Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЭТХАНАН»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 3, ст. 23 — гл. 7, ст. 11

 

Почему она так называется?

Глава начинается фразой: «И я умолял Всевышнего в то время...».

Умолял на иврите — ваэтханан.

 

Обсуждение главы Ваэтханан

 

1. Шанс на спасение есть даже у злодеев

 

Моше рассказывает о своей молитве Всевышнему. И мы читаем: «И молил я Его в то время, говоря: О, Творец! Ты начал показывать Своему слуге величие Твое и мощную руку Твою. Кто тот Всевышний на небе и на земле, который совершил бы подобное делам Твоим и свершениям твоим? Дай мне перейти и увидеть эту хорошую страну, что по ту сторону Иордана, прекрасную гору эту и Ливан. Но разгневался Создатель на меня из-за вас и не стал слушать меня» (Дварим, гл. 3, ст. 23-26).

Анализируя этот отрывок в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 2), Учителя делают вывод, что Моше, пусть и в завуалированной форме, передает посыл следующим поколениям. Наставляет, чтобы они в годину тяжелых испытаний обращались к Всевышнему с молитвой. Моше, как бы готовит плацдарм для будущих потомков.

Мы видим, что здесь Моше молится о себе. Но ведь были моменты, когда ему приходилось молиться за весь народ. Например, после прегрешения с золотым тельцом. Как сказано: «И молил Моше перед Всевышним» (Шемот, гл. 32, ст. 11).

Так может тогда и стоило подготовить плацдарм для молитв будущих поколений?

Чтобы разобраться — рассмотрим фрагмент, в котором говорится о долготерпении Творца.

Написано: «И ныне да возвеличится могущество моего Господина, как Ты говорил: Всевышний долготерпелив и милосерден, прощает нечестие и неповиновение, но не прощает нераскаявшихся» (Бамидбар, гл. 14, ст. 17-18).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Моше, поднявшись к Всевышнему, чтобы принять Тору, Тот писал: «Творец долготерпелив». Спросил у Него Моше: «К праведным?». Ответил ему Всевышний: «Также и к злодеям». Воскликнул Моше: «Злодеи! Да будут уничтожены они!». Сказал ему Творец: «Я тебе припомню твои слова (тебе понадобится Мое долготерпение к злодеям)».

Когда сыны Израиля поклонились золотому тельцу, а затем — когда произошло прегрешение разведчиков, Моше молился перед Ним, вспоминая о Его долготерпении. Сказал ему Всевышний: «А ведь ты говорил Мне: к праведным!». Ответил Ему Моше: «А ведь Ты говорил мне — также и к злодеям!».

Теперь обратимся к фрагменту, в котором Всевышний учит Моше тринадцати качествам милосердия — «И прошел Творец перед ним, и провозгласил...» (Шемот, гл. 34, ст. 6).

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 17) говорится, что тогда Всевышний явил Себя Моше в образе посланника общины ведущего общественную молитву, облаченного в талит. И объяснил, что сынам Израиля, если они сбились с пути и нарушили заповеди, надо сделать «вот так» — в соответствии с написанным.

То есть нужно вести себя, сообразуясь с качествами Творца. Он милосерден — и ты будь милосердным. Он долготерпелив — и ты будь таким. И т.д. В этом и заключается заповедь, предполагающая, что надо идти Его путями.

Но если вдруг сыны Израиля в своем духовном падении уже не смогут соответствовать уровню 13-ти качеств милосердия — пусть хотя бы читают их и думают о раскаянии. Даже только этим они могут заслужить прощение. Ведь, это будет означать, что они выполнили повеление Всевышнего — сделать так, как Он показал.

Теперь мы лучше можем понять диалог между Моше и Всевышним во время дарования Торы.

Тогда Моше был уверен, что 13 качеств милосердия — только для праведников. Ведь только они могут соответствовать им и поверять ими свои поступки.

Но Творец ответил: «Также и к злодеям». То есть, 13 качеств могут помочь даже злодеям, если те, читая их, перейдут к раскаянию.

Но вернемся к фрагменту из нашей главы — «и молил я Его в то время, говоря".

На первый взгляд, может показаться, что слово «говоря» в нем лишнее. На самом же деле, оно показывает уровень скромности Моше. Он поставил себя на один уровень со злодеем, который не в состоянии выполнить требование Всевышнего соответствовать Его качествам, но может лишь произнести их.

Этим он подготовил плацдарм для будущих поколений, которые, возможно, будут далеки от праведности — так, что ни о каком исполнении не будет и речи.

Но хотя бы иврит они будут знать? Прочитать 13 качеств милосердия смогут?

Если да, то и у них в тяжелую годину испытаний и бедствий будет шанс на спасение, на избавление, на геулу (окончательное освобождение).

 

на основе комментария Альшиха

(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)

 

 

 

2. Кто порождает — тот и умертвляет

 

Написано в нашей недельной главе: «Не прибавьте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Всевышнего, которые заповедаю вам» (Дварим, гл. 4, ст. 2).

Всевышний дал нам ровно 613 заповедей — ни больше, ни меньше. 613 для всего народа. Один человек все 613 заповедей выполнить не сможет. Ведь не все мы — коэны, чтобы делать их работу. И не у каждого есть сын, чтобы выполнить заповедь обрезания. Не у каждого первым рождается мальчик, чтобы выполнить заповедь выкуп первенца.

Можно привести и другие примеры, когда заповедь невозможно выполнить. Но мы не должны из-за этого переживать. Ведь мы, евреи — единый духовный организм. И если я не могу выполнить какую-либо заповедь, то другой еврей выполнит ее за нас двоих. А я, что могу, сделаю для него. Это — законы общины.

Но вот, члены общины решили прославить Имя Творца и для этого взялись исполнить еще несколько заповедей — доселе не существующих.

Разве это плохо?

Понятно, что нельзя сокращать число заповедей. Но почему запрещено увеличивать их количество?

Объясню это с помощью притчи.

Жили-были два соседа. Один был бедняком. И хоть часто дома было шаром покати, он всегда был весел, полон идей и никогда не унывал. Другой сосед слыл ужасным скрягой. Снега зимой не допросишься.

И вот, наш бедняк решил богача проучить.

Постучался как-то к нему в дом и говорит:

— Дай мне, соседушка, большую ложку деревянную на часок-другой. А то жена хочет блины испечь, а переворачивать их нечем. Через пару часов верну.

«Что ж, — подумал богач, — если только на часок-другой. Вернет же». И дал ему ложку.

Возвращается наш веселый бедняк через час, отдает ложку богачу. А следом за ней вынимает из-за пазухи еще одну ложку — такую же, только размером поменьше. И говорит:

— За то время, что я взял у тебя ложку попользоваться, она родила еще одну ложку. Так что, теперь обе ложки по праву принадлежат тебе.

«Сумасшедший какой-то, — подумал богач. — Как большая ложка может родить маленькую?».

Впрочем, подумав так, обе ложки он все-таки взял. Уж очень он был жадный.

Через пару дней к вечеру, приходит бедняк снова к богачу и просит одолжить кастрюлю до утра. Богач сначала не хотел давать, но очень уж ему понравилась ситуация с рождением новой маленькой ложки.

«Может, на этот раз большая кастрюля родит мне маленькую», — подумал он.

Рождение маленькой кастрюли уже не казалось ему чем-то странным.

И действительно, к утру бедняк вернул кастрюлю хозяину. А вслед за ней — и маленькую кастрюльку.

— Вот, кастрюля родила за ночь маленькую кастрюльку, так что, теперь обе они твои», — сказал бедняк.

Излишне говорить, что скряга был несказанно рад случившемуся. У него и вопроса не возникло, как такое вообще могло произойти.

Не прошло с тех пор и трех дней, а наш бедняк снова стучится к богачу.

— Здравствуй, добрый сосед» — говорит он. — Скоро к нам приезжает в гости родня издалека. Одолжи, прошу, свой серебряный многосвечечный канделябр. А то гостей будет много. Не сидеть же нам в темноте. Поставлю на стол для красоты. Тебя добрым словом вспомню.

Подсчитал в уме богач, сколько будет стоить маленький серебряный канделябр, который, конечно же, обязательно родится у большого серебряного канделябра, и с радостью вручил его соседу.

Проходит день, другой. От бедняка ни ответа, ни привета. И вот, на третий день богач со своей женой не выдержали и пошли к бедняку домой забирать канделябр. Стучат в дверь. Открывает им бедняк.

— Где наш серебряный канделябр? — спрашивают они.

— Умер, — говорит бедняк.

— Как умер?! Ты что, белены объелся! — закричали они на перебой. — Рзве канделябр может умереть?!

— Ну, если большая ложка может родить маленькую ложку, а большая кастрюля — маленькую кастрюлю, то почему же канделябр не может умереть? — спросил наш хитрый бедняк. - Тот, кто верит, что кастрюля может родить, поверит и в то, что канделябр может умереть.

Если человек вправе назначать себе заповеди, он может решить, что он их хозяин. И когда он почувствует, что 613-ти ему мало, он добавит себе еще несколько. То есть, как бы породит новые заповеди. А если человек решил, что может порождать заповеди, то пройдет время, и на правах хозяина, он точно так же, начнет их убирать из своей жизни.

Кто может породить — тот может и умертвить. Таким образом, нельзя разрешить человеку добавлять заповеди на свое усмотрение. Ведь потом, он так же их уменьшит — умертвит.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

3. Чтобы не вырос горб

 

Написано в нашей недельной главе: «Не прибавьте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Всевышнего, которые заповедаю вам» (Дварим, гл. 4, ст. 2).

Допустим, у кого-то есть, скажем, 504 серебряных предмета. И приятель решил один у него одолжить.

Казалось, нет никаких оснований для отказа. Если бы у него было их 500, он мог бы сказать, что не хочет разбивать круглое число. Но у него — 504!

И все же, реальность подсказывает, что и в этом случае найдется повод для отказа. Например, он может объяснить, что в ситуации, если бы все предметы (или хотя бы часть из них) были одного и того же назначения, он с легкостью какой-нибудь из них мог бы одолжить. Но они все — уникальны, один не похож на другой, а значит, отсутствие даже одного, будет весьма заметно.

— Но у тебя же их более пятисот! Одолжи мне, пожалуйста, только один!

— Поверь, я бы с радостью одолжил тебе, ведь ты мне как брат! Только все эти предметы не сами по себе — они образуют сложный, единый механизм. И если хотя бы один элемент будет отсутствовать, механизм прекратит функционировать и превратится в груду бесполезных деталей. Грандиозный замысел его автора попросту потеряет смысл и больше никогда не будет реализован. Разве можно допустить подобное?!

Наша Тора включает в себя 613 заповедей. Среди них нет повторяющихся, но каждая по-своему уникальна. Какую заповедь ни возьми — ее воздействие на душу человека будет неповторимым. Ведь не похож результат от соблюдения шаббата на выполнение заповеди почитания родителей.

Каждая из 613 заповедей имеет совершенно уникальные свойства. И выполнение каждой воздействует на определенный орган, на определенную часть тела.

Так, существует 248 повелительных заповедей — по числу органов, и 365 запретительных — по количеству жил и сухожилий.

Поэтому исключение одной заповеди лишит жизнеспособности соответствующий ей орган или жилу. Добавление новой заповеди может привести к появлению горба или, к примеру, второго подбородка. 

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) 

 

 

 

 

4. Лекарство не пьют залпом

 

В нашей недельной главе содержится важное правило — «Не прибавьте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Всевышнего, которые заповедаю вам» (Дварим, гл. 4, ст. 2).

Здесь идет речь, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — например, о случае, если кто-то решит поместить в тефилин пять разделов, вместо четырех, или взять пять видов растений при исполнении заповеди о лулаве в Суккот, или — сделать пять кистей-цицит на углах одежды.

Подобно этому следует понимать и указание — «не убавьте».

Но что в этом плохого — добавить пятый раздел в тефилин, или пятый вид растений в лулав?

Попробуем дать метафорическое разъяснение.

Один человек заболел и слег с болями в области живота. Его осмотрел врач и прописал ему микстуру, которую он должен был принимать по чайной ложечке два раза в день, в течении десяти дней.

Когда больной приобрел эту микстуру, он очень обрадовался. «Исцеление близко», — подумал он, откупоривая бутылку со снадобьем. Только вместо того, чтобы принимать микстуру утром и вечером десять дней — он выпил все сразу, залпом. Понятно, что вместо того, чтобы улучшить свое состояние, он почувствовал себя гораздо хуже.

Узнав об этом, врач отказался его лечить, сказав, что не знает средства от глупости.

Мы видим, что, если так важно, принимая лекарства, исцеляющие тело, придерживаться точной дозировки, то выполняя заповеди, врачующие душу — и подавно.

Ведь не зря Творец наряду с повелением выполнять заповеди требует делать это в точном соответствии с инструкциями — ничего не добавляя от себя и не убавляя...

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

5. Качественный костюм лучше трех, хороших до первой чистки

 

Тора предупреждает, что в плане выполнения заповедей не должно быть никакой вольницы. Об этом читаем: «Не прибавьте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Всевышнего, которые заповедаю вам» (Дварим, гл. 4, ст. 2).

Поясню это правило притчей.

Одному бедняку повезло. Он вытащил счастливый билет. Его сын обручился с дочерью богача.

Во время помолвки стороны, как водится, заключили между собой договор и подписали «тнаим» (предварительные условия брачного контракта).

Богач обязался приобрести молодоженам квартиру, обставить ее и каждый месяц выделять им средства на жизнь.

А бедняк обязался приобрести для своего сына три костюма. Но в последнюю минуту, еще и тарелку не успели разбить, отец невесты обратился к своему будущему родственнику:

— Знаешь, что, лучше купи своему сыну два костюма, а не три.

— Но почему? — удивился тот.

— Знаю, что ты весьма стеснен в средствах. И если и сможешь купить три костюма, они будут низкого качества и быстро износятся. Поэтому, вместо трех, купи два, но получше качеством.

Также и Всевышний - Он строго предупредил не прибавлять к уже установленным заповедям никаких дополнительных деталей и никаких новых заповедей, а также не вычеркивать заповеди из списка.

Всевышнему известны все наши немощи и наша духовная нищета. И то, что человек не в силах добавить новое — хорошо, если все установленное он исполнит полностью, без потерь. А то, добавив в одном месте — обязательно утратит свои позиции в другом.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) 

Автор текста Мордехай Вейц