Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА «Ваишлах»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

 

Обсуждение главы Ваишлах

 

1. Посланники Яакова

 

Наша недельная глава называется Ваишлах (и отправил), потому что в ней описывается встреча Яакова и Эсава. Готовясь к этой встрече, Яаков отправляет к Эсаву своих посланников. Как написано: «И отправил Яаков перед собой посланцев (в оригинале — малахим) к своему брату Эсаву на землю Сеир» (Берешит

Слово «малахим» имеет несколько значений. В переводе оно может означать не только «посланники», но и — «ангелы».

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), ссылаясь на Мидраш (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 75), пишет, что это были действительно малахим (ангелы).

Предыдущая глава заканчивается словами — «И Яаков продолжил свой путь, и встретились ему посланники Творца (малахей Элоким). Когда он увидел их, произнес: это стан Всевышнего (Махане Элоким). И назвал это место «Маханаим» (Берешит, гл. 32, ст. 2-3).

Махане Элокомм составили те малахим, которых создал Яаков, изучая Тору и выполняя заповеди. Ведь известно, что человек в процессе реализации добрых дел создает малахим

Существуют разные виды малахим. Например, есть малахей hа-шарет — так называемые, служебные малахим, выполняющие распоряжения Всевышнего. Есть малахей hа-шалом, встречающие праведников и приветствующих их словами «мир пришедшему!». Они же сопровождают еврея, когда тот в шаббат после вечерней молитвы возвращается из синагоги, и приветствуют его словами «шаббат шалом!».

В книге Зогар говорится, что малаха, когда он поднимается на Небо, спрашивают: кто ты и чем занимаешься?

А тот отвечает: меня создал такой-то своими добрыми делами и заповедями..

Яаков изучал Тору 14 лет в шатрах Эвера и еще 20 лет занимался ею, живя у Лавана. За это время он создал множество малахим, очень похожих на него. Поэтому, при встрече Эсав спрашивает: «кто тебе весь этот стан, что я встретил?» (Берешит, гл. 33, ст. 8).

«Кто тебе?» — кем тебе приходятся все эти посланники, столь похожие на тебя?

«Потому что Всевышний был добр ко мне» (там же, ст. 11), — отвечает Яаков.

«Всевышний был добр ко мне» — даровал возможность изучать Тору и выполнять заповеди, и благодаря этому — создать всех этих малахим

Отправляя посланников к Эсаву, Яаков закладывал этим фундамент для будущего. Для того будущего, которое описано в пророчестве — «Вот отправляю Я посланника Моего, и очистит он дорогу передо Мной» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 1).

Подобно тому, как Яакову с помощью посланников удалось нейтрализовать Эсава, жаждавшего крови, так в будущем посланник Всевышнего нейтрализует деструктивные силы и уничтожит всех злодеев, а само Зло будет стерто с лица земли...

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

   

 

 

2. Все бегут: гонец навстречу гонцу, вестник навстречу вестнику

 

В нашей недельной главе читаем: «И отправил Яаков перед собой посланцев к своему брату Эсаву на землю Сеир» ((Берешит, гл. 32, ст. 4).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что роль посланников выполняли малахим (мн. ч. от малах, в условном переводе — ангел).

Но откуда в распоряжении Яакова взялись малахим?

Это станет понятно из следующей истории.

Примерно 400 лет назад в Амстердаме жил один купец, который вел праведный образ жизни и много помогал еврейской общине. По своим торговым делам он часто отправлялся в плавания. Однажды, корабль на котором он плыл, попал в сильный шторм и потерпел крушение. Купец оказался в воде. Он ухватился за какой-то обломок, и это позволило ему не пойти ко дну.

Но куда плыть? Со всех сторон море, и конца ему не видно.

И вдруг перед ним мелькнуло знакомое лицо. Это был образ одного бедняка из общины. Бедняк показывал, в каком направлении плыть. Последовав за ним, купец смог добраться до берега.

Вернувшись в Амстердам, он обратился к раввину с просьбой разъяснить, за счет чего он удостоился такого чуда? И что означает видение, благодаря которому он спасся?

— Помогал ли ты этому бедняку? Может, ты сделал ему доброе дело, или ему оказал услугу?

— Как-то, я сел за стол обедать. И вдруг, стук в дверь. Открываю, а на пороге стоит нищий и просит хлеба для своих голодных детей. Я заглянул в его бездонные глаза полные неземной тоски и собрал всю свою трапезу, к которой даже не успел притронуться, упаковал и отдал ему.

— Своим поступком ты сотворил малаха. Он и спас тебя из морской пучины.

Мы видим, что, выполняя заповедь, или совершая доброе дело, человек создает малаха, оберегающего его в час беды.

Читаем: «Спешно отправились гонцы по слову царскому, и объявлен был указ этот в крепости Шушан. И царь с Аманом сели пить, а город Шушан был в смятении» (Мегилат Эстер, гл. 3, ст. 15).

В продолжении в Книге Эстер написано: «Гонцы верхом на царских рысаках быстро и спешно выехали по слову царскому. Указ же был дан в крепости Шушан... И город Шушан возликовал и возрадовался» (там же, гл. 8, ст. 14-15).

О каких гонцах здесь идет речь?

В книге Зогар разъясняется, что у этих фрагментов, кроме основного, есть еще и глубинный смысл. Когда человек нарушает заповедь или совершает дурной поступок (об этом повествует первый фрагмент), он этим создает малаха-обвинителя, который бежит как угорелый, чтобы обвинить и осудить того, кто его породил. Только Всевышний не всегда сразу его принимает. Иногда велит обождать. И когда человек выполняет заповедь или делает доброе дело (и тут мы переходим ко второму фрагменту) — рождается малах-защитник, и он бросается изо всех, чтобы нейтрализовать обвинителя.

Об этом говорит и пророк: «Гонец бежит навстречу гонцу, и вестник навстречу вестнику» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 51, ст. 31).

На земле часто бывают противостояния — людей, идей, государств. Но исход каждого такого противостояния решается на Небесах. Вот и бегут, торопятся гонец навстречу гонцу и вестник навстречу вестнику, в надежде склонить чашу весов в свою пользу.

Об этом Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в «Законах раскаяния» пишет: «Каждый человек должен видеть себя весь год наполовину праведником, наполовину злодеем. И также весь мир — наполовину оправданным, наполовину виновным. Совершил один проступок — навлек на себя и на весь мир приговор, став причиной его уничтожения. Исполнил одну заповедь — перетянул чашу весов в сторону заслуг, принеся тем самым и себе, и всему миру спасение и избавление».

 

на основе комментария раби Менаше бен Исраэля

(автор книги «Нишмат хаим», Франция, Голландия, 1604-1657 гг.)

 

 

3. Спуститься к человеку или поднять его к себе

 

Яаков просит передать Эсаву — «Я жил (в оригинале — гарти) с Лаваном, и откладывал мое возвращение доныне» (Берешит, гл. 32, ст. 5).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что гематрия (числовое значение) слова «гарти» (я жил) — 613. То есть Яаков заявил: «Живя с Лаваном, я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки».

Получается, что Яаков говорит с Эсавом намеками. Только почему он решил, что Эсав разбирается в гематриях и умеет их вычислять? Да и факт, что Яаков соблюдал заповеди —произведет ли на Эсава неизгладимое впечатление?

Существует два типа праведников: один старается подстроиться под собеседника, говорить с ним на одном языке, другой — всегда остается самим собой и со всеми разговаривает одинаково, на языке Торы.

Мы видим, что Яаков относился ко второму типу. После изучения Торы в доме отца, после учебы в шатрах Эвера, после курса Торы в доме Лавана, она стала сущностью и неотъемлемой частью Яакова, а ее язык стал для него родным. И к кому бы он ни обращался, он говорил с позиции законов Торы.

Раби Йосеф Розин (1858-2006 гг.), прозванный Рогачевером, тоже избрал язык Торы своим основным средством общения. Он заводил разговоры с простыми, малограмотными людьми и в своих беседах часто цитировал Талмуд.

Находясь в дороге и коротая время беседой с извозчиком, он мог обсудить с ним самые сокровенные тайны Торы, при том, что извозчик, едва ли понимал, о чем идет речь. Но раби Йосеф просто не мог иначе.

В продолжении рассматриваемого нами фрагмента читаем: «И нажил я достояние быка и осла, мелкий скот» (Берешит, гл. 32, ст. 6).

Яаков продолжает говорить намеками. Осел — это эпоха Машиаха. Ибо сказано у пророка: «Вот царь твой придет к тебе, праведник и спасенный он, беден и восседает на осле» (Танах, книга пророка Захарьи, гл. 9, ст. 9).

Осел на иврите — хамор, слово, образованное от того же корня, что и хомер — материя. Таким образом, пророк подразумевает, что Машиах будет царем, который подчинит себе хомер, материю.

«Мелкий скот» — аллегорическое выражение, подразумевающее здесь сынов Израиля. Как сказано: «И вы — овцы Мои» (Танах, книга пророка Йехезкеля, гл. 34, ст. 31).

Таким образом, Яаков провозглашает вечность народа Израиля, вплоть до прихода Машиаха. И это означает, что Эсав — не сумеет совладать с ним, ни сейчас, ни в будущем.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

 

4. Мудрый выверяет каждое слово

 

Посланники должны передать Эсаву слова Яакова. И мы читаем: «Я жил (в оригинале — гарти) с Лаваном, и откладывал мое возвращение доныне» (Берешит, гл. 32, ст. 5).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что гематрия (числовое значение) слова "гарти" (я жил) — 613.

То есть Яаков заявил, что, живя у Лавана он соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки». 

Итак, Яаков декларирует свое соблюдение заповедей. Слово «соблюдал» может подразумевать — не нарушал. Но почему Яаков не говорит, что он исполнял заповеди?

Дело в том, что исполнить все 613 заповедей никому не под силу. Ведь некоторые заповеди относятся только к коэнам, другие можно исполнять только в Иерусалимском Храме, третьи — адресованы царям и т.д. Никто не может быть одновременно и коэном, и царем, и судьей. И далеко не у всех рождаются сыновья-первенцы.

Употребленное в этом фрагменте в тексте оригинала слово «шамарти» (я соблюдал), означает еще — берег, стерег. Так человек, не имеющий возможности исполнить заповеданное, терпеливо ждет, когда появится такая возможность и надеется, что его ожидание не затянется.

Тот, кто жаждет исполнить заповедь, за свое жгучее желание получает особую награду от Всевышнего.

Написано: «Кто предварил Меня, чтобы Я уплатил ему?» (книга Иова, гл. 41, ст. 3).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 37) объясняют, что человек может за исполнение заповедей предъявить Всевышнему счет. Мол, Ты велел обрезать новорожденного на восьмой день — я обрезал. Значит, мне полагается награда. Ты велел установить ограду на крыше дома — я установил. И жду за это награду.

Но Всевышний парирует. Ты выполнил заповедь обрезания, только потому, что Я даровал тебе сына. Ты смог установить ограду на крыше, в заслугу того, что Я дал тебе возможность приобрести недвижимость.

Получается, что Творец "оплатил" человеку выполнение заповеди еще до того, как тот приступил к ее реализации. Поэтому в этом мире награды за нее ждать не приходится. Она найдет героя в мире Грядущем.

Что же в нашем мире? Неужто ходить без награды?

Впрочем, есть опция и на награду даже здесь и сейчас. Для этого нужно обнаружить желание исполнить заповедь. То есть, как бы опередить Всевышнего. Вот, за это можно обрести награду в этом мире. Поскольку хорошую и правильную мысль Творец присоединяет к действию.

Яаков намеком говорит о соблюдении заповедей, а затем открытым текстом объявляет, что «нажил достояние — быка и осла, мелкий скот" (Берешит, гл. 32, ст. 6).

Но откуда взялось это достояние, ведь в нашем мире награда за выполнение заповедей не положена?

За бережное отношение к заповедям, за желание их исполнять еще до того, как представится возможность. Поэтому и использовано слово «шамарти».

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Хорошо продуманная стратегия

 

Яаков готовится к встрече с Эсавом. В нашей недельной главе об этом читаем: «И разделил он народ, который с ним... на два стана. И сказал он: если подойдет Эсав к одному стану и разобьет его, то будет оставшийся стан спасен» (Берешит, гл. 32, ст. 8-9).

Возникает вопрос: почему Яаков так уверен, что второй стан точно уцелеет, и откуда он знал, что Эсав нападет только на один стан?

Написано: «И пятеро из вас обратят в бегство сотню, А сто из вас — десять тысяч обратят в бегство» (Ваикра, гл. 26, ст. 8-9).

Получается, что пятеро сынов Израиля могут одолеть вражескую сотню.

Давайте подсчитаем, какими силами на тот момент располагал Яаков. Он сам, одиннадцать сыновей, четыре жены и дочь Дина. Итого — семнадцать.

С Эсавом же шли, как известно, четыреста воинов, то есть — четыре сотни. Чтобы их обратить в бегство и разгромить требуется минимум двадцать бойцов, а у Яакова, даже, если всех поставить под ружье, максимально набирается только семнадцать.

Получается, Яаков не в состоянии победить. Но это, если действовать прямолинейно, без смекалки.

Яаков решил на практике доказать, что побеждают не числом, а умением. И вот, перед лицом серьезной опасности, обусловленной превосходящими силами противника, Яаков разрабатывает план предстоящей кампании. Он делит свою крошечную армию на два отряда: один, из которых, насчитывает десять бойцов, а другой — семь.

Эсав, увидев перед собой две позиции Яакова, распределит своих людей для атаки на них. Самое напрашивающееся решение — выставить против каждой по двести человек. Наступая по двум направлениям, Эсав потерпит сокрушительное поражение. Ведь, десять воинов Яакова обратят в бегство двести головорезов Эсава. А затем, присоединившись к семерым, помогут им одолеть второй отряд, и этим завершат окончательный разгром врага.

Теперь ясно, как следует понимать то, что написано в нашем фрагменте.

«Если подойдет Эсав к одному стану» — имеется в виду первый экспедиционный корпус Эсава, состоящий из двухсот солдат.

«То разобьют его» — отряд из десяти бойцов сможет обратить в бегство двести солдат неприятеля.

И когда после этого первый отряд присоединится ко второму — "будет оставшийся стан спасен". А неприятель будет разгромлен.

На протяжении своей истории, сынам Израиля не раз приходилось противостоять противнику, гораздо более многочисленному. Но благодаря их праотцу Яакову, они часто одерживали верх...

 

на основе комментария раби Шалома Рокаха из Бельза

 (Украина, 1781-1855 гг.)  

Автор текста Мордехай Вейц