Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА «ПИНХАС»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 25, ст. 10 — гл. 30, ст. 1.

 

Почему она так называется?

По имени, которое упоминается в первой фразе главы: «И Творец сказал Моше: Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна...».

 

Обсуждение главы «Пинхас»

 

1. О ком пророчествовал Малахи

 

В нашей недельной главе читаем: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, отвратил ярость Мою от сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25 ст. 11).

О завете Пинхаса с Всевышним говорится и в Танахе, в книге пророка Малахи.

Следует отметить, что Малахи был последним пророком в еврейском народе. Он жил в начале эпохи Второго Храма и входил в Великое Собрание мудрецов. После него сыны Израиля не знали других пророков.

Вот, что он сообщает нам от имени Всевышнего: «Завет Мой был с ним, жизнь и мир – Я дал их ему для страха, и он боялся Меня, и перед именем Моим трепетал. Тора истинная была в устах его, и несправедливость не пребывала на губах его, в мире и справедливости ходил он со Мной и многих отвратил от зла. Ведь уста коэна должны хранить знание, и Тору искать нужно из уст его, ибо посланник Всевышнего он» (гл. 2, ст. 5-7).

В этом тексте ни разу не упоминается имя Пинхас. Может, не о нем свидетельствовал пророк Малахи?

Ответ на этот вопрос находим в сидуре (молитвеннике) ашкеназских общин. Там, в молитве после трапезы в честь заповеди обрезания есть шесть особых благословений, начинающихся словом «hарахаман» (Милосердный).

Он, милосердный, пошлет нам благочестивого коэна, который скрыт от нас до тех пор, пока не будет готов для него престол, сияющий подобно солнцу, подобно бриллианту. Он спрятал лицо свое под мантией и закутался в плащ, когда Всевышний явился ему. «Завет ради жизни и мира заключил Я с ним», — сказал Творец.

Мы видим, что речь здесь может идти только о пророке Элиягу (он же — Пинхас), который живым был забран на Небо, где и находится по сей день, скрытый от наших взоров.

Таким образом, нам открылось, что пророк Малахи говорил об Элиягу. А Элиягу, как известно — продолжение Пинхаса..

В Мидраше Пиркей де-раби Элиэзер (гл. 29) и в книге Зогар сказано, что Элиягу посещает каждую церемонию брит милы (обрезания). Но почему именно Пинхас, который и есть Элиягу, избран на эту почетную, но и хлопотную роль?

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) пишет, что от обрезания, кроме непосредственного выполнения заповеди, есть еще и дополнительная польза — оно ослабляет силу вожделения, тягу к запретному плоду.

Поэтому именно Пинхас (Элиягу) был назначен посланником Всевышнего, чтобы наблюдать за церемониями обрезания и свидетельствовать, что все выполнено, как надо, в соответствии с традицией и законом, и в будущем у новорожденного еврея будут силы, чтобы противостоять соблазнам и вожделениям.

 

на основе комментария рава Шалома Бергера из Мишкольц

(глава хасидской общиныы «Мишкольц», Петах-Тиква, Израиль, наше время)

 



 

 

2. От шопинга до идолопоклонства — один шаг

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, отвратил ярость Мою от сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25, ст. 11).

Это — финал довольно опасного испытания, которому были подвергнуты сыны Израиля. Благодаря самоотверженности Пинхаса, оно благополучно завершилось. Но — проследим его с самого начала.

После нескольких неудачных попыток проклясть сынов Израиля, Билам, чтобы сохранить хорошую мину, дает Балаку дельный совет: «Всевышний ненавидит разврат, так что, если тебе удастся совратить сынов Израиля, Творец на них прогневается, и ты сможешь их одолеть».

Балак с Биламом подготовили для сынов Израиля коварную ловушку. 40 лет те пребывали под знойным солнцем пустыни. Шерстяная одежда никак не подходит для жаркого климата, ведь шерсть хорошо сохраняет тепло. В жару гораздо приятней носить льняные одежды, да и с гигиенической точки зрения, они предпочтительней..

Только откуда в пустыне взяться льну?

Поэтому приходилось им носить одежду из шерсти своих овец.

Тогда моавитяне, вместе с мидьянами устроили ярмарку. Они открыли палатки с тканями, одеждой и со всякой снедью.

Причем, в палатках были и потайные пространства. Вначале еврея встречала пожилая женщина. Она демонстрировала товар, цены на который кусались. После бурных и продолжительных торгов, еврею удавалось немного сбросить цену. Затем, из потайного пространства появлялась молодая девушка и звала осмотреть ее товар. Новая продавщица проявляла участие и заботу и без конца улыбалась. Она предлагала утолить жажду, ведь солнце жгло немилосердно. И вот, прохладное вино уже наполнило стакан.

Тогда Мудрецы еще не установили запрет на нееврейское вино. И за первым стаканом следует второй — вино оказалось приятным на вкус. А когда оно ударило в голову, в ход пошли женские уловки. Когда же они достигли цели — было поставлено одно условие: молодая торговка не прочь уединиться с клиентом, но только сначала нужно исполнить языческий ритуал — совершить обряд служения идолу Баал Пеору.

Об этом читаем: «И расположился Израиль в Шитиме, и стал народ распутничать с дочерями Моава. И приглашали они народ на трапезы перед своими идолами. И ел народ, и служил их идолам» (Бамидбар, гл. 25, ст. 1-2).

Итак, вина евреев была в том, что они служили идолам, а потом распутничали с моавитянками. Но почему еще отмечено, что они — ели?

Служение идолу Баал Пеору заключалось в испражнении на него. Сыны Израиля во время переходов по пустыне, как известно, питались маноммане — см. на сайте в ответе «Что такое ман (манна)?», № 706). А он усваивался организмом полностью, без остатка, после него не бывало никаких испражнений. Поэтому едоки мана были абсолютно профнепригодны для служения идолу. Таким образом, для сынов Израиля служение идолам началось с еды. Моавитянки старались как следует накормить евреев своей едой. И когда им это удавалось — следующим этапом было служение идолам. «И ел народ, и служил их идолам».

И все же, у любого здравомыслящего человека наверняка возникнет вопрос: что это за служение — испражняться на идола? Ведь это, скорее, выглядит, как унижение и осквернение, но — не поклонение.

Выходит, ниспровержение общепризнанных норм и устоев, искажение морали, нарушение этических законов — все это сродни идолопоклонству.

Таким образом, в современных реалиях язычество — попытки выдать свою испорченность и свои пороки, гордость от погружения в скверну, за достоинства.

.

 

на основе комментария рава Хаима Шмулевича

(глава йешивы «Мир» в Иерусалиме, 1901-1978 гг.)

 

 

 

3. От личной обиды — к личной мести

 

Написано в нашей недельной главе: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, отвратил ярость Мою от сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25 ст. 11).

Ярость Всевышнего была вызвана тем, что сыны Израиля поклонялись идолу Баал Пеору и развратничали с дочерями Моава.

Тогда Всевышний велел Моше созвать глав народа и наказать против солнца (см. там же, ст. 4).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что созвать глав народа нужно было, чтобы устроить суд над теми, кто служил Баал Пеору и предавался разврату. И те, чья вина будет доказана, впоследствии понесут суровое наказание, финальным аккордом которого должно было стать повешение. 

Но как узнать кто прав, кто виноват?

Тогда в пустыне, евреев в их странствиях сопровождали Облака Славы. Тех, кто занимался развратом и идолопоклонством, они перестали защищать. Над их головами образовались прорехи. В них устремилось солнце. Получилось, что виновные оказались подсвеченными яркими солнечными лучами.

Создание суда из глав колен смягчило Гнев Творца. Одного из глав колен не присоединили к составу суда. Возможно, это объяснялось тем, что число судей должно было быть нечетным. Не включенным оказался глава колена Шимона Зимри, сын Салу. Свою не востребованность в качестве судьи он воспринял, как личное оскорбление. Зимри не проглотил обиду, но и не отправился в суд требовать, чтобы и он участвовал в судебном заседании. Он поступил иначе.

Зимри пошел в то место, где собирались девушки Моава. И подошел к Козби, к девушке, которая выглядела наиболее знатной и уважаемой из всех.

— Кто ты? — спросил ее Зимри.

— Я дочь Цура, царя Моава.

— Ты мне подходишь, пойдем со мной.

— Но я царская дочь, и мой отец запретил мне уединяться с кем бы то ни было из евреев, кроме самого знатного из них.

— Ты думаешь, что Моше самый знатный? Так, вот, ты ошибаешься! Моше из колена Леви, а Леви был третьим сыном Яакова. Я же глава колена Шимона, который был вторым. Поэтому я знатнее, мое происхождение благородней.

И Козби согласилась пойти с Зимри.

На самом деле, ее настоящее имя, как говорится в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 82) было Швильнаи, а не Козби.

Почему же в Торе она названа так?

Потому что она солгала своему отцу (слово «казав» в переводе означает — ложь). Отец велел ей, если и уединяться, то только с Моше, а она пошла с Зимри.

Зимри привел ее к Моше и заявил:

— Ответь, эта женщина мне запрещена или разрешена? Если скажешь, что запрещена (а Моше именно так и сказал) — кто тогда разрешил тебе Ципору дочь Итро?

Претензия Зимри была абсолютно популистской, она была брошена из мести, в расчете на то, что ему удастся задеть честь Моше и унизить его в глазах сынов Израиля.

Попробуем вместе дать ответ Зимри.

Моше взял в жены дочь Итро еще до дарования Торы. И перед тем, как на ней жениться, он сделал ей гиюр. Моше действовал строго в соответствии с еврейским законом. Его целью было создание семьи.

Зимри же возжелал взять себе дочь Цура, уже после дарования Торы. Она не прошла гиюр, и значит, все ее потомство было бы не еврейским. Зимри двигало, исключительно желание блуда и разврата, а не построения семьи.

Все эти доводы едва ли остановили бы Зимри. Ведь он был во власти идеологии, подразумевающей либерализм, равенство всех народов и толерантность.

Впрочем, эта идеология была выбрана им только ради оправдания мести за причиненную ему обиду.

Столкнувшись с вопиющей наглостью Зимри, который собирался обратить порок и разврат в повод для гордости, Моше и старейшины растерялись. И сразу не нашли решения, как себя повести в этой нелепой ситуации.

Что делают, когда при изучении Талмуда не могут найти решения?

Объявляют — «тейко». Что означает — придет пророк Элиягу и ответит на все сложные вопросы. А Элиягу, как известно — Пинхас. Ему и пришлось разрешить ситуацию с Зимри и Козби. И он ее благополучно решил, самым правильным образом. Чем и заслужил одобрение — непосредственно из уст Всевышнего.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Копье на страже заповедей

 

Всевышний по достоинству оценил поступок Пинхаса. И мы читаем: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, отвратил ярость Мою от сынов Израиля…» (Бамидбар, гл. 25 ст. 11).

Но что такого тот совершил?

Об этом написано: «И встал он и взял копье в руку» (там же, ст. 7).

Мы видим, что Пинхас, чтобы остудить Гнев Всевышнего, выбрал копье. Но почему именно копье? Почему не меч, не лук со стрелой?

Копье лучше всего подходило для решения проблемы с Зимри. Зимри хотел утвердить брак с нееврейкой. Он, видимо, ратовал за установление еврейства по отцу, а не по матери.

На иврите копье — «ромах». Если буквы, составляющие это слово, представить в виде цифр — получим 248. Столько у нас повелительных заповедей.

Зимри решил одну из этих заповедей отменить, и свести все к намеку. Если от 248-ми заповедей отнять одну — получится 247. Если эти цифры прочесть, как буквы — получим ремез (намек). Но Пинхас настоял на том, что заповеди должны быть сохранены в полном объеме, в числе 248. И в качестве аргумента взял в руки копье.

Когда-то Шимон, потомком которого был Зимри, вместе со своим братом Леви, от которого произошел Пинхас, отправился мстить Шехему и его народу за поруганную честь их сестры Дины.

Теперь же потомок Шимона пытается ввергнуть в разврат и скверну весь народ Израиля. Но потомок Леви сохранил верность отцовским идеалам и восстановил справедливость.

Пинхас копьем пронзил Зимри и Козби. И так с копьем, на которое были нанизаны их тела, он прошел весь стан. Лишь дойдя до Мишкана (Переносного Храма) — он швырнул тела распутников на землю.

Всем этим действиям Пинхаса сопутствовали шесть чудес.

1. Когда Пинхас вошел в шатер, в котором Зимри и Козби предавались разврату, Зимри мог отстраниться от своей подруги и вступить с Пинхасом в поединок, но он этого не сделал, а покорно лежал и ждал, чтобы Пинхасу было удобнее проткнуть его копьем.

2. У Зимри, допустим, не хватило духа оказать сопротивление Пинхасу. Но ведь он мог позвать на помощь. Снаружи были стражники, готовые защитить главу колена. Но Зимри лежал молча, и видя приближающегося человека с копьем, стражников не окликнул.

3. Когда Пинхас выходил из шатра он держал копье строго вертикально. Если бы он его склонил, чтобы не застрять в дверях, тела соскользнули бы с него. Но как все-таки, Пинхас сумел выйти? Всевышний послал туда малаха (малах  в условном переводе — ангел), который приподнял верхнюю притолоку.

4. Пинхас с поднятым копьем обошел весь еврейский стан, и пронзенные тела во время этого не свалились с копья.

5. Дойдя до Мишкана, Пинхас бросил тела Зимри и Козби на землю. В этот момент прекратилась эпидемия, вызванная развратом и служением идолам.

6. Небесное воинство хотело оттолкнуть Пинхаса, оттеснить его подальше от Мишкана. Но Всевышний не позволил это сделать.

Но самое значимое чудо заключается в том, что глава, названная в честь Пинхаса, содержит в себе описание всех праздников и раздела земли в Эрец Исраэль между коленами. Потому что Пинхас своим поступком приобрел целый мир — мир еврейской традиции, передающейся из поколения в поколение.

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(раби Исраэль бен Элиэзер, основатель хасидизма; Польша, Украина, первая половина 18-го века)

 

 

5. Пинхас взял пример с Аарона

 

Всевышний берет Пинхаса под Свою защиту. Как сказано: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, отвратил ярость Мою от сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 25 ст. 11).

Но от кого его нужно защищать?

О нем говорили неуважительно: «Посмотрите на этого внука Пути (Итро)! Отец его матери откармливал тельцов для приношений идолам, и он убил предводителя одного из колен Израиля!»

Поэтому в Торе, как говорится в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 83), указывается на его происхождение от Аарона.

Итак, в Торе в защиту Пинхаса сообщается, что он был внуком Аарона. Но ведь это не отменяет тот факт, что он был и внуком Итро.

Рассмотрим слова царя Давида: «Весь день оказывает он милость и дает взаймы, и над потомством его – благословение» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 37, ст. 26).

О ком это сказано?

Человеку, который весь день занимается благотворительностью и трудится на благо общины, обучает других Торе, проявляет доброту и милосердие — нечего бояться за судьбу своего потомства. Ведь бераха (благословение) Всевышнего будет пребывать на нем. И Творец позаботится, чтобы подрастающее поколение обладало всеми необходимыми позитивными качествами.

Злые языки болтали, что Пинхас убил Зимри, главу колена Шимона, из-за дурной наследственности.

Однако Всевышний заверяет, что у Пинхаса с происхождением дела обстоят наилучшим образом. Такой родословной, как у него, позавидует любой. Он — потомок и наследник Аарона, о котором сказано, что он ценил мир и, стремясь к миру, любил людей и приближал их к Торе.

Таким образом, большую часть своего времени Аарон посвящал нуждам людей, решению их проблем, заботе о них. И, как следствие этого — он удостоился берахи для своих потомков. Ну, а если есть бераха — не может быть жестокости. Следовательно, не ею руководствовался Пинхас, убивая Зимри.

Еще можно сказать, что упоминание Итро — намек на свойство характера, присущее герам и неофитам. Они часто пытаются устрожать в тех вопросах, где большинство евреев это не делает.

Так может и Зимри не заслуживал смерти? Может, нанизывание его на копье было неофитским устрожением?

Чтобы развеять все сомнения, Творец показывает, что Пинхас идет путем коэна Аарона и, вдобавок — дарует ему статус коэна. А коэны, как известно — не могут быть связаны с пришельцами. Им запрещается даже брать жен из пришельцев.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)  

Автор текста Мордехай Вейц