Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА «НОАХ»

 

Место в Торе: Берешит, гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

 

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

 

Обсуждение главы Ноах

 

1. Смысл удвоения имени

 

Наша недельная глава открывается словами — «Вот родословие Ноаха — Ноах праведный человек, он был совершенным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Бросается в глаза удвоение «Ноаха — Ноах». В оригинале имя повторено дважды и вовсе без изменений. В обоих случаях — «Ноах».

Понятно, что Тора просто так удвоениями не разбрасывается. Так для чего оно здесь понадобилось?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 38) говорится, что подобное удвоение имени в Танахе свидетельствует о том, что носитель его удостоился, наряду с уделом в этом мире, также доли и в Будущем мире. То есть — это свидетельство о достижениях и в материальном и в духовном.

Человек должен стремиться снискать положительное отношение к себе Всевышнего и людей. Как сказано: «И найдешь милость и благоволение в глазах Творца и людей» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 3, ст. 4).

Удвоение имени Ноаха свидетельствует о том, что он обрел расположение Создателя и Его творений. В тексте Торы подчеркивается, что — «перед Всевышним ходил Ноах». Значит, расположение к нему людей было следствием хорошего отношения к нему Небес.

Его доброе отношение к людям было продиктовано трепетом перед Всевышним. И в этом мы должны брать с Ноаха пример, и строить наши отношения, руководствуясь богобоязненностью и законами Торы.

А еще имя Ноаха удвоено, потому что от Ноаха все видели только пользу и никакого вреда. Польза была его предкам и его потомкам, польза на Небесах и польза на земле, польза в этом мире и польза в мире Грядущем.

Кроме того, удвоение имени показывает, что Ноах удостоился обладать и знанием Торы и богатством. И это — довольно редкий случай, потому что обычно человек удостаивается только чего-то одного из двух. И наличие одного, как правило, свидетельствует об отсутствии другого.

В душе человека — несколько уровней (подробнее — см. на сайте, к примеру, в ответе «Об уровнях души», № 1311). И у праведных людей уровень «руах» — удвоен. У них есть верхний и нижний руах. Намек на это знание заключен в удвоении «Ноах — Ноах». Так написано в книге Зогар.

Великий учитель Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век), анализируя эту тему, открыл нам важное правило. Высокодуховные сущности, перемещаясь из одного места в другое, не оставляют его полностью, но какая-то их часть остается на прежнем месте. Так, праведник находится среди нас, действует и функционирует в нашем мире, а его добавочный «верхний руах», в то же самое время пребывает в Ган Эдене (в условном переводе — райский сад). Потому что душа праведника не в силах отделиться от Дерева жизни. И когда праведник выполняет здесь заповедь, его душа занята тем же наверху. Так, если он, например, накладывает тефилин, то и в высших мирах происходит духовное отображение этого процесса, производимое пребывающей там душой.

 

на основе комментария рава Менахема Реканати

(составитель книги «Перуш аль hа-Тора аль дерех hа-эмет», Италия, 1250-1310 гг.)

 

 

 

2. Сколько было Ноахов

 

Тора характеризует Ноаха так: «Вот родословие Ноаха — Ноах праведный человек, он был совершенным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Мы видим, что в этом отрывке имя Ноаха повторено три раза. Сначала идут удвоение «Ноаха — Ноах» (в оригинале «Ноах — Ноах»). Затем сказано: «перед Всевышним ходил Ноах».

Очевидно, что такая насыщенность столь небольшого фрагмента именем Ноаха хранит в себе скрытые смыслы. Постараемся их найти.

Бывает, человек растет в религиозной семье, получает соответствующее воспитание и образование. Но со временем ангелочек с маленькими пейсиками и в кипе, расшитой бисером, вырастает в малоприятную сущность с сигаретой в углу рта, с прилипшей циничной ухмылкой.

«Попал в сети йецер hа-ра (дурного начала)»,— напишут в протоколе Небесного Суда. А на земле о нем уже давно написали — «Горе той старости, что позорит юность».

Бывает, кто-то в молодости гоняется за удовольствиями, и плевать ему на заповеди, но в старости, когда здоровья на удовольствия уже не хватает — берется за ум и прилепляется к Всевышнему и Его Торе, отпускает бороду и становится праведным человеком.

Так вот, Ноах был не таким. Он Ноах в юности, и Ноах в старости — праведник, идущий с Всевышним.

В Талмуде (трактат Эрувин, лист 13) Учителя выясняют, хорошо ли, что был сотворен человек, или же лучше было бы его не создавать?

Причем то, что мы перевели как «хорошо» и «лучше», в оригинале обозначается одним и тем же словом — «ноах».

Учителя приходят к выводу, что лучше (ноах), конечно же, было бы не создавать человека (сколько горя он принес). Но раз уж он создан — пусть тогда анализирует свои поступки.

Намек на это обсуждение содержится в нашем фрагменте.

Удвоение «Ноах — Ноах» задает постановку вопроса. Хорошо (ноах) создать, или же лучше (ноах) не создавать?

Ответ содержится в завершающей фразе — «перед Всевышним ходил Ноах». Раз уж человек создан, если он хочет, чтобы ему было хорошо (ноах) — он должен всегда помнить, что он перед Всевышним, и Тот наблюдает за каждым его поступком.

В главной синагоге города Халеб, в шаббат, когда читали главу Ноах, один из прихожан был весьма раздражен и выражал недовольство. Ему пытались помочь, но он распалялся все больше и больше. Наконец, сам раввин обратился к нему и справился, все ли в порядке.

— Я пришел в синагогу раньше всех. И решил пока начнется утренняя молитва прочитать недельную главу. Но на первой же фразе споткнулся о двух Ноахов и никак не могу понять, откуда взялся второй?

— Второй? — удивился раввин.

— Ну да, вот же написано: Ноах — Ноах! Я обращался за разъяснением к другим. Каждый по-своему объяснял. Но ни одно толкование меня не удовлетворило. Я плачу ежемесячный взнос габаю (служителю синагоги), так может быть рав удостоит меня объяснением, что здесь делает второй Ноах?

Раввин понял, с кем имеет дело, и, сдержав улыбку ответил:

— Я попытаюсь.

Вот его объяснение.

В ковчеге было слуховое оконце для освещения. Иногда, подходя к окну, человек видит в нем свое отражение. Ноах не был исключением, и порой, отражался в окне. Об этом и написано «Ноах — Ноах». Один Ноах стоит перед окном, другой — отражается в нем.

Прихожанин сразу же успокоился и, просветлев лицом, провозгласил:

— Это объяснение меня вполне устраивает!

 

на основе комментария рава Авраама Халуси

(Халеб, Сирия, 1898-1974 гг.)

 

 

 

 

3. Тройное благословение

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот родословие Ноаха — Ноах праведный человек, он был совершенным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Ноах трижды упомянут в этом небольшом фрагменте. Вероятно, это связано с правилом, что благословение, чтобы быть полным должно быть тройным и охватывать три сферы — собственную жизнь, потомство и пропитание.

Чтобы жизнь была длинной, насыщенной и не отягощенной серьезными недугами.

Чтобы дети росли богобоязненными и служили Всевышнему.

И, наконец — чтобы был дом и достаток в нем.

Важно, чтобы все это досталось не в страданиях и бедах, но — спокойно и с радостью.

Слово «ноах» означает покой и удобство. И трижды повторенное имя Ноах намекает на тройное благословение — жизнью, детьми и пропитанием. И — напоминает, что нужно просить, чтобы все это было дано не через страдание, но в покое и умиротворении (бе-ноах).

И еще в нашем фрагменте упомянуты три уровня праведности. Причем, Ноах обладал всеми тремя. Он был праведным, совершенным и ходил перед Всевышним.

Рассмотрим эти уровни.

Первый из них — праведный человек.

Чтобы достичь этого уровня, нужно быть прямым, честным и справедливым. Именно эти качества должны лежать в основе всех дел и поступков.

Более высокий уровень — человек совершенный или цельный.

Все его поступки совершенны, во всех делах он стремится достичь самого лучшего результата. Он не кривит сердцем, не ищет оправданий и легких путей. Если выполнение заповеди предполагает и облегченный вариант, он им не воспользуется. Его устроит только полный контакт, и никаких поблажек он себе не дает.

Достичь цельности и совершенства — труднее, чем праведности. Поэтому эти качества и ценятся больше.

И наконец, самый высокий уровень — праведник, всей душой и всем сердцем прилепившийся к Всевышнему. Когда в любой момент времени Творец — в центре внимания.

Написано: «Перед Всевышним ходил Ноах». То есть — куда бы ни направился Ноах, он шел, прежде всего, к Творцу, а Тот шел рядом с ним.

Когда первого человека вызывают к чтению Торы, вся община произносит: «И вы, прилепившиеся к Всевышнему, живы все вы сегодня» (Дварим, гл. 4, ст. 4). Таким образом, поднявшись на самую высокую ступень праведности, человек удостаивается жизни.

Злодей же жизни — лишается. Как сказано: «Пронесется буря — и нет нечестивого, праведник же — основание мира» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 10, ст. 25).

Эту фразу можно понять двояко. Как бы сильно ни бушевала буря, она проносится и стихает. Также и злодеи. Они, конечно, могут нагнать страха, но нужно понимать, что подобно буре, они пошумят и сгинут. Праведники же будут всегда, ведь на них держится мир.

Другое объяснение. Праведники не только укрепляют мир, но и служат его очищению. Глядя на них, Всевышний насылает бурю на злодеев, чтобы не портили вид.

Но как узнать, что человек действительно праведник, что он не притворяется?

Нужно посмотреть на его сына. Как сказано: «Свергнуты будут нечестивые — и нет их, дом же праведных выстоит» (Мишлей, гл. 12, ст. 7).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 30) поясняют, что, поскольку здесь говорится о праведниках во множественном числе — значит, речь идет о Ноахе и о его сыне Шеме, который продолжил традицию отца и тоже был праведником.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

 

 

4. Многие не любят наставления

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот родословие Ноаха — Ноах праведный человек, он был совершенным в своих поколениях, перед Всевышним ходил Ноах» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что некоторые наши Учителя пишут, что это — похвала. То есть — он был праведным человеком даже в своем поколении. И если бы он жил в поколении праведников — был бы еще более праведным.

Однако другие Учителя, анализируя данный фрагмент в Талмуде (трактат Санhедрин, лист 108) усматривают в этом неодобрение.

Возникает вопрос: как можно неодобрительно отзываться о Ноахе, если сама Тора свидетельствует, что он праведник?

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 105) приводится важное правило: если горожане хорошо отзываются о своем раввине, это еще не означает, что они считают его великим. Это подразумевает, что он недостаточно наставлял их на путь Истины.

Например, богач публично нарушает шаббат, но дал хорошее пожертвование раввину. И раввин, вместо того, чтобы предупредить о недопустимости осквернения субботы, принялся льстить и рассыпаться в благодарностях и похвалах. Такого раввина многие будут хвалить. Только будет ли польза от таких похвал?

Но если раввина откровенно недолюбливают, если у него есть недоброжелатели и даже ненавистники — это свидетельствует, что он ведет свои дела не предвзято и нелицеприятно.

Когда Раши писал о неодобрении Ноаха, это можно воспринимать, как неодобрение со стороны его современников. И оно вызвано тем, что Ноах не давал им спуску.

Раши добавляет, что порождение праведника — его добрые дела. И добрые дела Ноаха, в том числе, заключались в наставлениях, которые он давал. Эти наставления актуальны и для нас. Намек на них мы находим в следующем фрагменте — там, где идет речь о сыновьях Ноаха, о его порождениях.

Читаем: «И породил Hoax троих сыновей: Шема, Хама и Йефета» (Берешит, гл. 6, ст. 10).

Слово «шем» означает — имя и дает намек на Всевышнего (hа-Шем).

Ноах сам ходил с Творцом и убеждал людей постоянно представлять Его перед собой. Это способно уберечь от нарушений и проступков.

О том же говорит и царь Давид — «Представляю Всевышнего перед собой всегда» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 16, ст. 8). Эту фразу часто располагают перед глазами того, кто ведет общественную молитву.

Слово «хам» означает — горячий. Здесь заложен намек на то, что служить Всевышнему надо не «на автомате», но, что называется, «с огоньком», с воодушевлением.

Имя «Йефет» связано с красотой и гармонией. Такими должны быть поступки человека.

Об этом в трактате Авот (гл. 2, м. 1) написано: «Какой из праведных путей должен избрать для себя человек? Любой из тех, на которых он сможет проявить красоту своей души, и красота эта будет по достоинству оценена людьми».

 

на основе комментария рава Симхи Бунима из Пшисхи

(глава хасидской общины Пшиски — еврейского местечка в Польше; конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Не попасться на увещевания дурного начала

 

В тексте нашей недельной главы находим обещание Всевышнего — «Никогда больше не прокляну Я землю из-за человека, ведь побуждения сердца его злы с юности его» (Берешит, гл. 8, ст. 21).

Под «побуждениями сердца» следует понимать йецер hа-ра (дурное начало), которое есть у каждого человека.

Йецер hа-ра постоянно старается подбить человека на нехороший поступок, и человек частенько попадает в расставленные йецером ловушки.

Поясню эту мысль с помощью притчи.

В одном городе жил местный дурачок, над которым многие потешались.

Некий пустой и циничный человек решил повеселить компанию своих приятелей, таких же пустобрехов, как он. И сказал им, что устроит так, что местный дурачок прыгнет в болото, находящееся неподалеку от города.

После этого он стал угощать беднягу разными сладостями, чтобы втереться к нему в доверие. Затем пригласил его прогуляться за город.

Когда они подошли к болоту, этот циник сказал, что хочет поведать дурачку важную тайну, но сперва хочет убедиться, что тот умеет держать язык за зубами, и никому не выдаст секрет.

Тот дал слово.

— Тебе знакомо это болото?

— Конечно! Я слышал, что оно глубокое и опасное.

— Это не так! О нем специально распускают слухи, потому что там спрятан богатый клад. Трясина только в самом начале, а дальше ее нет, зато есть клад. Если хорошо разбежаться и прыгнуть, можно овладеть несметным богатством.

Дурачок поверил россказням, разбежался и прыгнул. Оказался в трясине и начал тонуть.

— Спасите! — заорал он. — Вытащите меня отсюда!

— Даже и не думай об этом! Знаешь, сколько усилий мне стоило заманить тебя в болото? Я сперва позову друзей, чтобы они вволю повеселились. А потом, может, и вытащу тебя...

По похожей схеме действует и йецер hа-ра. Он втирается в доверие, используя соблазны, а иногда и — подачки.

Человек спохватывается только в момент, когда оказывается в трясине по самое горло, а йецер вовсю хохочет над ним.

Выбраться из этой ситуации сумеет не каждый. Поэтому ни в коем случае нельзя в нее попадать. А для этого нужно перестать вести себя, как местный дурачок...

 

на основе комментария Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века 

Автор текста Мордехай Вейц