Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «КИ ТИСА»
Место в Торе: книга Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так называется?
По начальным словам: “Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.
Обсуждение главы Ки Тиса
1. Самоотверженность еврейского лидера
Нашу недельную главу открывает повеление Всевышнего — «Когда будешь вести счет сынам Израиля для определения их численности, то дадут они каждый выкуп Всевышнему за душу свою, и не будут поражены мором» (Шемот, гл. 30, ст. 12).
Рабейну Ари hа-кадош (раби Ицхак Лурия Ашкенази, крупнейший каббалист; Эрец Исраэль, 16-й век) засвидетельствовал, что комментарий раби Моше Альшиха (Израиль, Цфат, 16-й век) раскрывает для нас один из 70-ти ликов Торы.
Рабейну Йосеф Хаим (один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го) обычно начинал свои выступления по недельным главам цитированием соответствующего места из этого комментария. Как-то раз он заметил, что всегда начинает словами рава Альшиха, потому что уверен, что они — с горы Синай.
Раби Моше Альших отмечает, что в нашей фразе есть намек на качества, которыми должен обладать еврейский лидер — преданность, самоотверженность и даже готовность к самопожертвованию раду своего народа.
Выражение «ки тиса», вынесенное в название нашей недельной главы, мы перевели, как — «когда будешь вести счет». Но если переводить дословно, получится — «когда вознесешь».
От того же корня происходит и слово «наси» — лидер, глава, президент, тот, кто выделен и вознесен.
Так вот, наси, еврейский лидер, должен быть готов стать выкупом Всевышнему за души евреев. Если приходит беда — еврейский лидер первым «бросается на амбразуру». Он, не раздумывая, должен пожертвовать своим почетом, своим имуществом и даже жизнью, если того требует спасение народа.
Занять высокий пост главы и лидера хотят многие, но вот к самопожертвованию готовы далеко не все.
Когда сыны Израиля начинают отходить от Торы, возвышает свой голос Обвинитель, и готовится к вынесению суровый приговор. Тогда глава поколения должен проявить самоотверженность и сделать все, чтобы спасти свой народ.
Готовность к самопожертвованию в тяжелый для сынов Израиля момент, мы находим у Моше, который сказал: «И теперь, если простишь их прегрешение — хорошо, а если нет, то сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал» (Шемот, гл. 32, ст. 32).
Ученик Хатам Софера, раби Иссахар Дов Симандел был праведным евреем и мудрецом Торы. Он написал значимый комментарий на Талмуд, который из скромности назвал Минхат ани (Приношение бедняка).
Впрочем, дело не только в скромности. В своем труде раби Иссахар Дов разобрал 130 сложных вопросов. 130 — это гематрия (числовое значение) слова «ани» (бедняк).
Так вот, раби Симандел был раввином общины одного венгерского города. Евреи этой общины не отличались особой святостью. Многие из них были чудовищно безграмотны, другие ничего не соблюдали, третьи стали, так называемыми, «просвещенцами» (hаскала или «просвещение» — общественное движение, последователи которого, отвергали Тору).
Однажды в этот город приехал известный раввин. Закончив свои дела, он нанес визит раввину города. Побеседовав с раби Иссахаром, раввин пришел в изумление. Он был поражен глубиной его знаний во всех разделах Торы.
— Я бывал во многих городах и местечках и немало повидал. Обычно община под стать раву, а рав соответствует общине. Но здесь я столкнулся с исключением из правил. Поведайте мне, уважаемый раби, как эти евреи, в большинстве своем неучи, нарушающие шаббат и употребляющие в пищу все подряд, удостоились такого мудрого и праведного раввина общины?
— Видимо, они увидели во мне «выкуп за душу свою» и избрали меня своим раввином — в надежде, что Всевышний не поразит их мором или какой-то другой напастью.
на основе комментария рава Моше Альшиха
(Израиль, Цфат, 16-й век)
Народному вождю полезно знать, на какую численность людей он может опираться. Только прямой их подсчет может привести к беде. Об этом Всевышний предупреждает Моше: «Когда будешь вести счет сынам Израиля для определения их численности, то дадут они каждый выкуп Всевышнему за душу свою, и не будут поражены мором» (Шемот, гл. 30, ст. 12).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что считать сынов Израиля следует не «по головам», но каждый должен дать половину шекеля, и тогда сосчитав шекели, можно будет узнать численность народа..
В Талмуде (трактат Йома, лист 22) говорится, что впрямую пересчитывать евреев нельзя, даже если знать их число необходимо для выполнения заповеди. Например — когда требуется выяснить, собрался ли миньян (кворум) для молитвы, пересчитывать «по головам» присутствующих в синагоге запрещено.
Некоторые думают, что считать молящихся цифрами (один, два, три) нельзя, но буквами (алеф, бет, гимел и т.д.) — разрешается.
Но, нет, это — ошибка. Ивритские буквы также выполняют роль числительных. Поэтому использовать их для подсчета людей нельзя.
Но как же быть?
Конечно, неплохо было бы, если бы каждый дал монету. Только, как быть в субботу? Да, и в будни многие перешли на электронные средства оплаты.
Вот проверенный способ. Нужно выучить фразу из Псалмов царя Давида (в оригинале в ней ровно десять слов): «Спаси народ Свой и благослови наследие Свое, и паси, и возноси их вовеки» (Теилим, гл. 28, ст. 9). Впрочем, и в русском переводе тоже будет десять слов, если не считать соединительный союз «и». После каждого произнесенного слова из этой фразы, нужно переводить взгляд на нового человека. Удалось дойти до конца — значит, в синагоге собрался миньян.
Как-то в доме одного раввина собрались члены попечительского совета, чтобы обсудить дела общины. Раввин усадил их за стол и велел супруге приготовить всем кофе. Та знала, что людей считать нельзя, но как определить, сколько чашек подать?
Женщина, как бы ненароком уронила салфетку, нагнулась за ней и сосчитала сколько под столом ботинок. Количество ботинок было аккуратно поделено на два, а полученное число трансформировалось в дымящиеся чашки ароматного кофе.
Когда гости ушли, она рассказала мужу о проделанном трюке. Тень сомнения промелькнула на лице раввина — не была ли нарушена галаха (еврейский закон)? Но тут же глаза засияли радостью догадки. Он подошел к полкам и ловким движением снял книгу, раскрыл ее в нужном месте и прочитал в голос: тогда председательствующий объявляет — «голосуйте!». И они показывают ему один или два (трактат Йома, гл. 2, м. 1).
Раби Овадья из Бартануры (один из крупнейших комментаторов Мишны, родился в Италии — город Бартанура, переехал в Эрец Исраэль, был главным раввином Иерусалима; середина 15-го — начало 16-го вв.) поясняет, что голосуют пальцем, поскольку нельзя считать людей. Председательствующий подводит итог голосования, считая пальцы. И если разрешено считать пальцы — подвел итог раввин, то ботинки и подавно.
Интересно, что на иврите слово «ацбаа» (голосование), созвучно с «эцба» (палец).
на основе комментария раби Йосефа Хаима
(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)
3. Чтобы не забодали друг друга
Написано в нашей недельной главе: «И даст каждый выкуп Всевышнему за душу свою, и не будут поражены они мором» (Шемот, гл. 30, ст. 12).
Но, что за мор, и почему он должен начаться, если не давать выкуп?
Вероятно, Тора исходит из знания человеческой природы. Если бы было объявлено о переписи населения, вещи в те времена невиданной и диковиной, каждый пожелал бы, чтобы его записали одним из первых. Все бы ринулись на зов, пытаясь опередить друг друга. Началась бы давка, в которой кому-то отдавили бы ногу, кому-то могли выбить зуб или глаз… Ведь сильная давка редко обходится без тяжких телесных повреждений. Могут и насмерть затоптать.
Слово «негеф» мы перевели как — «мор». Слово с этим корнем нам уже встречалось. В главе Мишпатим сказано: «Если чей-то бык забодает (йигоф) чужого быка…» (Шемот, гл. 21, ст. 35).
Некоторые, теряя над собой контроль, превращаются в бодающегося быка. Поэтому Всевышний велел, чтобы каждый дал выкуп.
Человек склонен нестись сломя голову, когда есть возможность получить что-то бесплатно. Но когда нужно платить, никто не станет торопиться и пытаться отпихнуть других, чтобы пролезть без очереди. Следовательно, не будет и давки.
Только Тора не ограничивается требованием заплатить, она еще требует, чтобы все платили одинаково. Об этом дальше читаем: «Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать» (Шемот, гл. 30, ст. 15).
Но почему бы не установить нижний предел, и позволить сверх этого добавить еще, кто сколько пожелает?
Дело в том, что Тора предъявляет требование к каждому еврею — «И чисты будьте перед Всевышним и перед Израилем» (Бамидбар, гл. 32, ст. 22).
Поэтому, во избежание кривотолков, необходимо будет дать отчет обо всех собранных средствах. Таким образом, будет учтено и зафиксировано, кто сколько дал. И эти данные должны быть в общем доступе.
Тогда каждый пожелает ознакомиться с этим списком, и начнутся разговоры.
«Вы только посмотрите, этот богач Шимон пожертвовал, лишь пять шекелей. Вот, скупердяй! А наш бедняк Хилик дал целых двадцать полновесных монет. Значит, он только прикидывался бедняком, пыль в глаза пускал. А сам втихую получил наследство и живет себе припеваючи».
Подобные разговоры называются злословием и наносят урон не меньший, чем бодающийся бык, а может — и больший.
Чтобы на корню пресечь лашон hа-ра (злословие), в Торе дано повеление жертвовать каждому ровно по пол шекеля — не менее и не более.
на основе комментария рава Йосефа-Дова Соловейчика
(автор книги «Бейт hа-Леви», глава Воложинской йешивы, главный раввин Брест-Литовска, один из крупнейших раввинов второй половины 19-го – начала 20-го вв.)
4. Тайна огненной монеты
Из Торы узнаем, что для того, чтобы не начался мор, чтобы не вспыхнула эпидемия, при подсчете каждый должен был дать искупительный дар, выкуп за душу свою. Как написано: «Это пусть дадут они» (Шемот, гл. 30, ст. 13).
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Творец показал Моше подобие огненной монеты весом в половину шекеля и сказал ему — «Такое должны они дать».
Три элемента вызвали затруднение у Моше. Первые буквы их названий в оригинале образуют имя «Моше». Это — Менора (слово начинается буквой мем), шекель (первая буква в этом слове – шин; имеется в виду монета в половину серебряного шекеля) и новомесячье (в оригинале — hа-ходеш, начинается на букву hей). Буквы мем, шин и hей образуют имя Моше.
Получив заповедь о Меноре, Моше сомневался, правильно ли он понял ее устройство. И тогда Всевышний показал ему ее в Небесах, сказав при этом: «И вот устройство Меноры: чеканной работы из цельного куска золота» (Бамидбар, гл. 8, ст. 4).
Заповедь о половине шекеля также вызвала затруднение. Тогда Творец показал Моше подобие огненной монеты весом в половину шекеля и сказал ему: «Такое должны они дать».
Услышав самую первую заповедь Торы: «Этот месяц для вас — Глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2), Моше был в замешательство. И Всевышний указал ему на луну в ее обновлении, в фазе новолуния, и сказал: всякий раз, когда луна обновляется, для тебя это будет началом месяца, так что, когда увидишь ее такой — освящай ее (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 15).
В изготовлении Меноры действительно может быть сложность, ведь в Меноре есть разные мелкие детали, и все должно быть выковано из одного цельного куска золота.
Непросто разобраться и в фазах луны.
Но какие проблемы могут возникать в связи с монетой в половину шекеля? Почему и в этом случае потребовались дополнительные разъяснения?
Написано в Танахе: «Всевышний — тень для тебя по правую руку твою» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 125, ст. 5).
Из этого следует, что в моменты, когда человек в нашем материальном мире выполняет какую-либо заповедь — то же самое в духовных мирах повторяет верхняя часть его души. И Всевышний тоже выполняет эту заповедь.
Например, когда человек накладывает тефиллин, то же самое, как говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 6) совершает и Творец. Еврей перед молитвой облачается в талит, нечто подобное делает и Всевышний. Как сказано: «Окутан светом, как плащом» (Теилим, гл. 104, ст. 2).
Что происходит, когда человек протягивает монету бедному?
Мы уже знаем, что и Всевышний не остается в стороне. Ведь у него есть огненная монета — та, которую он демонстрировал Моше. Эту монету Он как бы дает Шехине (Шехина — Присутствие Всевышнего в нашем материальном мире). Шехина, подобно еврейскому народу, находится в галуте (в изгнании) и поэтому страдает. Ведь все страдания сынов Израиля отражаются на Шехине.
И подобно тому, как монетка цедаки (пожертвование на высокие, благородные цели, в первую очередь — на распространение знаний Торы) скрашивает жизнь бедняку — так и поток Света, принявший форму огненной монеты, облегчает страдания Шехины. И соответственно, облегчает страдания сынов Израиля.
Получается, что, давая цедаку, еврей тем самым запускает важный процесс в духовных мирах, который в конечном итоге оборачивается добром и благом для еврейского народа.
на основе комментария рава Менахема Реканати
(составитель книги «Перуш аль hа-Тора аль дерех hа-эмет», Италия, 1250-1310 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц