и того, что имел в виду, и того, что не имел, но мог бы иметь. Все, что следует, даже предположительно, из его обещания — должно быть исполнено. И это служит доказательством важности и значимости обетов и показывает, с какой ответственностью нужно подходить к ним, и много раз подумать и взвесить, прежде чем что-либо обещать.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

4. Всевышний как тень

 

Написано в нашей недельной главе: «Если человек даст обет Всевышнему... то он не может нарушить свое слово, он должен выполнить все, что вышло из его уст» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар) Учителя приводят несколько соответствий этому закону.

Законы обетов имеют внутреннюю связь с высказыванием — «Человек дуновению подобен, дни его — как тень проходящая» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 144, ст. 4).

И нам нужно эту связь уяснить.

Во фразе о соблюдении обетов использовано выражение «ло йахель», мы перевели его как — «не нарушит».

Слово йахель встречается в Танахе еще дважды. Приведу эти фрагменты.

«Уповай (йахель), Израиль, на Всевышнего, ведь у Него милосердие и великое избавление у Него» (Теилим, гл. 130, ст. 7).

И еще; «Уповай (йахель), Израиль, на Всевышнего, отныне и вовек» (Теилим, гл. 131, ст. 3).

Очевидно, что все три фрагмента со словом йахель имеют общий знаменатель.

Попытаемся выявить эту общность.

Впрочем, сначала вернемся к высказыванию о «тени проходящей».

Творец взаимодействует с человеком согласно принципу тени. Тень симметрично реагирует на малейшее движение человека. Так же и Всевышний воздает нам в соответствии с нашими делами и поступками. На добро он отвечает добром, зло не остается без ответа. Как человек относится к Всевышнему, так и Всевышний относится к нему — с соблюдением пропорций, естественно.

Таким образом, если человек, дав обет Всевышнему, не нарушает свое слово, то и Всевышний, со своей стороны, выполняет то, что выходит из уст человека. То есть, просьбы человека будут исполнены, в соответствии с «принципом тени».

Теперь нам стала лучше понятна аналогия, предложенная Учителями.

«Не нарушит он свое слово, но выполнит все, что вышло из его уст», потому что «дни его — как тень проходящая».

Человек удостаивается исполнения молитв, потому что «дни его — как тень проходящая». Наши дни оцениваются по совершенным делам, в соответствии с принципом «проходящей тени». Мы, тем или иным образом, ведем себя по отношению к Создателю. А Он на основе этого выстраивает свое отношение к нам.

Уповать на Всевышнего нужно всегда. А у того, кто выполняет свои обещания — есть, к тому же, все основания надеяться, что он воочию в этом убедится. Причем, это будет не разовый процесс. Так будет происходить — «отныне и вовек».

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(раби Исраэль бен Элиэзер, основатель хасидизма, первая половина 18-го века)

 

 

 

5. Торжество справедливости

 

Всевышний велит Моше напоследок отомстить Мидьяну. И мы читаем: «Отомсти Мидьяну за сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 31, ст. 2).

Жители Мидьяна, без всякой на то причины, посылали своих дочерей совращать евреев и приобщать их к идолопоклонству, что привело многих не только к духовной, но и к физической гибели. При том, что сыны Израиля не несли никакой угрозы Мидьяну.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 22) говорится, что повеление Всевышнего пришлось по душе Моше. Ведь он ждал возможности закрыть счет с Мидьяном. Как сказано: «Обрадуется праведник, увидев справедливую месть» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 58, ст. 11).

Проиллюстрирую это притчей.

У богача был единственный сын. Он рос и мужал на радость отцу. Но видно тот, что-то проглядел, поскольку парень приобщился к алкоголю.

Отец надеялся, что его отпрыск, наконец, возьмет себя в руки. Но алкогольная зависимость со временем только усиливалась. Жизнь юноши рушилась, шла под откос, не суля ничего хорошего.

Однажды в город приехал известный врач — светило медицины, и богач обратился к нему с просьбой исцелить сына.

Врач взялся за дело. Он пообещал вызвать у юноши стойкое отвращение к вину и алкоголю. И вот, через какое-то время, врач объявил, что поставленная цель достигнута. Действительно, парень был трезв, и больше не обращал внимания на алкоголь.

Отец, конечно, радовался, но в глубине души, его терзало сомнение — а вдруг, столкнувшись с испытанием, например, оказавшись на дружеском пиру, мальчик не сможет устоять перед соблазном?

Богач решил, что сам испытает своего сына. Он велел ему отправиться в трактир и купить кувшин доброго вина.

Парень поспешил исполнить волю отца. Войдя в трактир, он попросил самого лучшего вина.

Трактирщик спустился в погреб, а сын богача остался ждать его у прилавка. Его внимание привлекли, стоявшие там пустые кувшины из-под вина. От них исходил сильный запах. Этот запах вина, некогда столь приятный, сейчас вызвал у молодого человека рвотные позывы. Он был не в силах это переносить и, схватив молоток, разбил все кувшины вдребезги.

Трактирщик, вернувшись из погреба с вином, схватился за голову. Он отправился к богачу и рассказал о том, что случилось. Но тот не только не рассердился на сына, но наоборот, обрадовался и заверил трактирщика, что все ему возместит. Теперь он был уверен, что его сын действительно излечился от алкогольной зависимости.

Моше помнил о том, как женщины Мидьяна соблазняли сынов Израиля. И он хотел знать, не сохранилась ли у сынов Израиля привязанность к тем женщинам, или же они сумели превозмочь свои пагубные страсти. Когда Моше увидел, что его собратьями на поле брани движет желание отомстить, он обрадовался. Обрадовался праведник, увидев справедливую месть.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)  

Автор текста Мордехай Вейц