Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четырнадцатый цикл обсуждения

ГЛАВА “Толдот”

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

 

Обсуждение главы Толдот

 

1. Соблюдай дистанцию

 

Ривка долгое время была бездетна. И вот, наконец, наступила долгожданная беременность. Только протекала она неспокойно. Об этом читаем: «И толкались сыновья в ее утробе» (Берешит, гл. 25, ст. 22).

Выходит, Яаков и Эсав враждовали даже не с рождения, но — еще до него.

Понятно, что эта экзистенциональная вражда родилась не на пустом месте. Всевышний обозначил так невозможность их сближения. Яакову предписано держать дистанцию с Эсавом, невзирая на то, что номинально они — братья. 

Рассмотрим два химических препарата, один из которых обладает важными и редкими свойствами. Когда он вступает в контакт с другим — начинается реакция, в результате которой все его свойства пропадают, и он становится абсолютно индифферентным.

Подобно этому, потомки Яакова, сближаясь с другими народами, теряют свою аутентичность, понижают духовный уровень и начинают отходить от Торы. Поэтому, Всевышний установил «предохранительный клапан», который срабатывает, если сближение переходит допустимые границы. И тогда в народе, среди которого живут евреи, пробуждаются вражда и ненависть к ним.

Когда сыны Израиля перестают отделять себя от народов мира, те начинают отталкивать Израиль, принимая антиеврейские и антиизраильские законы, накладывая санкции, устраивая теракты и погромы.

Один из прошлых министров образования Израиля разработал и начал активно внедрять программу по сближению еврейской и арабской молодежи. Под эгидой министерства образования стали устраивать совместные мероприятия и для учебы и для досуга — всевозможные походы, слеты, форумы, вечеринки. Для их проведения выделили огромный бюджет. Перед организаторами реализации этой программы поставили цель — стереть различия между евреями и арабами так, чтобы они стали единым народом.

Многие раввины и здравомыслящие общественные деятели забили тревогу, и выступили против разрушения оград, попрания традиций, что неминуемо приводит к смешанным бракам. Только, ослепленный своей бредовой идеей, министр не пожелал прислушаться к голосу разума.

Впрочем, плодов его инициатива так и не принесла. Точнее принесла, но совсем не те, которых он ожидал. Началась первая интифада, а вскоре, вслед за ней — и вторая.

Арабы стали устраивать беспорядки, поджоги, нападать на евреев, терроризировать израильское население и громить все вокруг.

Как только сыны Израиля пытаются сблизиться со своими арабскими соседями, в тех самым непостижимым образом вспыхивает ненависть и особая жестокость. И, вместо сближения — происходит отдаление. Так реализуется Воля Всевышнего.

В конце 19-го века евреи восхищались немцами и Германией. Ради того, чтобы сблизиться и породниться со столь культурным и просвещенным народом, они изобрели лозунг — «быть евреем дома и немцем на улице».

В ответ на столь беззаветную любовь, культурные и просвещенные люди отправили миллионы евреев в лагеря смерти.

Как-то два еврея встретились на улице. В детстве они дружили, учились в хедере (традиционное еврейское учебное заведение для детей), только один остался верен Торе и заповедям, а другой поддался онемечиванию и уже мало походил на еврея.

Тем не менее, он был рад встрече с одноклассником и охотно придался воспоминаниям:

— Дружище, а помнишь, как мы сидели за одной партой, и ты мне чинил карандаш, а я тебе одалживал ластик?

— Конечно, помню, только больше не называй меня «дружище». Мы с тобой по разные стороны баррикад.

Когда в утробе матери Яаков приближался к Эсаву, тот начинал его нещадно лупить. И этот «урок» потомки Эсава повторяли не раз. Из поколения в поколение, на протяжении всей истории...

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Чем старше — тем сильней и отчетливей различия

 

Написано в нашей недельной главе: «И выросли мальчики. И стал Эсав искусным ловцом зверей, человеком поля, а Яаков — человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

Фраза «и выросли мальчики» кажется здесь лишней. Ведь и так понятно, что Эсав стал «искусным ловцом зверей», когда вырос. Ведь маленький ребенок не годится в охотники.

Также и черты, характеризующие Яакова, формировались в нем по мере взросления.

Так для чего Тора сообщает нам, что мальчики подросли?

Объясню это притчей.

Орел свил гнездо на вершине утеса, высоко под облаками. Но один маленький птенчик вывалился из него и упал в глубокую расселину. К счастью, он не разбился, а отделался, лишь, легким испугом. Хоть и высота была огромной, но ветви раскидистого дерева затормозили падение, а густая трава сыграла роль амортизатора.

Так орленок оказался среди коз и ягнят. Он рос вместе с ними, и поначалу никак не выделялся из общей массы бекающих и мекающих.

Но вот, у него прорезались крылья, и однажды он воспарил над стадом и вознесся к горным вершинам — туда, куда никакой баран не доберется.

Впрочем, охотясь, он снижался. И однажды его увидел молодой козел, который с ним вместе рос. Он узнал и окликнул бывшего птенчика, а ныне грозного орла, поприветствовал и назвал братом.

Но орел не выказал особой радости.

— Да, я рос с тобой и не стеснялся твоей компании, потому что у нас было нечто общее. Но с тех пор, как я обрел крылья, а ты рога, у меня нет никакого желания водить дружбу с тобой и с подобными тебе...

Яаков и Эсав действительно росли вместе, в одном доме. Но по мере взросления их различия становились все заметнее и заметнее. Пока о разнице между ними не стали говорить: «Да это просто небо и земля!».

Яаков поднимался по лестнице духовности, чистоты и святости. А Эсав становился все более грубым и заматериализованным.

Поэтому в Торе и сообщается об их взрослении — именно оно открыло новый этап в их жизни, когда каждый пошел своим путем.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

 

 

 

3. Огородник и виноградарь

 

Написано: «А Яаков был человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

В комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что под «шатрами Яакова» подразумеваются места изучения Торы.

Но в чем разница между человеком, сформировавшимся как личность в результате учебы, и тем, кто Тору не изучал?

Объясню это с помощью притчи.

У царя во владении были прекрасные земельные угодья. И он поделил свою землю на два участка и отдал их в аренду двум большим специалистам в сельском хозяйстве.

Каждый из них трудился, не покладая рук. И в итоге оба собрали богатые урожаи.

Один вырастил прекрасный виноград, лучше которого не было во всей стране. Другому удалось собрать первые овощи задолго до того, как они появились на рынке.

Виноградарь сложил лучшие грозди в корзину и отослал ее царю. Огородник наполнил лукошко своими первосортными овощами, позаботившись, чтобы они были доставлены в царский дворец.

Царь пригласил обоих на торжественный обед, но отнесся к ним не одинаково. Виноградаря он окружил небывалым почетом, а с огородником разговаривал снисходительно.

Тот никак не мог понять причину столь предвзятого, как ему показалось, отношения. И по завершению пира, тотчас же обратился к мудрецу, советнику царя, за разъяснениями.

— Подожди несколько дней, — сказал советник, — и ты увидишь, как рынок заполнится овощами. Сразу цены пойдут вниз. И если ранние овощи могли себе позволить только очень состоятельные люди, то в сезон ими уже будут кормить скот. Хороший же виноград высокого качества, всегда трудно достать, поэтому он постоянно будет в цене.

Любая вещь в нашем мире ценится, исходя из того, насколько редко она встречается и насколько трудно ее заполучить. Так медь более распространена, по сравнению с золотом. Поэтому золото — дороже меди.

Постижение Торы требует усилий, открытия в ней сродни редким жемчужинам, которые опытные ныряльщики достают из морских глубин. Поэтому Тора всегда будет дорогой и желанной.

Люди, как правило, стараются быстрее разделаться со своей работой и освободить время для себя. Те же, кто по-настоящему изучают Тору, стараются выкроить и высвободить время для нее.

Рассказывают о Хафец Хаиме (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), что, вернувшись из поездки, он первым делом снял с полки книгу и сел с ней к столу. При этом он снимал с себя пальто. Но так быстро и глубоко погрузился в учебу, что успел вынуть руку только из одного рукава. Когда, спустя несколько часов принесли обед, он все еще сидел в невероятной сосредоточенности, склоненный над книгой, с одной рукой в рукаве...

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

4. Праведника от злодея можно отличить по кишкам

 

Когда Ривка столкнулась с осложнениями при беременности, ей было предсказано, что из ее утробы (дословно — кишок) выйдут два народа, чьи пути разойдутся (Берешит, гл. 25, ст. 23).

Когда хотят определить праведник человек или злодей, это можно сделать по кишкам. Тот, кто усердно изучает Тору, может сказать о себе: «И Тора Твоя внутри меня (у меня в кишках — если переводить дословно)» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 40, ст. 9).

Бывает, человек проголодался или устал, но он все равно продолжает учиться с прилежанием и усердием, невзирая на пустоту в животе.

Но разве можно нормально учиться, когда кишки играют марш?

Можно, если в них Тора!

О злодеях сказано, что их чрево (дословно — кишки) оскудевает (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 13, ст. 25).

Здесь идет речь о чувствах нечестивца. Ему все время кажется, что его пузо оскудевает, поэтому он постоянно занят тем, как бы его поплотнее набить, да и об удовлетворении других своих вожделений не забывает.

Во фразе «Два народа выйдут из кишок» — подразумеваются праведный Яаков и злодей Эсав. Разницу между ними видно «по кишкам». В кишках у Яакова — Тора, а у Эсава — чечевичная похлебка.

Но ведь чечевица при варке меняет свой цвет. Она может стать серой, или, даже черной. Так почему же Эсав требовал именно «этого красного, красного» (Берешит, гл. 25, ст. 30)?

Потому что «чрево злодеев оскудевает». Эсав так торопится наполнить свой живот, что не в силах ждать пока чечевица просигнализирует о своей готовности изменением цвета. Он готов съесть ее недоваренной, красной.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 63) говорится, что Эсав требовал, чтобы Яаков влил похлебку в него, как будто он верблюд.

Если хотят лучше узнать человека, выяснить, насколько он прям и честен, обладает ли богобоязненностью — нужно понаблюдать за тем, как он ест.

Праведник омывает руки и произносит благословение, ест не спеша и немного, только, чтобы утолить голод, проявляет за столом скромность и хорошее воспитание. Злодей же набрасывается на еду, уплетает за обе щеки и все никак не насытится.

«Праведник ест досыта, а чрево злодеев — оскудевает»...

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(широко известен как Хида — аббревиатура, составленная из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц